Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть первая. Античные учения о мифе. Лического инструментария (символ государственности — Афина Паллада, символ прогресса — Прометей, символ власти — Зевс и ДР. )
лического инструментария (символ государственности — Афина Паллада, символ прогресса — Прометей, символ власти — Зевс и др.). Так, Эсхил видел в поэмах Гомера сокровищницу древнегреческой национальной культуры и называл свои трагедии «крохами от великих пиров Гомера»1. Однако Гомер не только великий поэт, он не только «создал красоту всяческих речей», он еще и мудрейший из эллинов, он «мудрее всех эллинов вместе взятых», он «великий пророк истины». На Гомера ссылались и как на носителя объективного (прото-научного) знания о древней Ойкумене, о жизни народов, их нравах, обычаях и др. Гомер для древних — философ, «обнимающий умом все человеческое и божественное». Древние греки были уверены в том, что в его творчестве сконцентрированы основы философской мудрости. То, чему учили позднейшие философы, Гомер, как им казалось, уже давно выразил в своих поэмах. Кроме того, Гомер — глубокий знаток человеческой души, человеческих страстей и переживаний. Он воспитатель эллинов, именно он сформулировал свод их нравственных ценностей. Не только верующим и знающим, но и просто порядочным человеком нельзя стать, не усвоив нравственных ценностей гомеровских поэм. В «Пире» Ксенофонта один из героев говорит:...Мой отец, заботясь, чтобы я был хорошим человеком, заставил меня выучить все стихи Гомера...»2. Древние греки смотрели на поэмы Гомера как на свод этических, нравственных правил, образцов поведения, древнегреческого аристократического этноса. Но время шло. И постепенно Гомер стал историей. Его начали воспринимать как символ архаической эпохи. По мере усложнения социально-экономических отношений, духовной культуры гомеровское мифопоэтическое мировоззрение изживает себя, отчуждается от новых социально-культурных реалий. В VI в. до н.э. начался процесс массового перехода от устной к письменно зафиксированной трансляции мифопоэтического творчества, от «слуховой культуры» к письменной. Важнейшим шагом на этом пути явилась подготовка полного и исправленного (в той степени, в какой это было возможно) экземпляра поэм Гомера и Гесиода. Ведь в силу условий рапсодической рецитации тексты были разроз- Афиней. VIII, 39, 347е. 2 Ксенофонт. Пир. III, 5. ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ ненны, искажены, имели разные варианты. Это потребовало текстологического изучения гомеровских поэм. Так зарождалась традиция «гомероведения». Параллельно с ней развивались критико-литературоведческая (включавшая вопросы биографии Гомера, списка его произведений, его стилистики и др.) и критико-моралистическая (порожденная изменениями в ценностной сфере сознания) традиции. Чем дальше уходило древнегреческое общество от эпохи архаики, тем разительнее контрастировали ее новые моральные нормы с нравственными ценностями гомеровских героев. Этот качественный отрыв должен был получить свое объяснение и оправдание. И, как всегда бывает в таких случаях, в общественном сознании сложились две противоположные нравственно-философские позиции — «почитателей» и «порицателей» Гомера. Культурным истоком никогда не переводившихся почитателей Гомера была народная культура, прочно удерживавшая мифологические представления. Ее оплотом оставалась патриархальная деревня, сохранившая множественные пережитки общинно-родового строя. Порицатели, хулители Гомера акцентировали внимание на том, что его поэмы имеют сомнительную дидактическую ценность, подрывают веру в богов, их почитание. Они обращали внимание на явную логическую несуразность многих сцен, образов, поступков героев Гомера. Почин был положен еще орфиками, пифагорейцами, Гераклитом. По мере развития городской культуры, требовавшей рационализированного сознания, лишенного наивного антропоморфизма, критицизм подчас доходил до откровенного цинизма, даже до прямого богохульства и полного отрицания реальности мифологических богов. Первые античные концепции мифа складывались в русле традиции почитателей Гомера. Почитатели весьма критически и даже с некоторым высокомерием относились к порицателям, обвиняя их в поверхностности и неспособности понять глубинный смысл поэм древних. Тому из гомеровского творчества, в чем уже не видели смысла, что потеряло свою логику и стало подчас даже нелепостью, почитатели придавали аллегорическое значение. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Как можно определить принцип (идею) рационализма? 2. Каковы мировоззренческие предпосылки возникновения теоретического отношения к миру? Date: 2015-11-13; view: 341; Нарушение авторских прав |