Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природоведение
3—4 классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В 3-м и 4-м классах изучается курс «Природоведение», который содержательно и методически продолжает курс «Ознакомление с окружающим миром», изучаемый в УВК в 0 (подготовительном), в 1-м и 2-м классах. Начальное природоведение в 3—4-м классах следует рассматривать как продолжение курса «Ознакомление с окружающим миром». Цель изучения природоведения заключается в том, чтобы сообщить и расширить элементарные знания детей с аномалиями зрения о предметах и явлениях живой и неживой природы, о труде людей, о сезонных явлениях и изменениях в окружающем мире; сформировать и обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений природы, скорригировать неточные и ошибочные представления об окружающем мире; показать на доступных примерах взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой; познакомить учащихся с трудом людей по использованию и охране природы, с экологическими материалами по данной местности; дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены, умения пользоваться неполноценным зрением и осязанием. Задача курса природоведения — дать детям новые знания в соответствии с разделами учебной программы. Важно углубить и обобщить их представления о природе, полученные в подготовительном (0), 1-м, 2-м классах. Взаимосвязанное познание природы и жизни общества позволяет подойти к пониманию тесных контактов живой и неживой природы и выработке бережного отношения к окружающему миру. Исходя из целей экологического образования и важности проблем охраны природы на современном этапе развития общества, на одно из первых мест при изучении природоведческого материала выдвигается задача воспитания у детей стремления охранять и умножать природные богатства. Перед учащимися необходимо развернуть картину многопланового воздействия человека на природу, они должны убедиться, что гибель одного природного компонента влечет" за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, уменьшению численности животных, гибель одного вида животных сказывается на условиях существования других и т.д.). Учащиеся участвуют в природоохранительной работе (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян дикорастущих и цветочно-декоративных растений, распространение их среди населения и специальных хозяйств; оказание помощи в уборке урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений и т.д.). Наряду с общими задачами в УВК для детей с нарушением зрения решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие тактильного и зрительного восприятия учебного материала с помощью осязания и неполного зрения, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления. В методы обучения включаются коррекционные приемы, способствующие устранению или ослаблению вторичных отклонений в развитии детей. Коррекционно-педагогическая работа направляется на исправление недостатков психического развития как в сфере чувственного, так и в области логического познания, на доразвитие нарушенных функций зрения (острота, поле зрения, цветоразличение и т.д.), на исправление физических нарушений у детей (осанки, недостатков в координации движений, ориентировки в пространстве и др.). Непосредственное природное окружение детей при проведении занятий по природоведению является наиболее желательным фоном и основой для использования приемов и способов коррекции вторичных отклонений в развитии учащихся. При знакомстве детей с растительными и животными сообществами предпочтение отдается тому из них, которое наиболее характерно для данной местности и доступно для восприятия учащихся с помощью сохранных у них анализаторов. В конкретном сообществе изучается прежде всего видовое разнообразие типичных растений и животных на нескольких конкретных примерах. Для демонстрации, показа, опытнической работы с детьми, имеющими нарушение зрения, выбираются такие экземпляры натуральной флоры и фауны, неживой природы, которые имеют характерные признаки, доступные для изучения с помощью осязания, нарушенного зрения и другой сохранной чувствительности. Здесь важен и фенологический аспект проведения экскурсионно-практических занятий с детьми, имеющими нарушения зрения. Необходимо выбирать то время года для наблюдений, когда изучаемые представители флоры и фауны находятся в природе во всей красе, с набором характерных признаков, доступных для восприятия детям. Так, например, для изучения появления почек у деревьев весной необходимо выбрать для наблюдения тот период, когда почки большие, набухшие, вот-вот лопнут, когда от них исходит наибольший аромат, на этом этапе развития растений лучше констатируются и такие признаки, как опушенность почек, их чешуйчатость и др. Кроме того, важен и подбор самих растений, именно тех, у которых почки крупные (каштан, тополь, рябина...), доступные для определения с помощью осязания и неполноценного зрения учащихся. В программе определен минимум экскурсионно-практических занятий, однако в зависимости от конкретных условий, в которых работает УВК, и его природного окружения их количество может быть увеличено. При работе с учащимися, имеющими дефекты зрения, в природе необходимо тщательно соблюдать правила безопасности. Участки, определенные для экскурсии, наблюдения, должны быть свободны от мусора, валежника, сухостоя, пеньков, ям, рытвин, крутых склонов и т.д., что позволит избежать ушибов, падений, царапин, травм при ненадежной ориентировке и слабой координации движений у большинства детей. Наблюдения ведутся по заданиям и фиксируются в тетрадях. Они являются основой для формирования важнейших знаний о природе. Для проведения наблюдений, практических работ, опытов в природе используются тифлоприборы и средства оптической коррекции зрения, специальные фоновые экраны, приспособления для ориентировки в пространстве. Для каждого вида определений детям с нарушенным зрением рекомендуется использовать полисен-сорность восприятия, особенно ее бисенсорную разновидность (ослабленное зрение и осязание). При обучении природоведению в УВК необходимо использовать как обычное учебное оборудование, применяемое в массовых детских садах и школах, так и специальным образом адаптированные, самодельные, оригинальные наглядные пособия. И в том и другом случае очень важно соблюдать условия и выполнять приемы предъявления средств наглядности детям с дефектами зрения. Самодельные пособия или модифицированные (с использованием наглядности массовых детских садов и школ) должны быть красочными и аккуратно изготовленными, иметь доступную нагрузку. Все детали внутреннего или внешнего строения объектов живой и неживой природы необходимо выделять контрастными красителями, использовать цветовую унификацию и рельеф для различения отдельных деталей и органов внешнего и внутреннего строения изучаемых растений и животных. Учащихся с аномалиями зрения необходимо приучать ориентироваться в пособиях, формировать у них приемы и навыки обследования рисунков, схем, моделей, макетов, муляжей и других изобразительных пособий. Важно найти отправной пункт и последовательность (поэтапность) обследования и изучения природного объекта или его изображения с помощью осязания и неполноценного зрения. Так, например, растение нужно обследовать в определенной последовательности: находится место соединения стебля и корня (корневая шейка), затем постепенно обследуется надземная часть (стебель, листорасположение, цветы, плоды), далее от этой же отправной точки (корневая шейка) последовательно вниз прослеживается корневая система. Принципиально важно в УВК для детей с нарушением зрения ознакомление с представителями флоры и фауны, неживой природы начинать с натуральных объектов, что способствует формированию у учащихся адекватных представлений об окружающей реальной действительности. Необходим постоянный контроль за ходом, объективностью, обобщенностью формируемых представлений о природе. Для этой цели применяются значительно чаще, чем в массовых детских садах и школах, приемы воспроизведения (словесные, изобразительные). Ряд наглядных средств, широко применяемых на уроках природоведения в массовой школе (различные таблицы, схемы, кинофильмы, диапозитивы и др.), в УВК для детей с нарушением зрения используется выборочно. Для показа детям отбираются те пособия и кинофильмы, которые не насыщены второстепенными материалами, имеют достаточную величину изображаемых объектов для различия их с помощью осязания и неполноценного зрения. Указанные средства наглядности должны быть яркими, контрастными, с четкими рельефными изображениями объектов живой и неживой природы. Для демонстрации кинофильмов по предмету обычно подбираются такие ленты, в которых широко представлены природные богатства не только в цветовом натуральном изображении и четко выделены из фона, но и те, которые имеют объективную, красочную и звуковую палитру (голоса птиц, зверей), доступную для слухового восприятия и выполняющую коррекционную роль при формировании конкретных представлений у детей об изучаемой флоре и фауне. Все перечисленные показы и демонстрации сопровождаются словесными комментариями учителя и учащихся для обобщения чувственного опыта и создания реальной образной картины окружающего мира. В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков по ознакомлению с окружающим миром и природоведения с уроками чтения, трудового обучения, физического воспитания и других предметов. Реализация этих возможностей поможет учителю добиться более осознанного и прочного усвоения учащимися изучаемого материала. В программе определены минимальные требования к знаниям и умениям учащихся с нарушенным зрением, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественно-научных дисциплин. Кроме общих умений, учащиеся должны овладеть и специальными приемами констатации и определения природоведческого материала, активно участвовать в коррекционной работе. По усмотрению педагогических коллективов УВК курсы «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение» могут быть интегрированы с коррекционными занятиями по социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, что фиксируется в учебном плане, в распределении учебного времени и в модифицированной оригинальной программе по интегрированному курсу. Настоящая программа составлена с учетом разработок по содержанию предмета «Природоведение» 3. А. Клепининой (1993).
ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 1-й класс (1 ч в неделю, всего 32 ч) ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ? (6 ч) Мы живем на планете Земля. Вид Земли из космоса. Воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязненность воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Экономия воды в быту. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы. Необходимость для растений воздуха, тепла, света. Значение растений жизни людей. Бережное отношение к растениям. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери. Необходимость для животных воздуха, тепла, пищи. Значение! животных в жизни людей. Бережное отношение к животным. Значение окружающей природы в жизни людей. Представления об отрицательном влиянии людей на природу. Охрана природы.
ДОМ И ШКОЛА (УВК) (8 ч) Мой домашний адрес. Моя семья. Имена и отчества родителей. Труд и отдых в семье. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Профессия родителей. Бережное отношение к вещам, электроэнергии, газу. Правила безопасности при обращении с бытовыми приборами, противопожарная безопасность. Адрес школы (УВК). Наш класс и другие школьные помещения, труд работников школы (УВК). Мои товарищи, совместная учеба, игры, отдых. Бережное отношение к школьному имуществу, учебникам, учебным принадлежностям. Правила вежливости (дома, в школе (УВК), на улице). Мое здоровье, режим дня. Правила личной гигиены (мытье рук, уход за зубами, режим зрительной работы, правила пользования очками). Утренняя гимнастика, закаливание, проветривание помещений. Зрительная гимнастика. Осанка. Режим питания. Растения и животные дома и в школе (УВК). Участие в уходе за растениями и животными. Экскурсия по школе (УВК).
НАШ ГОРОД (СЕЛО) (16 ч) Название города (села), где мы живем. Главная улица (площадь). Основные дорожные знаки. Дорога от дома до школы. Труд людей на промышленных (сельскохозяйственных) предприятиях города (села), основные профессии, выпускаемая продукция. Строительство в городе (селе), строительные профессии. Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный и т.д. Пассажирский транспорт города. Правила поведения в транспорте. Труд людей и правила поведения на почте (в магазине, библиотеке, поликлинике). Природа города (села) и окрестностей, ее красота. Растения и животные ближайшего природного окружения, бережное отношение к ним, подкормка птиц в простейших кормушках и другие посильные формы участия детей в охране природы. Зависимость состояния природы от отношения к ней людей. Правила поведения в природе: не шуметь, не срывать цветущих растений, не ломать веток деревьев и кустарников, не ловить насекомых (бабочек, стрекоз, жуков и др.), не носить домой детенышей птиц и зверьков, не отлавливать животных, не оставлять мусора. Основные признаки времен года. Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным окружением и признаками времен года; с целью ознакомления с общественной жизнью, трудом людей города (села); в магазин, на почту, в библиотеку, музей и т.д.
РОДНАЯ СТРАНА (2 ч) Столица нашей Родины. Некоторые достопримечательности столицы (по выбору учителя, учащихся). Природа столицы: парки, скверы, зеленая зона. Значение природы для жителей города (села), ее охрана. Другие города страны (знакомство с несколькими городами по желанию учителя, учащихся в форме заочного путешествия). Что, как и почему (дополнительная тема). Элементарные представления о разнообразных явлениях окружающего мира: свет, звук, электричество, магнит и простейшие опыты с ним; минералы (кремний, каменный уголь), где встречаются; история лампочки, автомобиля, самолета; как одевались люди в прошлом и т.д. К концу 1-го класса учащиеся должны знать и уметь (минимальные требования): домашний адрес; имена и отчества родителей; режим дня; правила личной гигиены; режим зрительной работы; правила пользования очками; правила поведения в школе, в УВК, на улице, в природе; основные приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; основные признаки времен года; группы растений и животных: деревья, кустарники, травы; насекомые, рыбы, птицы, звери (без обязательного разбора отличительных признаков групп); значение природы для человека; особенности труда людей наиболее распространенных профессий: различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе (созданные руками человека); выполнять правила личной гигиены: соблюдать элементарные требования по использованию ослабленного зрения; выполнять правила поведения в УВК и т.д. в отношениях с другими людьми; различать изученные растения, животных (экземпляры или их изображения, доступные для восприятия с помощью ослабленного зрения и сохранных у детей анализаторов) каждой из перечисленных выше групп (1—2 представителя); вести элементарные наблюдения в природе под руководством учителя или воспитателя; использовать простейшие приемы ориентировки в пространстве (2—3 приема) с использованием ослабленного зрения и сохранных органов чувств; объяснять, какое значение имеет окружающая природа для людей (2—3 показателя); ухаживать за неприхотливыми комнатными растениями и животными живого уголка; воспроизводить (лепка, рисование) простейшие формы растений и животных (2—3 представителя) с выделением двух характерных признаков; различать объекты (2—3 представителя), их контуры на простейших рельефных рисунках (5—6 представителей). Date: 2015-11-15; view: 252; Нарушение авторских прав |