Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г л а в а 6. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи





 

Каждое публичное выступление — это взаимообусловленный творческий процесс сочетания рационального и эмоционального. В искусстве устной речи соотношение рационального и эмоцио­нального — это взаимосвязь содержания и формы в их диалекти­ческом единстве.

Под рациональным в публичном выступлении понимаются прежде всего знания, фактический материал, аргументация, со­ставляющие первооснову содержания и убедительности воздей­ствия на слушателей. Эмоциональное - это фон, «температура речи» (Е. А. Адамов), проявляющиеся в интонационном много­образии, силе жеста, выразительности мимики, энергии и пове­дении говорящего человека. Чтобы публичное слово несло зна­ния и чувства людям, рациональное начало должно быть эмоционально окрашенным'. «Взаимосвязь рационального и эмоционального в ораторском искусстве, лекторском мастерстве весьма интересна, не так проста, как порой может показаться, и всегда актуальна... История ораторского искусства дает основание утверждать, что рациональное и эмоциональное стали важными категориями красноречия»2.

Соотношение между рациональным и эмоциональным замет­но меняется в зависимости от вида публичной речи. Так, выступ­ления судебных ораторов рациональны, в митинговой речи чувств и страсти будет больше, чем в сухом деловом докладе. В

-----------------------------------------------------------------

В древней риторике использовались понятия этос - нравственное начало; логос - мысль, заключенная в речи, и слово, выражающее ее, пафос - чувство, воодушевление, вложенное в речь Эти три элемента в публичной речи считались обязательными и были взаимосвязанными

Апресян Г 3 Взаимосвязь рационального и эмоционального в лекционной практике/ Слово лектора 1976 № 7 С 71

вузовской лекции на первый план выступают концептуальность и проблемность, а в публичной лекции особо важным компонентом является эмоциональная окрашенность. Главное здесь — правиль­ное соотнесение рационального и эмоционального. Не случайно ораторское искусство Цицерон приближал к искусству актера и поэта. По мнению Цицерона, оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрис­консульта, голос трагика, жесты и грацию великих актеров. Ора­тор сам создает текст своего выступления, и сам доносит его до слушателей. Гармоничное сочетание мыслей и чувств в личности оратора служит решающим фактором успешного выполнения им авторских и исполнительских функций. Гармоничное сочетание средств рационального и эмоционального усиливает наступательность, резко повышает воспитательную ценность публичного выступления и, напротив, отсутствие хорошо выраженных мо­ментов рационального или эмоционального лишает речь способ­ности производить эффективное воздействие на слушающего. Известный в свое время юрист В. Д. Спасович удачно подметил сущность сочетания рационального и эмоционального в красно­речии: «В котел бросили куски железа, меди, золота, чугуна - за­тем трясут котел изо всех сил. Выходит стук, звон, а сплава ме­талла нет, потому что для сплава нужна высокая температура -оживление идеями, подъем духа».

Таким образом, два аспекта сознания - рациональный и эмо­циональный - взаимосвязаны, слиты в неразрывном единстве и взаимообусловленности. В нем нет (при нормальном функциони­ровании) рационального без эмоционального, как нет эмоцио­нального без рационального.

Эмоциональное в искусстве устного слова определяется следующими факторами: темой, предметом публичной речи, ее информативностью, конкретным содержанием и формой изло­жения, актуальностью и общественной значимостью, ее непо­средственной обращенностью к слушающим, психологическим настроем аудитории. Взаимосвязь рационального и эмоцио­нального непременно сказывается и в самой речи: в ее словар­ном запасе, терминологии и точности выражения, в темпе и тембре, в яркости отдельных характеристик, в образности и внутренней динамике. Эмоциональность осуществляется преж­де всего и главным образом звучащим по форме, емким по смыслу и конкретным по содержанию словом. «.Нет ничего важнее в говорении, - писал Цицерон, - чем склонить слуша­теля на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководило сильное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страсти, раздражения, скорби, радости, надежды, страха, заблужде­ния, и вообще какого-нибудь душевного движения, чем сообраз­но и с истиной, с предписаниями, с правовыми нормами и с законами».


Юрист работает в атмосфере оказываемого ему противодей­ствия, и он вынужден говорить о негативных фактах действи­тельности, при этом эмоциональность его речи естественно воз­растает. Здесь важно сохранить чувство меры: не оскорбить, не унизить, не обидеть в процессе общения своего процессуального партнера. Следует учитывать уместность эмоционально-экспрессивных, выразительных элементов в данной речевой си­туации и в каждом конкретном выступлении. «...Наилучший оратор тот, - говорил Цицерон, - который своим словом и нау­чает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление Учить — обязанность оратора, дос­тавлять удовольствие - честь, оказываемая слушателю, произ­водить же сильное впечатление необходимо».

Эмоциональность речи, под которой понимается проявление в публичном выступлении чувств, настроения, темперамента оратора, его отношения к предмету повествования и к слушате­лям, формируется в процессе речевой деятельности и определя­ется целевой установкой оратора и потребностью слушателей. Одна и та же эмоциональная окраска - активная или пассивная -может усилить или стереть смысловые акценты выступления.

Так, например, для характеристики влияния темперамента на показания, т. е. на рассказ о том, как эмоционально может отне­стись свидетель к тому или другому явлению или событию, А. Ф. Кони писал: «.Можно в виде примера представить себе отноше­ние обладателей разных темпераментов к одному и тому же происшествию Трамвай наехал на переходившую через рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, смерть впоследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно Сангвиник, волнуясь, скажет «Это была ужасная кар­тина - раздался раздирающий душу крик, - хлынула кровь, — мне послышался даже треск сломанных костей, эта картина стоит

перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа. Ме­ланхолик скажет «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину, и вот людская судьба быть может она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров - и все разбито, уничтожено, — остались слезы и скорбь о невозврат­ной потере, - и картина осиротевшей семьи с болью возникает в моей душе» Холерик, негодуя, скажет «Раздавили женщину1 Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно на­жать звонок и предупредить тем рассеянного или тугого на ухо прохожего И вот результат Судить надо за эти упущения, и строго судить» А флегматик расскажет «Ехал я на извозчике и вижу стоит трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят я привстал в пролетке и вижу - лежит какая-то женщина поперек рельсов, — вероятно, наехали и раздавили Я' сел на свое место и сказал извозчику "Пошел скорее ""3

Имеет место суждение о том, будто оратор призван вызывать эмоциональный отклик у слушателей прежде всего открытым выражением своих чувств Однако все хорошо в меру, да и не всегда внешняя страстность оратора заражает слушателей Если внимание оратора направлено не на слушателей, а на самовыра­жение, демонстрацию своих собственных переживаний в виде ложного пафоса, то такая эмоциональность разрушает восприятие речи. Можно и не проявлять признаков возбуждения и все-таки волновать людей. Вот как эту мысль выразил А. Ф. Кони: «Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но что­бы трогательное действительно трогало сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего при­тока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко, так и с трогательным». Мастерство оратора и заключается в том, чтобы выдержать чувство меры в использовании выразительных средств и не растворить в эмоционально окрашенных словах содержание.


На службу эмоциональному настрою важно поставить об­разность и наглядность, меткий афоризм и яркий запоминающийся пример и многое другое -

-----------------------------------------------------------------

Кони А Ф Память и внимание Из воспоминаний судебного деятеля М 1992 С 33

все для того, чтобы рациональное содержание стало зримым, вы­пуклым, конкретным и оттого максимально убедительным. По­могают подчеркнуть содержание, сделать речь ярче, выразитель­нее, эмоционально насыщеннее риторические средства:

• изобразительные средства языка (эпитеты, метафоры, ги­перболы и т. д.);

• выразительные средства речи (повтор, градация, ритори­ческий вопрос и т. д.);

• приемы оживления ораторского выступления (пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, юмор и сарказм).

На вопрос о том, какую ораторскую речь можно признать хо­рошей, Е. А. Адамов ответил: ту, которая обладает «шестью Э»: эрудицией, энергией, эмоциональностью, экспрессивностью, этикой и эстетикой. Эмоционально-экспрессивный тон речи соз­дается лексико-фразеологическими, морфологическими, синтак­сическими и интонационными средствами.

К приемам эмоциональной выразительности следует прежде всего отнести «энергичные» слова, эмоционально окрашенные фразы. Это они создают определенное настроение у слушателей, возбуждают их интерес, помогают лучше воспринять содержа­ние, способствуют процессу воспитания. В этой связи уместно привести высказывание Цицерона: «.Если вы скажете, что город был отдан на разграбление войскам победителя, в этих словах уже заключается все, что бывает в подобных случаях; но слова эти не производят впечатления. Раскиньте перед слушателями все картины, скрытые в них: горят дома и храмы, падают кров­ли, отовсюду слышны вопли отчаяния, сливающиеся в один об­щий стон; одни бегут, другие сжимают в объятиях своих близ­ких, женщины и дети плачут, старики проклинают судьбу, дав­шую им дожить до ужасного дня; солдаты уносят расхищенную утварь храмов или рыщут за новым грабежом...».


Классическим примером эффектной речи служит выступле­ние самого Цицерона против Катилины, вызвавшее бурю стра­стей в римском сенате. Речь начиналась так: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго ты еще в своем бешенстве будешь издеваться над нами? До ка­ких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни страх, охвативший на­род?». Начало этой речи - обращение к чувствам сенаторов, про­буждение у них негодования деспотичным правлением.

Здесь важно правильно избрать стиль речи, т. е. ее уровень и направленность на определенного адресата. Под стилем в рито­рике понимается характерный признак ораторской речи, который наилучшим образом отвечает задачам общения в данных услови­ях. В современном литературном языке выделяют пять основных стилей: научный, канцелярско-деловой, ораторско-публицистический, разговорно-бытовой, стиль художественной литературы.

Сущностью стиля занимались Аристотель и более поздние видные толкователи поэтики и риторики. И все они говорили о речевом (словесном) стиле. Одна из дошедших до нашего време­ни работ Дионисия Галикарнасского, посвященная стилю, назы­вается «О соединении слов». Разные авторы выделяли такие ос­новные достоинства стиля, как правильность, ясность, образ­ность, динамизм, наполненность чувств, и различали четыре типа стиля: простой, величественный, изящный и мощный. Допуска­лось и смешение стилей. Цицерон утверждал три основных сти­ля. В том же духе фактически высказывался М. В. Ломоносов. По его мнению, существуют три стиля: высокий, средний и низкий. Высоким «штилем» следует говорить с императорскими особами, средним пишутся «деловые» бумаги, а низкий «штиль» исполь­зуется при разговоре с друзьями-приятелями. Когда говорят «солигорский парламент», «туапсинская дума» или «к 10 часам в районе проголосовало 15% электората» (вместо - жителей, изби­рателей), то здесь явное нарушение стилей. Ошибкой является использование слова «форум» по отношению к совещанию, соб­ранию, имеющему местное значение, являющемуся рядовой де­ловой встречей представителей той или иной отрасли хозяйства или отдельного производственного коллектива.

Фраза может быть эмоционально окрашенной в зависимости от расстановки слов в ней. Правильное, уместное употребление слов играет огромную роль в судебной речи. А. Ф. Кони говорил:

«Стоит переставить слова в народном выражении «кровь с моло­ком» и сказать «молоко с кровью», чтобы увидеть значение от­дельного слова, поставленного на свое место». Эмоционально по-разному звучат фразы: «пострадала гражданка Иванова» и «по­страдала девушка», «детский уличный травматизм» и «несчаст­ные случаи с детьми».

Использование эмоционально-экспрессивных, выразитель­ных элементов связано с определенным речевым заданием, установкой говорящего, стремлением воздействовать на аудиторию, а в суде - на судью. «Оратор должен...волновать души слушате-

лей внушительной и действенной речью, и гораздо важнее быва­ет воодушевить судью, чем убедить его», - утверждал Цицерон.

Различают рациональный и эмоциональный тип ораторов в зависимости от склонности к тому или иному типу изложения. Из числа выдающихся судебных ораторов логически строгое, ра­циональное изложение было характерно для П. А. Александрова, А. И. Урусова, В. Д Спасовича. Средствами эмоционального воздействия наиболее широко пользовались С. А. Андреевский, В. И. Жуковский, Ф. Н. Плевако.

Примером эмоциональной выразительности может служить речь адвоката Н. П. Кана по делу И. Далмацкого, обвиняемого в убийстве И. Иванова:

«Товарищи судьи! Прокурор и два общественных обвинителя единодушны в требовании смертной казни для Ивана Далмацко­го Ее добивается и потерпевший — отец погибшего Игоря Ива­нова Об этом же просят в своих решениях собрания общест­венности Видите, сколь велик накал страстей, разгоревшихся вокруг дела, по которому ваше решение уже не за горами А тут еще и газетная корреспонденция, к сожалению, очень далекая от объективного освещения отдельных фактов и в целом всего со­бытия смерти Иванова

Я сознательно делаю упор на эмоциональную сторону об­становки, в которой приходится осуществлять защиту Дал­мацкого Житейски она может быть понята Погиб человек, ед­ва начавший сознательную жизнь, погиб нелепо Неудивительно, что все, кто хорошо знал Игоря, больно переживают утрату и требуют возмездия «Смерть за смерть», - сказал один из ува­жаемых обвинителей Но ведь это клич не новый Он более чем старый и более чем непригодный для правосудия. Лучшим тому доказательством служит наш уголовный кодекс, предусматри­вающий за убийство разнообразные, иногда мягкие виды наказа­ния» 4

Большой эмоциональный эффект вызывает у слушателей но­визна информации. Если эта новизна отсутствует, и публичная речь не есть открытие нового, то надо стремиться, чтобы речь была всегда новым раскрытием уже известного. Например, с ви­ду непримечательный факт или событие можно так преподнести, вложить столько сопричастности, что оно оживет, заставит слу­шателей увидеть в этом событии или факте значимое явление.

-----------------------------------------------------------------

См Ивакина Н Н Культура судебной речи М, 1995 С 237

Люди не только слушают речь, сколько чувствуют ее и видят то, о чем говорится. Умение говорить образно и пользоваться наглядностью - важнейшее условие ораторского искусства. Выразительность - это категория риторической эстетики, осо­бенность стиля речи, художественная окраска идей, создающая атмосферу эмоционального сопереживания, эстетического на­слаждения5.

К выразительно-изобразительным средствам языка относятся крылатые слова, пословицы, поговорки, тропы, фигуры, компо­зиционно-стилистические приемы и т. д. Один из красноречивых ораторов прошлого века историк В. О. Ключевский так охаракте­ризовал психологический «секрет» выразительности речи: «гово­ря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент. Воображение и сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом»6.

К приемам эмоциональной выразительности относится инто­национное многообразие. Интонация - важное средство в общении. Она может усиливать или ослаблять воздействие, уточнять или искажать смысл слов и фраз. Она расчленяет поток речи на периоды, фразы и смысловые отрезки. Интонация выра­жает эмоционально-волевые отношения людей в процессе обще­ния. С ее помощью создаются предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные и с ее помо­щью заметно повышается эмоциональность и заразительность ораторской речи. Интонация достигается повышением или пони­жением голоса, изменением темпа речи и образует словесно зву­чащий ритмический строй. Интонация обладает большой зарази­тельной силой.

Риторическая эстетика - теория прекрасного, развиваемая Аристотелем в «Риторике» и отчасти в «Поэтике», толковалась как теория искусства убеждения, достигаемого не только логическими, но и художественными средствами, рацио­нальными и иррациональными приемами Согласно этой эстетике, прекрасное всегда желательно

Важнейшей проблемой риторической эстетики является ораторский стиль -«строй речи», «говорение», «выражение», - получивший свое дальнейшее обос­нование и толкование в трудах Цицерона, Квинтилиана, Дионисия Галикарнасского «Красота слога, - по выражению П С Пороховщикова, - есть роскошь, дозволительная для тех, у кого она является сама собой»

-----------------------------------------------------------------

См Этюды о лекторах М, 1974 С 54

Интонацией можно передать радость, испуг, гнев, удивление, досаду и десятки других эмоциональных состояний. Интонация, как один из основных показателей экспрессии способна нести информацию собеседнику, независимо от лексического, грамма­тического и другого языкового материала «Дело не в слове, -писал В. Г. Белинский, - а в тоне, в каком это слово произносит­ся». Интонация - такое же оружие оратора, как образные слова для писателя, ноты для музыканта. По образному выражению Е. А. Адамова, «четыре Т управляют интонацией: тон, тембр, темп, течение речи». Он советует каждому оратору учитывать значение интонационной выразительности речи и систематиче­ски, настойчиво работать над своим голосом, укреплять, разви­вать, улучшать его.

Большую роль в эмоциональной выразительности играют так называемые вспомогательные средства языка, зрительные эле­менты речи или экстралингвистические факторы. К ним относятся жесты, мимика, выражение глаз, поза, походка.

Жесты и мимика, если они употребляются уместно, вырази­тельно, способствуют достижению большего эффекта речи, слу­жат дополнительными средствами ее выразительности. Жесты, как средство передачи мысли, возникли давно, раньше слова. Но и поныне они являются одними из важных инструментов челове­ческого общения. Жестами и мимикой пользовались все выдаю­щиеся ораторы.

Чрезмерная, искусственная жестикуляция, не оправданная ха­рактером и содержанием речи, вредна. Народная поговорка гласит:

«Языком не расскажешь, так пальцами не растычешь». В этой свя­зи было сказано в «Духовном регламенте» Петра I: «Не надобно проповеднику шататися вельми, будто веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться Да не надобно и рыдать: но хотя бы и возмутиться дух, надобно елико можно унимать слезы. Вся бо сия лишняя и не благообразна суть и слушателей возмущает». Известная сдержанность в интона­ции, силе голоса, мимике и жестах оратора ценится и современной аудиторией больше, чем крикливые возгласы и размахивание ру­ками. «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осто­рожно, - предупреждал лекторов А. Ф. Кони. - Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, при­едаются, надоедают и раздражают». Безудержная мимика, неоп-

равданная жестикуляция, неконтролируемые движения нежела­тельны в процессе публичного выступления. «Больше всего, - пи­сал Е. А. Адамов, - мы страдаем не от отсутствия жестов, а от ме­ханической жестикуляции». В этой связи он дает классификацию ораторов механического жеста. Это «ораторы-дровосеки», «орато­ры-пильщики», «ораторы-разводители», «ораторы-отталкиватели», «ораторы-фехтовальщики». Жест символизирует раскованность и непринужденность выступающего. Вместе с тем он всегда несет информацию и выражает экспрессию, жест лаконичнее слов. Рож­дение жеста в общении продиктовано тенденцией к оптимально экономной передаче информации. Жесты сложно классифициро­вать, так как они строго индивидуальны. Различают иллюстратив­ные жесты, указывающие направление, описывающие размер и объем, и жесты выразительные, описывающие чувства и интен­сивность. Известный американский ораторовед Фрэнк Снелл сове­тует: «Готовясь к выступлению, не забудьте о жестах. Они - это язык, понятный всем. Жесты - первооснова любого языка. Не бой­тесь пользоваться ими». И далее: «Не держите руки в карманах. Это не говорит о хороших манерах. К тому же, держа руки в кар­манах, вы не сможете научиться пользоваться ими. С помощью рук можно хорошо показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными слова­ми, пользуйтесь руками для создания образов своих идей. При этом необходимо считаться со следующими правилами:

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверен­ности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпу­са. Меньшее расстояние будет символизировать незначитель­ность и слабость вашего авторитета.

3. Пальцы рук должны занять такое положение, как будто вы держите грейпфрут. Неопределенное положение ладоней будет говорить об отсутствии силы и способности вести за собой.

4. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми»7.

Эти сомнительные рекомендации Ф. Снелла не следует при­нимать за аксиому. Например, симметричное жестикулирование

-----------------------------------------------------------------

Снелл Ф Искусство делового общения / Пер с англ С А Стрельникова М.1990 С 11-12

обеими руками - это типично «западное» телодвижение. Для славянских народов это не характерно. В жесте, по мнению французского лингвиста Ш. Балли, эмоция получает материаль­ную точку опоры.

Рассматривая внутренний механизм общения актера со зри­телем, К. С. Станиславский отмечал: «Глаза - зеркало души. Пустые глаза - зеркало пустой души. Не забывайте же об этом! Важно, чтобы глаза, взор, смотрение артиста на сцене отражали большое, глубокое внутреннее содержание его творящей души»9.

Походка, осанка и поза, как и жесты, мимика и глаза, явля­ются формами паралингвистического воздействия. Походка при­обретает характерологическое значение при первом появлении оратора на кафедре. Походка может быть легкой, тяжелой, ско­ванной, широкой и т. п. О личности выступающего, его самочув­ствии несет информацию и его осанка, которая бывает бодрой и вялой, прямой и сгорбленной. Но самое существенное место в невербальном поведении говорящего занимает поза. По своей экспрессии поза может быть весьма многообразной: вопрошаю­щей, нерешительной, выжидательной, самодовольной и т. д. Она способна вызывать как положительную, так и отрицательную ре­акцию слушателей. В студенческой аудитории предпочтительна непринужденная поза, в аудитории пожилых людей весь внешний вид оратора должен являть уважительное отношение к старости.

Эмоциональная выразительность обеспечивается также пра­вильным произношением слов, хорошей дикцией, под которой понимается предельная ясность и отчетливость произношения слов и слогов в публичной речи. Дикция — условие благозвучия ораторской речи, при которой голос звучит свободно, ритмично, меняя высоту звука, без напряжения и отличается четкостью тембра.

Выработка ясной, четкой дикции - обязательное условие для каждого, кто в силу специфики своей деятельности сталкивается с искусством публичной речи, искусством живого слова. Теат­ральная педагогика накопила большой педагогический и методи­ческий опыт, способный помочь оратору в выработке четкой и ясной речи.

-----------------------------------------------------------------

См Балли Ш Французская стилистика М, Л, 1961 С 352 Станиславский К С Работа актера над собой М, 1938 С 390

Красоту речи придает голос. Он является основным звуко­вым средством эмоциональности устной речи Голос характе­ризуется выразительностью (экспрессивностью), гибкостью, вы­носливостью, высотой, звучностью, тоном и тембром Какими же основными качествами должен обладать голос оратора? Прежде всего - достаточной силой звука, он должен быть слышен в лю­бой аудитории. Второе условие — гибкость, подвижность голоса, его способность передавать мысль во всей ее полноте разнооб­разными по высоте звуками. Третье условие - богатство тембральной окраски. От того, насколько разнообразен голос в своей звуковой палитре, зависит легкость восприятия слушателями со­держания выступления. Четвертое условие - выносливость, ма­лая утомляемость, способность голоса не терять своих основных качеств при длительном звучании, выдерживать большую голо­совую нагрузку. «Голос должен, - говорил К. С. Станиславский, -петь и в разговоре, и в стихе, звучать по-скрипичному, а не сту­чать словами, как горох о доску»10. Только таким голосом можно передать слушателю торжественность, задушевность, страст­ность, заразительность. Изменение громкости голоса, понижение или повышение тональности, паузация речи, игра тембром явля­ются приемами эмоциональной выразительности. Они способст­вуют эмоциональному воздействию, но могут и мешать. Если оратор неоправданно размахивает руками, перемещается по ау­дитории, это может вызвать ироническое оживление в зале, если говорит монотонно — усыпляет слушателей, слишком громко — утомляет, с наигранным, неоправданным пафосом - смешит и раздражает. Если оратор неподвижен, а лицо у него каменное, это тоже мало способствует возбуждению аудитории. Итак, во всем нужна гармония.

Действенным средством создания эмоциональности в искус­стве устного слова является юмор. «Без смешного нельзя по­знать серьезного» - эти слова древнегреческого философа Пла­тона как нельзя лучше объясняют значение юмора. Несколько юмористических штрихов, умело разбросанных среди серьезных рассуждений, придают сложным темам непринужденный харак­тер, снимают усталость и способствуют активизации внимания слушателей. «Юмор приводит в действие механизмы ума», -утверждал М. Твен.

-----------------------------------------------------------------

10 Беседы К С Станиславского в студии Большого театра, записанные Ан-гаровой М, 1952 С 67

Юмор - способность подмечать смешное и беззлобно-насмешливо относиться к отдельным фактам и жизненным явле­ниям. В ораторском искусстве эта способность проявляется через остроумную речь, шутливые сравнения, парадоксальные выска­зывания. Юмор в устных выступлениях - могучее средство при­влечения внимания слушателей к речи ораторов, средство аргу­ментации, опровержения, критики, средство разоблачения. Он повышает образность, наглядность речи, делает ее более вырази­тельной, эмоциональной, а значит, более доходчивой и убеди­тельной. «Возбуждая смех, - писал Цицерон, - оратор или разби­вает, или запутывает, или унижает, или устрашает, или усмиряет противника. Но особенно важно остроумие для оратора потому, что оно смягчает и ослабляет суровость и строгость, и оратор шуткой и смехом часто разрушает тягостные обвинения, которые нелегко разрушаются доказательствами».

Одним из первых, кто дал классификацию причин, вызы­вающих смех или улыбку, был Квинтилиан. Это: 1) изысканность речи, не соответствующая теме; 2) грациозность в выражении мысли; 3) пикантность; 4) шутка; 5) остроумие; 6) добродушное подтрунивание. Цицерон считал, что смешным может быть все что угодно, в зависимости от формы изложения, и выделял два основных вида остроумия: смешное проистекает из вида или со­держания предмета; смешное создают словесные конструкции, такие как неожиданные умозаключения, двусмысленные фразы или слова, каламбуры, пословицы, анекдоты, аллегории, метафо­ры, ирония, необычное истолкование имен собственных, проти­вопоставление.

Латинское слово «humor», от которого произошло слово «юмор», означает «влага», и действительно, юмор делает речь «влажной», он убивает сухость. Но если слишком много юмора, очень много «влаги», речь становится водянистой. Чувство меры -закон всякого искусства, в том числе и ораторского. Английская пословица гласит: «Чувство юмора - мерило ума». Ничто так не определяет внутреннюю сущность, интеллект и душевный на­строй человека, как чувство юмора, ибо оно признак эстетически развитого ума, эмоционального богатства, разносторонности и оптимизма.

Ораторское остроумие должно отвечать определенным тре­бованиям:

• делать более доходчивой главную идею и не превращаться в самоцель;

• соответствовать чувствам меры, такта, демонстрировать высокий художественный вкус оратора;

• быть рассчитанным на данную аудиторию, реальную об­становку, конкретную ситуацию, степень возможного уча­стия слушателей в осмыслении смешного;

• быть связанным с действительностью, реальными усло­виями и событиями;

• отвечать такому условию, как лаконизм: долго рассказы­ваемый смешной случай или анекдот снимает эффект ко­мического.

Чтобы создавать эффект комического, оратор должен быть наделен такими личностными качествами, как высокая эрудиция, находчивость, сообразительность, быстрота реакции, хорошая память, артистизм. Остроумие - это специфический склад ума. Быть остроумным - это значит уметь подмечать неожиданное в окружающей действительности, в поведении, облике и характере людей, метко и точно «подавать» это подмеченное в своем вы­ступлении путем умелого выбора и использования выразитель­ных средств языка. Юмор используется, как правило, для друже­ского, беззлобного подтрунивания над фактами, отдельными ли­цами. Необходимо подчеркнуть, что смех безобиден, если он аб­страгирован от конкретного лица, т. е. никого не обижает. «Шут­ка не переходит через край. Что унижает человека, то уж не шут­ка», - писал М. Сервантес. Насмешка над конкретным человеком, национальностью или специальностью может вызвать негатив­ную эмоциональную реакцию. Еще Мольер заметил, что люди гораздо легче переносят публичный выговор, чем осмеяние. Эту же мысль по-своему выразил Гоголь: насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится.

Остроумное замечание, шуточное интонирование, к месту сказанный каламбур вызывают положительные эмоции, которые, по свидетельству академика И. П. Павлова, служат «источником силы для коры больших полушарий головного мозга». Это необ­ходимый стимул для творческого восприятия содержания речи. Следовательно, чем больше в ней эмоциональных моментов, вызы­ваемых юмором, тем она интереснее и лучше запоминается. Тот, кто обладает чувством юмора, всегда имеет на один аргумент больше в споре, в отстаивании своего мнения. Психологи свидетельствуют, что хорошее настроение значительно повышает (до 17%) произво­дительность физического труда, а при умственной работе оно есть главное, непременное условие большей отдачи.

Юмор - одна из форм комического. К разновидностям коми­ческого относятся также ирония и сатира. Если юмор скрывает серьезное содержание за шутливой формой, то ирония, наобо­рот, скрывает шутку за серьезной формой. Слово «ирония» про­исходит от греческого слова «eironeia» - тонкая, скрытая на­смешка, она выражается в особых стилистических оборотах, в употреблении слов в противоположном значении. Поэтому иро­ния, являясь своеобразным «комическим парадоксом», имеет двойной смыл - внешний, кажущийся и скрытый, действитель­ный. Еще древние мыслители видели предназначение иронии в том, что оратор, говоря «да», подразумевал «нет» и наоборот. Ирония может быть добродушной, веселой, грустной, злой, ед­кой, гневной. В подлинной иронии неизбежно проявляется чув­ство превосходства над чем-нибудь или кем-нибудь. В подтвер­ждение сказанного приведен пример, ставший хрестоматийным.

К. И.Чуковский рассказывает о таком эпизоде. Он, как редак­тор юмористического журнала «Сигнал», издававшегося в 1905 г., был привлечен к судебной ответственности по обвине­нию в оскорблении государя Николая II. Материалом для обви­нения послужили стихи и карикатуры, помещенные в журнале, без прямого указания, кому они посвящены и кто карикатурно изображен.

Идет суд, обвинителем выступает прокурор Камышанский, он с возмущением говорит, что какие-то литературные подонки осмеливаются на страницах журнала помещать гнусные паск­вили, неподписанные карикатуры, в которых содержатся наме­ки на священную особу государя императора. Слово предоставляется защитнику, адвокату Грузенбергу. Он начинает гово­рить вяло, как бы нехотя «Представьте себе, что я на стене рисую, ну, предположим, фигуру осла, а проходящий человек вдруг заявляет, что это прокурор Камышанский». Председатель суда пытается прервать адвоката Грузенберг спокойно про­должает: «Кто же оскорбляет господина Камышанского? Я или тот прохожий, который в моем простодушном рисунке ус­матривает черты сходства с уважаемым судебным деятелем? В журнале «Сигнал» карикатура изображает осла, дегенерата, пигмея, а господин Камышанский имеет смелость утверждать, что это изображение его императорского величества. Если он еще раз повторит это, то мы вынуждены будем привлечь его к судебной ответственности за оскорбление его величества». Су­дьи и все присутствующие смеются, Грузенберг выиграл.

Сатира как разновидность комического представляет та­кую форму юмора, которая направлена на уничтожение явления, подверженного осмеянию. В сатире заключена особая эмоцио­нальная выжигающая критика, ее смех обличительный, ядовитый и злой. Под сатирой, писал В. Г. Белинский, «должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких вольнодумцев, а громы не­годования, грозу духа»".

Кроме названных форм комического: юмора, иронии, сатиры, имеется также ряд их разновидностей. К ним можно отнести шутку, комический намек, остроту, насмешку и сарказм.

Шутка - весьма желательный элемент ораторского искус­ства. Шуткой оратор добивается оживления в зале, эмоциональ­ной разрядки, повышения внимания слушателей к излагаемой теме. Шутка сближает оратора с аудиторией, становится средст­вом установления более тесного контакта со слушателями, уси­ления воздействия ораторской речи на аудиторию, вносит психо­логическую разрядку. «Шутка - минутка, а заряжает на час», -гласит старая русская поговорка. Комический намек - это эмо­циональная форма критики, при которой используются по ассо­циации ссылки на какой-либо комический образ, житейский факт, литературный персонаж, пословицу и т. д. Насмешку мож­но определить как острую ироническую критику в форме непри­крытой издевки. Она часто используется при ведении полемики. Острота сочетает в себе элементы шутки и насмешки. Она может принимать сатирическую или юмористическую окраску и созда­ваться на основе игры слов или с помощью реплики. Высшей ступенью сатиры считается сарказм, под которым понимается беспощадная, уничтожающая критика. Сарказм, как и ирония, не обязательно вызывают смех в аудитории. Реакция на него - по­ложительные эмоции у сторонников говорящего и отрицательные у оппонента.

Итак, подведем итог всему сказанному. Рациональность и эмоциональность - неотъемлемые составные части эффективного устного выступления. И о том, кто умело сочетает рациональное и эмоциональное, можно с уверенностью сказать, что он овладел одним из важных «секретов» науки убеждения - риторики.

-----------------------------------------------------------------

Белинский В Г Избр соч ТИМ, 1936. С 449







Date: 2015-10-22; view: 4618; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию