Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть первая. Античные учения о мифе. Ются процессы индивидуализации личности, развивается личностное самосознание
ются процессы индивидуализации личности, развивается личностное самосознание. Вместе с тем достигает крайних пределов имущественное и социальное расслоение. Всемогущество денег, долговая кабала, произвол родовой знати ведут к разорению крестьянства. Великая колонизация хотя и снимала частично эти социальные противоречия, но полностью их сгладить была не в состоянии. Древняя Греция переживала один из сложнейших социально-экономических кризисов в своей истории. Обострилась политическая борьба между родовой аристократией, свободным крестьянством и зажиточными горожанами (торговцами, ремесленниками), приобретая при этом часто ожесточенные формы. По-разному складывались конкретно-исторические перипетии этой борьбы, но общая тенденция заключалась в установлении и закреплении демократического союза торгово-ремесленных слоев города (полиса) и свободного крестьянства. Победа блока демократических сил ускоряла распад родовых связей, общинных норм морали, традиционного права и способствовала утверждению новых, полисных законов и моральных норм. Некоторые из них, например, отменяли долговую кабалу. Все это способствовало укреплению полисного единства, утверждению в социальной и культурной жизни рационалистических начал. Ярким выразителем преобразований древнегреческого общества и его культуры конца VIII — начала VII вв. до н.э. был Гесиод — творец бессмертных поэм «Труды и дни» и «Теогония». В поэме «Труды и дни» на первом плане — осмысление и утверждение новых морально-нравственных норм. Поэма имеет эти-ко-социологическую направленность и несет в себе значительный дидактический момент. В ней Гесиод предстает не только как поэт, но и как первый в ряду социальных мыслителей Древней Греции. Гесиод не приемлет традиций гомеровского песнопения, где 1юэт «обман выдает за чистейшую правду» (Теогония. 22). Продолжая и развивая эпические традиции, Гесиод вместе с тем ориентирован на изображение не мира богов, героев и воинов, а на реалистическое изображение жизни простого земледельца, крестьянина. Поэма написана в форме поучения, обращенного к старшему брату Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью взяток, а затем, обеднев, имел намерение еще раз обратиться в суд и устроить новую тяжбу. На фоне такого сюжета Гесиод получает возможность в поучительных сентенциях изло- ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ жить свод моральных норм греческого крестьянства, дать наставления по земледелию, агротехнике и экономике сельского хозяйства. Лейтмотив поэмы — прославление крестьянского земледельческого труда: Скрыли великие боги от смертных источники пищи. (Труды и дни. 421.) Источник пропитания человека, основа его достатка — труд. С трудом приходят и почет, и добрая слава. Только трудящийся человек угоден богам. А на бездельников, пытающихся обобрать силой и неправдой трудящегося крестьянина, боги негодуют. Безделье несет людям позор, голод, бедность. Наряду с темой труда, Гесиод размышляет и о соотношении справедливости и насилия, о недостатках обычного (неписаного) права, об установленных богами условиях человеческого существования, о роли мореплавания в жизни земледельца, о торговле и др. В поэме «Труды и дни» изложена одна из первых концепций исторического развития человечества. Историю общества Гесиод представляет как историю пяти «родов» (поколений) людей, последовательно сменяющих друг друга. Первый, самый древний — золотой род, который не знал ни труда, ни горестей: В прежнее время людей племена на земле обитали, Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы, Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных. (Труды и дни. 90—92.) Золотой век сменился серебряным, серебряный — медным, медный — героическим, героический — железным. И с каждым новым поколением человеческая жизнь становилась все тягостнее, сложнее, на смену добру приходило все больше зла. От одного поколения к другому, от одного века к следующему человечество идет к своей гибели. Картина исторического процесса у Гесиода окрашена в пессимистические тона. Самое лучшее, «золотое время», осталось в далеком прошлом. Будущее несет для человечества полное перерождение, мир приходит к полному господству зла: Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю хозяин. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут: Здесь и далее фрагменты гесиодовского эпоса цитируются в переводе В. В. Вересаева. Date: 2015-11-13; view: 437; Нарушение авторских прав |