Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Софистические трактовки мифотворчества
В V в. до н.э. античная цивилизация переходит на уровень классического этапа своего развития. Кровно-родовые связи окончательно разорваны полисной организацией жизни. Личность теснейшими узами привязана к полису. Развивается самосознание. Исчезает потребность в том, чтобы вину за поведение (или заслуги) человека списывать за счет богов. Боги как непосредственный фактор нравственной регуляции стали не нужны. Укрепляется сфера индивидуально-нравственной самооценки. Преклонение перед мифами все чаще сменяется их критикой, насмешками над богами. Им приписывается весь набор не самых лучших человеческих качеств, в том числе и пороки людей. Так, в комедиях Аристофана («Птицы», «Лягушки» и др.), завершавшего во второй половине V — первой половине FV в. до н.э. один из самых блистательных периодов в истории древнегреческой литературы и давшего исключительно яркую сатирическую картину политического и культурного состояния Афин в период рабовладельческой демократии, боги не только наделяются преимущественно негативными характеристиками, но им отводятся буквально балаганные роли. Вместе с тем развивалась и когнитивная сфера сознания, абстрактно-рациональное мышление. Мудрость, разум все чаще осознаются действенной силой, им отдается предпочтение перед физической силой («мудрость лучше силы людей»). Повышается уровень генерализации понятий. Более обобщенным становится и понятие бога. Так, Ксенофан отмечал, что подлинного Бога не следует отождествлять с теми образами богов, которые были созданы древними аэдами или которые люди рисуют в своем воображении. Люди сами творят себе богов и принимают свои творения за истину: Если бы руки имели быки и львы или [ кони], Чтоб рисовать руками, творить изваяния, как люди, Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих Образы рисовали богов и тела их ваяли, Точно такими, каков у каждого собственный облик1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 171. Date: 2015-11-13; view: 298; Нарушение авторских прав |