Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Софистические трактовки мифотворчества





В V в. до н.э. античная цивилизация переходит на уровень клас­сического этапа своего развития. Кровно-родовые связи оконча­тельно разорваны полисной организацией жизни. Личность тес­нейшими узами привязана к полису. Развивается самосознание. Исчезает потребность в том, чтобы вину за поведение (или заслу­ги) человека списывать за счет богов. Боги как непосредственный фактор нравственной регуляции стали не нужны. Укрепляется сфера индивидуально-нравственной самооценки. Преклонение перед мифами все чаще сменяется их критикой, насмешками над богами. Им приписывается весь набор не самых лучших челове­ческих качеств, в том числе и пороки людей.

Так, в комедиях Аристофана («Птицы», «Лягушки» и др.), завер­шавшего во второй половине V — первой половине FV в. до н.э. один из самых блистательных периодов в истории древнегреческой лите­ратуры и давшего исключительно яркую сатирическую картину по­литического и культурного состояния Афин в период рабовладель­ческой демократии, боги не только наделяются преимущественно негативными характеристиками, но им отводятся буквально балаган­ные роли.

Вместе с тем развивалась и когнитивная сфера сознания, аб­страктно-рациональное мышление. Мудрость, разум все чаще осознаются действенной силой, им отдается предпочтение перед физической силой («мудрость лучше силы людей»). Повышается уровень генерализации понятий. Более обобщенным становится и понятие бога. Так, Ксенофан отмечал, что подлинного Бога не следует отождествлять с теми образами богов, которые были со­зданы древними аэдами или которые люди рисуют в своем вооб­ражении. Люди сами творят себе богов и принимают свои творе­ния за истину:

Если бы руки имели быки и львы или [ кони], Чтоб рисовать руками, творить изваяния, как люди, Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих Образы рисовали богов и тела их ваяли, Точно такими, каков у каждого собственный облик1.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 171.








Date: 2015-11-13; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию