Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль логики, ее законов и категорий в риторике
Связь риторики с логикой прослеживается с давних времен. Именно красноречие послужило толчком к развитию логики, которая уже с начала своего возникновения решала ряд важных для оратора вопросов - как сделать выступление более убедительным и доходчивым, композиционно правильным. Среди убеждающих факторов речевого общения логике как науке о законах и формах человеческого мышления принадлежит особое место. В течение своего многовекового развития логика накопила рациональные, проверенные практикой методы и приемы убедительных рассуждений, овладение которыми оказывает решающее влияние на формирование культуры мышления. Под логической культурой мышления понимается умение раскрывать суть противоречий в реальной жизни, видеть за случайными событиями проявление закономерных связей, выявлять существенные стороны протекающих в мире социальных процессов и выражать логичность в устной речи. Логичность рассуждения — это ясность основных понятий и утверждений, отсутствие противоречий и несогласованностей, последовательность переходов от одной мысли к другой, аргументированное изложение материала. Именно эти качества логичного рассуждения регулируются известными в логике законами тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Нарушение названных законов обычно выражается в неясности и двусмысленности, противоречивости, непоследовательности или бездоказательности. Это делает выступление нелогичным и малоубедительным. Именно о такой речи говорят, что в ней мало логики или логика такого выступления «хромает». Оратору в данном случае мало помогают и профессиональные прие- мы, и правильность речи, и эмоциональная ее насыщенность. Сами по себе они могут оказывать лишь временное влияние, конечное же, их убеждающее воздействие на слушателей при отсутствии логики в рассуждениях выступающего оказывается крайне незначительным. «Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать, - писал А. Ф. Кони и при этом указывал на возможные приемы обеспечения последовательности. - Надо построить речь так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., или чтобы был естественный переход от одного к другому»1. Последовательность изложения тесно связана с последовательностью мысли, с логикой речи. Рассмотрим значение основных законов логики в устной речи более подробно. Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание». Соблюдение этого закона требует определенности, точности формулировок. Закон запрещает произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия. Во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Каждое суждение сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось. Нарушение закона тождества ведет к логической ошибке -подмене понятий, когда различные по смыслу понятия выдаются за тождественные, что ведет к подмене предмета рассуждения и, следовательно, к путанице и неясности. Перескакивание с одного определения понятия на другое, подмена данного содержания другим, смешивание понятий ведут к двусмысленности. В рассуждениях некоторых ораторов трудно бывает понять, о чем идет речь, так как мысли оказываются расплывчатыми, неопределенными. Иногда в споре один человек какое-либо понятие понимает так, а другой — иначе, поэтому разговор ведется согласно русской пословице: «Один про Фому, другой про Ерему». Вместо выяснения вопроса происходит его запутывание. Неопределенность мышления, нечеткое употребление понятий нередко возникают в связи с особенностями речи. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью различных слов, а это может привести к изменению первоначального смысла понятия, к подмене одной мысли другой. ----------------------------------------------------------------- Кони А. Ф. Советы лекторам // Об ораторском искусстве. М., 1963. С. 169.
Значение закона тождества для устной речи в том, что он формулирует требования правильного ее построения: прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса, необходимо ясно установить точное, определенное, устойчивое, конкретное, относительно тождественное содержание его и в ходе обсуждения твердо держаться основных определений этого содержания. Закон противоречия (непротиворечия) формулируется следующим образом: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет». Речь оратора не должна напоминать размышления восточного мудреца, к которому обратились за советом два поссорившихся соседа: - И ты прав, Али. И ты прав, Бетал. Но тут вдруг раздался голос жены: - Не могут быть правыми две стороны. Ахмет, услыхавши такие слова, сказал ей: - Ну, что же? Ты тоже права. Этот закон требует, чтобы в устной и письменной речи не было противоречивых суждений. Оратор обязан видеть конечную цель выступления, уверенно отстаивать свою позицию, уметь обнаруживать логические ошибки в выступлении своих оппонентов, вскрывать противоречия и непоследовательность в их высказываниях. Закон исключенного третьего предписывает: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано». Рассуждение здесь ведется по формуле «или - или», и никаких других вариантов нет. Этот закон был открыт Платоном и сформулирован следующим образом: «Человек не может быть одновременно как здоровым, гак и больным». Противоречащие суждения всегда выражают альтернативу, т. е. два понятия, одно из которых утверждает, другое это же понятие отрицает. Соблюдение закона исключенного третьего для правильного ведения диалога, полемики, дискуссии - требование обязательное. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях. Выполнение требований закона исключенного третьего приучает оратора к последовательности и принципиальности мышления, т. е. умению четко формулировать тезис и подбирать аргументы, не вызывающие двойного истолкования. Закон достаточного основания относится к обоснованности речи (выступления) и формулируется так: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности наших мыслей. Логика считает допустимыми в процессе рассуждений только обоснованные выводы, а выводы необоснованные относит к числу недопустимых, ошибочных. Смешение фактической достоверности выводов и их логической обоснованности нередко приводит выступающих к бездоказательным, нелогичным рассуждениям. Вторая причина подобных ошибок - это использование ложных, недоказанных, сомнительных предпосылок. Любой вывод (истинный или ложный), полученный из ложных предпосылок, является логически недопустимым. Обоснованность высказываний - важнейшее требование, предъявляемое к речи. Анализ публичных выступлений показывает, что существенным недостатком их является обилие недоказанных утверждений, декларативность, наличие общих фраз и положений. Основываясь на логических законах тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной. А это означает, что: речь говорящего должна быть определенной, т. е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами. Оратор не имеет права использовать туманные намеки, расплывчатые рассуждения, двусмысленные замечания и необоснованно перескакивать с одной мысли на другую; речь оратора должна быть последовательной, без противоречивых высказываний. Вся логика речи используется для утверждения выдвинутой точки зрения. Логичность речи - одно из требований культуры общения; речь выступающего должна быть обоснована доказательствами, опираться на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации. Только при соблюдении этих правил оратор сможет правильно и грамотно построить свое выступление и донести знания до слушателей, привести их к логическим выводам и заставить силой своего убеждения принять эти выводы. Опираясь на законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, на правила оперирования понятиями и суждениями, используя различные виды умозаключений и доказательств, оратор добивается точных формулировок, последовательности в изложении материала, непротиворечивости выводов, строгой аргументации выдвинутых положений. Однако подчеркивая важное значение формальной логики в риторике, необходимо сказать и о том, что логические основы устной речи не ограничиваются принципами формальной логики. Ведь формальная логика - наука о выводном знании; она изучает законы правильной связи мыслей в процессе рассуждения, выясняет условия выведения новых знаний из знаний, установленных и проверенных. Ее задача состоит в том, чтобы определить условия получения истинных выводов из истинных посылок на основании правильного применения к ним законов. Логика — это инструмент, помогающий оратору доказывать выдвинутые тезисы, убеждать аудиторию, делать свои мысли ясными, четкими, стройными. Пренебрежение логикой, ее законами так или иначе резко отражается на содержании речи, затрудняет ее восприятие. В этом смысле принято говорить о логической культуре речи, включающей в себя понятие о логико-композиционном оформлении речи, о методах изложения материала и способах аргумен-тации. Логическая культура речи- это смысловая стройность, ясность и строго мотивированная последовательность, развернутая ораторская мысль посредством звучащего слова, умелое владение законами мышления и его формами, что находит отражение в понятиях, суждениях, аргументации публичного выступления. Законы формальной логики в речи оратора подчинены научному методу познания логики диалектической, требующей конкретно-исторического подхода к любому явлению и предмету, развития мысли от явления к сущности первого порядка, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному, от анализа к синтезу, от общего к особому и отдельному. Главный принцип диалектической логики - всестороннее, конкретное рассмотрение предметов и явлений в их развитии с использованием критериев практики. Логическая культура оратора проявляется прежде всего в рациональной организации информации, содержащейся в его выступлениях. Это выражается в четком изложении основных идей, в конструировании относительно самостоятельных информационных блоков, последовательном и внутренне согласованном их изложении, умелой расстановке логических акцентов в процессе выступления. Успех публичной речи во многом зависит от умения ее построить. Четкая композиция - логическая структура, которая способствует сознательному и активному восприятию темы, и, наоборот, слишком усложненная или расплывчатая композиция рассеивает внимание слушающих, действует на них де-мобилизующе. Оратор строит свое выступление, заботясь о единстве трех его композиционных частей: вступления, главной части и заключения. Эти части публичного выступления подчинены цели речи, и это рождает нечто стройное, живое и органичное, о чем древнегреческий философ Платон писал: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому». Задача вступления — подготовить аудиторию к восприятию темы, связав его с уже известными понятиями, положениями, с темой предыдущего выступления, пробудить интерес, завладеть вниманием присутствующих. Вступительной части речи вредит растянутость, усложненность при определении цели выступления -все то, что может оттолкнуть слушателей, возвести невидимый барьер между ними и выступающими. Вступление должно быть «упругим», отличаться краткостью, простотой, естественностью и быть занимательным, если позволяет тема и обстановка, в которой произносится речь. Главная часть - самая большая и самая ответственная в публичной речи. Подведя аудиторию к восприятию темы, оратор должен переключить ее внимание на существо излагаемого вопроса и постоянно следить, чтобы аудитория «шла» за ним. Для достижения этой цели оратор тщательно продумывает методы логической организации материала, помогающие ему четко построить главную часть речи. К этим методам относятся индукция, дедукция, аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение2. Индуктивный метод побуждает аудиторию проделать путь познания общего через частное. Достоинства этого метода отмечал еще Аристотель: «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Аудиторию с невысокой общеобразовательной подготовкой лучше всего вести к научным выводам через простые, жизненные, впечатляющие факты. При дедуктивном методе рассуждения оратор ведет своих слушателей к познанию истины от общего положения к частным случаям его проявления. К этому методу прибегают в случае необходимости разъяснить сложный, малоизвестный вопрос в хорошо подготовленной аудитории. Если выступление касается вопросов, требующих изложения в развитии, в соблюдении хронологии событий, содержание предпочтительнее подать в историческом плане. Заключение способствует осмысливанию всего сказанного, уяснению выводов, вытекающих из произнесенной речи, и вместе с вступлением является как бы обрамляющей частью. Здесь уместно вспомнить немецкую пословицу: «Конец содержит краткий смысл длинной речи». Неопытным ораторам свойственны следующие композиционные ошибки: • неконкретность изложения в случаях, когда говорящий хочет рассказать много о разных по содержанию вопросах; Date: 2015-10-22; view: 5349; Нарушение авторских прав |