Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Й класс. Неживая природа (Солнце, воздух, вода)





(1 ч в неделю, всего 34 ч)

ПРИРОДА ВОКРУГ НАС (4 ч)

Неживая природа (Солнце, воздух, вода). Живая природа (растения, животные, человек). Связи между неживой и живой природой (Солнце — источник тепла и света для всего живого на Земле; значение воздуха и воды для живых организмов).

Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.

 

ДОМ И ШКОЛА (УВК) (4 ч)

Режим дня для второклассника. Значение режима дня для укрепления здоровья и успешной работы. Определение времени режимных моментов по часам. Режим зрительной (тактильной) работы. Правила личной гигиены.

Соблюдение чистоты и порядка в квартире, на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Внимательное отношение к соседям.

Правила приема гостей, поведение в гостях. Как вести себя за столом.

Комнатные растения своего класса, их назначение, отличительные признаки некоторых (доступных для восприятия) растений. Правильная расстановка растений в классе, систематический уход за ними.

Животные живого уголка. Собака. Кошка. Уход за ними.

РОДНОЙ КРАЙ (21 ч)

Что мы называем родным краем (область, район и т.д.). Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта, их определение по Солнцу, компасу (с оптической насадкой или рельефной градуировкой), местным признакам.

Представление о равнинной и гористой поверхности. Холм. Овраг. Гора. Поверхность края.

Водоемы: река, озеро, пруд и др. (в зависимости от местных условий). Части реки: исток, устье. Притоки. Важнейшие водоемы края.

Безопасность движения на улицах и дорогах. Дорожные знаки. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Цветовые и звуковые сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Правила поведения на загородных дорогах.

Культура и образование в нашем крае, музеи, школы, театры и т.д. Правила поведения в общественных местах.

Представления о растениях и животных леса, луга, водоема, о приспособленности организмов к условиям жизни. Некоторые взаимосвязи между растениями и животными: растения — укрытия для животных, животные — распространители плодов и семян растений.

Система времен года в нашем крае. Особенности труда людей, охрана здоровья детей в разные времена года, уход за оптическими средствами коррекции в разные времена года.

Места отдыха населения в природе, необходимость бережного отношения отдыхающих к природному окружению. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы.

Правила поведения в природе: съедобные плоды собирать так, чтобы не повреждать веточек; несъедобные грибы и ягоды не трогать; бережно относиться к лягушкам, паукам, к муравьям; не разорять птичьи гнезда, муравейники.

Основные правила ориентировки на местности. Экскурсии: поверхность и водоемы края; природа и труд людей в нашем крае осенью, зимой и весной (зимой не менее двух экскурсий).

 

РОДНАЯ СТРАНА (5 ч)

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство — составные части народного хозяйства нашей страны, их взаимосвязь.

Охрана природы в нашей стране. Красная книга. Знакомство с отдельными растениями и животными Красной книги и мерами их охраны.

 

НАША ПЛАНЕТА

(Дополнительная тема)

Природа разных уголков планеты (в форме путешествия по адаптированному или рельефному глобусу — на отдельных примерах по выбору учителя и учащихся).

Страна и народы мира (в форме путешествия по адаптированной или рельефной карте). Ознакомление с отдельными странами, жизнью их народов (по выбору учителя и учащихся).

Взаимоотношения между странами, народами, их тесная взаимосвязь. Земля — общий дом для всех людей.

Ответственность людей за будущее Земли, стремление к миру и сохранению природы на планете.

К концу 2-го класса учащиеся должны знать и уметь (минимальные требования):

стороны горизонта; устройство и назначение специального компаса;

некоторые особенности природы своего края; изменения в природе и труде людей по временам года; особенности охраны здоровья в разные времена года;

природа живая и неживая; растения дикорастущие и культурные, животные дикие и домашние;

некоторые охраняемые растения и животные своего края, всей страны; правила поведения в природе, признаки ориентировки на местности; составные части народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт; некоторые особенности хозяйства края;

правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах;

определять стороны горизонта с помощью компаса с оптической насадкой или рельефной градуировкой;


различать объекты живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, распознавать изученные растения, животных (экземпляры или их изображения, доступные для восприятия с помощью ослабленного зрения и сохранных у детей анализаторов) каждой из перечисленных выше групп (3—4 представителя); проводить эпизодические самостоятельные (несложные) наблюдения в природе с помощью коррекционных приемов и средств коррекции;

выполнять правила поведения в природе; изготавливать простейшие кормушки для птиц и развешивать их с помощью старших; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

использовать элементарные приемы ориентировки в пространстве (3—4 приема) с использованием ослабленного зрения и сохранных органов чувств;

выполнять правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах;

различать объекты (3—4 представителя), их контурные изображения на простых рельефных рисунках (6—8 представителей);

воспроизводить (лепка, рисование) простейшие формы растений и животных (3—4 представителя) с выделением трех характерных признаков.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

3-й класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)[5]

Что такое неживая природа? Природа живая и неживая. Наблюдения в природе (1 ч).

 

ЛЕТНИЕ И ОСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ (11 ч)

Неживая природа летом: температура воздуха, характер облачности, летние дожди и грозы, состояние почв и водоемов.

Неживая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, осенние туманы, первые заморозки, состояние почв и водоемов. Термометр (с оптической насадкой или брайлевской шкалой). Измерение температуры воздуха.

Растения летом и осенью. Части растений. Деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья лиственные и хвойные. Внешний вид растения летом. Цветение растений. Созревание плодов и семян.

Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Осенние плоды и семена. Охрана растений летом и осенью.

Дикие и домашние животные летом. Условия питания. Изменения в жизни диких и домашних животных осенью. Изменение условий питания. Исчезновение насекомых. Перелетные птицы и их отлет в теплые страны. Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью. Подготовка к зиме зверей и других обитающих в данной местности животных. Отличие диких животных от домашних. Охрана диких животных летом и осенью.

Труд людей летом и осенью. Уход за посевами. Уборка урожая. Забота об урожае будущего года. Осенние посадки деревьев и кустарников. Подготовка садов и парков к зиме. Подготовка домашних животных к зиме. Труд людей, связанный с охраной

природы в данной местности. Участие детей в труде взрослых] осенью. Охрана здоровья человека. Предупреждение простудный] заболеваний. Режим дня школьника.

Экскурсия в лес, сад или парк с целью знакомства с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и изменениями в жизни растений и животных осенью.

Практические работы: устройство термометра (с оптической насадкой или рельефной шкалой) и измерение температуры воздуха; части растения.

 

ЗИМНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (11 ч)

Неживая природа зимой: температура воздуха, характер облачности, осадки, снегопад, метели. Установление постоянного снегового покрова. Снег и лед. Состояние водоемов и почвы.


Растения зимой. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Охрана растений в природе зимой. Комнатные растения и уход за ними.

Животные зимой. Зимующие птицы и условия их питания зимой. Жизнь зверей и домашних животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой.

Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно- и овощехранилищах. Уборка снега на улицах городов и поселков. Труд людей, связанный с охраной природы зимой. Участие детей в труде взрослых зимой.

Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обмораживании.

Экскурсии в лес, сад или парк с целью наблюдения за состоянием деревьев и кустарников зимой.

Простейшие опыты со снегом и льдом.

Практические работы: измерение глубины снегового покрова; уход за комнатными растениями; первая помощь при обмораживании.

 

ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (9 ч)

Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки.

Состояние водоемов: ледоход, половодье. Оттаивание почвы, накопление влаги в почве.

Растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у деревьев и кустарников. Распускание листьев. Цветение растений.

Размножение растений черенками, отводками, усами, луковицами, клубнями, корнями. Охрана растений весной.

Животные весной. Изменение условий питания животных. Появление насекомых. Возвращение перелетных птиц, гнездование.

Изменения в жизни животных. Появление детенышей у животных. Охрана диких животных весной.

Труд людей весной. Весенние работы в полях, садах, парках, на улицах городов и сел. Весенние посадки деревьев и кустарников. Труд людей, связанный с охраной природы. Участие детей в общественно полезном труде, в том числе и в охране природы.

Экскурсия в лес, сад или парк с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений и животных.

Наблюдения за развитием растений из семян (на основе ранее заложенных опытов на уроках трудового обучения).

Практические работы: размножение растений черенками (бальзамин, пеларгония и др.), луковицами (амариллис), отводками (традесканция, плющ), усами (камнеломка); выращивание в ящиках или цветочных горшках лука, проращивание клубней картофеля.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ч)

Обобщение знаний о временах года. Летнее закаливание организма.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся (минимальные).

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;

особенности, назначение и зависимость от изменения в природе сезонного труда людей своей местности;


устройство и назначение термометра (с оптической насадкой или рельефной шкалой);

простейшие физические свойства снега и льда;

название и различие не менее пяти-шести декоративных травянистых растений;

название и различие местных растений (не менее трех-четырех травянистых растений);

особенности и различие деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;

некоторые способы размножения растений (в объеме учебника), цикл развития растений от семени до семени;

названия и различия пяти-шести комнатных растений;

простейшие правила ухода за комнатными растениями;

особенности перелетных и зимующих птиц;

названия и различия разводимых в данной местности домашних животных;

названия и различия десяти диких животных (черви, членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).

