Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль логики, ее законов и категорий в риторике





 

Связь риторики с логикой прослеживается с давних времен. Именно красноречие послужило толчком к развитию логики, ко­торая уже с начала своего возникновения решала ряд важных для оратора вопросов - как сделать выступление более убедитель­ным и доходчивым, композиционно правильным.

Среди убеждающих факторов речевого общения логике как науке о законах и формах человеческого мышления принадлежит особое место. В течение своего многовекового развития логика накопила рациональные, проверенные практикой методы и прие­мы убедительных рассуждений, овладение которыми оказывает решающее влияние на формирование культуры мышления.

Под логической культурой мышления понимается умение раскрывать суть противоречий в реальной жизни, видеть за слу­чайными событиями проявление закономерных связей, выявлять существенные стороны протекающих в мире социальных процес­сов и выражать логичность в устной речи. Логичность рассуждения — это ясность основных понятий и утвержде­ний, отсутствие противоречий и несогласованностей, последова­тельность переходов от одной мысли к другой, аргументирован­ное изложение материала. Именно эти качества логичного рас­суждения регулируются известными в логике законами тождест­ва, противоречия, исключенного третьего и достаточного осно­вания.

Нарушение названных законов обычно выражается в неясно­сти и двусмысленности, противоречивости, непоследовательно­сти или бездоказательности. Это делает выступление нелогич­ным и малоубедительным. Именно о такой речи говорят, что в ней мало логики или логика такого выступления «хромает». Ора­тору в данном случае мало помогают и профессиональные прие-

мы, и правильность речи, и эмоциональная ее насыщенность. Сами по себе они могут оказывать лишь временное влияние, ко­нечное же, их убеждающее воздействие на слушателей при от­сутствии логики в рассуждениях выступающего оказывается крайне незначительным. «Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасыва­ется, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать, - писал А. Ф. Кони и при этом указывал на возможные приемы обеспечения последовательности. - Надо по­строить речь так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., или чтобы был естественный переход от одного к другому»1. Последовательность изложения тесно связана с по­следовательностью мысли, с логикой речи.

Рассмотрим значение основных законов логики в устной ре­чи более подробно.

Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчи­вое содержание». Соблюдение этого закона требует определен­ности, точности формулировок. Закон запрещает произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия. Во время рас­суждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Каждое суждение сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось.

Нарушение закона тождества ведет к логической ошибке -подмене понятий, когда различные по смыслу понятия выдаются за тождественные, что ведет к подмене предмета рассуждения и, следовательно, к путанице и неясности. Перескакивание с одного определения понятия на другое, подмена данного содержания другим, смешивание понятий ведут к двусмысленности. В рас­суждениях некоторых ораторов трудно бывает понять, о чем идет речь, так как мысли оказываются расплывчатыми, неопределенны­ми. Иногда в споре один человек какое-либо понятие понимает так, а другой — иначе, поэтому разговор ведется согласно русской посло­вице: «Один про Фому, другой про Ерему». Вместо выяснения во­проса происходит его запутывание. Неопределенность мышления, нечеткое употребление понятий нередко возникают в связи с осо­бенностями речи. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью различных слов, а это может привести к изменению первоначаль­ного смысла понятия, к подмене одной мысли другой.

-----------------------------------------------------------------

Кони А. Ф. Советы лекторам // Об ораторском искусстве. М., 1963. С. 169.

 

Значение закона тождества для устной речи в том, что он формулирует требования правильного ее построения: прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса, необходимо ясно ус­тановить точное, определенное, устойчивое, конкретное, относи­тельно тождественное содержание его и в ходе обсуждения твер­до держаться основных определений этого содержания.

Закон противоречия (непротиворечия) формулиру­ется следующим образом: «Две противоположные мысли об од­ном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет». Речь оратора не должна на­поминать размышления восточного мудреца, к которому обрати­лись за советом два поссорившихся соседа:


- И ты прав, Али. И ты прав, Бетал. Но тут вдруг раздался голос жены:

- Не могут быть правыми две стороны. Ахмет, услыхавши такие слова, сказал ей:

- Ну, что же? Ты тоже права.

Этот закон требует, чтобы в устной и письменной речи не было противоречивых суждений. Оратор обязан видеть конечную цель выступления, уверенно отстаивать свою позицию, уметь обнаружи­вать логические ошибки в выступлении своих оппонентов, вскры­вать противоречия и непоследовательность в их высказываниях.

Закон исключенного третьего предписывает:

«Из двух противоречащих суждений одно должно быть истин­ным, другое ложным, а третьего не дано». Рассуждение здесь ве­дется по формуле «или - или», и никаких других вариантов нет. Этот закон был открыт Платоном и сформулирован следующим образом: «Человек не может быть одновременно как здоровым, гак и больным». Противоречащие суждения всегда выражают альтернативу, т. е. два понятия, одно из которых утверждает, другое это же понятие отрицает. Соблюдение закона исключен­ного третьего для правильного ведения диалога, полемики, дис­куссии - требование обязательное. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях. Выполнение тре­бований закона исключенного третьего приучает оратора к по­следовательности и принципиальности мышления, т. е. умению четко формулировать тезис и подбирать аргументы, не вызы­вающие двойного истолкования.

Закон достаточного основания относится к обоснованности речи (выступления) и формулируется так: «Лю­бая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истин­ность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убе­дительного подтверждения истинности наших мыслей. Логика считает допустимыми в процессе рассуждений только обосно­ванные выводы, а выводы необоснованные относит к числу не­допустимых, ошибочных. Смешение фактической достоверности выводов и их логической обоснованности нередко приводит вы­ступающих к бездоказательным, нелогичным рассуждениям. Вторая причина подобных ошибок - это использование ложных, недоказанных, сомнительных предпосылок. Любой вывод (ис­тинный или ложный), полученный из ложных предпосылок, яв­ляется логически недопустимым.

Обоснованность высказываний - важнейшее требование, предъ­являемое к речи. Анализ публичных выступлений показывает, что существенным недостатком их является обилие недоказанных ут­верждений, декларативность, наличие общих фраз и положений.

Основываясь на логических законах тождества, противоре­чия, исключенного третьего и достаточного основания, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной. А это озна­чает, что:


речь говорящего должна быть определенной, т. е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами. Оратор не имеет права использовать туманные намеки, расплывчатые рас­суждения, двусмысленные замечания и необоснованно переска­кивать с одной мысли на другую;

речь оратора должна быть последовательной, без противо­речивых высказываний. Вся логика речи используется для ут­верждения выдвинутой точки зрения. Логичность речи - одно из требований культуры общения;

речь выступающего должна быть обоснована доказательст­вами, опираться на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации.

Только при соблюдении этих правил оратор сможет правиль­но и грамотно построить свое выступление и донести знания до слушателей, привести их к логическим выводам и заставить си­лой своего убеждения принять эти выводы.

Опираясь на законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, на правила оперирования по­нятиями и суждениями, используя различные виды умозаключе­ний и доказательств, оратор добивается точных формулировок, последовательности в изложении материала, непротиворечивости выводов, строгой аргументации выдвинутых положений. Однако подчеркивая важное значение формальной логики в риторике, необходимо сказать и о том, что логические основы устной речи не ограничиваются принципами формальной логики. Ведь фор­мальная логика - наука о выводном знании; она изучает законы правильной связи мыслей в процессе рассуждения, выясняет ус­ловия выведения новых знаний из знаний, установленных и про­веренных. Ее задача состоит в том, чтобы определить условия получения истинных выводов из истинных посылок на основа­нии правильного применения к ним законов. Логика — это инст­румент, помогающий оратору доказывать выдвинутые тезисы, убеждать аудиторию, делать свои мысли ясными, четкими, стройными. Пренебрежение логикой, ее законами так или иначе резко отражается на содержании речи, затрудняет ее восприятие. В этом смысле принято говорить о логической культуре речи, включающей в себя понятие о логико-композиционном оформ­лении речи, о методах изложения материала и способах аргумен-тации.

Логическая культура речи- это смысловая строй­ность, ясность и строго мотивированная последовательность, развернутая ораторская мысль посредством звучащего слова, умелое владение законами мышления и его формами, что нахо­дит отражение в понятиях, суждениях, аргументации публичного выступления. Законы формальной логики в речи оратора подчи­нены научному методу познания логики диалектической, тре­бующей конкретно-исторического подхода к любому явлению и предмету, развития мысли от явления к сущности первого по­рядка, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному, от анализа к синтезу, от общего к особому и отдельному.


Главный принцип диалектической логики - всестороннее, конкретное рассмотрение предметов и явлений в их развитии с использованием критериев практики.

Логическая культура оратора проявляется прежде всего в ра­циональной организации информации, содержащейся в его вы­ступлениях. Это выражается в четком изложении основных идей, в конструировании относительно самостоятельных информаци­онных блоков, последовательном и внутренне согласованном их изложении, умелой расстановке логических акцентов в процессе выступления. Успех публичной речи во многом зависит от уме­ния ее построить. Четкая композиция - логическая структура, ко­торая способствует сознательному и активному восприятию темы, и, наоборот, слишком усложненная или расплывчатая ком­позиция рассеивает внимание слушающих, действует на них де-мобилизующе.

Оратор строит свое выступление, заботясь о единстве трех его композиционных частей: вступления, главной части и заклю­чения. Эти части публичного выступления подчинены цели речи, и это рождает нечто стройное, живое и органичное, о чем древне­греческий философ Платон писал: «Всякая речь должна быть со­ставлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с го­ловой и ногами, причем туловище и конечности должны подхо­дить друг к другу и соответствовать целому».

Задача вступления — подготовить аудиторию к восприятию темы, связав его с уже известными понятиями, положениями, с темой предыдущего выступления, пробудить интерес, завладеть вниманием присутствующих. Вступительной части речи вредит растянутость, усложненность при определении цели выступления -все то, что может оттолкнуть слушателей, возвести невидимый барьер между ними и выступающими. Вступление должно быть «упругим», отличаться краткостью, простотой, естественностью и быть занимательным, если позволяет тема и обстановка, в ко­торой произносится речь.

Главная часть - самая большая и самая ответственная в пуб­личной речи. Подведя аудиторию к восприятию темы, оратор должен переключить ее внимание на существо излагаемого во­проса и постоянно следить, чтобы аудитория «шла» за ним. Для достижения этой цели оратор тщательно продумывает методы

логической организации материала, помогающие ему четко по­строить главную часть речи. К этим методам относятся индук­ция, дедукция, аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстрагиро­вание, обобщение2.

Индуктивный метод побуждает аудиторию проделать путь познания общего через частное. Достоинства этого метода отмечал еще Аристотель: «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Аудиторию с невысокой общеобразовательной подготовкой лучше всего вести к научным выводам через простые, жизнен­ные, впечатляющие факты. При дедуктивном методе рассуждения оратор ведет своих слушателей к познанию истины от общего положения к частным случаям его проявления. К этому методу прибегают в случае необходимости разъяснить сложный, малоизвестный вопрос в хорошо подготовленной аудитории.

Если выступление касается вопросов, требующих изложения в развитии, в соблюдении хронологии событий, содержание предпочтительнее подать в историческом плане.

Заключение способствует осмысливанию всего сказанного, уяснению выводов, вытекающих из произнесенной речи, и вместе с вступлением является как бы обрамляющей частью. Здесь уместно вспомнить немецкую пословицу: «Конец содержит краткий смысл длинной речи».

Неопытным ораторам свойственны следующие композици­онные ошибки:

• неконкретность изложения в случаях, когда говорящий хочет рассказать много о разных по содержанию вопросах;







Date: 2015-10-22; view: 5349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию