Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалогическая сущность речи следователя
Общение, коммуникация на предварительном следствии составляют обязательный компонент следственной деятельности. Содержанием этого общения является организация и тактика взаимодействия следователя с участниками процесса на основе складывающихся правоотношений в рамках уголовного судопроизводства'. В деятельности следователя просматривается два основных вида общения. Первое - деловое сотрудничество с должностными лицами в сфере практической деятельности для решения задач судопроизводства, содержащихся в ст. 2 Уголовно-процессуального кодекса. Оно осуществляется в форме взаимодействия с коллегами - следователями, объединенными в следственно-оперативную группу, с сотрудниками органа дознания, ведущими оперативно-розыскную работу по делу или выполняющими отдельные поручения следователя, с экспертами и всеми другими лицами, обеспечивающими эффективность расследования. Основное содержание такого взаимодействия составляют побудительные сообщения: убеждение, просьба, инструктирование, стимулирование, предложение и т. д. Второй вид коммуникации - информационно-познавательный. Она проводится следователем в отношении источников сведений о расследуемом событии в форме вербальных следственных действий: допроса, очной ставки, предъявления для опознания, выхода на место происшествия для проверки показаний. Сущность этих следственных действий - в их диалогизации. ------------------------------------------------------------------- См Лукашевич В Г Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий Киев, 1989 С 19-21 По форме речь делится на монологи и диалоги. В монологе один участник общения говорит, другой или другие молчат: они воспринимают речь первого. Следовательно, первый строит так свою речь, чтобы она была понятна другим. Это развернутое высказывание одного лица, приближенное к письменной речи. Под диалогом понимается форма устной речи, попеременный разговор двух или нескольких лиц посредством обмена репликами. В диалоге каждый из участников общения, в сущности, произносит небольшой монолог, и они все время меняются ролями. Но реплики каждого неполны, они не совсем понятны, если каждую взять отдельно, но вместе диалог, полный намеков, недоговорок, все же понятен не только его участникам, но даже со стороны. Диалог ближе человеческой природе, чем монолог: речь возникла в диалогической форме, когда в процессе совместной деятельности у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Диалог (греч. - разговор двух человек) - форма античной риторики, зачинателем ее считается Сократ. Диалог был наиболее распространенным видом обучения и воспитания в древнегреческих лицеях. Он совершенствовался многими мыслителями и риторами. Мастером диалога являлся Платон, создавший тридцать диалогических по форме философских трудов, из которых «Софист» и особенно «Теэтет» могут быть отнесены к важным первоисточникам античной риторики и ее теории. В устной речи диалог применяется в двух формах. В монологической по форме публичной речи оратор может использовать вопросно-ответный метод изложения, когда на свои же вопросы отвечает сам, фактически имитируя разговор со слушателями. Кроме того, в отдельных местах он может вставлять чужую речь в собственное выступление, используя форму диалога и делая цитируемое лицо для аудитории конкретным соучастником. Здесь диалог используется для иллюстрации ораторской мысли, усиления ее эмоциональной содержательности. Вторая форма диалога в его истинном смысле - это обмен информацией, как правило, между двумя участниками общения при помощи вопросов и ответов. «Если у вас есть яблоко, - говорил Б. Шоу, - и у меня, то при обмене у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся ими, то у каждого из нас будет уже по две идеи». Диалогичность речи проявляется в беседе, дискуссии, диспуте, споре, опросе. При несоблюдении правил ведения диалога он может перерасти в перебранку, создать конфликтную ситуацию. Поэтому возникла проблема культуры ведения диалога. Прежде всего должны соблюдаться принципы полемического кодекса чести. В нем сформулированы общие требования, предъявляемые к ведению диалога: принцип равенства, предполагающий, что ни один из участников диалога не имеет каких-либо преимуществ; принцип демократизма, запрещающий подмену рассуждений любыми формами превосходства одного из участников диалога; принцип уважения, не допускающий замены умозаключений рассуждениями, оскорбительными для партнера оценками; принцип объективности, нарушение которого связано с опасностью перерождения интеллектуального поединка в состязании острословов и демонстрацию пустого красноречия, не способствующего продвижению к истине. Таким образом, в дискуссии: 1) никто не владеет истиной в последней инстанции, «категорические императивы» исключаются; 2) всякий аргумент власти безусловно заменяется властью аргумента; 3) запрет, нажим, ярлык, в былые времена заменявшие доказательство, изымаются из обихода; 4) отныне дискуссия мыслится как словесное состязание с целью совместного поиска истины, а не с целью взаимного избиения; 5) надо уметь слушать (и слышать!) оппонента, извлекать из его суждений рациональные зерна, а не копить лишь контраргументы, оставаясь глухим к его доводам; 6) естественная эмоциональность спора не должна переходить в перебранку, нанесение ущерба достоинству участников. Существует немало правил ведения диалога, которые выработаны в процессе общения речевой практикой и которые успешно применяют опытные ораторы. Вот основные из них: 1) не доказывайте очевидного - оппонент ждет от говорящего чего-то нового, незнакомого; 2) не приводите ярких доказательств без известной подготовки. Сначала должны быть приведены доводы не столь категоричные, но все же верные и убедительные, а в заключение произносится окончательный веский неоспоримый довод; 3) избегайте ненадежных доводов. Только самые убедительные доказательства должны входить в речь. Важно качество, а не количество; 4) в ходе доказательства не упускайте из виду главной мысли, наоборот, используйте любой случай, чтобы напомнить о ней; 5) никогда не спорьте с неумным - люди могут не заметить разницу между вами (первый закон спора по Мерфи). Особенность речевой деятельности следователя - в диалогизации общения. Эта диалогическая сущность определена целями и формальной стороной общения следователя с участниками уголовного процесса и характеризуется следующими особенностями. Во-первых, диалог следователя с процессуальным партнером носит принудительный характер: функциональная обязанность следователя - спрашивать, для участника уголовного процесса (потерпевшего, свидетеля, эксперта) - отвечать. Общение в данном случае имеет особую психологическую атмосферу. Допрос и другие вербальные следственные действия - это не беседа на равных. Во-вторых, инициатива диалога принадлежит следователю. В ходе диалога необходимо следить за тем, чтобы лидерство в общении оставалось за следователем. В-третьих, роль процессуального партнера в диалоге со следователем «приглушена». Он лишен возможности активно задавать вопросы следователю. В-четвертых, задавая вопрос, следователь прогнозирует ответ, так как располагает знанием о предмете вопроса. Он побуждает вопросом своего процессуального противника или партнера к самостоятельному изложению информации. В-пятых, так как в вопросе содержится определенное знание, заложена исходная информация, участники диалога ревностно следят за тем, чтобы вопросом не передать излишнюю информацию противнику, широко используя для этого рефлексивное мышление. В-шестых, диалог на предварительном следствии фиксируется процессуальным документом - протоколом следственного действия. Протокол - результат диалога, но не сам диалог, если не велась фоно- или видеозапись. Диалогизация в речи следователя наиболее ярко проявляется в вербальных следственных действиях, и в первую очередь в допросе и очной ставке. В предъявлении для опознания, в выходе на место происшествия для проверки показаний - во всей группе вербальных следственных действий - присутствуют элементы допроса, общая система приемов общения с источником информации. В криминалистической литературе принято говорить о допросе как о следственном и судебном действии, в процессе которого орган расследования или суд получают информацию от допрашиваемого об обстоятельствах, имеющих значение для установления истины по делу. Подчеркивается, что допрос относится к сложному, многоплановому, имеющему процессуальные, криминалистические, организационные, психологические и этические аспекты действию, в то же время является самым распространенным способом получения доказательств. Date: 2015-10-22; view: 1801; Нарушение авторских прав |