Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Й класс. Неживая природа (Солнце, воздух, вода)
(1 ч в неделю, всего 34 ч) ПРИРОДА ВОКРУГ НАС (4 ч) Неживая природа (Солнце, воздух, вода). Живая природа (растения, животные, человек). Связи между неживой и живой природой (Солнце — источник тепла и света для всего живого на Земле; значение воздуха и воды для живых организмов). Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.
ДОМ И ШКОЛА (УВК) (4 ч) Режим дня для второклассника. Значение режима дня для укрепления здоровья и успешной работы. Определение времени режимных моментов по часам. Режим зрительной (тактильной) работы. Правила личной гигиены. Соблюдение чистоты и порядка в квартире, на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Внимательное отношение к соседям. Правила приема гостей, поведение в гостях. Как вести себя за столом. Комнатные растения своего класса, их назначение, отличительные признаки некоторых (доступных для восприятия) растений. Правильная расстановка растений в классе, систематический уход за ними. Животные живого уголка. Собака. Кошка. Уход за ними. РОДНОЙ КРАЙ (21 ч) Что мы называем родным краем (область, район и т.д.). Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта, их определение по Солнцу, компасу (с оптической насадкой или рельефной градуировкой), местным признакам. Представление о равнинной и гористой поверхности. Холм. Овраг. Гора. Поверхность края. Водоемы: река, озеро, пруд и др. (в зависимости от местных условий). Части реки: исток, устье. Притоки. Важнейшие водоемы края. Безопасность движения на улицах и дорогах. Дорожные знаки. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Цветовые и звуковые сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Правила поведения на загородных дорогах. Культура и образование в нашем крае, музеи, школы, театры и т.д. Правила поведения в общественных местах. Представления о растениях и животных леса, луга, водоема, о приспособленности организмов к условиям жизни. Некоторые взаимосвязи между растениями и животными: растения — укрытия для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Система времен года в нашем крае. Особенности труда людей, охрана здоровья детей в разные времена года, уход за оптическими средствами коррекции в разные времена года. Места отдыха населения в природе, необходимость бережного отношения отдыхающих к природному окружению. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Правила поведения в природе: съедобные плоды собирать так, чтобы не повреждать веточек; несъедобные грибы и ягоды не трогать; бережно относиться к лягушкам, паукам, к муравьям; не разорять птичьи гнезда, муравейники. Основные правила ориентировки на местности. Экскурсии: поверхность и водоемы края; природа и труд людей в нашем крае осенью, зимой и весной (зимой не менее двух экскурсий).
РОДНАЯ СТРАНА (5 ч) Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство — составные части народного хозяйства нашей страны, их взаимосвязь. Охрана природы в нашей стране. Красная книга. Знакомство с отдельными растениями и животными Красной книги и мерами их охраны.
НАША ПЛАНЕТА (Дополнительная тема) Природа разных уголков планеты (в форме путешествия по адаптированному или рельефному глобусу — на отдельных примерах по выбору учителя и учащихся). Страна и народы мира (в форме путешествия по адаптированной или рельефной карте). Ознакомление с отдельными странами, жизнью их народов (по выбору учителя и учащихся). Взаимоотношения между странами, народами, их тесная взаимосвязь. Земля — общий дом для всех людей. Ответственность людей за будущее Земли, стремление к миру и сохранению природы на планете. К концу 2-го класса учащиеся должны знать и уметь (минимальные требования): стороны горизонта; устройство и назначение специального компаса; некоторые особенности природы своего края; изменения в природе и труде людей по временам года; особенности охраны здоровья в разные времена года; природа живая и неживая; растения дикорастущие и культурные, животные дикие и домашние; некоторые охраняемые растения и животные своего края, всей страны; правила поведения в природе, признаки ориентировки на местности; составные части народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт; некоторые особенности хозяйства края; правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах; определять стороны горизонта с помощью компаса с оптической насадкой или рельефной градуировкой; различать объекты живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, распознавать изученные растения, животных (экземпляры или их изображения, доступные для восприятия с помощью ослабленного зрения и сохранных у детей анализаторов) каждой из перечисленных выше групп (3—4 представителя); проводить эпизодические самостоятельные (несложные) наблюдения в природе с помощью коррекционных приемов и средств коррекции; выполнять правила поведения в природе; изготавливать простейшие кормушки для птиц и развешивать их с помощью старших; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; использовать элементарные приемы ориентировки в пространстве (3—4 приема) с использованием ослабленного зрения и сохранных органов чувств; выполнять правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах; различать объекты (3—4 представителя), их контурные изображения на простых рельефных рисунках (6—8 представителей); воспроизводить (лепка, рисование) простейшие формы растений и животных (3—4 представителя) с выделением трех характерных признаков. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3-й класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)[5] Что такое неживая природа? Природа живая и неживая. Наблюдения в природе (1 ч).
ЛЕТНИЕ И ОСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ (11 ч) Неживая природа летом: температура воздуха, характер облачности, летние дожди и грозы, состояние почв и водоемов. Неживая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, осенние туманы, первые заморозки, состояние почв и водоемов. Термометр (с оптической насадкой или брайлевской шкалой). Измерение температуры воздуха. Растения летом и осенью. Части растений. Деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья лиственные и хвойные. Внешний вид растения летом. Цветение растений. Созревание плодов и семян. Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Осенние плоды и семена. Охрана растений летом и осенью. Дикие и домашние животные летом. Условия питания. Изменения в жизни диких и домашних животных осенью. Изменение условий питания. Исчезновение насекомых. Перелетные птицы и их отлет в теплые страны. Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью. Подготовка к зиме зверей и других обитающих в данной местности животных. Отличие диких животных от домашних. Охрана диких животных летом и осенью. Труд людей летом и осенью. Уход за посевами. Уборка урожая. Забота об урожае будущего года. Осенние посадки деревьев и кустарников. Подготовка садов и парков к зиме. Подготовка домашних животных к зиме. Труд людей, связанный с охраной природы в данной местности. Участие детей в труде взрослых] осенью. Охрана здоровья человека. Предупреждение простудный] заболеваний. Режим дня школьника. Экскурсия в лес, сад или парк с целью знакомства с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и изменениями в жизни растений и животных осенью. Практические работы: устройство термометра (с оптической насадкой или рельефной шкалой) и измерение температуры воздуха; части растения.
ЗИМНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (11 ч) Неживая природа зимой: температура воздуха, характер облачности, осадки, снегопад, метели. Установление постоянного снегового покрова. Снег и лед. Состояние водоемов и почвы. Растения зимой. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Охрана растений в природе зимой. Комнатные растения и уход за ними. Животные зимой. Зимующие птицы и условия их питания зимой. Жизнь зверей и домашних животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой. Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно- и овощехранилищах. Уборка снега на улицах городов и поселков. Труд людей, связанный с охраной природы зимой. Участие детей в труде взрослых зимой. Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обмораживании. Экскурсии в лес, сад или парк с целью наблюдения за состоянием деревьев и кустарников зимой. Простейшие опыты со снегом и льдом. Практические работы: измерение глубины снегового покрова; уход за комнатными растениями; первая помощь при обмораживании.
ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (9 ч) Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье. Оттаивание почвы, накопление влаги в почве. Растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у деревьев и кустарников. Распускание листьев. Цветение растений. Размножение растений черенками, отводками, усами, луковицами, клубнями, корнями. Охрана растений весной. Животные весной. Изменение условий питания животных. Появление насекомых. Возвращение перелетных птиц, гнездование. Изменения в жизни животных. Появление детенышей у животных. Охрана диких животных весной. Труд людей весной. Весенние работы в полях, садах, парках, на улицах городов и сел. Весенние посадки деревьев и кустарников. Труд людей, связанный с охраной природы. Участие детей в общественно полезном труде, в том числе и в охране природы. Экскурсия в лес, сад или парк с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений и животных. Наблюдения за развитием растений из семян (на основе ранее заложенных опытов на уроках трудового обучения). Практические работы: размножение растений черенками (бальзамин, пеларгония и др.), луковицами (амариллис), отводками (традесканция, плющ), усами (камнеломка); выращивание в ящиках или цветочных горшках лука, проращивание клубней картофеля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ч) Обобщение знаний о временах года. Летнее закаливание организма. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся (минимальные). К концу 3-го класса учащиеся должны знать: характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе; особенности, назначение и зависимость от изменения в природе сезонного труда людей своей местности; устройство и назначение термометра (с оптической насадкой или рельефной шкалой); простейшие физические свойства снега и льда; название и различие не менее пяти-шести декоративных травянистых растений; название и различие местных растений (не менее трех-четырех травянистых растений); особенности и различие деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений; некоторые способы размножения растений (в объеме учебника), цикл развития растений от семени до семени; названия и различия пяти-шести комнатных растений; простейшие правила ухода за комнатными растениями; особенности перелетных и зимующих птиц; названия и различия разводимых в данной местности домашних животных; названия и различия десяти диких животных (черви, членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Учащиеся должны уметь: вести наблюдения в природе; измерять температуру воздуха с помощью термометра (с оптической насадкой или рельефной шкалой); правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены; охранять свое здоровье от простудных заболеваний; охранять растения и животных; ухаживать за комнатными растениями; выращивать растения одним из изученных способов; соблюдать режим зрительной и тактильной нагрузок при обследовании природных объектов, выполнять зрительную и тактильную гимнастики; последовательно обследовать природные объекты и их изображения с помощью осязания и неполноценного зрения; выделять с помощью осязания и неполноценного зрения основные признаки растений и животных на натуральных объектах и специальных изображениях. 4-й класс (34 ч) [6] ВВЕДЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ. ПЛАН И КАРТА (6 ч) Горизонт. Линия горизонта. Ориентировка на местности по солнцу и компасу. Устройство компаса (с оптической насадкой или рельефной шкалой). Правила пользования специальным компасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта. Ориентировка и обследование плана и карты. Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу (с оптической насадкой или рельефной шкалой); работа с планом.
ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ (18 ч)[7] Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Условные знаки форм поверхности на карте области, поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (четыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, название двух-трех водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояние воды, вода — растворитель, очистка фильтрованием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв. Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей, лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране? Участие детей в общественно полезном труде при охране природных объектов. Экскурсии: ознакомление с формами поверхности и полезными ископаемыми; ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной; ознакомление с растениями и животными поля, луга, леса. Работа с натуральными объектами: полезные ископаемые своего края, растительность леса, полевые культуры (один урок отводится на знакомство с растениями дикого ландшафта, другой — с растениями культурного ландшафта).
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ОХРАНА ЕГО ЗДОРОВЬЯ (9 ч) Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная посадка при чтении и письме, расстояние от глаз до текста. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и культуры для укрепления мышц. Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний. Органы пищеварения. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим труда и отдыха, зрительной нагрузки и интервалов (тактильной нагрузки и интервалов). Участие детей в общественно полезном труде. Забота государства о здоровье детей. Практические работы: подсчет пульса в спокойном состоянии после бега на месте или десяти приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшие обработки небольших ран, приемы наложения повязок (практическая работа проводится во внеурочное время под руководством медицинского работника школы). ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ч) ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся (минимальные). К концу 4-го класса учащиеся должны знать и уметь: некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, почва, полезные ископаемые, водоемы, растения и животные); особенности труда людей своей местности; иметь представления о горизонте, о линии горизонта, сторонах горизонта, устройство и назначение компаса (с оптической насадкой или рельефной шкалой); некоторые физические свойства наиболее важных трех-четырех полезных ископаемых; физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, текучесть; три состояния воды, вода — растворитель); состав и свойства местных, почв (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, минеральных солей, перегноя); название трех-четырех растений леса, поля, луга, водоема; пяти-шести животных своей местности[8]; мероприятия по охране природы своей местности; столицу России — Москву, столицы близлежащих автономных республик, свой административный центр; простейшие правила личной и общественной гигиены; название, расположение важнейших органов тела человека; роль прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний; ориентироваться по солнцу и компасу (с оптической насадкой или рельефной шкалой); определять с помощью опытов изученные физические свойства воды, местных почв; различать три-четыре растения леса, поля, луга, водоема; пять-шесть животных своей местности[9]; показать на карте столицу России — Москву, столицы близлежащих автономных республик, свой административный центр; вести простые наблюдения в природе; пользоваться метеорологическими приборами с оптическими насадками и рельефной градуировкой (термометром, флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием; собрать простейшую установку для опыта; соблюдать правила безопасности при проведении опытов, сельскохозяйственных работ, предусмотренных программой; охранять растения и животных; сажать кусты, деревья, цветы; культурно относиться к природе; делать элементарную транспортно-пешеходную разводку на специальном конструкторе для ориентировки; элементарно обследовать природные объекты, пособия, раздаточный дидактический материал с помощью неполноценного зрения, осязания и других сохранных форм чувствительности; выполнять необходимые упражнения, связанные со зрительной гимнастикой, соблюдать режим зрительной работы, чередовать его с отдыхом, переключаться на восприятие информации с помощью слуха.
Date: 2015-11-15; view: 612; Нарушение авторских прав |