Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление историзма сознания
Рационализация сознания является выражением и продолжением рационализации форм деятельности и общения. Важнейшим следствием рационализации деятельности, общения и сознания является историческое видение мира. Расстояние между целями и результатами деятельности — прежде всего временное. Сложные формы деятельности (требующие фиксации и удерживания в сознании множественных связей в системах «цель — результат», «цель — средства», «средства — результат»), а также формы непрямого, косвенного общения (письменность) предполагают расширение рамок временного «поля восприятия» мира. Разведение во времени цели и результата деятельно- ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ сти и общения требует умения разграничивать и связывать в сознании образы прошлого, настоящего и будущего1. В процессе творчества у Гесиода формируются генезисный образ Космоса, чувство длительности, движения, преемственности, становления бытия, его историчности. Способность свободного проецирования образа Космоса в прошлое и будущее закладывало основания генезисно-временного моделирования мира, которое в то время могло быть только мифопоэтическим. Именно такое мифопоэтическое моделирование космогенеза представлено в поэме Гесиода «Теогония». В то время космогенез еще не мог быть ничем иным, кроме как теокосмогенезом. Содержание теокосмогонических мифов составляли картины происхождения богов, смены поколений богов и их борьбы между собой, их генеалогических связей, отношений со смертными людьми и др. Геси-одовский теокосмогенез опирался на пласт древнейших доолим-пийских, хтонических мифопредставлений, предполагавших (в отличие от статичной, пространственно завершенной, геометрически оформленной олимпийской мифологии) постоянную текучесть бытия («оборотническую логику», взаимопревращаемость вещей, дискретную событийную наполненность времени, его качественную неоднородность, аритмичность). Но любое, даже слабо рационализированное, воспроизведение текучести бытия требует выявления определенных связей в его состояниях. Поэтому теокосмогенез неизбежно есть систематизация мифологии. Здесь неизбежен поиск логических связей между мифами, способов их историзации. Это осуществляется прежде всего через установление генетических и темпоральных связей между образами мифов, их сюжетами. Вот, например, как излагает Гесиод начальные этапы становления мира: Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея (Земля), всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар в землях залегающих недрах глубоких, И между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос (Любовь). Сначала научились дифференцировать и соотносить образы настоящего и будущего, а затем — настоящего и прошлого, прошлого и будущего. Важно отметить, что идея историзма как разграничения и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего возникает в античности в форме идеи становления мира, а не его развития. Идея развития — продукт других, более поздних эпох. н Date: 2015-11-13; view: 381; Нарушение авторских прав |