Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование принципов дидактики в речевой деятельности юриста





 

Речевое общение, процесс передачи информации от говоря­щего к слушающему подчиняются не только психологическим и логическим закономерностям, но и принципам и методам педа­гогики.

Педагогика как наука об общих закономерностях обучения и воспитания дает наиболее общие рекомендации по организации педагогического процесса, который осуществляется с помощью речевого обмена информацией. Эти закономерности педагогики (принципы дидактики, методы преподавания) составляют мето­дику преподавания. Методика как совокупность методов и прие­мов, в самом общем значении представляющая собой способ дос­тижения цели, определенным образом упорядоченную деятель­ность, является традиционной дисциплиной вузовского препода­вания, прикладной наукой оратороведения. Педагогические приемы и правила могут быть эффективно использованы, если применяются творчески, с учетом образовательных и воспитатель­ных целей, конкретных задач данного выступления, особенностей аудитории, личностных качеств процессуального партнера.

Рассмотрим, как используются принципы дидактики в рито­рике.

Принцип научности требует установления реальных связей явлений природы, человеческого общества и мышления, вскрытия причинных связей и перехода от связей простых, оче­видных к более сложным, глубоким. Уровень научности опреде­ляется достоверностью сообщения, глубиной исследования, его новизной и актуальностью, а также достаточностью информации, доступностью и простотой изложения. Н. И. Пирогов утверждал,

что едва ли не главная часть воспитательной силы университета заключается в самой науке', а писатель Л. Н. Толстой советовал «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их».

В тесной, неразрывной связи с принципом научности обуче­ния проявляется принцип правдивости. Еще Сократ го­ворил, что оратор должен держаться только правды. Правдивость в красноречии означает полнейшую достоверность информации и объективно-правильное освещение, верную оценку сообщаемых фактов или исследуемых явлений, обеспечивающих правильное их познание. Педагогика запрещает вводить в заблуждение слу­шателей ложной информацией, искажением событий и фактов, ложным пафосом, неискренностью своих чувств. Разумеется, не всегда и не в любой аудитории оратор может излагать все, что знает. О некоторых вещах можно и даже нужно умолчать, но то, что он сообщает своим слушателям, должно соответствовать дей­ствительности и отражать подлинные мысли и чувства высту­пающего. В отличие от утверждения французского дипломата прошлого века Талейрана, что язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли, смеем утверждать обратное: язык служит средством выражения своих мыслей и всякая неискренность, вся­кая ложь, полуправда снижает эффективность речевого воздейст­вия, снижает влияние оратора на аудиторию. «Нужно не лгать, - тре­бовал юрист А. Ф. Кони. - Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом, он гово­рит не то, что думает, - это ложь по отношению к другим; он ду­мает не то, что чувствует, - это ложь самому себе; и, наконец, он впадает в ложь, так сказать, в квадрате: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует. Присутствие каждого из этих видов лжи почти всегда чувствуется слушателями и отнимает у публич­ной речи ее силу и убедительность. Поэтому искренность по от­ношению к чувству и к делаемому выводу или утверждаемому положению должна составлять необходимую принадлежность хорошей, то есть претендующей на влияние, речи».

Дидактический принцип систематичности и по­следовательности в накоплении знаний предписывает ус­ваивать знания в определенной логической связи: не простое ме­ханическое запоминание, не копирование, а переработка полу-

-----------------------------------------------------------------

' См Пирогов Н И Избр педаг соч М, 1953 С 197

ченных знаний в сознании. Цель не в бездумном заполнении «кладовой ума» как можно большим количеством сведений, а в обогащении памяти основами знаний, в развитии у слушателей способностей к самостоятельному мышлению. Это тем более от­носится к вопросам теоретическим, познание которых является не столько делом запоминания, сколько соображения. Для запо­минания используется метод повторения, который древние назы­вали матерью обучения (Repetio est mater studiorum), а современ­ники добавили - и мачехой убеждения. Педагогика предупрежда­ет от частых повторений, которые сами по себе не могут ничего внушить. Но иногда и для убеждения появляется необходимость повторять. Необходимость эта возникает при строго определен­ных условиях: в случае, когда ранее высказанную мысль надо снабдить новыми аргументами; когда надо вписать ее в мировоз­зренческую схему слушателя, выявленную в диалоге с ним; когда надо освежить в памяти исходный тезис, важный для дальнейше­го рассуждения; при суммировании итогов рассуждения.


Только сознательное, активное отношение к учению может обеспечить восприятие, осмысление и усвоение знаний. На это и ориентирует дидактический принцип активности вос­приятия и сознательности усвоения учебного ма­териала. Знания, утверждает педагогика, не должны преподноситься в готовом виде, а являться результатом собственной мыслительной деятельности учащегося под руководством педагога-наставника.

Дидактический принцип активности восприятия и сознатель­ного усвоения учебного материала применим и в риторике. Более того, сфера его действия здесь гораздо шире, поскольку люди взрослые имеют больший объем знаний и практического опыта.

Развить активность и сознательность у обучающихся воз­можно в том случае, если будет соблюдаться дидактический принцип связи обучения с жизнью, теории -с практикой. Применительно к риторике этот принцип озна­чает, что в публичном выступлении указывается не только акту­альность темы или конкретного вопроса, поднятого в выступле­нии, но и теоретические положения должны быть переведены на язык практики, связаны с конкретными делами и поступками тех, кто внемлет оратору. Нарушение этого дидактического принципа в речи является как абстрактным теоретизированием, так и узким практицизмом.

Всякое обучение отвечает на три вопроса: чему учить? кого учить? как учить? Наиболее сложный из этой триады вопрос «ко­го учить». Адресат речи оратора - задача со многими неизвест­ными. Педагогика давно пришла к выводу, что в обучении и вос­питании необходимо выполнять дидактический прин­цип учета возрастных различий и индивиду­альных особенностей тех, кто слушает оратора. В юри­дической практике аудитория может быть самой различной; по возрасту, полу, образованию, интеллекту, культуре, процессуаль­ному положению, по степени заинтересованности в деле.

Применение принципа наглядности и доступ­ности повышает эффективность учебного процесса, делает объекты более доступными чувственному восприятию и чувст­венному представлению, дает возможность воспроизвести более полную и точную картину события, явления, процесса. Девять де­сятых всех мироощущений доставляет человеку орган зрения. Самая прочная память - зрительная. Поэтому тщательно проду­манный и отобранный демонстрационный материал всегда по­вышает коэффициент полезного действия обучения.

Наглядные средства бывают двух видов. Предметная, или внешняя, наглядность - это натуральные предметы и их макеты, рисунки, фотографии, кинофильмы, диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, таблицы, диаграммы и т. д. Такие средства на­глядности непосредственно воздействуют на органы чувств, формируют в сознании соответствующие образы, рождают эмо­ции. И второй вид -речевая наглядность (словесно-образная или внутренняя наглядность). Это исторические факты, примеры из жизни, художественные образы и т. п. Этот вид наглядности об­ращается к образной памяти человека, способствует формирова­нию новых представлений. Использование средств наглядности обеспечивает взаимодействие слова и образа. Если слово облада­ет рациональным воздействием, сообщает знания и мобилизует мышление человека, то образ активизирует представления и чув­ства, т. е. воздействует на эмоциональную сферу.


В речевой наглядности широко используются художествен­ные образы. В судебных речах ораторов прошлого мы находим много примеров заимствования из литературы либо соотнесен­ных с ней. Влияние литературы на ораторскую речь и, взаимно, судебной практики на литературу - весьма значительно. Многие страницы творчества Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, А. М. Горького посвящены юридическим проблемам и не раз служили исходным материалом для художественных обобщений. Так, например, Л. Н. Толстой, под­держивавший дружеские отношения с А. Ф. Кони и с председате­лем Московского окружного суда Н. В. Давыдовым, сюжеты та­ких известных произведений, как «Воскресение», «Живой труп», «Власть тьмы», почерпнул непосредственно из судебной прак­тики2. Выдающийся юрист С. А. Андреевский писал: «Пример этих двух ораторов (А. Ф. Кони и А. И. Урусова) убедил меня, что приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний»3. Теоретик красноречия В. В. Виноградов считал, что «ораторская речь находится на перекрестке путей культуры и литературы».

Доступность, как один из принципов, обеспечивающих луч­шее усвоение и прочные знания, достигается ясностью и попу­лярностью изложения, точным и правильным употреблением слов, пояснением непонятных слов и терминов. Доступность, или доходчивость, речи - один из основных принципов ораторского искусства, означает понятность ораторского выступления для оп­ределенной части людей, составляющих аудиторию. Характер и форма изложения одной и той же темы в разных аудиториях мо­гут меняться в зависимости от подготовленности слушателей к восприятию изложения. Доступность публичной речи всегда тре­бует логической стройности, ясности и объяснения понятий и терминологии.

Великий педагог XVI в. Ян Амос Коменский сформулировал дидактические правила доступности обучения (рис. 5.1).

Педагогика утверждает, что лучше идти от частного к обще­му, от простого - к сложному, вначале разлагать на части, а по­том синтезировать. Легче воспринимается и усваивается частное, конкретное и труднее - обобщения, зависимости, связи. Однако бывают обстоятельства и вопросы, когда целесообразнее вначале представить общую картину, после чего заняться анализом, изу­чением ее отдельных фрагментов. Скажем, нужно познакомить с каким-то принципом, законом, термином. Слушателям они так


-----------------------------------------------------------------

О связи права и искусства См Алексеев А И Искание правды. М, 1980 Цит по Михайловская Н Г, Одинцов В В Искусство судебного оратора М.1981 С 52

дидактические правила доступности обучения:

- от известного к неизвестному

- от конкретного к абстрактному

- от близкого к далёкому

- от простого к сложному

- от лёгкого к трудному

Рис 51 Дидактические правила доступности обучения

или иначе известны, однако точный их смысл им неведом. Юрист формулирует известное положение в общем виде, а затем, чтобы выяснить точный смысл, разбирает его по частям. Использование принципов и правил дидактики делает публичное выступление более эффективным: передает слушателям определенную сумму знаний; способствует повышению общей культуры; вырабатывает навыки логического мышления и речи, удовлетворяющие требо­ваниям формальной и диалектической логики; содействует выра­ботке мировоззрения, вкуса к самостоятельному анализу окру­жающего; помогает пересмотреть ошибочные взгляды, разрушает предрассудки; пробуждает потребность в самообразовании; воз­действует на поступки людей, их поведение.

Особое значение в устной речи приобретает принцип повто­рения. Психологическая особенность устной речи состоит в том, что ключевую идею приходится в разных вариантах повторять, иначе слушатель может потерять нить рассуждения. «Повторение -один из самых нужных приемов, - писал П.С. Пороховщиков. -Сжатая речь - опасное достоинство для ораторов. Мысли при­вычные, вполне очевидные скользят в мозгу слушателей, не заде­вая его. Менее обыкновенные, сложные, не успевают в него про­никнуть»4.

-----------------------------------------------------------------

Сергеич П. Искусство речи на суде М., 1960. С. 242-243.







Date: 2015-10-22; view: 770; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию