Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Использование принципов дидактики в речевой деятельности юриста
Речевое общение, процесс передачи информации от говорящего к слушающему подчиняются не только психологическим и логическим закономерностям, но и принципам и методам педагогики. Педагогика как наука об общих закономерностях обучения и воспитания дает наиболее общие рекомендации по организации педагогического процесса, который осуществляется с помощью речевого обмена информацией. Эти закономерности педагогики (принципы дидактики, методы преподавания) составляют методику преподавания. Методика как совокупность методов и приемов, в самом общем значении представляющая собой способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность, является традиционной дисциплиной вузовского преподавания, прикладной наукой оратороведения. Педагогические приемы и правила могут быть эффективно использованы, если применяются творчески, с учетом образовательных и воспитательных целей, конкретных задач данного выступления, особенностей аудитории, личностных качеств процессуального партнера. Рассмотрим, как используются принципы дидактики в риторике. Принцип научности требует установления реальных связей явлений природы, человеческого общества и мышления, вскрытия причинных связей и перехода от связей простых, очевидных к более сложным, глубоким. Уровень научности определяется достоверностью сообщения, глубиной исследования, его новизной и актуальностью, а также достаточностью информации, доступностью и простотой изложения. Н. И. Пирогов утверждал, что едва ли не главная часть воспитательной силы университета заключается в самой науке', а писатель Л. Н. Толстой советовал «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их». В тесной, неразрывной связи с принципом научности обучения проявляется принцип правдивости. Еще Сократ говорил, что оратор должен держаться только правды. Правдивость в красноречии означает полнейшую достоверность информации и объективно-правильное освещение, верную оценку сообщаемых фактов или исследуемых явлений, обеспечивающих правильное их познание. Педагогика запрещает вводить в заблуждение слушателей ложной информацией, искажением событий и фактов, ложным пафосом, неискренностью своих чувств. Разумеется, не всегда и не в любой аудитории оратор может излагать все, что знает. О некоторых вещах можно и даже нужно умолчать, но то, что он сообщает своим слушателям, должно соответствовать действительности и отражать подлинные мысли и чувства выступающего. В отличие от утверждения французского дипломата прошлого века Талейрана, что язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли, смеем утверждать обратное: язык служит средством выражения своих мыслей и всякая неискренность, всякая ложь, полуправда снижает эффективность речевого воздействия, снижает влияние оратора на аудиторию. «Нужно не лгать, - требовал юрист А. Ф. Кони. - Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом, он говорит не то, что думает, - это ложь по отношению к другим; он думает не то, что чувствует, - это ложь самому себе; и, наконец, он впадает в ложь, так сказать, в квадрате: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует. Присутствие каждого из этих видов лжи почти всегда чувствуется слушателями и отнимает у публичной речи ее силу и убедительность. Поэтому искренность по отношению к чувству и к делаемому выводу или утверждаемому положению должна составлять необходимую принадлежность хорошей, то есть претендующей на влияние, речи». Дидактический принцип систематичности и последовательности в накоплении знаний предписывает усваивать знания в определенной логической связи: не простое механическое запоминание, не копирование, а переработка полу- ----------------------------------------------------------------- ' См Пирогов Н И Избр педаг соч М, 1953 С 197 ченных знаний в сознании. Цель не в бездумном заполнении «кладовой ума» как можно большим количеством сведений, а в обогащении памяти основами знаний, в развитии у слушателей способностей к самостоятельному мышлению. Это тем более относится к вопросам теоретическим, познание которых является не столько делом запоминания, сколько соображения. Для запоминания используется метод повторения, который древние называли матерью обучения (Repetio est mater studiorum), а современники добавили - и мачехой убеждения. Педагогика предупреждает от частых повторений, которые сами по себе не могут ничего внушить. Но иногда и для убеждения появляется необходимость повторять. Необходимость эта возникает при строго определенных условиях: в случае, когда ранее высказанную мысль надо снабдить новыми аргументами; когда надо вписать ее в мировоззренческую схему слушателя, выявленную в диалоге с ним; когда надо освежить в памяти исходный тезис, важный для дальнейшего рассуждения; при суммировании итогов рассуждения. Только сознательное, активное отношение к учению может обеспечить восприятие, осмысление и усвоение знаний. На это и ориентирует дидактический принцип активности восприятия и сознательности усвоения учебного материала. Знания, утверждает педагогика, не должны преподноситься в готовом виде, а являться результатом собственной мыслительной деятельности учащегося под руководством педагога-наставника. Дидактический принцип активности восприятия и сознательного усвоения учебного материала применим и в риторике. Более того, сфера его действия здесь гораздо шире, поскольку люди взрослые имеют больший объем знаний и практического опыта. Развить активность и сознательность у обучающихся возможно в том случае, если будет соблюдаться дидактический принцип связи обучения с жизнью, теории -с практикой. Применительно к риторике этот принцип означает, что в публичном выступлении указывается не только актуальность темы или конкретного вопроса, поднятого в выступлении, но и теоретические положения должны быть переведены на язык практики, связаны с конкретными делами и поступками тех, кто внемлет оратору. Нарушение этого дидактического принципа в речи является как абстрактным теоретизированием, так и узким