Учащиеся должны уметь:

вести наблюдения в природе;

измерять температуру воздуха с помощью термометра (с оптической насадкой или рельефной шкалой);

правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;

охранять свое здоровье от простудных заболеваний;

охранять растения и животных;

ухаживать за комнатными растениями;

выращивать растения одним из изученных способов;

соблюдать режим зрительной и тактильной нагрузок при обследовании природных объектов, выполнять зрительную и тактильную гимнастики;

последовательно обследовать природные объекты и их изображения с помощью осязания и неполноценного зрения;

выделять с помощью осязания и неполноценного зрения основные признаки растений и животных на натуральных объектах и специальных изображениях.

4-й класс (34 ч) [6]

ВВЕДЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ. ПЛАН И КАРТА (6 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Ориентировка на местности по солнцу и компасу. Устройство компаса (с оптической насадкой или рельефной шкалой). Правила пользования специальным компасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта. Ориентировка и обследование плана и карты.

Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу (с оптической насадкой или рельефной шкалой); работа с планом.

 

ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ (18 ч)[7]

Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Условные знаки форм поверхности на карте области, поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (четыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, название двух-трех водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояние воды, вода —

растворитель, очистка фильтрованием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв.

Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей, лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране?

Участие детей в общественно полезном труде при охране природных объектов.

Экскурсии: ознакомление с формами поверхности и полезными ископаемыми; ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной; ознакомление с растениями и животными поля, луга, леса.

Работа с натуральными объектами: полезные ископаемые своего края, растительность леса, полевые культуры (один урок отводится на знакомство с растениями дикого ландшафта, другой — с растениями культурного ландшафта).

 

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ОХРАНА ЕГО ЗДОРОВЬЯ (9 ч)

Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная посадка при чтении и письме, расстояние от глаз до текста. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и культуры для укрепления мышц.

Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний.

Органы пищеварения. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим труда и отдыха, зрительной нагрузки и интервалов (тактильной нагрузки и интервалов). Участие детей в общественно полезном труде.

Забота государства о здоровье детей.

Практические работы: подсчет пульса в спокойном состоянии после бега на месте или десяти приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшие обработки небольших ран, приемы наложения повязок (практическая работа проводится во внеурочное время под руководством медицинского работника школы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ч)

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся (минимальные).

К концу 4-го класса учащиеся должны знать и уметь: некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, почва, полезные ископаемые, водоемы, растения и животные);

особенности труда людей своей местности;

иметь представления о горизонте, о линии горизонта, сторонах горизонта, устройство и назначение компаса (с оптической насадкой или рельефной шкалой); некоторые физические свойства наиболее важных трех-четырех полезных ископаемых; физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, текучесть; три состояния воды, вода — растворитель); состав и свойства местных, почв (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, минеральных солей, перегноя); название трех-четырех растений леса, поля, луга, водоема; пяти-шести животных своей местности[8];

мероприятия по охране природы своей местности;

столицу России — Москву, столицы близлежащих автономных республик, свой административный центр;

простейшие правила личной и общественной гигиены;

название, расположение важнейших органов тела человека;

роль прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний;

ориентироваться по солнцу и компасу (с оптической насадкой или рельефной шкалой); определять с помощью опытов изученные физические свойства воды, местных почв; различать три-четыре растения леса, поля, луга, водоема; пять-шесть животных своей местности[9];

показать на карте столицу России — Москву, столицы близлежащих автономных республик, свой административный центр;

вести простые наблюдения в природе;

пользоваться метеорологическими приборами с оптическими насадками и рельефной градуировкой (термометром, флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием;

собрать простейшую установку для опыта;

соблюдать правила безопасности при проведении опытов, сельскохозяйственных работ, предусмотренных программой;

охранять растения и животных;

сажать кусты, деревья, цветы;

культурно относиться к природе;

делать элементарную транспортно-пешеходную разводку на специальном конструкторе для ориентировки;

элементарно обследовать природные объекты, пособия, раздаточный дидактический материал с помощью неполноценного зрения, осязания и других сохранных форм чувствительности;

выполнять необходимые упражнения, связанные со зрительной гимнастикой, соблюдать режим зрительной работы, чередовать его с отдыхом, переключаться на восприятие информации с помощью слуха.

 







Date: 2015-11-15; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию