Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Использование категорий логики в судопроизводстве (на примере допроса)
Из всех следственных действий, известных нашему уголов-но-процессуальному законодательству, допрос является наиболее распространенным вербальным процессом общения С его помощью получают и проверяют значительную часть информации о преступлениях, необходимую для правильного разрешения уголовного дела. По своей сущности допрос - действие многоплановое, сложное, в своей основе имеет процессуальный, криминалистический, организационный, психологический и этический аспекты Требования диалектической логики проявляются в процедуре допроса, предусмотренной УПК, в поэтапном выяснении обстоятельств, подлежащих доказывайте, в формулировке вопросов и порядке предъявления доказательств, в определении очередности ----------------------------------------------------------------- См Зорин Г А, Левонец В И Психологическая защита в напряженных криминалистических ситуациях Гродно, 1995 С 76-79 Принципы и правила аргументации см также Губаева Т В Словесность в юриспруденции Казань, 1995 С 189 допроса свидетелей и обвиняемых, проходящих по одному делу, наконец, в оценке следователем показаний. Тактика допроса строится с учетом положений формальной логики. В ходе допроса широко используются тактические приемы, в основе которых лежат логические категории: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия и др. При допросе в процессе свободного рассказа допрашиваемому предоставляется полная возможность изложить факты в той логической последовательности, в которой он их наблюдал. Такой порядок допроса оправдан, во-первых, потому, что при свободном рассказе допускается меньше ошибок и труднее бывает солгать, чем при ответах на вопросы, а память воспроизводит события последовательно, легко и быстро. Поэтому не рекомендуется торопиться ставить допрашиваемому вопросы. Во-вторых, следователь не всегда знает, чем располагает допрашиваемый. Последний же знает гораздо больше того, что может спросить у него следователь. В процессе свободного рассказа можно получить информацию об обстоятельствах, о которых следователь не имел представления. К тому же допрашиваемый, излагая факты в той последовательности, в которой он их воспринимал, легче вспомнит мелкие, но порой очень существенные для дела детали. Тактические приемы, используемые при допросе, должны быть логичны, увязаны между собой, служить достижению одной цели. Это требование обосновывается тем, что сумма разрозненных фактов, как правило, не приводит к ожидаемому изобличающему эффекту, но те же обстоятельства, преподнесенные в логической последовательности, приводят допрашиваемого к выводу о неизбежности изобличения и необходимости дать правдивые показания. Если в деле имеются доказательства, то следует применить метод прямого логического убеждения в бесполезности ложных показаний, для чего доказательства анализируют, устанавливают между ними связь, определяют их значение для дела. Задача следователя заключается в последовательном их предъявлении. Этот тип доводов называют логическим. Он основывается на доказательствах, факты здесь истинны, логика безупречна, выводы правильны. Более трудно в тактическом отношении проводить допрос, когда есть определенная уверенность в виновности подозреваем мого, основанная на косвенных уликах, но нет прямых доказательств, которые можно было бы использовать для изобличения. В таком случае тактическими приемами, основанными на логике, могут быть подробный допрос с последующим анализом показаний для выявления в них противоречий; повторный допрос в иной последовательности; косвенный допрос; постановка встречных и опережающих вопросов. По групповым делам хорошие результаты дают подробные допросы с сопоставлением показаний допрашиваемых для выявления и демонстрации в них противоречий. При этом каждого из допрашиваемых можно подвести к мысли о том, что в даче правдивых показаний его могут опередить соучастники и тогда он предстанет перед судом в невыгодном положении. Этот прием эффективен, однако, используя его, надо говорить о действиях соучастников не как о факте, а лишь как о возможности их поведения. В противном случае это будет обманом, и допрашиваемый потребует либо очной ставки с соучастником, либо протокол его допроса. В том случае, если доказательств для прямого изобличения допрашиваемого недостаточно, могут применяться приемы, допускающие создание у допрашиваемого определенных представлений, например об объеме доказательств. Чтобы создать у допрашиваемого преувеличенное представление об осведомленности следователя, может быть использована информация о прошлом допрашиваемого и его поведении перед вызовом на допрос. Осведомленность следователя об этих фактах логически распространяется и на обстоятельства совершенного преступления. У допрашиваемого создается впечатление, что следователь столь же хорошо знает о нем и все остальное. Широко применяются и такие тактические приемы допроса, как сопоставление показаний, анализ, выявление противоречий и их демонстрация, контроль, уточнение, изменение темпа допроса, выжидание, постановка неожиданного вопроса. Доказательства желательно предъявлять обвиняемому с постепенно нарастающей изобличающей силой, чтобы логика фактов, совокупность доказательств привели допрашиваемого к выводу о необходимости дать правдивые показания. Если в ходе допроса следователь обнаружит, что отдельные события допрашиваемым забыты, надо помочь ему восстановить забытое, оживить и мобилизовать его память. Этому способствуют: •допрос в разных вариациях. Допрашиваемого просят рассказать об интересующем следствие событии подробно и последовательно, повторить показания, начать с середины излагаемого факта, с конца события или вспомнить лишь отдельные его эпизоды. Повторение показаний с различных стадий первоначального повествования рассчитано на то, что допрашиваемый, напрягая свою память, при повторном рассказе вспомнит дополнительные обстоятельства воспринятого и внесет уточнения в сказанное ранее; • допрос о фактах, сопутствовавших преступлению, беседа с допрашиваемым об обстоятельствах, хотя и не имевших прямого отношения к делу, но смежных с ним по времени и месту происшествия. Здесь большую роль играют ассоциации: по сходству (припоминание какого-нибудь факта вызывает воспоминание о сходном с ним, который и интересует следователя); по смежности, когда устанавливаются пространственные и временные отношения между предметами и явлениями; по контрасту - восприятие или припоминание какого-нибудь факта, предмета, вызывающего воспоминание о другом факте или предмете, отличающемся прямо противоположными признаками; причинно-следственные, при которых факты и предметы вспоминаются как следствия определенных причин или, наоборот, как причины определенных следствий; • предъявление вещественных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом. Процесс восстановления памяти опирается не только на мыслительные ассоциации, но и на непосредственные зрительные образы, в значительной степени оживляющие память. Допрашиваемый, узнав предмет, который видел в момент преступления, вспомнит детали, связанные с ним, а заодно и с данным событием. Основное назначение вещественных доказательств на допросе - активизация ассоциативных связей у свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого с целью лучшего припоминания обстоятельств, по которым даются показания; •допрос на месте события. В этом случае допрашиваемому оказывается помощь в восстановлении и оживлении в памяти определенных событий путем повторного их восприятия. Однако производство допроса на месте, где произошло событие, вызывает определенные организационные трудности; •проведение очной ставки, которая способствует оживлению памяти, заставляет вспомнить события, связанные с данной личностью. При решении вопроса о порядке и условиях проведения очной ставки следует исходить из того, кто из ее участников является психически более сильной личностью, так как под ее влияние может попасть более слабый и вместо ожидаемого положительного результата произойдет обратное; • ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц. Здесь нужно соблюдать следующее правило: допрашиваемый знакомится не со всеми показаниями того или иного лица, а только с той их частью, которая будет способствовать оживлению его памяти. С этой же целью допрашиваемому напоминают его прежние показания. Но это не должно принимать форму подсказки и делается лишь после того, как он дал новые показания, противоречащие предыдущим. Иногда допрашиваемые, чтобы заполнить пробелы в воспринятой, дополняют показания на основе житейского опыта, логики и воображения, основанного на обычном представлении о нормальном ходе событий. Следует также иметь в виду, что допрашиваемый, не припомнив факта, о котором его спрашивает следователь, может дать неверные ответы не из желания обмануть следователя, а просто потому, что не в силах вспомнить забытое. Свидетель не может действовать по принципу: увидел - запомнил -воспроизвел. Он дает воспринимаемым событиям свою нравственную оценку, субъективно окрашивает их. В этом наглядно убеждаешься при допросе нескольких свидетелей, наблюдавших одно и то же событие. Их показания всегда различны в деталях. Изобличить допрашиваемого возможно также правильной, своевременной и последовательной формулировкой вопросов, системой тщательно подготовленных вопросов, направленных на извлечение нужной информации, стимулирование свободного рассказа в заданном направлении и объеме. Вопрос - это особая форма мысли, необходимый элемент в общении. Под вопросом в логике понимается высказывание, требующее ответа, объяснения. Вопрос имеет направляющую функцию на познание чего-то неизвестного. Подобно ориентиру, он указывает области, в границах которых ведется общение. По объему вопросы могут быть простыми и сложными, по форме -открытыми и закрытыми, а по содержанию - общими и частными7. В юридической деятельности используются в основном два типа вопросов8. Первый влечет за собой односложный ответ утвердительного или отрицательного характера. Например, вопрос обвиняемому «Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?» предполагает два ответа. Вопросы подобного рода называют дихотомическими. Они предпочтительнее, так как более ясны для тех, кому адресованы вопросы, и легче выполняются, поскольку требуют четкого и однозначного ответа «да» или «нет». Однозначность - непременная предпосылка ясности. В вопросах второго типа намечена лишь схема ответов, которых может быть несколько. Примером вопросов этого типа может быть: «Что вам известно о...?». Этот вопрос побуждает допрашиваемого к свободному рассказу об обстоятельствах дела. Правильность и полнота ответов зависят от того, как поставлен вопрос. Они могут быть полными и частичными, исчерпывающими и неисчерпывающими, нейтральными и наводящими. Если вопрос исходит из ложной предпосылки, то на него нельзя дать ни одного истинного ответа. Словесно вопрос имеет форму вопросительного предложения, например: «Сколько преступлений совершено вами?». Структурно он состоит из двух элементов: того, что известно (в нашем примере - знание того, что данное лицо совершило несколько преступлений); того, что требуется выяснить (сколько именно преступлений совершило это лицо). Первая часть вопроса, содержащая скрытое (имплицитное) суждение, является осно- ------------------------------------------------------------------ 0 классификации вопросов см.: Логика. Логические основы общения / и. Ф. Берков, Я С. Яскевич, В. И. Бортон и др. М., 1994. С. 209. На специфичность вопросов, используемых в судопроизводстве, обратил внимание В. И. Левонец. Следственный вопрос отягощается системой требований со стороны уголовного процесса, норм следственной этики. Следственный вопрос связан с установлением круга обстоятельств, выяснение которых позволяет формулировать обвинение в совершении преступления, предусмотренного уголовным кодексом. Поэтому следственный вопрос представляет собой интеллектуальный инструмент, который, подобно скальпелю хирурга, проникает в сознание преступника и жертвы, вскрывает скрытые негативные социально-болезненные процессы, обнажает межличностные взаимодействия, содержащие конфликт, аффективные проявления, кризисные ситуации, криминальные катарсисы, запоздалые раскаяния, добровольные признания и отказы от них, что сопутствует напряженной и разноплановой жизни человека» (В. И. Левонец. Криминалистическая методология преодоления латентных ошибок: Автореф. канд. дисс... Мн., 1994. С. 70).
вой вопроса, аргументирующей его частью, вторая -запрашивающей. Поэтому понятие «вопрос» можно определить как такую форму мысли, в которой подчеркивается и знание о предмете, и незнание каких-либо его сторон или связей с другими объектами. В вопросе часть, содержащая какие-либо сведения, находится на втором плане и в то же время ярко выражается, подчеркивается момент неполноты знания. Первая часть вопроса несет в себе сообщение, вторая направлена на его востребование. Таким образом, вопрос передает другому лицу информацию, так как спросить можно лишь о том, что знаешь сам. Специфика вопроса может заключаться в том, что с его помощью можно не только спрашивать о чем-то, но и сообщать. Восточные мудрецы тонко заметили, что вопрос иногда бывает гораздо важнее ответа. Это положение имеет исключительно важное значение для практики допроса. Надо ставить вопросы так, чтобы допрашиваемый извлек из них для себя как можно меньше информации о том, что известно следователю, какими он располагает доказательствами, чтобы вопросы не подсказывали допрашиваемому ответ. По объему информированности обвиняемый всегда в более выгодном положении, чем следователь, так как знает, что его изобличает, а следователь лишь догадывается о совершенном преступлении, и вопросы в этом случае для обвиняемого служат ориентиром того, что известно, следователю. Вопрос должен обладать определенными логическими свойствами. Во-первых, предполагается его предметность, т. е. в нем необходимо присутствие объекта, мысли, должно быть понятно, о чем спрашивается и для чего. Во-вторых, вопрос должен быть правильно сформулирован и правомерно поставлен. Правильность вопроса определяется истинностью знаний и суждений, заложенных в его обосновывающей части. От того, насколько правильно поставлен вопрос, зависит правильность ответа9. Если не обосновано существование факта, а вопросы ставятся исходя из его доказанности, они неправомерны. Так, неправомерен вопрос: ----------------------------------------------------------------- Философ И Кант это положение подчеркнул следующим образом «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности Если вопрос по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для спрашивающего он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище, один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето» (См Кант И Соч Т З.М,1969.С 159).
«Где спрятаны вещи?», если еще не установлено, что данное лицо совершило кражу. Нельзя также обвиняемому, отрицающему участие в преступлении, задать вопрос: «Сколько вы еще совершили преступлений?». Здесь доказанность первого преступления уже предполагается. Такое «перескакивание» вопросов через логическую ступень возможно лишь в том случае, если следователь твердо уверен в существовании факта, который предполагается в вопросе. На этом основано использование фактора внезапности. В-третьих, вопрос должен иметь ясную логическую структуру. Это означает, что он должен быть определенным, понятным адресату, иметь выраженный объем. По объему вопрос может быть общим, когда он поставлен для выяснения ряда обстоятельств, и частным, если в нем спрашивается о конкретном обстоятельстве. В-четвертых, вопрос должен быть нейтральным, т. е. не сковывать свободу и самостоятельность ответа, не внушать и не предвосхищать конкретное его содержание10. Личное мнение задающего вопрос должно быть достаточно скрыто за нейтральной формой вопроса. Элемент внушения имеется в каждом вопросе, однако есть градации этого качества, то удаляющие, то приближающие вопрос к прямому суждению. По степени внушения вопросы можно разделить на следующие группы: 1) нейтральные вопросы, начинающиеся словами где, кто, почему и т. д. Формулировка ответа всецело зависит от допрашиваемого; 2) допрашиваемому предоставляется выбор между двумя ответами: «да» или «нет». Здесь прослеживается элемент внушения: спрашивающий предполагает факт, которого в действительности могло и не быть; 3) разделительные вопросы типа «или-или». Внушение усилено, уменьшена свобода выбора, третье исключено; 4) предполагается выбор между двумя вопросами, но внушается предпочтительность одного из них, например, «Не в белом ли платье была женщина?» или «Ведь женщина была в белом платье?»; К этому типу относятся восполняющие вопросы' кто, что, где, когда, как, чем, зачем7 Систему этой семичленной формулы, хорошо известной каждому юристу, разработал Квинтилиан Методика ее использования состоит в том, что любая проблема, возникающая при расследовании преступлений, может опробироватъся через все эти семь вопросов 5) наконец, вопросы прямого внушения: «Куртка мальчика была разорвана?» (в то время как на нем вовсе не было куртки). В этом случае влияние внушения выступает в сильной степени и является опасным, так как ложное содержание вопроса создает ловушку для допрашиваемого, который легко попадается в нее, и, попавшись, запутывается в ответах. Наводящие вопросы - это опасность получения ошибочных показаний, они являются осложнением для правосудия. Нарушение запрета уголовно-процессуального кодекса о недопустимости наводящих вопросов может привести к судебным ошибкам. Исключить из допроса наводящие вопросы, чтобы избежать внушения, явно "недостаточно. В каждом вопросе может быть заложен элемент внушения. Здесь речь должна идти о нейтрализации этого внушающего воздействия, о сведении к минимуму информации, содержащейся в вопросе, из которой допрашиваемый сделал бы вывод, какой ответ для следователя более предпочтителен. Логическое ударение в вопросе также может оказать внушающее воздействие в зависимости от того, сделано ли оно на его обосновывающей части или на запрашивающей. Внушающая сила вопроса зависит и от выражения в нем момента сомнения. Отмечена закономерность: чем неувереннее поставлен вопрос, тем более вероятность получить на него ошибочный ответ. Внушающее воздействие вопроса во многом зависит от применяемых для его выражения языковых средств. Вопросительным предложением с использованием различных интонационных оттенков можно передать не только вопрос, но и просьбу, призыв, запрещение, побуждение, утверждение и т. д., выразить уверенность и неуверенность, доверие или недоверие. Нейтральное вопросительное предложение, предназначенное для сообщения именно вопроса, передается восходящей интонацией. Допрос - это серия логически увязанных между собой вопросов, поставленных в определенной последовательности: хронологической, логической или тактической. При хронологической последовательности события выясняются в том порядке, в котором они происходили во времени. Логическая последовательность способствует оживлению воспоминаний допрашиваемого, так как важные для дела обстоятельства выясняются от причин к неизбежно вытекающим из них следствиям. При тактической последовательности выясняются те обстоятельства, о которых допрашиваемый рассказывает более охотно. Иногда при допросе внешне не прослеживается логическая связь между вопросами, создается впечатление, что отсутствует какая бы то ни была последовательность в их постановке. Однако кажущееся отсутствие логики при допросе есть тоже своеобразная логика. Этим и определяется тактика допроса, его искусство. Важно выбрать момент для вопроса и правильно определить его место среди других с тем, чтобы допрашиваемый не угадал логической связи этого вопроса с предыдущим и, что еще важнее, - с последующим. На этом основаны все тактические приемы, использующие элемент внезапности. Вопросы должны быть заданы в определенной логической последовательности: после основного вопроса - дополняющие, затем уточняющие и напоминающие и для проверки показания -контрольные. Варианты последовательности вопросов могут быть следующими: 1. Вопросы от общего к частному, т. е. такая последовательность, в основе которой лежит метод дедукции. Допрашиваемый не может определить, какой информацией располагает следователь. В начале допроса допрашиваемому задаются самые общие вопросы, касающиеся причины задержания, и в такой форме, чтобы он не смог догадаться раньше времени об объеме доказательств, известных следователю, и в зависимости от этого наметить линию своего поведения. Этот вариант оправдывает себя и при допросе свидетелей по отдельным требованиям, когда следователь не располагает всеми материалами уголовного дела, а имеет в своем распоряжении лишь краткое описание фактической стороны события, по которому и предполагается допросить указанных лиц. 2. Вопросы ставятся в такой последовательности, чтобы допрашиваемый мог вспомнить сначала предыдущие факты, а затем последующие, вплоть до факта, интересующего следователя. Возможен и обратный логический порядок, при котором выясняются вначале обстоятельства следствия, а затем устанавливается их причина. Умелая формулировка вопросов в этом случае будет надежным средством оказания помощи допрашиваемому в припоминании фактов, причинно связанных между собой. 3. Вопросы, рассчитанные на эффект внезапности, лишают допрашиваемого возможности придумать ложное объяснение, сделать выводы о доказательствах, которыми располагает следователь. Если из серии выводов, где каждый последующий вывод вытекает из предыдущего, удалить все средние звенья и сооб- щить допрашиваемому только первое и последнее, они произведут на него большое впечатление, так как одни следствия без указания на причины действуют на воображение гораздо сильнее. Следователь умышленно перескакивает через несколько логических ступеней, закладывает в вопрос очень много информации, понятной допрашиваемому. 4. Вначале задают вопросы о незначительных событиях и частных обстоятельствах дела, уже установленных следствием и не имеющих существенного значения для допрашиваемого, а затем о все более и более значительных фактах. Этот прием рассчитан на постоянную передачу информации допрашиваемому и его подготовку к даче правильного ответа на основной вопрос, интересующий следователя. Он должен быть сформулирован в такой редакции, чтобы свидетель не смог извлечь из него никакой информации для себя и был вынужден излагать только то, что ему известно. Сведения об обстоятельствах дела должен получать следователь, а не допрашиваемый от допрашивающего.
Date: 2015-10-22; view: 1177; Нарушение авторских прав |