практицизмом. Всякое обучение отвечает на три вопроса: чему учить? кого учить? как учить? Наиболее сложный из этой триады вопрос «кого учить». Адресат речи оратора - задача со многими неизвестными. Педагогика давно пришла к выводу, что в обучении и воспитании необходимо выполнять дидактический принцип учета возрастных различий и индивидуальных особенностей тех, кто слушает оратора. В юридической практике аудитория может быть самой различной; по возрасту, полу, образованию, интеллекту, культуре, процессуальному положению, по степени заинтересованности в деле. Применение принципа наглядности и доступности повышает эффективность учебного процесса, делает объекты более доступными чувственному восприятию и чувственному представлению, дает возможность воспроизвести более полную и точную картину события, явления, процесса. Девять десятых всех мироощущений доставляет человеку орган зрения. Самая прочная память - зрительная. Поэтому тщательно продуманный и отобранный демонстрационный материал всегда повышает коэффициент полезного действия обучения. Наглядные средства бывают двух видов. Предметная, или внешняя, наглядность - это натуральные предметы и их макеты, рисунки, фотографии, кинофильмы, диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, таблицы, диаграммы и т. д. Такие средства наглядности непосредственно воздействуют на органы чувств, формируют в сознании соответствующие образы, рождают эмоции. И второй вид -речевая наглядность (словесно-образная или внутренняя наглядность). Это исторические факты, примеры из жизни, художественные образы и т. п. Этот вид наглядности обращается к образной памяти человека, способствует формированию новых представлений. Использование средств наглядности обеспечивает взаимодействие слова и образа. Если слово обладает рациональным воздействием, сообщает знания и мобилизует мышление человека, то образ активизирует представления и чувства, т. е. воздействует на эмоциональную сферу. В речевой наглядности широко используются художественные образы. В судебных речах ораторов прошлого мы находим много примеров заимствования из литературы либо соотнесенных с ней. Влияние литературы на ораторскую речь и, взаимно, судебной практики на литературу - весьма значительно. Многие страницы творчества Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, А. М. Горького посвящены юридическим проблемам и не раз служили исходным материалом для художественных обобщений. Так, например, Л. Н. Толстой, поддерживавший дружеские отношения с А. Ф. Кони и с председателем Московского окружного суда Н. В. Давыдовым, сюжеты таких известных произведений, как «Воскресение», «Живой труп», «Власть тьмы», почерпнул непосредственно из судебной практики2. Выдающийся юрист С. А. Андреевский писал: «Пример этих двух ораторов (А. Ф. Кони и А. И. Урусова) убедил меня, что приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний»3. Теоретик красноречия В. В. Виноградов считал, что «ораторская речь находится на перекрестке путей культуры и литературы». Доступность, как один из принципов, обеспечивающих лучшее усвоение и прочные знания, достигается ясностью и популярностью изложения, точным и правильным употреблением слов, пояснением непонятных слов и терминов. Доступность, или доходчивость, речи - один из основных принципов ораторского искусства, означает понятность ораторского выступления для определенной части людей, составляющих аудиторию. Характер и форма изложения одной и той же темы в разных аудиториях могут меняться в зависимости от подготовленности слушателей к восприятию изложения. Доступность публичной речи всегда требует логической стройности, ясности и объяснения понятий и терминологии. Великий педагог XVI в. Ян Амос Коменский сформулировал дидактические правила доступности обучения (рис. 5.1). Педагогика утверждает, что лучше идти от частного к общему, от простого - к сложному, вначале разлагать на части, а потом синтезировать. Легче воспринимается и усваивается частное, конкретное и труднее - обобщения, зависимости, связи. Однако бывают обстоятельства и вопросы, когда целесообразнее вначале представить общую картину, после чего заняться анализом, изучением ее отдельных фрагментов. Скажем, нужно познакомить с каким-то принципом, законом, термином. Слушателям они так ----------------------------------------------------------------- О связи права и искусства См Алексеев А И Искание правды. М, 1980 Цит по Михайловская Н Г, Одинцов В В Искусство судебного оратора М.1981 С 52 дидактические правила доступности обучения: - от известного к неизвестному - от конкретного к абстрактному - от близкого к далёкому - от простого к сложному - от лёгкого к трудному Рис 51 Дидактические правила доступности обучения или иначе известны, однако точный их смысл им неведом. Юрист формулирует известное положение в общем виде, а затем, чтобы выяснить точный смысл, разбирает его по частям. Использование принципов и правил дидактики делает публичное выступление более эффективным: передает слушателям определенную сумму знаний; способствует повышению общей культуры; вырабатывает навыки логического мышления и речи, удовлетворяющие требованиям формальной и диалектической логики; содействует выработке мировоззрения, вкуса к самостоятельному анализу окружающего; помогает пересмотреть ошибочные взгляды, разрушает предрассудки; пробуждает потребность в самообразовании; воздействует на поступки людей, их поведение. Особое значение в устной речи приобретает принцип повторения. Психологическая особенность устной речи состоит в том, что ключевую идею приходится в разных вариантах повторять, иначе слушатель может потерять нить рассуждения. «Повторение -один из самых нужных приемов, - писал П.С. Пороховщиков. -Сжатая речь - опасное достоинство для ораторов. Мысли привычные, вполне очевидные скользят в мозгу слушателей, не задевая его. Менее обыкновенные, сложные, не успевают в него проникнуть»4. ----------------------------------------------------------------- Сергеич П. Искусство речи на суде М., 1960. С. 242-243. Date: 2015-10-22; view: 770; Нарушение авторских прав |