Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение идеологических оценок значимости м ифотворчества





Возникновение критико-рационалистического отношения к мифу должно было сопровождаться изменением ценностно-иде­ологического отношения к мифотворчеству. Картина становления античной науки о мифе будет неполной без изображения эволю­ции идеологических оценок мифа.

Античность знала не первобытные мифы начальных этапов родового общества (они стали достоянием культуры гораздо поз­же — в новоевропейскую эпоху), а их достаточно отдаленное на­следие — мифы времени разложения первобытного строя, ранне­классовых отношений, эпохи патриархальной героики. Но зато античное сознание — с его духовной энергией, волнением духа,

1 Фукидид. История. Л., 1981. С. 13.


ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ


 


целенаправленностью, предприимчивостью, новаторством, крити­цизмом, внутренней собранностью и чувством меры — было бук­вально пронизано мифологическими образами и сюжетами. Даже такие рационалистические сферы античной культуры как наука и философия своими основаниями погружены в мифологию. Они долгое время живут мифом и в мифе и с очень большим трудом становятся в познавательно-теоретическое отношение к мифу. Поэтому неудивительно, что оценки мифа в недрах античного духа весьма консервативны и если изменяются, то очень медленно.

Энциклопедией древнегреческой культуры, концентрирован­но выражавшей мифологическое мышление на этапе его разложе­ния, было творчество Гомера. Для древних греков Гомер не про­сто великий аэд, рапсод, поэт, он — родоначальник, патриарх всей античной духовной культуры. Для античного сознания Гомер — в первую очередь творец античной мифологии, религии, творец чуть ли не самих богов. Геродот писал, что Гомер и Гесиод — это те, кто «установили для греков генеалогическое древо богов, дали богам прозвища, поделили между ними достоинства и способно­сти и прояснили их образы»1, а боги уже «внесли во все вещи по­рядок и каждой определили свое место»2. Поэмы Гомера были «биб­лией эллинов».

Со временем в поэмах Гомера начинают усматривать прежде всего не религиозно-мифологическое, а художественно-эстетиче­ское содержание. Они оцениваются как величайшее явление в ми­ре художественного творчества, искусства, выдающееся проявле­ние волшебной силы поэтического слова. Творение поэтического духа выше самой действительности, поэтическое слово несет в себе особое могущество. Пиндар в «Немейских одах» характеризует ве­личие Гомера как поэта следующим образом:

Слава Одиссея больше испытанного им, А виною тому сладкое слово Гомера. Вымыслы его и крылатое искусство Некое несут величие3.

Гомеровская мифология в течение нескольких веков остава­лась источником образцов художественного творчества — сюже­тов, образов героев, громаднейшим резервуаром образно-симво-

Геродот. История. И, 53.

2 Там же. II, 52.

3 Пиндар. Немейские оды. VII, 21—24.


 








Date: 2015-11-13; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию