Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство речи





Искусство речи - это использование богатств языка, его изо­бразительных и выразительных средств, стилистических возмож­ностей, которые придают речи образность, эмоциональность, ху­дожественность.

Основная функция слова номинативная или назывная. Слова являются названием предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово обладает и эстетической функ­цией, оно способно не просто назвать предмет, действие, качест­во, но и создать образное представление о них. Понятие изобра­зительности и образности речи связано с явлением многозначно­сти слова. Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (кодекс, книга, метро), а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности, - многозначными. Самое первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующее - переносным значением слова. Так, говоря о большом количестве чего-либо, можно упот­ребить слово много в прямом значении, но можно использовать и другие слова в переносном значении: тьма народа, туча кома­ров, бездна дел и т. д.

Для оживления речи, придания ей выразительности, образно­сти и эмоциональности, начиная с античных времен, ораторы вводили приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры.

Словесная, стилистическая фигура относительно самостоя­тельное, метафорическое, образное выражение в публичной речи. Она усиливает смысловую выразительность выступления, образ­ность, духовность и эмоциональную содержательность речи.

Стилистическими фигурами, чаще всего используемыми дня выразительности речи, служат анафора, антитеза, градация, повто­рение, умолчание.

Анафора (греч. - единоначатие) - фигура речи, состоящая в повторении начальных элементов — слов или словосочетаний в нескольких предложениях, образующих связный текст. Анафора применяется для большей убедительности речи, используется широко в преамбулах конституций, уставов, договоров, в текстах присяги, клятвы, заверениях.

Повторяющимися словами могут быть и служебные единицы -союзы и частицы. Повторяясь, они выполняют экспрессивную функцию - чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более нагляд­ной стержневую мысль, заключенную в них. В устной речи по­вторы встречаются и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции.

Антитеза (греч. - противоположение) - стилистическая фи­гура речи, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, это намеренное сопоставление проти­воположных понятий, образов, идей. «Главные достоинства этой фигуры заключаются в том, что обе части антитезы взаимно ос­вещают одна другую; мысль выигрывает в силе; при этом мысль выражается в сжатой форме, и это также увеличивает ее вырази­тельность»14.

Градация (лат. - лестница) - речевой оборот, построенный из однородных членов с последовательно нарастающей выразитель­ностью, с последовательным усилением значений; это - нагнета­ние синонимических или однотипных слов в порядке их силы, экспрессии или важности по смыслу. Градация лексически обо­гащает выражаемую мысль, делает ее нарастающе напряженной по содержанию, яркой по форме и доходчивой. Например, у Гри­боедова читаем: «В сенат подам, министрам, государю'».

Для выразительности речи ораторы часто используют и такой прием, как повтор - повторение одного и того же слова или сло­вообразования, оборота с целью выделить, подчеркнуть сущест­венное в речи. Функции повторов многообразны. Они служат для выделения ключевого слова, эмоционально воздействуют на слушателей, служат средством акцентирования мысли и логиче-

--------------------------------------------------------------------

СергеичП Искусство речи на суде М, 1960 С 73. 173

 

ской связи между частями высказывания, ритмически организуют его. Некоторые повторы обусловлены импровизацией речи, об­думыванием фразы. Повторяются отдельные предложения, зна­менательные слова, союзы, частицы. Вот как был использован этот прием адвокатом П. А. Дроздовым: «Вот те соображения, которые я считал необходимым привести в защиту подсудимого Кадуева. Вот те соображения, которые я считал необходимым противопоставить тому, что вы здесь слышали в речи представи­теля государственного обвинения. Вот те соображения, которые я прошу поставить на обсуждение, когда в совещательной комна­те вы будете выносить приговор»15.

Прием повтора был использован на Лейпцигском процессе Г. Димитровым в речи, ставшей классическим примером самоза­щиты: «Я защищаю себя самого как обвиняемый коммунист. Я защищаю свою собственную коммунистическую революционную честь. Я защищаю свои идеи, свои коммунистические убеждения. Я защищаю смысл и содержание своей жизни».

Ценное средство выразительности в выступлении - инверсия (лат. - изменение). Это речевой оборот, состоящий в намеренном, стилистически выигрышном изменении привычного порядка слов с целью усиления смысловой и стилистической выразительности. Например, если прилагательное поставить не перед существи­тельным, к которому оно относится, а после него, то этим усили­вается значение определения, характеристика предмета. Сравни­те: окровавленный нож и нож окровавленный; я иду и вижу... и иду я и вижу...

Чтобы привлечь внимание слушателей к тому или иному чле­ну предложения, применяют самые различные перестановки, ' вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуе­мого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец. Благодаря всевозможным перестановкам в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов одного предложения, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки. Естественно, что при перестанов­ках необходимо следить за точностью высказывания, можно ска­зать: «Собака - друг человека», но фраза приобретет превратный смысл, если поменять местами эти существительные.

--------------------------------------------------------------------

Цит по Ивакина Н Н Культура судебной речи М, 1995. С. 237. 174

 

К выразительным средствамязыка относятся и вопроси­тельные предложения. Обращение с вопросом к аудито­рии - очень эффективный прием. Вопрос, предложенный слуша­телям, не только несет какую-то информацию, но и вовлекает их в обсуждение темы, пробуждает интерес, заставляет задуматься над поставленной проблемой. В выступлениях чаще всего задает­ся не один вопрос, а несколько. Все они подчеркивают актуаль­ность решаемой проблемы, значимость ее для слушателей.

В практике ораторского искусства выработался особый прием использования вопросительных предложений, который носит на­звание вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор ставит вопросы и сам на них отвечает.

Устную речь оживляет прием диалога, когда говорящий вводит в свое выступление отрывок из разговора двух лиц. Ино­гда оратор переходит на так называемый риторический диалог с аудиторией. «Кое-кто из вас, возможно, хотел бы мне возразить. - говорит оратор и приводит предполагаемое воз­ражение. — На это я отвечу...».

Риторический вопрос или вообще не требует ответа, или от­вет содержится в самом вопросе, или ответ будет дан в речи ора­тора.

Как форма передачи чужого высказывания в выступлении употребляется и косвенная речь, передающая чьи-либо слова от лица говорящего. Косвенная речь, по сравнению с пря­мой речью, менее выразительна и экспрессивна. Как справедливо заметил П. Сергеич, «...передать вполне понятным образом чу­жое чувство, чужую мысль несравненно труднее в описательных выражениях, чем в тех словах, в которых это чувство или мысль выражается непосредственно... последний способ выражения и точнее, и понятнее, и, главное, убедительнее для слушателей».

К средствам выразительности относится и прямая речь, которая вводится в текст устного выступления. Эта речь может быть точной или приблизительной. Дословно переданная чужая речь называется цитатой. Этот композиционно-стилистический прием используется для подтверждения собственной точки зре­ния, для полемики с цитируемым оппонентом.

Цитаты отбираются наиболее интересные, содержательные, оригинальные и наименее известные. Цитата подается так, чтобы слушатели легко уловили, где ее начало и конец. Очень важно не исказить мысль цитируемого автора. Ведь отдельно взятое предложение или несколько предложений могут иметь иное значение, чем в контексте. Нельзя произвольно изменять текст, т. е. пере­ставлять слова, вводить вместо одного слова другое, изменять грамматическую форму слов. Цитата должна быть точной. Важно знать, кому принадлежат цитируемые слова, из какого источника они взяты, каковы выходные данные источника. Иногда эти све­дения приводятся после цитаты, иногда сообщаются в конце вы­ступления, когда называется использованная литература или ко­гда выступающий отвечает на вопросы слушателей, если об этом кто-либо из них спросит. Цитаты должны быть, по возможности, краткими, органично вписываться в выступление, быть понятны­ми слушателям и не содержать непонятных терминов и слов. Ци­тирование должно производиться по правилам художественного чтения. Для этого необходимо заранее отработать текст, выде­лить ключевые слова, расставить дикционные знаки, определить темп разговора и тембр голоса.

Для оживления речи, придания ей яркости, образности, ассо­циативности используются и разнообразные фразеологиче­ские средства языка. Обращаясь к фразеологическим обо­ротам, следует воспроизводить их точно, в том виде, в каком они закрепились в языке. Например, если имеются выражения «игра­ет роль» и «имеет значение», то нельзя допускать их искажения, брать глагол из одного сочетания, а имя существительное - из другого (играть значение, иметь роль). Неверно применены фра­зеологизмы в следующих предложениях: коню под хвост (надо: коту под хвост), украли шубу (надо: украли шапку)

Средства народной фразеологии - крылатые слова, послови­цы, поговорки, многочисленные присловия, идиомы (неперево­димые выражения) представляют собой сгустки народной мудро­сти, выражают истину, проверенную многовековой историей на­рода, опытом многих поколений. Они украшают язык говоряще­го, делают живой, образной, доходчивой и эмоциональной речь оратора и пользуются особым доверием у слушателей. Фразеоло­гизмы делают речь краткой, емкой, сжатой, эмоционально выра­зительной и поэтому часто используются ораторами.

Невозможно сразу овладеть основными приемами изобрази­тельности и выразительности устной речи. Этому способствует вдумчивое чтение художественной литературы, систематическое обращение к словарям, сборникам пословиц и поговорок и т. д. Полезно завести специальную записную книжку для записи пого-

ворок и пословиц, крылатых выражений, афоризмов, удачных эпитетов, сравнений и других стилистических приемов, которые могут украсить речь и сделать ее более выразительной.

В ораторской практике важно уметь быстро находить нужное слово, правильно использовать фразеологическую единицу, со­блюдая нормы словоупотребления. Эти нормы предписывают точный по значению, стилистически уместный выбор слов, грам­матически и стилистически правильную их сочетаемость. Для этого необходимо учитывать значение слова и применять в соот­ветствии с тем значением, которое ему присуще; подбирать слова в предложении с учетом их смысловой сочетаемости, так как у каждого слова сложились известные смысловые и фразеологиче­ские связи с другими словами; принимать во внимание степень распространенности слова и сферу его распространения; считать­ся со стилистической окраской слова; знать его изобразительно-выразительные возможности.

Непродуманность выступления, отсутствие дисциплины мыс­ли, привычка к небрежной речи, низкая общая и речевая культура оратора - антиподы искусства речи. Необходима кропотливая ра­бота над каждой фразой, ибо искусство речи, эффективность вы­ступления обеспечиваются удачным выбором слов, умелым их использованием.

Date: 2015-10-22; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию