Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рационализация мифа в гомеровском эпосе
Гомеровский эпос — это эстетически переработанная древнегреческая мифология раннеклассового общества. На этом этапе развития античной культуры уже не миф, но еще и не рациональное познание, а пока лишь поэзия становится объяснительным принципом. Здесь поэзия объясняет мир, однако она не способна объяснить миф. Вместе с тем в поэмах Гомера рационализация сознания уже набирала свои обороты. Любой эпос есть некоторая форма рефлексии, обобщение и рационализация истории и действительности, отбор более значимого и отсев менее значимого с точки зрения автора. В эпосе мифологические пространство и время ШЕШ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АНТИЧНЫЕ УЧЕНИЯ О МИФЕ «расколдовываются», демистифицируются, приобретают условный и воображаемый характер. Все это требует логических процедур (идеализации, абстрагирования, обобщения и др.), которые позволяют критически «приземлить» миф, осознать качественные границы между объектом и его образом в сознании субъекта. В творчестве Гомера рационализация сознания проявляется и в том, что первобытная мифология для него уже недостаточное средство духовного освоения мира. Мифологические сравнения у Гомера часто подменяются сравнениями с ситуациями реальной повседневной жизни и быта. Мифологическое видение мира не кажется ему единственно возможным и правильным. Подчас оно ему уже и неинтересно. Он интуитивно чувствует возможность иного видения, в котором мир отражен через его естественные, причинные закономерности, т.е. рационалистически. Отсюда — скептицизм Гомера, критическое отношение к традиционным представлениям, подчас интеллектуальное недовольство древней мифологией, отдельные проявления того, что сейчас бы назвали свободомыслием, граничащие с юмористическим, игривым, чуть ли не фривольным отношением к мифологическим образам и сюжетам1. Рационализация сознания просматривается у Гомера и в зачаточных формах рефлексии над представлением о сущности мифа. Это проявлялось в противопоставлении мифа и логоса. «Миф» как интегрированное, целостное, сознательное и целенаправленное духовное воздействие на человека, несущее в себе желание, волнение и тоску по чему-то неведомому, Гомер противопоставлял «логосу», который он трактовал как нечто дифференцирован -но-расчлененное, отчужденное от человека, но так же, как и миф, способное воздействовать на него. Здесь еще далеко до полной рационализации представления о логосе как некотором всеобщем принципе бытия (к которой подходит Гераклит, затем развивают элеаты и по-своему завершает Платон). Но первые, исходные предпосылки рационализации представлений о сущности мифа в творчестве Гомера уже присутствуют. Таким образом, в гомеровскую эпоху шел процесс разложения мифологического сознания, постепенно складывалось противопоставление субъекта и объекта, вещи и ее образа, природа де-антропоморфизировалась. Миф все больше приобретал черты Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996. Гл. 4. ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ
художественно-эстетического, эпического произведения. Мифологическое понимание Космоса переросло в вещественно-телесное, пластическое восприятие мира. Природа осознавалась еще не как совокупность объективных процессов и явлений, а как художественно-эстетическое целое. Чертам, свойствам природных явлений придавалось пока лишь поэтическое, переносное, условное, символическое значение. В творчестве Гомера Космос воспринимался преимущественно пространственно, как имеющий конечные размеры, как обозримое физическое тело, как живое существо, как функциональный, пространственно-статический, упорядоченный миропорядок. Для Гомера мир — это наглядная, простая, ясная, яркая, светлая, геометрически правильная, сфероидно-симметричная оформлен-ность. Над таким самодостаточным Космосом время бессильно. Поэтому гомеровский мифопоэтический эпос внеисторичен. Гомера не интересовала генезисно-космогоническая, хронологическая сторона бытия, т.е. как вещи естественно (пусть даже стихийно) порождают друг друга. Эпоха архаики отличалась динамизмом, быстрой сменой ценностей. И уже к VII в. до н.э. эпос приобретает новые мировоззренческие ориентации, которые позволяют видеть в мифе не только средство художественно-образного отражения действительности, но и особый предмет рационально-теоретического познания. Date: 2015-11-13; view: 478; Нарушение авторских прав |