Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевые формы психологического воздействия в юридической деятельности
Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает допустимые пределы психологического воздействия на допрашиваемого. Так, чтобы оградить допрашиваемого от внушения, закон запрещает постановку наводящих вопросов, чтобы оградить допрашиваемого от постороннего влияния, закон предписывает проведение допроса порознь, а производство очной ставки разрешает одновременно только между двумя лицами. Но даже точное выполнение всех правил проведения следственных действий не гарантирует отсутствия психологического воздействия на участника процесса со стороны следователя. Любая форма речевого общения, тем более устная, уже предполагает воздействие. Более того, даже нейтральное взаимоприсутствие уже есть воздействие одного человека на другого. Чтобы следователь мог выполнить задачи, возникающие в процессе расследования, он обязан воздействовать на лиц, проходящих по делу. Ему приходится убеждать допрашиваемого в необходимости дать правдивые показания, отказаться от избранной им неправильной линии поведения. В этом и заключается дозволенное законом психологическое воздействие на допрашиваемого, подчиненное целям установления истины по делу. Важно правильно определить границу между действиями и приемами следователя, которые допускаются законом, моралью, и действиями, представляющими собой психологическое насилие, несовместимое с принципами уголовного процесса. В отличие от насилия правомерное психологическое влияние не диктует конкретного действия, не вымогает того или иного содержания, а, вмешиваясь во внутренние психологические процессы, формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностям и только опосредованно приводит его к выбору определенной линии поведения. Речь идет не о том, законно ли применение психологического воздействия, а о недопустимости психологического насилия, так как, по мнению белорусских ученых-правоведов, принципиальной особенностью применения всех судебно-психологических методов воздействия является полная недопустимость передачи следователем ложной информации4. Психологическое воздействие - «это не насильственное навязывание своей воли, а оказание помощи при решении сложных жизненных проблем»5. 4 Дулов А. В. Судебная психология М, 1970. С. 234. Зорин Г. А., Левами В. И Психологическая защита в напряженных криминалистических ситуациях Гродно, 1995 С 80
Рис. 3.5 Каналы психологического воздействия реципиента на адресата Под воздействием в психологии понимается выработка у личности навыков, знаний, наконец, мировоззрения в целом (рис. 1.5). Воздействие следователя на личность имеет более предметную задачу - получение от нее правдивых показаний. Судебно-психологическое воздействие как определенная совокупность методов применяется с целью изменения психического состояния человека, хода психических процессов, с целью контроля над мышлением и изменения волевых отношений личности к фактам, попавшим в орбиту следствия. Психологическое воздействие, применяемое органами, которые ведут борьбу с преступностью, направлено в основном на перевоспитание правонарушителей, на воспитание участников уголовного процесса. Методы психологического воздействия в процессе расследования и судебного разбирательства используются в определенных процессуальных рамках и формах, реализуются в ограниченные сроки и применяются, как правило, в совокупности. Концентрация нескольких методов усиливает влияние воздействия. В каждом отдельном случае методы воздействия применяются с учетом психических качеств личности. Восстановление эмоционального состояния допрашиваемого является предварительным условием результативности допроса и применения методов психологического воздействия. Применяемые методы окажутся эффективными, если будут созданы условия, при которых допрашиваемый сам желал бы, чтобы на него подействовали. В противном случае могут наступить явления, называемые в психологии смысловым и эмоциональным барьерами. Вследствие возникновения смыслового барьера допрашиваемый оказывается совершенно невосприимчивым к методам воздействия, и психический срыв может оказать резкое противодействие следователю. Причина возникновения смыслового барьера — разговор с процессуальным партнером на разных уровнях понимания, использование в речи (по М. В. Ломоносову) разных стилей». Эмоциональный барьер — это такое состояние, когда допрашиваемого невозможно убедить никакими логическими доводами. Он проявляется в отчуждении от людей, неприязни к ним, озлобленности и является результатом накопления тяжелых переживаний, незаслуженного оскорбления, упрека, подозрения, проявления со стороны следователя любой другой несправедливости. Следователь должен прежде всего «снять»; преодолеть смысловой и эмоциональный барьеры, проявив доверие и чуткость к допрашиваемому. Любое воздействие возможно только при общении, а любое общение предполагает взаимное влияние друг на друга. Воздействие можно представить как определенную систему, включающую в себя ряд элементов: а) действующий индивид; б) объект действия, в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств; д) реакции индивида, на которого действуют, или результат действия. Следователь постоянно общается с лицами, совершающими преступления, поэтому он должен использовать такие методы воздействия, которые оградили бы его самого от отрицательного влияния обвиняемого. Проверка только тех версий, которые навязывает подозреваемый или обвиняемый, использование следователем в своей речи жаргонных слов - результат отрицательного воздействия преступника на следователя. Как воздействовать на личность и как оградить себя от ее отрицательного влияния, учит социальная и юридическая психология. Так, чтобы оказать соответствующее воздействие на другого человека, важно захватить лидерство в общении с ним. А для этого нужно обладать определенной совокупностью личных социально-психологических качеств, к числу которых относятся: достаточно высокий уровень инициативы и активности, опыт и навыки организаторской деятельности, заинтересованность в достижении поставленных целей, хорошая информированность, достаточная общительность и личная привлекательность, наконец, высокий уровень собственного престижа и авторитета С целью получения от допрашиваемого правдивых показаний в следственной практике могут применяться следующие речевые формы (методы) психологического воздействия: изобличение; убеждение; психологическое внушение; эмоциональное воздействие; пример. Метод изобличения. Заключается в активном воздействии на допрашиваемого, в демонстрации несостоятельности его утверждений, противоречий между этими утверждениями и обстоятельствами расследуемого уголовного дела. Изобличение достигается путем предъявления доказательств, постановкой перед допрашиваемым вопросов. Предъявление доказательств в процессе допроса должно быть проведено тактически правильно. Главное состоит в том, чтобы с их помощью допрашиваемому была передана не ложная, а действительная информация, чтобы доказательства были тщательно проверены и не вызывали сомнений в своей достоверности, верно истолкованы, логически точно использованы. Правильно предъявленные в ходе допроса доказательства способствуют получению подробной и достоверной информации от лиц, дающих правдивые показания, побуждают дать правдивые показания тех, кто пытается утаить правду и, наконец, помогают проверить и правильно оценить показания. Доказательства при условии их правильного предъявления могут сыграть решающую роль в изобличении виновных. Но известны примеры, когда доказательства из-за неправильного предъявления теряли свою доказательственную силу и психологическую воздейственность, так как были опорочены допрашиваемым. Вот конкретный пример. В одном из магазинов была совершена кража. Преступник проник в магазин, выставив стекло, на котором и был обнаружен след его руки. Стекло изъяли, но в протоколе осмотра места происшествия не отразили, с внешней или внутренней стороны оставлен этот след. Наличие следа на стекле являлось основной уликой, изобличающей подозреваемого в краже. Следователь, не продумав тактику допроса подозреваемого, начал допрос с предъявления заключения дактилоскопической экспертизы. Подозреваемый, сориентировавшись, что следователь не располагает больше никакими доказательствами, уличающими его, заявил, что след на стекле оставлен им. Этого факта он не отрицает, так как накануне заходил в магазин (это могут подтвердить продавцы), подходил к окну, через которое смотрел на улицу, и поэтому оставил след. И так как в протоколе осмотра места происшествия не было указано, с какой стороны стекла был оставлен след, данная улика потеряла свое доказательственное значение. Метод убеждения заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы. Юрист убеждает преимущественно содержательным словом и ясно выраженной целенаправленной речью. Поэтому метод убеждения рассчитан на активизацию всех положительных качеств данной личности. Убедить — значит с помощью доводов доказать или опровергнуть какое-либо положение. При убеждении все участки коры головного мозга находятся в деятельном состоянии, поэтому идея сразу же увязывается со всем комплексом представлений и понятий человека и укрепляется в его сознании. Метод убеждения возможен только в том случае, если личность желает воспринимать доводы, заинтересована выслушать собеседника. Поэтому предварительное установление психологического контакта с допрашиваемым является обязательной предпосылкой этого метода. Эффективность убеждения зависит от силы аргументации (наличие достоверных фактов, примеров, цифр, данных науки, мнений авторитетов), предварительной подготовки, психических качеств убеждающего и убеждаемого. Применение убеждения должно отвечать ряду требований: оно должно строиться с учетом уровня развития, образования, интеллекта допрашиваемого, его индивидуальных психических качеств; быть логичным, доказательным, состоять из выводов и конкретных примеров, содержать анализ взаимно известных фактов; оно должно быть рассчитано на обратную связь, т. е. на восприятие доводов самого допрашиваемого, чтобы в зависимости от них перестраивать процесс убеждения. Убеждение усиливается, если повторяются доводы, при которых используются различные ассоциативные связи. Оно должно содержать и психологические доводы, которые применяются и как самостоятельные основные средства убеждения, и как дополнительные, усиливающие логическую аргументацию. Следователь должен быть сам убежден в том, в чем хочет убедить допрашиваемого. У допрашиваемых обостренное восприятие, они хорошо распознают, насколько следователь, внутренне искренен. Любая профессия налагает на своего представителя определенные правовые и нравственные обязанности. Однако есть такие виды служебной деятельности, для осуществления которых недостаточно усвоить только определенную сумму специальных знаний и навыков. Для этого необходимо и высоконравственное поведение. К числу таких профессий относится и труд следователя. Квалифицированный следователь, вооруженный опытом, тактом педагога и психолога, воспитанный и культурный, уже на первоначальных стадиях расследования закладывает основы исправления и перевоспитания лица, совершившего преступление. Убедить может лишь тот, кто обладает большим опытом, знаниями, имеет педагогические способности, кто достаточно убежден сам, имеет твердые идейные принципы, кто показывает личный пример. Нужно самому быть таким, каким хочешь воспитать другого. Авторитет следователя завоевывается бескорыстным служением делу, упорным трудом, глубокими знаниями. Если применение таких методов воздействия, как изобличение и убеждение, не вызывает уже особых возражений и споров в процессуальной и криминалистической литературе, то воздействие на допрашиваемого методом внушения требует разъяснения. Под внушением понимается восприятие одним человеком определенной идеи другого, следование ей. Чтобы внушение могло произойти, необходимо наличие сильного раздражительного процесса в узком районе коры головного мозга при одновременном торможении других участков. Это общее условие для реализации внушения, которое, однако, в различных формах осуществляется по-разному. В следственной практике могут применяться лишь такие виды речевого внушения, которые являются типичными формами волеутверждения следователя и используются им в воспитательных целях для усиления эмоционального состояния личности и осуществления контроля над ее мыслительными процессами. Их несколько. Приказание. Оно основано на праве одного человека приказывать и на обязанности другого подчиняться ему. Внушение в этой форме применяется в тех случаях, когда требуется резко изменить направление психических процессов допрашиваемого, например, вывести его из возбужденного состояния. Поэтому приказание должно быть лаконичным и неожиданным: «Сядьте приличнее, выньте руки из карманов!». Требование. По существу, каждое слово может служить средством выражения требования. Интонация доводит мысль, высказанную в предложении, до законченности, выражает эмоционально-волевые отношения людей. По сравнению с приказанием требование произносится интонационно несколько мягче и элемент обязательности здесь выражен слабее. Просьба. Она обращена к воле и разуму убеждаемого. Просьба к свидетелю, обвиняемому, исходящая от следователя, имеет воспитательное значение, преследует цель выработать у них самостоятельную волю. Просьба сопровождается вежливым обращением, чтобы побудить к выполнению какого-либо действия или, наоборот, воздержаться от его выполнения. Упрек. Это деликатная, завуалированная просьба не совершать или прекратить какое-либо действие или отказаться от какого-нибудь общественно нецелесообразного намерения. Предложение. Побуждает допрашиваемого совершить какой-либо конкретный поступок, например дать правдивые показания, объяснить какой-то факт и т. д. Совет. Как вид внушения очень близок к предложению. В зависимости от его содержания и авторитета следователя, высказывающего совет, последний принимается допрашиваемым как предложение, которое необходимо исполнить. Предостережение и предупреждение. Разновидности предложения, которые в речи выделяются интонационно. Они могут применяться в зависимости от характера предложения, исходящего от следователя, обстановки допроса и взаимоотношений между следователем и допрашиваемым лицом. Важными условиями эффективности внушения как метода воздействия являются неоднократность повторения доводов, усиливающих эмоциональное состояние допрашиваемого, и авторитетность следователя, которая располагает к доверию и снижает сопротивление внушающему воздействию. Психологи отмечают у некоторой категории людей повышенную степень внушаемости. Эти лица отличаются впечатлительностью, недостаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, отсутствием твердых жизненных принципов и убеждений. Это относится прежде всего к детям и подросткам. Речевое воздействие на лиц, обладающих повышенной степенью внушения, должно проводиться с учетом этой особенности их психики. Сущность метода эмоционального воздействия - в создании таких искусственных условий, при которых происходит резкое изменение эмоционального состояния допрашиваемого, в результате чего он обнаруживает знание или незнание факта, степень заинтересованности в расследуемых обстоятельствах. С помощью этого метода проверяется причастность допрашиваемого к преступлению, знание им фактов, интересующих следователя, проверяется правильность тактических приемов допроса. Любое сообщение несет в себе два момента: рациональный и эмоциональный. Рациональное воздействует при помощи доказательств, конкретных факторов, силой логики; эмоциональное - посредством чувств, вызываемых у слушающего в момент передачи ему сообщения. Путь.к сердцу человека лежит не только через разум, но и через эмоции. Эмоциональность - важная качественная сторона речевого воздействия, и его успех во многом определяется тем, насколько умело следователь применил в отношении допрашиваемого приемы эмоционального воздействия. Такими приемами могут быть побуждение допрашиваемого к правдивым показаниям, разъяснение ему последствий чистосердечного раскаяния, использование положительных качеств допрашиваемого и фактов из его жизни, имеющих для него важное значение. Литературным примером использования приема эмоционального воздействия, приведшего к противоположному результату, может служить рассказ А. П. Чехова «Случай из судебной практики». Следует иметь в виду, что эмоциональные реакции допрашиваемого не имеют самостоятельного доказательственного значения. Но этот метод эмоционального воздействия, правильно проведенный, побуждает к даче правдивых показаний. Эмоциональное воздействие на процессуального противника возможно лишь при строгом соблюдении законности и принципов морали. Использование обмана в любых его формах, низменных побуждений, страха перед наказанием - недопустимые методы ведения следствия. Метод примера применяется или в форме личного примера следователя или в форме сообщения допрашиваемому о положительных действиях других лиц. Корректное поведение следователя будет оказывать дисциплинирующее воздействие на допрашиваемого. Если следователь позволил себе повысить голос, допрашиваемый сделает то же самое, если следователь нервничает, эта нервозность передается допрашиваемому. Психологическое воздействие на допрашиваемого начинается до допроса, с момента появления допрашиваемого в кабинете. Поэтому внешний вид следователя, обстановка в кабинете должны соответствовать своему целевому назначению. В том случае, если следователь в процессе допроса рассказывает допрашиваемому о положительном поступке другого лица, желательно, чтобы пример был реальным, аналогичным тем обстоятельствам, для подтверждения которых он приводится, а действующие лица знакомы допрашиваемому. Пример как бы приближает предмет допроса, вносит в изложение ясность и возбуждает интерес. Использование метода примера требует определенных педагогических способностей. На поведение допрашиваемого большое влияние могут оказать члены семьи и члены производственного коллектива. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние может быть использовано при подготовке к допросу и в процессе его проведения. Например, известно, что муж дорожит мнением жены. Ее приглашают к следователю, рассказывают, что случилось и какое поведение мужа на следствии было бы желательным. Затем на допрос приглашается муж. Соответствующее влияние, оказанное на него женой, может дать хороший результат. Если допрашиваемый дорожит мнением родителей, соседей по квартире, старших товарищей по работе и учебе, девушки, с которой дружит, это может быть использовано в целях положительного воздействия на допрашиваемого. Рассмотренные нами методы применяются не только при допросе. Они используются в процессе всего расследования в тесной взаимосвязи, образуя систему методов речевого судебно-психологического воздействия. При использовании методов психологического воздействия нужно следить за тем, чтобы не возникло такого явления, которое называется негативным внушением, когда оратор отрицательно отзывается о каком-то явлении, а слушатели его воспринимают за положительный в буквальном смысле. Так, например, лектор, бичуя алкоголизм, сказал, что дело дошло до того, что под самогонные аппараты стали приспосабливать холодильники «Минск-10», и в результате получил записку, в которой слушатель спрашивал, как приспособить для этих целей холодильник «Минск-16». В брошюре о борьбе с наркоманией и токсикоманией автор настолько красочно описал психическое состояние после принятия этих веществ, что невольно возникало желание испробовать наркотик. Публичное выступление юриста, индивидуальная беседа с процессуальным собеседником или противником не должны служить внушению отрицательного. А опасность такого нежелательного воздействия существует. Противодействие этому заключается в осознании того, что юрист - одна из самых интеллигентных профессий в мире и что без глубокой культуры, широкой эрудиции, безупречной воспитанности, без морального стержня нельзя на должном уровне исполнить свой профессиональный долг. Date: 2015-10-22; view: 1667; Нарушение авторских прав |