Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство речи
Искусство речи - это использование богатств языка, его изобразительных и выразительных средств, стилистических возможностей, которые придают речи образность, эмоциональность, художественность. Основная функция слова номинативная или назывная. Слова являются названием предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них. Понятие изобразительности и образности речи связано с явлением многозначности слова. Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (кодекс, книга, метро), а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности, - многозначными. Самое первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующее - переносным значением слова. Так, говоря о большом количестве чего-либо, можно употребить слово много в прямом значении, но можно использовать и другие слова в переносном значении: тьма народа, туча комаров, бездна дел и т. д. Для оживления речи, придания ей выразительности, образности и эмоциональности, начиная с античных времен, ораторы вводили приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры. Словесная, стилистическая фигура — относительно самостоятельное, метафорическое, образное выражение в публичной речи. Она усиливает смысловую выразительность выступления, образность, духовность и эмоциональную содержательность речи. Стилистическими фигурами, чаще всего используемыми дня выразительности речи, служат анафора, антитеза, градация, повторение, умолчание. Анафора (греч. - единоначатие) - фигура речи, состоящая в повторении начальных элементов — слов или словосочетаний в нескольких предложениях, образующих связный текст. Анафора применяется для большей убедительности речи, используется широко в преамбулах конституций, уставов, договоров, в текстах присяги, клятвы, заверениях. Повторяющимися словами могут быть и служебные единицы -союзы и частицы. Повторяясь, они выполняют экспрессивную функцию - чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключенную в них. В устной речи повторы встречаются и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Антитеза (греч. - противоположение) - стилистическая фигура речи, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, это намеренное сопоставление противоположных понятий, образов, идей. «Главные достоинства этой фигуры заключаются в том, что обе части антитезы взаимно освещают одна другую; мысль выигрывает в силе; при этом мысль выражается в сжатой форме, и это также увеличивает ее выразительность»14. Градация (лат. - лестница) - речевой оборот, построенный из однородных членов с последовательно нарастающей выразительностью, с последовательным усилением значений; это - нагнетание синонимических или однотипных слов в порядке их силы, экспрессии или важности по смыслу. Градация лексически обогащает выражаемую мысль, делает ее нарастающе напряженной по содержанию, яркой по форме и доходчивой. Например, у Грибоедова читаем: «В сенат подам, министрам, государю'». Для выразительности речи ораторы часто используют и такой прием, как повтор - повторение одного и того же слова или словообразования, оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Функции повторов многообразны. Они служат для выделения ключевого слова, эмоционально воздействуют на слушателей, служат средством акцентирования мысли и логиче- -------------------------------------------------------------------- СергеичП Искусство речи на суде М, 1960 С 73. 173
ской связи между частями высказывания, ритмически организуют его. Некоторые повторы обусловлены импровизацией речи, обдумыванием фразы. Повторяются отдельные предложения, знаменательные слова, союзы, частицы. Вот как был использован этот прием адвокатом П. А. Дроздовым: «Вот те соображения, которые я считал необходимым привести в защиту подсудимого Кадуева. Вот те соображения, которые я считал необходимым противопоставить тому, что вы здесь слышали в речи представителя государственного обвинения. Вот те соображения, которые я прошу поставить на обсуждение, когда в совещательной комнате вы будете выносить приговор»15. Прием повтора был использован на Лейпцигском процессе Г. Димитровым в речи, ставшей классическим примером самозащиты: «Я защищаю себя самого как обвиняемый коммунист. Я защищаю свою собственную коммунистическую революционную честь. Я защищаю свои идеи, свои коммунистические убеждения. Я защищаю смысл и содержание своей жизни». Ценное средство выразительности в выступлении - инверсия (лат. - изменение). Это речевой оборот, состоящий в намеренном, стилистически выигрышном изменении привычного порядка слов с целью усиления смысловой и стилистической выразительности. Например, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета. Сравните: окровавленный нож и нож окровавленный; я иду и вижу... и иду я и вижу... Чтобы привлечь внимание слушателей к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, ' вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец. Благодаря всевозможным перестановкам в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов одного предложения, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки. Естественно, что при перестановках необходимо следить за точностью высказывания, можно сказать: «Собака - друг человека», но фраза приобретет превратный смысл, если поменять местами эти существительные. -------------------------------------------------------------------- Цит по Ивакина Н Н Культура судебной речи М, 1995. С. 237. 174
К выразительным средствамязыка относятся и вопросительные предложения. Обращение с вопросом к аудитории - очень эффективный прием. Вопрос, предложенный слушателям, не только несет какую-то информацию, но и вовлекает их в обсуждение темы, пробуждает интерес, заставляет задуматься над поставленной проблемой. В выступлениях чаще всего задается не один вопрос, а несколько. Все они подчеркивают актуальность решаемой проблемы, значимость ее для слушателей. В практике ораторского искусства выработался особый прием использования вопросительных предложений, который носит название вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор ставит вопросы и сам на них отвечает. Устную речь оживляет прием диалога, когда говорящий вводит в свое выступление отрывок из разговора двух лиц. Иногда оратор переходит на так называемый риторический диалог с аудиторией. «Кое-кто из вас, возможно, хотел бы мне возразить. - говорит оратор и приводит предполагаемое возражение. — На это я отвечу...». Риторический вопрос или вообще не требует ответа, или ответ содержится в самом вопросе, или ответ будет дан в речи оратора. Как форма передачи чужого высказывания в выступлении употребляется и косвенная речь, передающая чьи-либо слова от лица говорящего. Косвенная речь, по сравнению с прямой речью, менее выразительна и экспрессивна. Как справедливо заметил П. Сергеич, «...передать вполне понятным образом чужое чувство, чужую мысль несравненно труднее в описательных выражениях, чем в тех словах, в которых это чувство или мысль выражается непосредственно... последний способ выражения и точнее, и понятнее, и, главное, убедительнее для слушателей». К средствам выразительности относится и прямая речь, которая вводится в текст устного выступления. Эта речь может быть точной или приблизительной. Дословно переданная чужая речь называется цитатой. Этот композиционно-стилистический прием используется для подтверждения собственной точки зрения, для полемики с цитируемым оппонентом. Цитаты отбираются наиболее интересные, содержательные, оригинальные и наименее известные. Цитата подается так, чтобы слушатели легко уловили, где ее начало и конец. Очень важно не исказить мысль цитируемого автора. Ведь отдельно взятое предложение или несколько предложений могут иметь иное значение, чем в контексте. Нельзя произвольно изменять текст, т. е. переставлять слова, вводить вместо одного слова другое, изменять грамматическую форму слов. Цитата должна быть точной. Важно знать, кому принадлежат цитируемые слова, из какого источника они взяты, каковы выходные данные источника. Иногда эти сведения приводятся после цитаты, иногда сообщаются в конце выступления, когда называется использованная литература или когда выступающий отвечает на вопросы слушателей, если об этом кто-либо из них спросит. Цитаты должны быть, по возможности, краткими, органично вписываться в выступление, быть понятными слушателям и не содержать непонятных терминов и слов. Цитирование должно производиться по правилам художественного чтения. Для этого необходимо заранее отработать текст, выделить ключевые слова, расставить дикционные знаки, определить темп разговора и тембр голоса. Для оживления речи, придания ей яркости, образности, ассоциативности используются и разнообразные фразеологические средства языка. Обращаясь к фразеологическим оборотам, следует воспроизводить их точно, в том виде, в каком они закрепились в языке. Например, если имеются выражения «играет роль» и «имеет значение», то нельзя допускать их искажения, брать глагол из одного сочетания, а имя существительное - из другого (играть значение, иметь роль). Неверно применены фразеологизмы в следующих предложениях: коню под хвост (надо: коту под хвост), украли шубу (надо: украли шапку) Средства народной фразеологии - крылатые слова, пословицы, поговорки, многочисленные присловия, идиомы (непереводимые выражения) представляют собой сгустки народной мудрости, выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. Они украшают язык говорящего, делают живой, образной, доходчивой и эмоциональной речь оратора и пользуются особым доверием у слушателей. Фразеологизмы делают речь краткой, емкой, сжатой, эмоционально выразительной и поэтому часто используются ораторами. Невозможно сразу овладеть основными приемами изобразительности и выразительности устной речи. Этому способствует вдумчивое чтение художественной литературы, систематическое обращение к словарям, сборникам пословиц и поговорок и т. д. Полезно завести специальную записную книжку для записи пого- ворок и пословиц, крылатых выражений, афоризмов, удачных эпитетов, сравнений и других стилистических приемов, которые могут украсить речь и сделать ее более выразительной. В ораторской практике важно уметь быстро находить нужное слово, правильно использовать фразеологическую единицу, соблюдая нормы словоупотребления. Эти нормы предписывают точный по значению, стилистически уместный выбор слов, грамматически и стилистически правильную их сочетаемость. Для этого необходимо учитывать значение слова и применять в соответствии с тем значением, которое ему присуще; подбирать слова в предложении с учетом их смысловой сочетаемости, так как у каждого слова сложились известные смысловые и фразеологические связи с другими словами; принимать во внимание степень распространенности слова и сферу его распространения; считаться со стилистической окраской слова; знать его изобразительно-выразительные возможности. Непродуманность выступления, отсутствие дисциплины мысли, привычка к небрежной речи, низкая общая и речевая культура оратора - антиподы искусства речи. Необходима кропотливая работа над каждой фразой, ибо искусство речи, эффективность выступления обеспечиваются удачным выбором слов, умелым их использованием. Date: 2015-10-22; view: 814; Нарушение авторских прав |