Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции этики в юридической риторике
Этика — это наука о морали. Она изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Этика разрабатывает проблемы добра и зла, устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, определяет моральную ценность ее поступков. Исследователи этических проблем - Гельвеций, Гегель, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов связывали этику с профессиональным совершенствованием человека. Главная социальная функция профессиональной этики (в том числе и в ораторском искусстве) заключается в том, что она способствует успешному выполнению задач профессии, выступает как своеобразный инструмент воспитания высоких профессионально-нравственных качеств. Этика разрабатывает и утверждает моральные принципы и нормы красноречия, активизирует его нравственные функции и всемерно содействует морально-воспитательной роли ораторского искусства. В литературе употребляются термины «врачебная этика», «этика следователя» и другие. Имеется также более широкое понятие - служебная этика. Этими терминами обозначается свод неписаных правил, которыми должны руководствоваться в своем поведении врачи, педагоги, работники милиции, руководители. Скажем, врачу запрещается разглашать сведения о болезнях своих пациентов, педагогу не рекомендуется внушать ребенку комплекс неполноценности, работнику милиции предписывается, чтобы строгость не переходила в несправедливость, к людям проявлять доброжелательность и приветливость, ему противопоказаны черствость и подозрительность, профессиональная деформация. В ораторском искусстве этика изучает и объясняет этико-нравственные основы и цели красноречия, совокупность нравственных принципов и норм (правил), которыми должен руководствоваться в ораторской деятельности каждый, кто причастен к ней Информационная и воспитательная функции публичного выступления, проблема правды и правдивости в ораторском искусстве, моральное право поучать других, нравственная характеристика оратора и его поведение в аудитории - вот круг вопросов, который определяет предмет этики в ораторском искусстве. При- менительно к речевой деятельности юриста этику можно рассматривать как совокупность нравственных стимулов, как принципы и нормы ораторского творчества, поведения оратора во время публичного выступления. Каждая публичная речь, во-первых, несет определенные знания - это ее информативная задача. Публичное выступление - если и не открытие нового, то, как правило, новое освещение уже известного. Во-вторых, публичное выступление юриста направлено на воспитание адресата. Объединение двух начал - информативно-познавательного и воспитательного — помогает создать ту направленность в речи, которая связывает ее отдельные звенья и элементы в законченное целое. Эффективность устного выступления, действенность воспитательного влияния определяется прежде всего научно обоснованным его содержанием. Оратор должен быть во всеоружии знаний по данному предмету, законодательства, литературы по теме, фактов и положений, проверенных следственной и судебной практикой. Оратор теряет всякий авторитет, если его выступление сомнительно в научном отношении либо недостаточно аргументировано. Степень воспитательного воздействия речи (особенно по юридической тематике), деловая атмосфера, взаимная заинтересованность, оптимистическое настроение слушателей зависят от оратора, во многом определяются теми этическими нормами, которых он придерживается. Этика предопределяет поведение оратора, все его выступление. Она проявляется в том или ином отношении к аудитории, в речи и тоне лектора, в манере поведения и даже в одежде, наконец, в умении вызывать у слушателей вопросы и отвечать на них. Если пропагандист права не может сказать больше того, что знают слушатели, то не следует и выступать. Еще Сократ считал, что хорошо говорить можно только по вопросу, который говорящему хорошо известен. Оратор должен знать свои возможности, быть самокритичным - это одно из этических требований. Выступать следует тогда, когда есть уверенность в успехе. Публичная речь - не только искусство, но и наука. Здесь широко используются данные педагогики, психологии и логики. В каждом выступлении есть как бы три стороны: педагогическая, логическая и психологическая, которые в совокупности образуют ее внутреннюю структуру. Педагогическая часть речи основана на методических требованиях, относящихся к отбору фактов, примеров, наглядных пособий и иллюстраций, оформлению и обобщению всевозможных материалов, используемых в процессе подготовки к публичному выступлению. Логическая сторона речи предполагает научность, строгую систематичность и последовательность в изложении, социальную направленность отобранного для выступления материала, использование новейших достижений науки и передовой практики. Психологический аспект речи заключается в умении выступающего учесть такие психические процессы, как мышление, восприятие, внимание, память, воображение, настроение слушающих. На вопрос, как стать оратором, А. Ф. Кони ответил, что для этого необходимо соблюдение трех условий: «Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами... Наконец... будьте искренни, - напутствовал молодых ораторов А. Ф. Кони, — и вы будете хорошо говорить»5. Еще Аристотель отмечал, что на стороне правды всегда больше логических доказательств и нравственных доводов. Честность оратора есть нравственный долг перед слушателями, - подчеркивал М. В. Ломоносов. Он считал, что оратор должен быть в первую очередь «добросердечным и совестным человеком, а не легкомысленным ласкателем и лукавцем»6. Это историку В. О. Ключевскому принадлежат слова: «Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным». Для того «чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе»7, -писал Лев Толстой. Важным нравственным качеством оратора является его трудолюбие, его способность к систематической творческой работе. Только тот может оправдать надежды слушателей, кто накапливает материалы повседневно, а не только с того момента, когда им выбрана тема для выступления. Оратор должен быть скромным. Скромность - неотъемлемая черта культуры отношений между людьми. Скромный человек отличается спокойным, сдержанным поведением, обладает хорошо развитым чувством собственного достоинства и умением це- ----------------------------------------------------------------- ' Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 4. С. 141. Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. Т. 7. С. 167. Цит. по: Адамов Е. А. В лаборатории лектора. М., 1968. С. 24. нить его в других. Ему присуще умение анализировать поступки и постоянно воспитывать в себе привычки, украшающие и возвышающие человеческую личность. Опытный оратор в обращении к аудитории избегает поучения, назидательного, менторского тона. Уважать людей, не подчеркивать своего превосходства над слушателями - нравственный долг оратора. Поза и фразерство здесь противопоказаны. Лектор, выступающий в тоне «давайте подумаем», «а как вы считаете», скорее установит контакт с аудиторией и добьется успеха, чем тот, который руководствуется принципом: «Мое дело говорить, а ваше - слушать». Аудитория - самый чувствительный барометр. В практике вузовского обучения еще приходится встречаться со случаями, когда лектор, возможно, сам того не замечая, принижает своих слушателей. Такие фразы, как: «Я думаю, что вы это поймете...», «Не знаю как вы, а вот я...», «Классики литературы и я считаем...», «Я, как специалист...», свидетельствуют об отсутствии у оратора педагогического такта, создают атмосферу отчуждения между двумя сторонами, устанавливают психологический барьер. Поменьше личных примеров, поменьше информации о себе! Избыток ее делает оратора нескромным. Недостаток информации повышает интерес к говорящему. Во взаимоотношениях со слушателями оратор обязан быть доброжелательным, тактичным. Такт — чувство меры, умение вести себя правильно по отношению к людям, умение чувствовать границу, за которой в результате слов и действий может возникнуть незаслуженная обида, конфликт. В переводе с латинского слово «такт» означает «касание». М. Горький, проникновенный психолог, человек большого обаяния, говорил, что в душе человека есть неведомые струны и если к ним прикоснуться умеючи, то они красиво зазвучат. В искусстве отыскать, проявить в человеке все лучшее, коснуться тех струн его души, которые обладают сильным и красивым звучанием, и состоит смысл педагогического такта. Под педагогическим тактом в юридической деятельности понимается, с одной стороны, исполнение юристом своих обязанностей на высоком профессиональном уровне, а с другой — нравственная его характеристика, моральное право выступать в качестве лидера общения и оставлять за собой право последней инстанции, это, наконец, корректность поведения. Когда говорят о педагогическом такте оратора, то под этим подразумевают умение говорить с аудиторией понятным языком, улавливать настроение и удовлетворять ее интересы. Сюда же относится и манера излагать мысли, держаться перед слушателями. Манера поведения, пригодная для одной ситуации, оказывается непригодной для другой. Умение соблюсти чувство меры в каждом случае и способность всякий раз выбрать подобающую манеру поведения - вот что значит быть тактичным. Тактичное поведение оратора на трибуне - это отсутствие хвастовства, подчеркивания своих знаний, положения, авторитета. Тактичное отношение к слушателям это прежде всего уважение к ним, деликатность, внимательный учет их настроений и запросов, постоянная озабоченность тем, насколько нужно им то, о чем ведет речь оратор, как доходчиво говорит, всем ли его слышно. «Оратор - указывал Цицерон, - должен заботиться об уместности не только в мыслях, но и в словах...». Уместность и чувство меры касаются не только шуток и формы их преподнесения Это требование в равной степени относится к характеру и количеству приводимых в лекции цитат, специальных терминов, цифрового материала, ибо, как писал А. Ф. Кони, «внимание и терпение слушателей имеют свои пределы»9. Процессуальные партнеры у юриста, как правило, - люди взрослые. Каждый из них имеет уже определенные взгляды на вещи. Поэтому очень важно быть тактичным. Даже тогда, когда приходится резко высказываться против явного заблуждения или, того хуже, вредного взгляда, нельзя допускать, чтобы при этом оскорблялось достоинство человека. Всякое стремление поучать вызывает отпор, а снисходительный тон - даже обиду. Разъяснять терпеливо и вразумительно, серьезно, без сентенций и нравоучений - такова задача оратора-юриста Не только манера поведения, но и внешний вид лектора сказывается на установлении контакта со слушателями. М. М. Сперанский писал: «Древние очень твердо знали сию истину: и внешность, по большей части презираемая ныне, была тогда существенной частью риторики»10. По данным социологов, в 85 случаях из 100 отношение к человеку как к личности в первые моменты общения строится на основе его внешнего вида Со ----------------------------------------------------------------- См сб Об ораторском искусстве С 51,53 ' Кони А Ф Собр еоч Т 1 С 368 10Сперанский MM Правила высшего красноречия М,С 216 труднику прокуратуры, работнику милиции целесообразно быть в форменной одежде. Это важно помнить, так как воздействие на процессуального партнера начинается до общения, с момента появления юриста в аудитории. Внешний облик оратора - важный информационно-эстетический элемент красноречия. В частности, М. В. Ломоносов выделял в облике оратора «дородство и осанистый вид». Особенно высокие требования к личности оратора предъявляли классики риторики в Древней Греции и Риме. Считается, что речь оратора на четверть воспринимается зрительно. Общение - не обмен текстами, а восприятие человека как личности. Фигура, умение держаться свободно, поза, жесты, одежда, сдержанность, открытость — все это привлекает внимание слушателей. Одно из требований к внешности человека, систематически выступающего с трибуны, заключается в том, что ничто во внешности не должно отвлекать внимания слушателей от речи, противоречить представлениям об облике человека, облеченного официальным положением. Одежда оратора должна отвечать общепринятым нормам, разумному смыслу и соответствовать той ситуации, которая создалась. Такие отрицательные привычки, как сморкаться, вытирать пот со лба, чрезмерно жестикулировать, смотреть в окно, поправлять галстук, вредили ораторам. Этикет, как установленный, принятый обществом порядок поведения, отражается и в речевых формах. Общение людей обусловлено правилами вежливости, употреблением слов, сочетаний и целых фраз, принятых за эталон в определенной ситуации среди людей одной профессии, социальной группы, где проявляется стремление к единообразию в употреблении терминированных единиц. Области применения речевого этикета, имеющего свой обширный этикетный словарь, самые различные: обращения одного человека к другому или ко многим, приветствия при встрече, процедура знакомства, выражения благодарности, пожелания, извинения и просьбы, приглашения, советы, утешения, комплименты и ответы на комплименты, поздравления и ответы на поздравления, упреки и оправдания на упреки, согласия с чьими-либо мнениями и положительные ответы на вопросы, несогласия с чьими-либо мнениями и отрицательные ответы на вопросы, прощания. Многие ошибки связаны с неправильным словоупотреблением, которое является прямым следствием незнания выступающим лексики, свидетельствует об отсутствии у говорящего четкого представления о значении используемых им слов. Каждое сказанное слово, и особенно слово, сказанное юристом, должно быть употреблено в точном значении и к месту, тем более когда дается аргументация со ссылкой на законодательные акты. Нарушением элементарных норм приличия следует считать употребление экспрессивно сниженных слов и сочетаний: в устах юриста недопустимы бранные слова, вульгарная речь, жаргонная лексика. Для процесса общения выработаны человечеством слова -атрибуты вежливости, не несущие смысловой нагрузки, но выражающие определенное отношение одного человека к другому: здравствуйте, спасибо, благодарю, пожалуйста и т. д. Если бы люди в процессе общения обращались к силе добрых слов, входящих в понятие словесного этикета, не было бы среди них ссор, недопониманий, обид, уменьшились бы преступления, совершаемые на «бытовой почве». Как часто зло друг другу люди причиняют словом. И как важно бывает вовремя замолчать. Надо же, наконец, усвоить, что психическая рана заживает медленнее, чем физическая, и кровоточит дольше. И как здесь не вспомнить слова немецкого поэта Генриха Гейне: «Стрела, сорвавшись с натянутой тетивы, перестает принадлежать лучнику, так и слово, слетевшее с губ, уже не принадлежит говорящему». Заключая характеристику качеств, необходимых оратору, можно сказать словами Цицерона: «В ком есть все эти хорошие качества, тот - совершеннейший оратор, в ком число их ограничено, тот - посредственный, а в ком таких качеств меньше всего, тот - наихудший». Каждый хороший оратор примечателен по-своему. Каждый плохой - одинаково безличен и неинтересен. Не следует усваивать и копировать лишь чисто внешние, эффективные приемы. Важно постоянно совершенствовать себя. Нередко ораторы говорят об одном и том же, но по-разному. И в этом сила риторики. Date: 2015-10-22; view: 1460; Нарушение авторских прав |