Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменение идеологических оценок значимости м ифотворчества
Возникновение критико-рационалистического отношения к мифу должно было сопровождаться изменением ценностно-идеологического отношения к мифотворчеству. Картина становления античной науки о мифе будет неполной без изображения эволюции идеологических оценок мифа. Античность знала не первобытные мифы начальных этапов родового общества (они стали достоянием культуры гораздо позже — в новоевропейскую эпоху), а их достаточно отдаленное наследие — мифы времени разложения первобытного строя, раннеклассовых отношений, эпохи патриархальной героики. Но зато античное сознание — с его духовной энергией, волнением духа, 1 Фукидид. История. Л., 1981. С. 13. ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ
целенаправленностью, предприимчивостью, новаторством, критицизмом, внутренней собранностью и чувством меры — было буквально пронизано мифологическими образами и сюжетами. Даже такие рационалистические сферы античной культуры как наука и философия своими основаниями погружены в мифологию. Они долгое время живут мифом и в мифе и с очень большим трудом становятся в познавательно-теоретическое отношение к мифу. Поэтому неудивительно, что оценки мифа в недрах античного духа весьма консервативны и если изменяются, то очень медленно. Энциклопедией древнегреческой культуры, концентрированно выражавшей мифологическое мышление на этапе его разложения, было творчество Гомера. Для древних греков Гомер не просто великий аэд, рапсод, поэт, он — родоначальник, патриарх всей античной духовной культуры. Для античного сознания Гомер — в первую очередь творец античной мифологии, религии, творец чуть ли не самих богов. Геродот писал, что Гомер и Гесиод — это те, кто «установили для греков генеалогическое древо богов, дали богам прозвища, поделили между ними достоинства и способности и прояснили их образы»1, а боги уже «внесли во все вещи порядок и каждой определили свое место»2. Поэмы Гомера были «библией эллинов». Со временем в поэмах Гомера начинают усматривать прежде всего не религиозно-мифологическое, а художественно-эстетическое содержание. Они оцениваются как величайшее явление в мире художественного творчества, искусства, выдающееся проявление волшебной силы поэтического слова. Творение поэтического духа выше самой действительности, поэтическое слово несет в себе особое могущество. Пиндар в «Немейских одах» характеризует величие Гомера как поэта следующим образом: Слава Одиссея больше испытанного им, А виною тому сладкое слово Гомера. Вымыслы его и крылатое искусство Некое несут величие3. Гомеровская мифология в течение нескольких веков оставалась источником образцов художественного творчества — сюжетов, образов героев, громаднейшим резервуаром образно-симво- Геродот. История. И, 53. 2 Там же. II, 52. 3 Пиндар. Немейские оды. VII, 21—24.
Date: 2015-11-13; view: 351; Нарушение авторских прав |