Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Античные учения о мифе. Ются процессы индивидуализации личности, развивается лично­стное самосознание






ются процессы индивидуализации личности, развивается лично­стное самосознание.

Вместе с тем достигает крайних пределов имущественное и со­циальное расслоение. Всемогущество денег, долговая кабала, про­извол родовой знати ведут к разорению крестьянства. Великая ко­лонизация хотя и снимала частично эти социальные противоречия, но полностью их сгладить была не в состоянии. Древняя Греция переживала один из сложнейших социально-экономических кри­зисов в своей истории. Обострилась политическая борьба между родовой аристократией, свободным крестьянством и зажиточны­ми горожанами (торговцами, ремесленниками), приобретая при этом часто ожесточенные формы. По-разному складывались кон­кретно-исторические перипетии этой борьбы, но общая тенден­ция заключалась в установлении и закреплении демократическо­го союза торгово-ремесленных слоев города (полиса) и свободного крестьянства. Победа блока демократических сил ускоряла рас­пад родовых связей, общинных норм морали, традиционного пра­ва и способствовала утверждению новых, полисных законов и мо­ральных норм. Некоторые из них, например, отменяли долговую кабалу. Все это способствовало укреплению полисного единства, утверждению в социальной и культурной жизни рационалистиче­ских начал. Ярким выразителем преобразований древнегрече­ского общества и его культуры конца VIII — начала VII вв. до н.э. был Гесиод — творец бессмертных поэм «Труды и дни» и «Теого­ния».

В поэме «Труды и дни» на первом плане — осмысление и ут­верждение новых морально-нравственных норм. Поэма имеет эти-ко-социологическую направленность и несет в себе значитель­ный дидактический момент. В ней Гесиод предстает не только как поэт, но и как первый в ряду социальных мыслителей Древней Греции. Гесиод не приемлет традиций гомеровского песнопения, где 1юэт «обман выдает за чистейшую правду» (Теогония. 22). Про­должая и развивая эпические традиции, Гесиод вместе с тем ори­ентирован на изображение не мира богов, героев и воинов, а на реалистическое изображение жизни простого земледельца, крестьянина.

Поэма написана в форме поучения, обращенного к старшему брату Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью взяток, а затем, обеднев, имел намерение еще раз обратиться в суд и устроить новую тяжбу. На фоне такого сюжета Гесиод получает возможность в поучительных сентенциях изло-


ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ

жить свод моральных норм греческого крестьянства, дать настав­ления по земледелию, агротехнике и экономике сельского хозяй­ства. Лейтмотив поэмы — прославление крестьянского земледель­ческого труда:

Скрыли великие боги от смертных источники пищи.

(Труды и дни. 421.)

Источник пропитания человека, основа его достатка — труд. С трудом приходят и почет, и добрая слава. Только трудящийся че­ловек угоден богам. А на бездельников, пытающихся обобрать си­лой и неправдой трудящегося крестьянина, боги негодуют. Безде­лье несет людям позор, голод, бедность. Наряду с темой труда, Гесиод размышляет и о соотношении справедливости и насилия, о недостатках обычного (неписаного) права, об установленных бо­гами условиях человеческого существования, о роли мореплава­ния в жизни земледельца, о торговле и др.

В поэме «Труды и дни» изложена одна из первых концепций исторического развития человечества. Историю общества Гесиод представляет как историю пяти «родов» (поколений) людей, по­следовательно сменяющих друг друга. Первый, самый древний — золотой род, который не знал ни труда, ни горестей:

В прежнее время людей племена на земле обитали, Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы, Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.

(Труды и дни. 90—92.)

Золотой век сменился серебряным, серебряный — медным, медный — героическим, героический — железным. И с каждым новым поколением человеческая жизнь становилась все тягостнее, сложнее, на смену добру приходило все больше зла. От одного по­коления к другому, от одного века к следующему человечество идет к своей гибели. Картина исторического процесса у Гесиода окра­шена в пессимистические тона. Самое лучшее, «золотое время», осталось в далеком прошлом. Будущее несет для человечества пол­ное перерождение, мир приходит к полному господству зла:

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю хозяин. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут:

Здесь и далее фрагменты гесиодовского эпоса цитируются в перево­де В. В. Вересаева.








Date: 2015-11-13; view: 437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию