Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Античные учения о мифе





ности. Это было возможно потому, что в мифе дотеоретическое сознание логографов усматривало некоторую подлинную реаль­ность.

В эпоху ранней античной мифографии объект и образ объек­та в сознании субъекта уже разделились, мир в своем качествен­ном многообразии осознан как объективная реальность, проти­востоящая способному познавать ее субъекту. Наряду с другими природными и культурными явлениями в качестве особого объек­та познания выделяется и миф. Однако адекватные средства (кон­цептуальные, методологические) познания мифов еще не сложи­лись. Есть только ясное мировоззренческое представление, что мифы — продукт прошлого, они созданы в старые времена преды­дущими поколениями. Поэтому сущность мифа здесь усматрива­ется не в его правдоподобии или неправдоподобии, а в отличии прошлого от настоящего. Для ранней античной мифографии миф есть реальное прошлое, есть подлинная история. В прошлом все (или почти все) было так, как об этом сказано в мифе. Миф — это подлинный рассказ о прошлом, о том, что и как было до нас. Вооб­ражаемая мифологическая реальность и чувственная повседнев­ность прошлого здесь представали единым, неразрывным целым.

Таким образом, ранняя мифография была ориентирована не на установление подлинности, достоверности событий, а на сис­тематизацию мифов и их привязку к более или менее известным и достоверным событиям родо-племенной жизни, прежде всего ге­неалогическим, а также к географическим явлениям. Ведь мифо­логические боги и герои действовали не только во времени, но и в пространстве: они оставляли на земле, на территории греческих племен не вызывавшие никакого сомнения материальные, зримые следы своей активности. Задачей хорографической мифографии являлось собирание и изложение сведений о таких земных, мате­риальных следах мифов. Генеалогическая мифография органич­но дополнялась хорографической мифографией.

Всю Грецию покрывали многочисленные могилы мифологиче­ских героев, «места действия» мифов (горы, пещеры, леса, реки, озе­ра, родники, скалы и др.); в святилищах хранились предметы, ранее принадлежавшие богам и героям. Каждый грек знал, например, где находится родник, который выбил своим трезубцем Посейдон; где находится Гераклово поле, куда мать Геракла Алкмена отнесла его младенцем и где его впервые увидели Гера и Афина; в какой ложби­не южного склона Панопейского холма Прометей вылепил из глины первых людей; в каком месте в Арголиде жил Немейский лев; где Ге-


ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ

ракл нашел и убил Лернейскую гидру; где он поймал Эриманского вепря; где находится Стимфалийское озеро, с которого Геракл про­гнал прожорливых птиц. В Афинах на Акрополе столетиями хранил­ся корабль, на котором Тесей плавал на Крит.

Исторически первой формой такой мифографии выступал хо-рографический поэтический эпос. Древнейший его представи­тель — Эвмел Коринфский (вторая половина VIII в. до н.э.). В по­эме «Коринфика» он описывал мифологические древности Коринфа. Другие представители хорографического эпоса — Хер-сий Орхоменский, Гегесин и др. С Кадма Милетского начинается эпоха хорографической прозы. В своем «Ктесисе Ионии» он дал развернутый рассказ о мифологических древностях городов Ионии. Среди хорографов-прозаиков VI—IV вв. до н.э. Гиппий из Регия («Арголика» и др.), Ион Хиосский («Ктисис Хиоса»), Ксено-мед Кеосский («О Кеосе»), Антиох Сиракузский, Акесандр Кирен-ский («О Кирене»), Скамон («О Лесбосе) и др. Наиболее крупным из произведений этого жанра было «Описание Эллады» Павсания.







Date: 2015-11-13; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию