Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техника речи
Техника речи - составная часть культуры звучащего слова, прикладная наука о правильном произношении и наиболее полной выразительности речи. Опирающаяся на грамматику и особенно фонетику национального литературного языка, техника речи представляет комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи, дающих возможность оратору воздействовать на аудиторию в нужном эмоциональном направлении. Оратор должен не только правильно и грамотно, в полном соответствии с литературными нормами строить свою речь, но еще и уметь в каждой конкретной ситуации выступления выражать мысль словами, уместными только при этих обстоятельствах и в наиболее подходящей для данной аудитории форме. Техника речи - это звуковой портрет оратора. «В тоне голоса, в глазах и выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах», - писал Ж. Лабрюйер. Понятие «техника речи» широкое. В этот комплекс входит изучение строения речевого аппарата, описание особенностей голоса человека и речевого дыхания, орфоэпия, артикуляция, дикция и интонация, а также внешний облик оратора, его жесты и мимика. Оратор с высокой техникой речи способен вынести многочасовую нагрузку на речевой аппарат, установить с помощью высококачественной речи максимальный контакт с аудиторией. Для этого прежде всего надо научиться снимать мышечное и нервное напряжение, то, что затрудняет естественную координацию речевого процесса, мешает расслаблению фонационных (звуковых) путей. Сдавленный, тусклый голос, охриплость, прерывистое дыхание во время речи - результат «мышечных зажимов», которые возникают во время волнения и охватывают весь человеческий организм, в том числе дыхательный и голосовой аппарат, мимику лица, движение тела. Оратору, любому публично говорящему человеку важно иметь представление о технической стороне звучащей речи: о постановке речевого (фонационного) дыхания диафрагмально-реберного типа с удлиненным выдохом и коротким полным вдохом; о воспитании и развитии речевого голоса, который при поставленном дыхании приобретает устойчивость, звучность, гибкость, полетность, диапазон; о выработке хорошей дикции, т. е. ясного и четкого произношения каждого гласного и согласного звука, слов и фраз в целом, а также орфоэпически правильной речи, соответствующей нормам современного литературного языка. Рассмотрим элементы техники речи более подробно (рис. 7.1). Дыхание, помимо чисто физиологической задачи обеспечения организма кислородом, выполняет еще одну специфическую функцию — участвует в голосообразовании. Если в первом случае дыхание - акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, то при голосообразовании, произнесении речи дыхание - процесс управляемый. Такое дыхание называется речевым (фонационным) и обладает рядом характерных особенностей. техника речи: строение речевого аппарата особенности голоса человека речевое дыхание артикуляция дикция орфоэпия логическая пауза и логическое ударение интонация гигиена голоса особенности выступление в открытых и малых аудиториях, выступление перед микрофоном Рис. 7. Элементы техники речи В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания. 1. Верхнее дыхание. Вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работает только верхняя часть легких. 2. Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма - главная дыхательная мышца (мышца вдоха) - малоподвижна, поэтому вдох и выдох получаются недостаточно энергичными. 3. Диафрагмальное дыхание. Процесс дыхания совершается благодаря изменению продольного объема грудной клетки ввиду сокращения диафрагмы (при этом наблюдается незначительное сокращение межреберных дыхательных мышц). Обычно используются все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то один определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины в большинстве дышат с помощью диафрагмы16. ------------------------------------------------------------------- 16 Не приводя никаких доводов в пользу мужского либо женского голоса, отметим, что передачи по радио на политические темы звучали весомее и выше оценивались аудиторией, если с ними выступали дикторы-мужчины. Кэнтрил в книге «Психология радио» приводит мнения радиослушателей, обосновывающие предпочтение ими мужского голоса на радио в определенных передачах: «Мужской голос звучит более естественно», «Мужчины кажутся более осведомленными в вещах, о которых они говорят», «Мужской голос более убедителен».
4. Диафрагмально-реберное дыхание. Вдох и выдох совершаются благодаря изменению объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также нижнебрюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, оно свойственно всем здоровым людям, поэтому его используют как основу речевого дыхания. Хорошо развитое фонационное дыхание - это выработанное специальной тренировкой активное смешанное или диафрагмально-реберное дыхание. Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею (дыхательное горло) попадает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперек гортани и разделенные между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые, смыкаясь, колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются и колебания превращаются в звуки речи. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Фонационное дыхание отличается хорошо организованным выдохом, при котором воздух не «растекается» во все стороны, а ровной струёй идет в одном направлении. Особенностью речевого дыхания является и умелое распределение выдоха на равные «порции». Ритм этого дыхания несколько отличается от привычного: для него характерны короткий энергичный вдох и длительный равномерный выдох. Соотношение вдоха и выдоха здесь составляет пропорцию 1: 10-15, т. е. выдох в 10-15 (и более) раз длиннее вдоха. При этом не нужно увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас. Не менее существенным элементом, чем сам вдох, является для фонационного дыхания процесс добора воздуха. Нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей «подхватить» новую порцию воздуха, пополнить его запас в любой удобной паузе. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. При тренировке дыхания следует обращать внимание на сокращение диафрагмы, расширение нижней и средней части грудной клетки и сокращение мышц брюшного пресса. Для этого рекомендуется следующее упражнение: стать ровно, успокоиться. Сделать выдох, затем, сокращая диафрагму, расширяя ребра и подтягивая живот для удержания диафрагмы в сокращенном состоянии, глубоко вдохнуть и задержать дыхание, не перенапрягаясь. Медленно выдыхать, произнося звук ф. Повторять упражнение до тех пор, пока его выполнение не станет легким, естественным, а затем на выдохе переходить к счету, коротким фразам, к предложениям, к проговариванию осмысленного текста. При выполнении этого упражнения необходимо соблюдать гигиенические правила: проветрить комнату, надеть свободную одежду, бесшумно вдыхать через нос, избегать перенапряжения и т. д. Выработка правильного речевого дыхания и всего процесса произношения способствует наиболее яркому творческому проявлению возможностей оратора. Благодаря целесообразной организации речевого дыхания и связанной с ним работы артикуляционных органов усиливаются активность и доходчивость речи, ее художественная выразительность, а с другой стороны, эти же процессы оказывают непосредственное воздействие и на самого оратора. Физиологически правильно организованное речевое дыхание и «поставленный» голос благотворно влияют на нервные центры головного мозга, связанные с эмоциональной сферой человека, вызывают у него чувства радости, бодрости, творческой активности и работоспособности. Речевой голос - средство выразительности речи и характеризуется следующими качествами: громкостью, силой, тембром, высотой, а также полнотой и благозвучием, гибкостью и устойчивостью. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для того чтобы его развить и укрепить, надо выяснить природные данные и улучшить их для профессиональной речи. Сила голоса, его объемность и звучность зависят от правильного, активного речевого дыхания и умения пользоваться резонаторами, которые преобразуют слабый и невыразительный звук, рожденный колебаниями голосовых связок, в сильный объемный и красивый голос. Человек пользуется двумя резонаторными системами: а) верхней, надсвязочной системой - это черепная коробка, полости носа и рта, она придает голосу полетность; б) нижней, подсвязочной системой, включающей грудную полость и обеспечивающей тембральную окраску голоса. Звуковая окраска голоса - тембр - зависит от величины и формы резонаторов, от умелого, правильного дыхания в процессе речи, от дополнительных тонов, сопровождающих основной звук. Тембр характерен как для типа голоса (например, баса, баритона, тенора и т. п.), так и для голоса отдельного человека - тембр голоса взрослого человека неповторим. По его эмоциональной окраске можно судить о настроении, самочувствии и даже в какой-то степени о характере человека. Благозвучность голоса - это, во-первых, отсутствие в нем звуковых помех (криков, шепелявости, гнусавости, шума от неправильного дыхания и т. д.) и, во-вторых, это слаженность работы всех частей речевого аппарата. Под высотой звучащего голоса понимается способность к изменениям по музыкальным тонам. Человеческий голос легко изменяется по высоте в пределах двух октав, хотя в обыденной речи человек обходится всего тремя-пятью нотами. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотона. Однообразие звучания голоса приводит к обеднению интонационного рисунка речи,.притупляет восприятие и усыпляет слушателей. «...Остерегайтесь говорить ручейком, - советовал П. С. Пороховщиков: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации». Условием хорошей слышимости голоса является его «полетность». Этим термином специалисты определяют способность звука голоса распространяться в воздухе, быть слышным во всей аудитории. Полетность голоса зависит от силы и громкости звучания, от акустических свойств самого голоса, наличия в нем высоких звуков. Сила речи, по замечанию К. С. Станиславского, не в крике, не в вольтаже, а в контрастности голосовых модуляций. Именно они делают звучание речи выразительным, рельефнее обнажают смысловые, волевые, эмоциональные и образные акценты. Оратор должен научиться владеть своим голосом. Это означает, что надо рассчитывать свои голосовые средства так, чтобы внимание слушателей не ослабевало до конца выступления, чтобы голос лектора был слышен во всех концах аудитории. Очень трудно говорить в большой аудитории и на открытом воздухе. Если есть выбор места для проведения лекции, то предпочтительнее закрытое помещение. И вовсе не обязательно, как это делают чаще всего неопытные ораторы, начинать говорить с самой высокой ноты. Сильное напряжение голоса во вступлении не гармонирует с состоянием людей, которые еще только приготовились к слушанию. Один из наиболее распространенных недостатков ораторов -интонационная бедность речи. Во избежание утомительного однообразия речь строится так, чтобы переход от одной мысли к другой сопровождался переменой интонации и силы голоса. Интонация - важное средство выразительности речи. Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений, интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски. Интонация включает мелодику, темп, ритм, интенсивность речи, тембр голоса, логическое ударение. Интонация в конкретных условиях общения доводит высказанную в предложении мысль до законченности и выражает эмоционально-волевые отношения людей, придает высказыванию необходимую по условиям общения определенность. По интонации судят об истинном значении высказывания, об отношении говорящего к собственным словам, о его эмоциональном состоянии. Степень интонационной выразительности находится в пропорциональной зависимости от целевой установки речи, убежденности оратора и потребности убедить слушателей. Интонационные контрасты: вверх-вниз, тише-громче, медленно-быстро позволяют удержать непроизвольное внимание аудитории, являются средствами ее возбуждения. Языковая культура интонации состоит в правильном интонационном членении фразы и в правильном выражении соответствующих коммуникативных типов предложения: повествовательных, вопросительных, восклицательных и побудительных. Оратор обязан заботиться об интонационной выразительности, которая включает умение изменять высоту тона речи, разнообразить ритмическую организацию, тембровую окраску голоса, темп речи, увеличивать или снижать силу звука, правильно расставлять логическое ударение. Основной недостаток выступающих - интонационный монотон, т. е. интонационная нерасчлененность речи, произношение отдельных словесных групп без необходимого интонационного отграничения их друг от друга. Значительное место в интонации занимает тон Французская поговорка гласит: «Тон делает музыку». Он делает речь особенно выразительной и воздейственной. Тон придает эмоциональную окраску словам и фразам, его выразительные возможности, по существу, неисчерпаемы. Он может быть гордым, торжественным, праздничным, а может быть гневным, выражающим возмущение оратора позорными, преступными фактами. Тон может быть радостным и грустным, менторским, назидательным и характерным для задушевной беседы. Для правильного выбора тональности речи оратор должен глубоко чувствовать и переживать сообщаемое, хорошо знать своих слушателей, на которых воздействует. Богатыми интонационными рисунками отличались защитительные речи Ф. Н. Плевако, и это в значительной мере повышало воздействие его речей на присяжных заседателей. «Главная его сила заключалась в интонациях.... Поэтому речи его на бумаге и в отдельной мере не передают их потрясающей силы», - вспоминал В. В. Вересаев. А. Ф. Кони писал, что во время произнесения защитительных речей на Ф. Н. Плевако «накатывало» вдохновение, его лицо «освещала внутренняя красота, сквозившая то в общем одушевленном выражении, то в доброй, львиной улыбке, то в огне и блеске горящих глаз. Его движения были неровны и подчас неловки; неладно сидел на нем адвокатский фрак, а пришептывающий голос шел, казалось, вразрез с его призванием оратора. Но в этом голосе звучали ноты такой силы и страсти, что он захватывал слушателя и покорял его себе». «Гармоническим», по словам А. Ф. Кони, голосом обладал С. А. Андреевский, который говорил «нередко с тонкой и всегда уместной иронией». Сам А. Ф. Кони умел посредством интонации передать тончайшие оттенки мысли и чувства17. Произношение звуков, слов и фраз должно быть правильным, т. е. следовать фонетическим правилам данного языка, отличать- ------------------------------------------------------------------- См Ивакина Н Н Культура судебной речи М, 1995 С 120, Ивакина Н Н Основы судебного красноречия М, 1999 С 98-121 ся хорошей дикцией - быть отчетливым и ясным. Дикция - отчетливое произношение каждого отдельного звука речи и звуковых сочетаний. Ясное и четкое произношение каждого гласного и согласного звука в отдельности, а также целых слов и фраз характеризует хорошую дикцию, что избавляет слушателей от напряжения, недопонимания, двусмысленного толкования. Вот пример использования двусмысленного толкования, при котором выступающий говорит об одном, а слушатели воспринимают его иначе. Сразу по следам бурного 1905 года приехал в Ялту известный дрессировщик животных Дуров Он был передовым человеком своего времени Среди многих интересных номеров, которые показывал Дуров, был продемонстрирован и такой номер выбегает на арену собака и начинает быстро вертеться, стараясь схватить себя за хвост Дуров стоит в стороне и предупреждает собаку - Смотри, Милорд, осторожно, а то откусишь свой хвост и будешь куцым, как российская конституция Ялтинский градоначальник князь Думбадзе, узнав об этом, запретил такой номер Прошло несколько дней Снова выбегает собака, опять кружится, стараясь схватить себя за хвост Дуров стоит в стороне и молчит, а публика, которая уже знала этот номер, кричит: -Дуров, почему молчите? - Прохвост Думбадзе запретил говорить, - отвечает Дуров. А когда его хотели привлечь за оскорбление градоначальника, Дуров с изумлением сказал. - Что же я такое говорил? Я сказал «Про хвост Думбадзе запретил мне говорить» Но звуковой сдвиг из слов «про» и «хвост» образует оскорбительное слово «прохвост». На этом и была построена остроумная реплика Дурова18. Четкая дикция - прежде всего правильная артикуляция звуков. Артикуляцией (лат. - расчленяю) называется сово-. ------------------------------------------------------------------- Можно сказать поллитра, полкилограмма, полруки и т д, но в словосочетании «пол ребенка» в устном высказывании возможно двусмысленное толкование, искажающее смысл Еще примеры словосочетаний двойного смысла «Надо выдвинуть все возможные (всевозможные) версии», «А теперь положи на воз (навоз)», «В графине он узнал свою мать» и т д, купность произносительных движений речевых органов, необходимая для образования данного звука. В образовании звука участвуют язык, губы, мягкое нёбо с язычком (это активные органы), а также зубы и твердое нёбо (пассивные органы). Вялые губы, плохо открытый рот, нарушение зубов, малоподвижный язык -причины плохой дикции. «Огромное большинство людей плохо, вульгарно пользуется речью в самой жизни, но не замечают этого, так как привыкли к себе и к своим недостаткам», - писал К. С. Станиславский19. Улучшение дикции связано с отработкой артикуляции - движением органов речи и, в первую очередь, языка и губ. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, приемы которой можно найти в рекомендуемой к данной главе литературе. Проверьте и потренируйте свою дикцию, прочитав несколько раз вслух стихотворение В. Брюсова «Буря с берега»: Перекидываемые, опрокидываемые, Разозлились, разбесились белоусые угри. Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые, Расплетались и сплетались от зари и дозари. Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,. Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле? Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие, Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле. Тьмами всасывающими опоясываемые, Заметались, затерялись в океане корабли, С неудерживаемостью перебрасываемые, Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли. Чем обманываете вы? Не стремителъностями ли Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел? И заласкиваете вы не медлительностями ли Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел! Причиной неправильной артикуляции может быть и смешение двух языков. В таких случаях говорят об акценте в речи. Дело в том, что для каждого национального языка характерна своя, неповторимая совокупность звуков речи. Белорус, говорящий по-русски, нередко сохраняет свои артикуляционные привычки и потому заменяет в некоторых словах мягкое р твердым ------------------------------------------------------------------- ' Станиславский К.С. Собр. соч. М., 1995. Т. 3. С. 81. 186
(рыс, радам), мягкое и твердое ф в конце слов - неслоговым у (кроу, дроу), мягкие звуки д и т — звуками дз и ц тоже мягкими, но отличающимися от русских (дзенъ, цixi), русское взрывное г -г белорусским и т. д.20 Публичная речь - характеризуется также темпом и ритмом. Темп (лат. - время) - это скорость, быстрота, с которой говорящий Произносит слова, фразы и весь текст в целом. Скорость речи зависит от индивидуальных особенностей оратора, его темперамента, содержания речи и жанра выступления и меняется в зависимости от условий, при которых произносится речь. Так, например, если аудитория состоит из лиц пожилого возраста, темп лекции должен быть замедленным, поскольку восприятие у людей с возрастом понижается. Сама лекция должна носить характер беседы, тон должен быть уважительным к слушателям, по ходу лекции следует чаще обращаться с вопросами, вовлекая их в активное слушание, заставляя думать вслед за лектором. Эти приемы помогут установить надлежащий контакт между говорящим и слушающими. В молодежной аудитории, наоборот, темп речи должен быть более быстрым. Обычный темп диалогической речи 120-140 слов в минуту. Просчитать самому, сколько слов сказано в минуту, - практически невозможно. Для этого надо использовать магнитофон либо попросить кого-либо из слушателей. Темп должен быть избран таким, чтобы слушатели могли усваивать преподносимую информацию. Ритм (греч. - чередование) - чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций, пауз с целью смысловой выразительности, легкости усвоения. Человек спокойный говорит ритмично, у взволнованного речь аритмична, прерывиста. Слог под ударением и логически выделяемые слова звучат дольше, чем безударные. Фразы, наиболее значимые, эмоционально окрашенные, произносятся размереннее. В ритмизации речи важную роль играют паузы. В переводе с латинского языка пауза - прекращение, остановка. По меткому выражению К. С. Станиславского, пауза - не перерыв в речи, а ее продолжение иными средствами. Паузы могут быть физиологическими (для вдоха воздуха), грамматическими (для упорядо- ------------------------------------------------------------------- См.: Михневич А. Е. Лектору о технике и выразительности публичной речи. Мн„ 1973. С. 6.
чения текста), логическими (для членения потока слов на смысловые части) и психологическими, которые используются для передачи необычного, неожиданного подтекста. «Логическая пауза служит уму, психологическая - чувству» (К. С. Станиславский). К интонационно-выразительным средствам речи относится логическое ударение — усиление голоса на том слове во фразе, которое говорящий хочет подчеркнуть, придать ему большее значение. В отличие от грамматического ударения, при котором выделяется отдельный слог в слове, под логическим ударением находится целое слово, и ударение может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Важное по смыслу слово выделяется паузой, сменой ритма, изменением основного мелодического строя фразы, повышением или ослаблением силы голоса. Устная речь требует четкой смысловой группировки слов вокруг логических центров, чтобы слушатель воспринимал не отдельные слова, а целые смысловые куски, именуемые речевыми тактами Внутри речевого такта слова произносятся как одно целое, причем центром речевого такта становится слово, несущее на себе логическое ударение. Подлежащее и сказуемое всегда находятся в разных группах и разъединяются паузой. Одной из важнейших характеристик устной речи является орфоэпия - наука о ясном, правильном, выразительном воспроизведении звуковой стороны речи, о правильном литературном произношении. Слово «орфоэпия» происходит от греческих слов «orthos» - прямой, правильный и «epos» - речь и означает «правильная речь». Орфоэпия - наука о правилах и законах правильного произношения, в отличие от орфографии - науки о правильном написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике» утверждал: «Каждое речение, склад и литеру выговаривать чисто и ясно». Орфоэпия рассматривает интонационно-мелодический строй речи, грамматические ударения и нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний в потоке речи. Основными законами литературного произношения можно считать закон оглушения и закон редукции гласных. По первому из них все звонкие согласные в конце слова обязательно оглушаются, т. е. заменяются парными глухими: испуг - испук, кровь - кроф, лёд - лет и т. п. Закон редукции предписывает гласные звуки произносить без изменения лишь под ударением. В безударных слогах все гласные звуки подвергаются редукции (ослаблению артикуляции), а в отдельных случаях заменяются другими. Звук я в неударном слоге заменяется звуком, близким к и (обозначим его, как i) - лiгушка вместо «лягушка», iзык, а не «язык». Кроме оглушения звонких согласных в конце слова, в русском языке существуют и другие правила произношения согласных и сочетаний согласных звуков. Например, звонкие согласные уподобляются последующим глухим (оглушаются), а глухие последующим звонким (озвончаются): мы говорим проПКа (проБ-Ка), ФСТать (ВСТать), но проЗЬБа (проСЬБа). Збор (Сбор). Уподобляются последующим шипящим и согласные сиз- говорится ШШапкой, а не «С Шапкой», пример иЖЖЫзни, а не «иЗ Жизни» и т. д. Звук г в некоторых словах заменяется звуком в: еВо (еГо), чеВо (чеГо), коВо (коГо), сеВодня (сеГодня), а звук ч может перейти в ш: Што (Что), Штабы (Чтобы), конеШно (конеЧно). По нормам современного литературного языка сочетание чн обычно так и произносится (чн), особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный, конечный, личный, прочный). Произношение шн вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини(шн)а, Лу-кини(шн)а, Никити(шн)а, Савви(шн)а, Фомини(шн)а и сохраняется в отдельных словах: горчи(шн)ый, коне(шн)о, пере(шн)ица. праче(шн)ая, пустя(шн)ый, скворе(шн)ик, яи(шн)ица. Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: бу-ло(шн)ая и було(чн)ая, копее(шн)ый и копее(чн)ый, моло(шн)ый и иоло(чн)ый, подсолне(шн)ый и подсолне(чн)ый, порядо(шн)ый и порядо(чн)ый, сливо(шн)ый и сливо(чн)ый. В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде(чн)ый удар - серде(шн)ый друг. Некоторые ораторы допускают ошибки в произношении согласных перед е в таких иностранных словах, как картотека, конкретный, корректный, милиционер, музей, Одесса, пионер, профессор, тема, текст, техника, фанера Необходимо знать, что по нормам литературного языка согласный перед е в русских и заимствованных словах произносится мягко. Только в некоторых словах иностранного происхождения допускается твердое произношение согласного. анти(тэ)за, ан(тэ)нна, а(тэ)лье, бифш(тэ)кс, гро(тэ)ск, каш(нэ), о(тэ)ль, поэ(тэ)сса, (тэмбр), (тэмп), тур(нэ) и др. К ошибкам современной бытовой речи следует отнести выпадение второго звука при удвоении согласных: мы стали говорить воеНый, обыкновеНый вместо «воеННый», «обыкновеН-Ный». Правила орфоэпии требуют четкого произношения обеих согласных, особенно на стыках слов. При выпадении одного из удвоенных согласных часто меняется даже смысл слова. Сравните: поДать и поДДать, Вести и ВВести, поДелка и поДДелка, Издание и иЗ Здания. К нормам литературного произношения относится и правильное произнесение названий букв русского алфавита. Недопустимы такие искажения, как «кэ», «сэ», «мэ» или «рэ» вместо «ка», «эс», «эм», «эр», так как они ведут к неверному произнесению буквенных аббревиатур (сокращений по названию буквы) В последнее время наблюдается увлечение аббревиатурами. Их не только бывает трудно произнести в соответствии с нормами орфоэпии, но и расшифровать содержание выражаемого ими понятия. Попробуйте произнести и объяснить следующие сокращения: МРЭОЭКО, ЦУОРД КМ, МРОБЭП, СТО МГУ 21. Эти аббревиатуры возможны только в письменной речи. Вот слова, в которых часто нарушаются нормы произношения авантюризм (не авантюриз[ь]м), автоматизм (не автоматиз[ь]м), агрессия (не аг[рэ]ссия), академик (не ака[дэ]мик), афера (не ё), бандитизм (не бандитиз[ь]м), бизнес - произносится: бизнэс, бюллетень - мн.: бюллетени (не бюллетни), бюро (не б[и]ро), военачальник (не воен[но]чальник), гипотеза (не гипо[тэ]за), двоеженец (не двоеженец), дебаты (не [дэ]баты), дебош (не [дэ]бош), дегенерат (не [дэ]генерат), декретировать (не [дэ]кретировать), демагогия МРЭОЭКО - межрайонное отделение экспертно-криминалистического отдела, ЦУОРД KM - центральное управление оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции, МРОБЭП - межрайонный отдел по борьбе с экономической преступностью, СТО МГУ - служба тылового обеспечения Минского городского управления (не [дэ]магогия), демократ (не [дэ]мократ), демпинг - произносится дэмпинг, депеша (не [дэ]пеша), деспот (не [дэ]спот), детализация (не [детализация) и т. д. В заключение этой главы следует подчеркнуть: чтобы усилить воздействие речи, сделать аргументы более вескими, укрепить свой авторитет и не стать мишенью для насмешек слушателей, надо следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением.
Date: 2015-10-22; view: 2123; Нарушение авторских прав |