Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория аргументации как учение о методах и формах убедительного рассуждения
Под аргументацией в логике понимается разновидность рассуждения, цель которого — формирование убеждений слушателей, читателей, исследователей. Аргументация - это процесс приведения тех или иных аргументов, оснований для подтверждения выдвинутого тезиса, высказывания. Убеждение достигается логической культурой речи, а основой убедительности выступления являются доказательства. Доказательство в риторике и логике - это средство управления мышлением аудитории, собеседника, процессуального партнера под воздействием аргументов. Операция доказательства складывается из трех взаимосвязанных элементов. Первый из них - тезис доказательства, т. е. положение, истинность которого пытаются обосновать в речи. Второй - аргументы (доводы, основания) доказательства. Это исходные фактические или теоретические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Третий элемент - демонстрация (следствие) или логическая связь, показывающая зависимость между аргументами и тезисом. Тезис доказательства является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинено все содержание звучащей речи или письменного текста. В тезисной части речи (текста) намечается основная тема. Логика требует соблюдения двух правил по отношению к тезису доказательства. Первое из них - логическая определенность, ясность и точность тезиса; второе - запрещение изменять тезис в процессе данного рассуждения. Требование определенности тезиса означает, что основное положение выступления, содержание которого нужно донести до слушателя и убедить в его правильности, должно быть сформулировано в ясной и доступной для осмысления форме. Требования определенности, четкого выявления смысла выдвигаемых положений в равной мере относятся как к изложению собственного тезиса лектора, так и к изложению тезиса противника (антитезиса). В древней индийской философии существовало разумное правило: если кто-либо собирался критиковать чье-то положение, то следовало повторить критикуемый тезис и получить подтверждение оппонента в правильности изложения его идеи. Лишь после этого можно было начинать критический разбор. Требования ясности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются такие логические речевые ошибки, как полная или частичная подмена или потеря тезиса. Потеря тезиса бывает в тех случаях, когда, сформулировав основную идею, выступающий забывает ее и переходит к другому положению. Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, оратор в итоге подменяет основную идею другой. Подмена тезиса возникает в результате заблуждения или неряшливости в рассуждениях, когда выступающий предварительно не формулирует четко и определенно свою основную идею, а подправляет и уточняет ее на протяжении всего выступления. Тезис подменяется, когда вместо ясного и прямого ответа на поставленные слушателями вопросы выступающий уходит от них, прямо не отвечая. Разновидностью подмены тезиса является ошибка, именуемая аргументом к личности (argumentum ad personam), когда при обсуждении конкретных действий определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению индивидуальных качеств этого человека. Аргументами или доводами могут служить законы, принятые в той или иной науке, известные теоретические положения, факты, цифровой материал, житейские аксиомы, нормы права. Дополнительными источниками аргументации, известными с древности, являются «аргумент к личности», «аргумент к авторитету», «аргумент к публике». Ссылка на личность - это обращение к индивидуальным качествам человека. При этом, когда в тезисе идет речь о поведении данного лица, именно его характеристика является дополнительным аргументом. Ссылка на авторитет -обращение к высказыванию известного человека, авторитета в данной области. Доказать мысль с помощью ссылки невозможно, но для подкрепления остальных доводов цитата может сослужить хорошую службу. «Аргумент к публике» означает обращение к общественному мнению. Можно пользоваться лишь той теорией, положения которой подтверждены практикой; чтобы не возникло сомнений в истинности цифр и фактов, их следует приводить из надежных источников; наконец, житейские истины должны быть бесспорными, а нормы права — действующими. В публичном выступлении важно соблюдать логические и психологические требования к доводам. В качестве аргументов могут выступать лишь истинные и независимо от тезиса доказанные положения; аргументы должны быть достаточными для данного тезиса; аргументы не должны противоречить друг другу; аргументы должны быть понятны, близки слушателям, эмоционально значимы, авторитетны, приемлемы. Истинность аргументов не должна зависеть от истинности тезиса: они должны быть доказаны заранее. Нарушение логического правила об истинности аргументов приводит к ошибке, называемой основным заблуждением. Причина такой ошибки - использование в качестве аргумента ложного факта, ссылка на событие, которое в действительности не имело места, указание на несуществующих очевидцев Тезис считается доказанным, если он непосредственно вытекает из данных аргументов. Достаточность не предполагает какого-то определенного количества аргументов. Убеждающую силу может иметь и один аргумент. И наоборот, иногда отсутствие одного лишь аргумента может сделать все доказательство несостоятельным. В древности говорили: «Аргументы не перечисляются, а взвешиваются Важно стремиться не к тому, чтобы доводов было много, а к тому, чтобы они были вескими». В качестве аргументов могут быть использованы прежде всего факты. В аргументации факт считается сильнейшим аргументом, если он не случаен. Сохраняют истинность следующие слова: «В области явлений общественных нет приема более распространенного и более несостоятельного, как выхватывание отдельных фактиков, игра в примеры. Подобрать примеры вообще -не стоит никакого труда, но и значения это не имеет никакого, или чисто отрицательное, ибо все дело в исторической конкретной обстановке отдельных случаев. Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже»3. ----------------------------------------------------------------- Ленин В И Полн собр соч Т 30 С 350
Факт является не только доказательством, но и яркой иллюстрацией. «Длинен путь через наставления, короток и легок через примеры», — говорил древнеримский философ Сенека. Однако следует помнить, что любой факт должен быть обоснованным, правильно научно истолкованным. «Факт, - писал М. Горький, — еще не вся правда - только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства. Нельзя жарить курицу вместе с перьями, а преклонение перед фактом ведет именно к тому, что у нас смешивают случайное и несущественное с коренным и типическим. Нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта, нужно уметь извлекать из факта смысл»4. Тезис должен базироваться на фактах, вырастать из них, а не просто соседствовать с ними. Важно отличать противоречия фактов (объективные противоречия) от противоречивых высказываний о фактах (это субъективные, логические противоречия). В правильно построенном выступлении не должно быть логических противоречий, а противоречия фактов должны быть в нем обязательно раскрыты. Впечатление достоверности фактов усиливается, если в речи правильно используется цифровой материал. «Цифры не управляют миром, но они показывают, как управлять», - говорил Гете. Цифрами не следует злоупотреблять в речи, их следует подавать округленными, а для запоминания использовать метод сравнения. Еще одним элементом логического приема доказательства является демонстрация, или аргументация. Демонстрация - это способ доказательства, логическая связь между аргументом и тезисом. Продемонстрировать - означает показать, что тезис логически следует из аргументов. Демонстрация имеет вид умозаключения, т. е. цепочки суждений, последнее из которых является новым знанием, а предыдущие суждения, называемые посылками, являются аргументами. Умозаключения бывают трех видов: дедуктивными, индуктивным и по аналогии. Решение вопроса о предпочтительности способа рассуждения зависит от характера тезиса, состава слушателей, личностных качеств процессуального партнера, типа мышления, присущего данной аудитории. Нельзя дать и однозначный совет относительно очередности подачи аргументов и контраргументов. Но если речь идет о переубеждении, что свой- ----------------------------------------------------------------- Горький М Собр соч В 30 т М, 1959 Т 26 С 296
ственно для юридической деятельности, то здесь целесообразнее начинать рассуждения с тех аргументов, по которым есть совпадения позиций, и лишь затем приступать к изложению основных и контраргументов. Если выступающий нарушает правила аргументации, т. е. если логика его высказываний (особенно выводов) небезупречна, слушатель не принимает аргументов оратора. Это бывает в том случае, когда используются ложные предпосылки или обобщения, когда доказательств явно недостаточно, когда тезисы оратора противоречивы. Доказательство должно быть не только логичным, но и достаточно эффективным, прежде всего за счет выбора аргументов в соответствии с опытом, интересами, привычками, убеждениями и представлениями слушателей. Такой подход способствует лучшему восприятию аргументов, позволяя тем самым добиться необходимой убедительности речи. Аргументы, которые непосредственно обосновывают истинность тезиса, называются прямыми доказательствами. Косвенным называется доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается путем опровержения антитезиса. Тезис и антитезис исключают друг друга, поэтому ложность антитезиса означает истинность тезиса. Кроме того, аргументация по объему может быть полной и сокращенной. В первой наличествуют все структурные части: и аргументируемый тезис и несколько обосновывающих его аргументов. В сокращенной аргументации отсутствует либо один из аргументов, либо тезис. Аргументация сокращается для краткости, наибольшей выразительности устной и письменной речи. По содержанию аргументации бывают простыми и сложными. Простая - это одна аргументация, сложная состоит из нескольких аргументации, образующих единую цепь. Если в основание классификации положить способы аргументации, то различают аргументацию дедуктивную и индуктивную. К дедуктивной аргументации обращаются в том случае, когда анализируется частный пример, факт, случай, руководствуясь при этом общими правилом, принципами, законами. При индуктивной аргументации общий тезис обосновывается несколькими частными, единичными аргументами. По степени доказанности аргументация может быть прямой и косвенной. При прямой аргументации обоснование тезиса производится непосредственно с помощью аргументов, без привлечения дополнительных, промежу- точных суждений и посылок. В косвенной аргументации используется дополнительная информация, доказывание производится опосредствованно, через установление ложности противоречащего ему высказывания - антитезиса. Аргументация: По объёму: полная и сокращённая По содержанию: простая и сложная По способу: дедуктивная и индуктивная По степени доказанности: прямая и косвенная Рис 41 Классификация аргументации Аргументация - это умение утверждать и умение опровергать (рис. 4.1). Утверждение и опровержение - это два антипода. Опровержение ведется тремя способами: критикой тезиса; критикой демонстрации; критикой аргументов. Опровергнуть тезис можно прямым путем или косвенно. Прямой путь опровержения тезиса - доказывать истинность антитезиса, т. е. положения, противоречащего тезису, косвенное опровержение тезиса - установление ложности следствий, вытекающих из тезиса, что означает «сведение к абсурду». Опровержение демонстрации возможно в том случае, когда нарушается логическая связь между аргументами и тезисом. Такую логическую ошибку, когда тезис не вытекает из аргументов, называют «мнимым следованием». Критика аргументов - третий способ опровержения. Поскольку операция доказательства - это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то выступающий должен пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, тем самым существенно ослабляется позиция оратора, ибо такая критика бросает тень на его основную идею или тезис. Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнение в авторитетности экспертов, на мнения которых ссылается выступающий, и т. д. Недостаточное опровержение тезиса, демонстрации или аргументов называется возражением. К числу приемов, нарушающих эти правила аргументации, следует отнести: • софизм - преднамеренное и тщательно замаскированное нарушение требований логики; • использование ложных или недоказанных аргументов; • несоблюдение требований достаточности условий («аргументы к авторитету», «аргументы к личности», «аргументы к публике»); • подмену научных положений ссылками на авторитеты, цитаты, собственный опыт оратора. В юриспруденции разработаны правила использования аргументов в процессах межличностного противодействия, в условиях конфликтных ситуаций, характерных для предварительного следствия. Правила эти следующие. Перед использованием системы аргументов целесообразно снять напряжение у конфликтующего партнера, ослабить силу воздействия переживаний, связанных с расследуемым делом, т е установить с участником процесса психологический контакт. Затем надо адаптировать систему аргументов к личности партнера, чтобы он понял и принял смысл оказываемого воздействия, но не обратил особого внимания на форму и цели передачи аргументов. При этом учитывается уровень его интеллекта, общего и специального образования. После этого избирается тактика аргументации, которая может быть либо прямой, когда аргументируется тезис следователем, либо обратной (контраргументация), с помощью которой опровергается прямая аргументация процессуального партнера. При аргументации важно придерживаться еще двух правил: • признавать правоту партнера при наличии достаточных аргументов хотя бы для того, чтобы сохранить с ним контакт и иметь время для проверки истинности заявлений; • не упорствовать в неверно избранной позиции, так как все это делается в судопроизводстве не ради победы в споре, а для установления истины. Разработаны приемы прямой и обратной аргументации. Вот они: • прослушать аргументацию партнера, проанализировать, найти противоречия и предъявить их для последующего обсуждения; позитивно оценить аргументы, отличающиеся правдивостью, что будет способствовать контакту и демонстрации объективности следователя. Ни один позитивный аргумент партнера не должен остаться без внимания и положительной оценки; провести дробление аргументов партнера на более мелкие, чтобы извлечь максимум информации из фрагментов, недостаточно защищенных партнером; из каждого своего аргумента или аргумента партнера следователь может извлечь выводы на перспективу, в ретроспективу, об основах аргумента, его условия, мотивации, последующим следствиям. Аргумент здесь выступает поводом для глубокого и долговременного проникновения в борьбу мотивов партнера; системный анализ аргумента с публичной демонстрацией его преимуществ и слабых сторон. Например: «Вы совершенно правы в своих оценках, предложенных для анализа доказательств, но...». После этого вся положительная оценка позиции партнера разбивается более крепкими доказательственными фактами или логическими приемами; игнорирование определенных блоков информации, предлагаемых партнером. Следователь как бы не замечает предложенных партнером аргументов или занижает их доказательственную ценность. Вместе с тем следователь впоследствии возвращается к данному эпизоду, когда накопит достаточный потенциал для опровержения данной позиции; тактическая дифференциация и извлечение наиболее активных аргументов противодействия. Суть приема в «выдергивании» отдельных фраз, фрагментов аргументации и рассмотрении их в невыгодных для партнера контекстах. Технически это можно сравнивать с использованием цитат и «за» и «против» аргументированной позиции. Один и тот же аргумент, но в разных контекстах и разных фоновых показателях следственной ситуации будет выглядеть диаметрально противоположно5; Важно, как преподнести факт-доказательство У поэта В Ф Егорова в поэме «Седьмое небо» есть такие слова «У каждого факта есть два лица одно - для порядочного, другое - для подлеца» • изменение направлений воздействия аргумента в обратную сторону, т. е. обращение его не в защиту позиций, а в сторону их разрушения. Это характерно при аргументации ложного алиби обвиняемого, когда инсценировка невиновности несет в себе следы инсценированности, что опрокидывает желание обвиняемого продолжать держаться за предложенную следователю легенду, • разделение аргументов на главные и второстепенные и рациональное распределение интенсивности процесса контраргументирования Разумно контраргументировать второстепенные и малозащищенные аргументы, чтобы при накоплении определенных потенциалов приступить к главным аргументам, которые наиболее защищены и продуманы партнером В реализацию данного приема аргументирования вводится серия вопросов-разрушителей: повторные, контрольные, детальные, уточняющие Следователь должен своевременно закончить аргументацию, чтобы не девальвировать собственную позицию. Способность достойно отступать так же важна, как и умение наступать6 Date: 2015-10-22; view: 1307; Нарушение авторских прав |