Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции этики в юридической риторике





Этика — это наука о морали. Она изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специ­фику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и тра­диций. Этика разрабатывает проблемы добра и зла, устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, оп­ределяет моральную ценность ее поступков. Исследователи эти­ческих проблем - Гельвеций, Гегель, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов связывали этику с профессиональным совершен­ствованием человека.

Главная социальная функция профессиональной этики (в том числе и в ораторском искусстве) заключается в том, что она спо­собствует успешному выполнению задач профессии, выступает как своеобразный инструмент воспитания высоких профессио­нально-нравственных качеств. Этика разрабатывает и утверждает моральные принципы и нормы красноречия, активизирует его нравственные функции и всемерно содействует морально-воспитательной роли ораторского искусства.

В литературе употребляются термины «врачебная этика», «этика следователя» и другие. Имеется также более широкое по­нятие - служебная этика. Этими терминами обозначается свод неписаных правил, которыми должны руководствоваться в своем поведении врачи, педагоги, работники милиции, руководители. Скажем, врачу запрещается разглашать сведения о болезнях сво­их пациентов, педагогу не рекомендуется внушать ребенку ком­плекс неполноценности, работнику милиции предписывается, чтобы строгость не переходила в несправедливость, к людям проявлять доброжелательность и приветливость, ему противопо­казаны черствость и подозрительность, профессиональная де­формация.

В ораторском искусстве этика изучает и объясняет этико-нравственные основы и цели красноречия, совокупность нравст­венных принципов и норм (правил), которыми должен руковод­ствоваться в ораторской деятельности каждый, кто причастен к ней Информационная и воспитательная функции публичного вы­ступления, проблема правды и правдивости в ораторском искус­стве, моральное право поучать других, нравственная характери­стика оратора и его поведение в аудитории - вот круг вопросов, который определяет предмет этики в ораторском искусстве. При-

менительно к речевой деятельности юриста этику можно рас­сматривать как совокупность нравственных стимулов, как прин­ципы и нормы ораторского творчества, поведения оратора во время публичного выступления.

Каждая публичная речь, во-первых, несет определен­ные знания - это ее информативная задача. Публичное выступле­ние - если и не открытие нового, то, как правило, новое освеще­ние уже известного. Во-вторых, публичное выступление юриста направлено на воспитание адресата. Объединение двух начал - информативно-познавательного и воспитательного — по­могает создать ту направленность в речи, которая связывает ее отдельные звенья и элементы в законченное целое. Эффектив­ность устного выступления, действенность воспитательного влияния определяется прежде всего научно обоснованным его содержанием. Оратор должен быть во всеоружии знаний по дан­ному предмету, законодательства, литературы по теме, фактов и положений, проверенных следственной и судебной практикой. Оратор теряет всякий авторитет, если его выступление сомнительно в научном отношении либо недостаточно аргументировано.

Степень воспитательного воздействия речи (особенно по юридической тематике), деловая атмосфера, взаимная заинтере­сованность, оптимистическое настроение слушателей зависят от оратора, во многом определяются теми этическими нормами, ко­торых он придерживается. Этика предопределяет поведение ора­тора, все его выступление. Она проявляется в том или ином от­ношении к аудитории, в речи и тоне лектора, в манере поведения и даже в одежде, наконец, в умении вызывать у слушателей во­просы и отвечать на них. Если пропагандист права не может ска­зать больше того, что знают слушатели, то не следует и высту­пать. Еще Сократ считал, что хорошо говорить можно только по вопросу, который говорящему хорошо известен. Оратор должен знать свои возможности, быть самокритичным - это одно из эти­ческих требований. Выступать следует тогда, когда есть уверен­ность в успехе.

Публичная речь - не только искусство, но и наука. Здесь ши­роко используются данные педагогики, психологии и логики. В каждом выступлении есть как бы три стороны: педагогическая, логическая и психологическая, которые в совокупности образуют ее внутреннюю структуру. Педагогическая часть речи основана на методических требованиях, относящихся к отбору фактов,

примеров, наглядных пособий и иллюстраций, оформлению и обобщению всевозможных материалов, используемых в процессе подготовки к публичному выступлению. Логическая сторона ре­чи предполагает научность, строгую систематичность и последо­вательность в изложении, социальную направленность отобран­ного для выступления материала, использование новейших дос­тижений науки и передовой практики. Психологический аспект речи заключается в умении выступающего учесть такие психиче­ские процессы, как мышление, восприятие, внимание, память, воображение, настроение слушающих. На вопрос, как стать ора­тором, А. Ф. Кони ответил, что для этого необходимо соблюде­ние трех условий: «Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положитель­ные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами... Наконец... будьте искренни, - напутствовал моло­дых ораторов А. Ф. Кони, — и вы будете хорошо говорить»5. Еще Аристотель отмечал, что на стороне правды всегда больше логи­ческих доказательств и нравственных доводов. Честность ора­тора есть нравственный долг перед слушателями, - подчеркивал М. В. Ломоносов. Он считал, что оратор должен быть в первую очередь «добросердечным и совестным человеком, а не легко­мысленным ласкателем и лукавцем»6. Это историку В. О. Ключевскому принадлежат слова: «Чтобы быть ясным, ора­тор должен быть откровенным». Для того «чтобы выучиться го­ворить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе»7, -писал Лев Толстой.

Важным нравственным качеством оратора является его тру­долюбие, его способность к систематической творческой работе. Только тот может оправдать надежды слушателей, кто накапли­вает материалы повседневно, а не только с того момента, когда им выбрана тема для выступления.

Оратор должен быть скромным. Скромность - неотъемлемая черта культуры отношений между людьми. Скромный человек отличается спокойным, сдержанным поведением, обладает хоро­шо развитым чувством собственного достоинства и умением це-

-----------------------------------------------------------------

' Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 4. С. 141. Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. Т. 7. С. 167. Цит. по: Адамов Е. А. В лаборатории лектора. М., 1968. С. 24.

нить его в других. Ему присуще умение анализировать поступки и постоянно воспитывать в себе привычки, украшающие и воз­вышающие человеческую личность.

Опытный оратор в обращении к аудитории избегает поуче­ния, назидательного, менторского тона. Уважать людей, не под­черкивать своего превосходства над слушателями - нравствен­ный долг оратора. Поза и фразерство здесь противопоказаны. Лектор, выступающий в тоне «давайте подумаем», «а как вы счи­таете», скорее установит контакт с аудиторией и добьется успеха, чем тот, который руководствуется принципом: «Мое дело гово­рить, а ваше - слушать». Аудитория - самый чувствительный ба­рометр. В практике вузовского обучения еще приходится встре­чаться со случаями, когда лектор, возможно, сам того не замечая, принижает своих слушателей. Такие фразы, как: «Я думаю, что вы это поймете...», «Не знаю как вы, а вот я...», «Классики лите­ратуры и я считаем...», «Я, как специалист...», свидетельствуют об отсутствии у оратора педагогического такта, создают атмо­сферу отчуждения между двумя сторонами, устанавливают пси­хологический барьер. Поменьше личных примеров, поменьше информации о себе! Избыток ее делает оратора нескромным. Не­достаток информации повышает интерес к говорящему.

Во взаимоотношениях со слушателями оратор обязан быть доброжелательным, тактичным. Такт — чувство меры, умение вести себя правильно по отношению к людям, умение чувство­вать границу, за которой в результате слов и действий может воз­никнуть незаслуженная обида, конфликт. В переводе с латинско­го слово «такт» означает «касание». М. Горький, проникновенный психолог, человек большого обаяния, говорил, что в душе чело­века есть неведомые струны и если к ним прикоснуться умеючи, то они красиво зазвучат. В искусстве отыскать, проявить в чело­веке все лучшее, коснуться тех струн его души, которые облада­ют сильным и красивым звучанием, и состоит смысл педагогиче­ского такта.

Под педагогическим тактом в юридической деятельности понимается, с одной стороны, исполнение юристом своих обя­занностей на высоком профессиональном уровне, а с другой — нравственная его характеристика, моральное право выступать в качестве лидера общения и оставлять за собой право последней инстанции, это, наконец, корректность поведения. Когда говорят о педагогическом такте оратора, то под этим подразумевают умение говорить с аудиторией понятным языком, улавливать на­строение и удовлетворять ее интересы. Сюда же относится и ма­нера излагать мысли, держаться перед слушателями.

Манера поведения, пригодная для одной ситуации, оказыва­ется непригодной для другой. Умение соблюсти чувство меры в каждом случае и способность всякий раз выбрать подобающую манеру поведения - вот что значит быть тактичным. Тактичное поведение оратора на трибуне - это отсутствие хвастовства, под­черкивания своих знаний, положения, авторитета. Тактичное от­ношение к слушателям это прежде всего уважение к ним, дели­катность, внимательный учет их настроений и запросов, постоян­ная озабоченность тем, насколько нужно им то, о чем ведет речь оратор, как доходчиво говорит, всем ли его слышно.

«Оратор - указывал Цицерон, - должен заботиться об умест­ности не только в мыслях, но и в словах...». Уместность и чув­ство меры касаются не только шуток и формы их преподнесения Это требование в равной степени относится к характеру и коли­честву приводимых в лекции цитат, специальных терминов, циф­рового материала, ибо, как писал А. Ф. Кони, «внимание и терпе­ние слушателей имеют свои пределы»9.

Процессуальные партнеры у юриста, как правило, - люди взрослые. Каждый из них имеет уже определенные взгляды на вещи. Поэтому очень важно быть тактичным. Даже тогда, когда приходится резко высказываться против явного заблуждения или, того хуже, вредного взгляда, нельзя допускать, чтобы при этом оскорблялось достоинство человека. Всякое стремление поучать вызывает отпор, а снисходительный тон - даже обиду. Разъяснять терпеливо и вразумительно, серьезно, без сентенций и нравоуче­ний - такова задача оратора-юриста

Не только манера поведения, но и внешний вид лектора ска­зывается на установлении контакта со слушателями. М. М. Спе­ранский писал: «Древние очень твердо знали сию истину: и внешность, по большей части презираемая ныне, была тогда су­щественной частью риторики»10. По данным социологов, в 85 случаях из 100 отношение к человеку как к личности в первые моменты общения строится на основе его внешнего вида Со

-----------------------------------------------------------------

См сб Об ораторском искусстве С 51,53 ' Кони А Ф Собр еоч Т 1 С 368 10Сперанский MM Правила высшего красноречия М,С 216

   

труднику прокуратуры, работнику милиции целесообразно быть в форменной одежде. Это важно помнить, так как воздействие на процессуального партнера начинается до общения, с момента по­явления юриста в аудитории.

Внешний облик оратора - важный информационно-эстетический элемент красноречия. В частности, М. В. Ломо­носов выделял в облике оратора «дородство и осанистый вид». Особенно высокие требования к личности оратора предъявляли классики риторики в Древней Греции и Риме. Считается, что речь оратора на четверть воспринимается зрительно. Общение - не обмен текстами, а восприятие человека как личности. Фигура, умение держаться свободно, поза, жесты, одежда, сдержанность, открытость — все это привлекает внимание слушателей. Одно из требований к внешности человека, систематически выступающе­го с трибуны, заключается в том, что ничто во внешности не должно отвлекать внимания слушателей от речи, противоречить представлениям об облике человека, облеченного официальным положением. Одежда оратора должна отвечать общепринятым нормам, разумному смыслу и соответствовать той ситуации, ко­торая создалась. Такие отрицательные привычки, как сморкаться, вытирать пот со лба, чрезмерно жестикулировать, смотреть в ок­но, поправлять галстук, вредили ораторам.

Этикет, как установленный, принятый обществом порядок поведения, отражается и в речевых формах. Общение людей обу­словлено правилами вежливости, употреблением слов, сочетаний и целых фраз, принятых за эталон в определенной си­туации среди людей одной профессии, социальной группы, где проявляется стремление к единообразию в употреблении терми­нированных единиц. Области применения речевого этике­та, имеющего свой обширный этикетный словарь, самые раз­личные: обращения одного человека к другому или ко многим, приветствия при встрече, процедура знакомства, выражения бла­годарности, пожелания, извинения и просьбы, приглашения, со­веты, утешения, комплименты и ответы на комплименты, по­здравления и ответы на поздравления, упреки и оправдания на упреки, согласия с чьими-либо мнениями и положительные отве­ты на вопросы, несогласия с чьими-либо мнениями и отрицатель­ные ответы на вопросы, прощания.

Многие ошибки связаны с неправильным словоупотреблени­ем, которое является прямым следствием незнания выступающим

лексики, свидетельствует об отсутствии у говорящего четкого представления о значении используемых им слов. Каждое ска­занное слово, и особенно слово, сказанное юристом, должно быть употреблено в точном значении и к месту, тем более когда дается аргументация со ссылкой на законодательные акты. Нарушением элементарных норм приличия следует считать употребление экс­прессивно сниженных слов и сочетаний: в устах юриста недопус­тимы бранные слова, вульгарная речь, жаргонная лексика.

Для процесса общения выработаны человечеством слова -атрибуты вежливости, не несущие смысловой нагрузки, но выра­жающие определенное отношение одного человека к другому:

здравствуйте, спасибо, благодарю, пожалуйста и т. д. Если бы люди в процессе общения обращались к силе добрых слов, вхо­дящих в понятие словесного этикета, не было бы среди них ссор, недопониманий, обид, уменьшились бы преступления, совершае­мые на «бытовой почве». Как часто зло друг другу люди причи­няют словом. И как важно бывает вовремя замолчать. Надо же, наконец, усвоить, что психическая рана заживает медленнее, чем физическая, и кровоточит дольше. И как здесь не вспомнить сло­ва немецкого поэта Генриха Гейне: «Стрела, сорвавшись с натя­нутой тетивы, перестает принадлежать лучнику, так и слово, сле­тевшее с губ, уже не принадлежит говорящему».

Заключая характеристику качеств, необходимых оратору, можно сказать словами Цицерона: «В ком есть все эти хорошие качества, тот - совершеннейший оратор, в ком число их ограни­чено, тот - посредственный, а в ком таких качеств меньше всего, тот - наихудший».

Каждый хороший оратор примечателен по-своему. Каждый плохой - одинаково безличен и неинтересен. Не следует усваи­вать и копировать лишь чисто внешние, эффективные приемы. Важно постоянно совершенствовать себя. Нередко ораторы гово­рят об одном и том же, но по-разному. И в этом сила риторики.

Date: 2015-10-22; view: 1412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию