Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление историзма сознания





Рационализация сознания является выражением и продолже­нием рационализации форм деятельности и общения. Важнейшим следствием рационализации деятельности, общения и сознания яв­ляется историческое видение мира.

Расстояние между целями и результатами деятельности — прежде всего временное. Сложные формы деятельности (требу­ющие фиксации и удерживания в сознании множественных свя­зей в системах «цель — результат», «цель — средства», «средства — результат»), а также формы непрямого, косвенного общения (пись­менность) предполагают расширение рамок временного «поля вос­приятия» мира. Разведение во времени цели и результата деятельно-


ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ

сти и общения требует умения разграничивать и связывать в со­знании образы прошлого, настоящего и будущего1.

В процессе творчества у Гесиода формируются генезисный образ Космоса, чувство длительности, движения, преемственно­сти, становления бытия, его историчности. Способность свобод­ного проецирования образа Космоса в прошлое и будущее закла­дывало основания генезисно-временного моделирования мира, которое в то время могло быть только мифопоэтическим. Именно такое мифопоэтическое моделирование космогенеза представле­но в поэме Гесиода «Теогония». В то время космогенез еще не мог быть ничем иным, кроме как теокосмогенезом. Содержание теокосмогонических мифов составляли картины происхождения богов, смены поколений богов и их борьбы между собой, их гене­алогических связей, отношений со смертными людьми и др. Геси-одовский теокосмогенез опирался на пласт древнейших доолим-пийских, хтонических мифопредставлений, предполагавших (в отличие от статичной, пространственно завершенной, геомет­рически оформленной олимпийской мифологии) постоянную те­кучесть бытия («оборотническую логику», взаимопревращаемость вещей, дискретную событийную наполненность времени, его ка­чественную неоднородность, аритмичность).

Но любое, даже слабо рационализированное, воспроизведе­ние текучести бытия требует выявления определенных связей в его состояниях. Поэтому теокосмогенез неизбежно есть системати­зация мифологии. Здесь неизбежен поиск логических связей меж­ду мифами, способов их историзации. Это осуществляется преж­де всего через установление генетических и темпоральных связей между образами мифов, их сюжетами. Вот, например, как излага­ет Гесиод начальные этапы становления мира:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея (Земля), всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар в землях залегающих недрах глубоких, И между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос (Любовь).

Сначала научились дифференцировать и соотносить образы настоя­щего и будущего, а затем — настоящего и прошлого, прошлого и бу­дущего. Важно отметить, что идея историзма как разграничения и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего возникает в антич­ности в форме идеи становления мира, а не его развития. Идея раз­вития — продукт других, более поздних эпох.


н








Date: 2015-11-13; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию