Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевые формы психологического воздействия в юридической деятельности





Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает до­пустимые пределы психологического воздействия на допрашиваемо­го. Так, чтобы оградить допрашиваемого от внушения, закон запре­щает постановку наводящих вопросов, чтобы оградить допрашивае­мого от постороннего влияния, закон предписывает проведение до­проса порознь, а производство очной ставки разрешает одновремен­но только между двумя лицами. Но даже точное выполнение всех правил проведения следственных действий не гарантирует отсутст­вия психологического воздействия на участника процесса со стороны следователя. Любая форма речевого общения, тем более устная, уже предполагает воздействие. Более того, даже нейтральное взаимоприсутствие уже есть воздействие одного человека на другого.

Чтобы следователь мог выполнить задачи, возникающие в процессе расследования, он обязан воздействовать на лиц, прохо­дящих по делу. Ему приходится убеждать допрашиваемого в необходимости дать правдивые показания, отказаться от избран­ной им неправильной линии поведения. В этом и заключается дозволенное законом психологическое воздействие на допраши­ваемого, подчиненное целям установления истины по делу. Важ­но правильно определить границу между действиями и приемами следователя, которые допускаются законом, моралью, и дейст­виями, представляющими собой психологическое насилие, несо­вместимое с принципами уголовного процесса. В отличие от на­силия правомерное психологическое влияние не диктует кон­кретного действия, не вымогает того или иного содержания, а, вме­шиваясь во внутренние психологические процессы, формирует пра­вильную позицию человека, сознательное отношение к своим граж­данским обязанностям и только опосредованно приводит его к выбо­ру определенной линии поведения. Речь идет не о том, законно ли применение психологического воздействия, а о недопустимости пси­хологического насилия, так как, по мнению белорусских ученых-правоведов, принципиальной особенностью применения всех судебно-психологических методов воздействия является полная недопус­тимость передачи следователем ложной информации4. Психологиче­ское воздействие - «это не насильственное навязывание своей воли, а оказание помощи при решении сложных жизненных проблем»5.

4 Дулов А. В. Судебная психология М, 1970. С. 234.

Зорин Г. А., Левами В. И Психологическая защита в напряженных кри­миналистических ситуациях Гродно, 1995 С 80

 

Каналы воздействия
Звуковой Визуальный
Устная речь Паралингвистический Кинетический
Голос (сила, высота, тембр, тон, мелодичность Интонация Темп речи Паузы (логические и психологические) Поза Жесты Мимика Взгляд  

 

Рис. 3.5 Каналы психологического воздействия реципиента на адресата

Под воздействием в психологии понимается выработка у личности навыков, знаний, наконец, мировоззрения в целом (рис. 1.5). Воздействие следователя на личность имеет более предмет­ную задачу - получение от нее правдивых показаний. Судебно-психологическое воздействие как определенная совокупность методов применяется с целью изменения психического состояния человека, хода психических процессов, с целью контроля над мышлением и изменения волевых отношений личности к фактам, попавшим в орбиту следствия. Психологическое воздействие, применяемое органами, которые ведут борьбу с преступностью, направлено в основном на перевоспитание правонарушителей, на воспитание участников уголовного процесса.

Методы психологического воздействия в процессе расследования и судебного разбирательства используются в определенных процессуальных рамках и формах, реализуются в ограниченные сроки и применяются, как правило, в совокупности. Концентра­ция нескольких методов усиливает влияние воздействия. В каждом отдельном случае методы воздействия применяются с учетом психических качеств личности.

Восстановление эмоционального состояния допрашиваемого является предварительным условием результативности допроса и применения методов психологического воздействия. Применяе­мые методы окажутся эффективными, если будут созданы условия, при которых допрашиваемый сам желал бы, чтобы на него подействовали. В противном случае могут наступить явления, называемые в психологии смысловым и эмоциональным барьерами. Вследствие возникновения смыслового барьера допраши­ваемый оказывается совершенно невосприимчивым к методам воздействия, и психический срыв может оказать резкое противо­действие следователю. Причина возникновения смыслового барь­ера — разговор с процессуальным партнером на разных уровнях понимания, использование в речи (по М. В. Ломоносову) разных стилей». Эмоциональный барьер — это такое состояние, когда допрашиваемого невозможно убедить никакими логическими до­водами. Он проявляется в отчуждении от людей, неприязни к ним, озлобленности и является результатом накопления тяжелых переживаний, незаслуженного оскорбления, упрека, подозрения, проявления со стороны следователя любой другой несправедли­вости. Следователь должен прежде всего «снять»; преодолеть смысловой и эмоциональный барьеры, проявив доверие и чут­кость к допрашиваемому.

Любое воздействие возможно только при общении, а любое общение предполагает взаимное влияние друг на друга. Воздей­ствие можно представить как определенную систему, включаю­щую в себя ряд элементов: а) действующий индивид; б) объект действия, в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств; д) реакции индивида, на которого действуют, или результат действия.

Следователь постоянно общается с лицами, совершающими преступления, поэтому он должен использовать такие методы воздействия, которые оградили бы его самого от отрицательного влияния обвиняемого. Проверка только тех версий, которые навя­зывает подозреваемый или обвиняемый, использование следова­телем в своей речи жаргонных слов - результат отрицательного воздействия преступника на следователя. Как воздействовать на личность и как оградить себя от ее отрицательного влияния, учит социальная и юридическая психология. Так, чтобы оказать соот­ветствующее воздействие на другого человека, важно захватить лидерство в общении с ним. А для этого нужно обладать опреде­ленной совокупностью личных социально-психологических ка­честв, к числу которых относятся: достаточно высокий уровень инициативы и активности, опыт и навыки организаторской дея­тельности, заинтересованность в достижении поставленных це­лей, хорошая информированность, достаточная общительность и личная привлекательность, наконец, высокий уровень собственно­го престижа и авторитета С целью получения от допрашиваемого правдивых показаний в следственной практике могут применяться следующие речевые формы (методы) психологического воздействия: изобличение; убеждение; психологическое внушение; эмоциональное воздей­ствие; пример.

Метод изобличения. Заключается в активном воздей­ствии на допрашиваемого, в демонстрации несостоятельности его утверждений, противоречий между этими утверждениями и об­стоятельствами расследуемого уголовного дела. Изобличение достигается путем предъявления доказательств, постановкой пе­ред допрашиваемым вопросов. Предъявление доказательств в процессе допроса должно быть проведено тактически правильно. Главное состоит в том, чтобы с их помощью допрашиваемому была передана не ложная, а дейст­вительная информация, чтобы доказательства были тщательно проверены и не вызывали сомнений в своей достоверности, верно истолкованы, логически точно использованы. Правильно предъ­явленные в ходе допроса доказательства способствуют получе­нию подробной и достоверной информации от лиц, дающих правдивые показания, побуждают дать правдивые показания тех, кто пытается утаить правду и, наконец, помогают проверить и правильно оценить показания.

Доказательства при условии их правильного предъявления могут сыграть решающую роль в изобличении виновных. Но из­вестны примеры, когда доказательства из-за неправильного предъявления теряли свою доказательственную силу и психоло­гическую воздейственность, так как были опорочены допраши­ваемым. Вот конкретный пример. В одном из магазинов была со­вершена кража. Преступник проник в магазин, выставив стекло, на котором и был обнаружен след его руки. Стекло изъяли, но в протоколе осмотра места происшествия не отразили, с внешней или внутренней стороны оставлен этот след. Наличие следа на стекле являлось основной уликой, изобличающей подозреваемого в краже. Следователь, не продумав тактику допроса подозревае­мого, начал допрос с предъявления заключения дактилоскопиче­ской экспертизы. Подозреваемый, сориентировавшись, что сле­дователь не располагает больше никакими доказательствами, уличающими его, заявил, что след на стекле оставлен им. Этого факта он не отрицает, так как накануне заходил в магазин (это могут подтвердить продавцы), подходил к окну, через которое смотрел на улицу, и поэтому оставил след. И так как в протоколе осмотра места происшествия не было указано, с какой стороны стекла был оставлен след, данная улика потеряла свое доказа­тельственное значение.

Метод убеждения заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку челове­ка, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и воле­вую сферы. Юрист убеждает преимущественно содержательным словом и ясно выраженной целенаправленной речью. Поэтому метод убеждения рассчитан на активизацию всех положительных качеств данной личности. Убедить — значит с помощью доводов доказать или опровергнуть какое-либо положение. При убежде­нии все участки коры головного мозга находятся в деятельном состоянии, поэтому идея сразу же увязывается со всем комплек­сом представлений и понятий человека и укрепляется в его со­знании.

Метод убеждения возможен только в том случае, если лич­ность желает воспринимать доводы, заинтересована выслушать собеседника. Поэтому предварительное установление психологи­ческого контакта с допрашиваемым является обязательной пред­посылкой этого метода. Эффективность убеждения зависит от силы аргументации (наличие достоверных фактов, примеров, цифр, данных науки, мнений авторитетов), предварительной под­готовки, психических качеств убеждающего и убеждаемого. Применение убеждения должно отвечать ряду требований: оно должно строиться с учетом уровня развития, образования, интел­лекта допрашиваемого, его индивидуальных психических ка­честв; быть логичным, доказательным, состоять из выводов и конкретных примеров, содержать анализ взаимно известных фак­тов; оно должно быть рассчитано на обратную связь, т. е. на вос­приятие доводов самого допрашиваемого, чтобы в зависимости от них перестраивать процесс убеждения. Убеждение усиливает­ся, если повторяются доводы, при которых используются различ­ные ассоциативные связи. Оно должно содержать и психологиче­ские доводы, которые применяются и как самостоятельные ос­новные средства убеждения, и как дополнительные, усиливаю­щие логическую аргументацию. Следователь должен быть сам убежден в том, в чем хочет убедить допрашиваемого. У допра­шиваемых обостренное восприятие, они хорошо распознают, насколько следователь, внутренне искренен. Любая профессия налагает на своего представителя определенные правовые и нравст­венные обязанности. Однако есть такие виды служебной деятель­ности, для осуществления которых недостаточно усвоить только определенную сумму специальных знаний и навыков. Для этого необходимо и высоконравственное поведение. К числу таких профессий относится и труд следователя.

Квалифицированный следователь, вооруженный опытом, так­том педагога и психолога, воспитанный и культурный, уже на первоначальных стадиях расследования закладывает основы ис­правления и перевоспитания лица, совершившего преступление. Убедить может лишь тот, кто обладает большим опытом, зна­ниями, имеет педагогические способности, кто достаточно убеж­ден сам, имеет твердые идейные принципы, кто показывает лич­ный пример. Нужно самому быть таким, каким хочешь воспитать другого. Авторитет следователя завоевывается бескорыстным служением делу, упорным трудом, глубокими знаниями.

Если применение таких методов воздействия, как изобличе­ние и убеждение, не вызывает уже особых возражений и споров в процессуальной и криминалистической литературе, то воздейст­вие на допрашиваемого методом внушения требует разъ­яснения.

Под внушением понимается восприятие одним человеком оп­ределенной идеи другого, следование ей. Чтобы внушение могло произойти, необходимо наличие сильного раздражительного процесса в узком районе коры головного мозга при одновремен­ном торможении других участков. Это общее условие для реали­зации внушения, которое, однако, в различных формах осуществ­ляется по-разному. В следственной практике могут применяться лишь такие виды речевого внушения, которые являются типич­ными формами волеутверждения следователя и используются им в воспитательных целях для усиления эмоционального состояния личности и осуществления контроля над ее мыслительными про­цессами. Их несколько.

Приказание. Оно основано на праве одного человека прика­зывать и на обязанности другого подчиняться ему. Внушение в этой форме применяется в тех случаях, когда требуется резко из­менить направление психических процессов допрашиваемого, например, вывести его из возбужденного состояния. Поэтому приказание должно быть лаконичным и неожиданным: «Сядьте приличнее, выньте руки из карманов!».

Требование. По существу, каждое слово может служить сред­ством выражения требования. Интонация доводит мысль, выска­занную в предложении, до законченности, выражает эмоциональ­но-волевые отношения людей. По сравнению с приказанием тре­бование произносится интонационно несколько мягче и элемент обязательности здесь выражен слабее.

Просьба. Она обращена к воле и разуму убеждаемого. Прось­ба к свидетелю, обвиняемому, исходящая от следователя, имеет воспитательное значение, преследует цель выработать у них са­мостоятельную волю. Просьба сопровождается вежливым обра­щением, чтобы побудить к выполнению какого-либо действия или, наоборот, воздержаться от его выполнения.

Упрек. Это деликатная, завуалированная просьба не совер­шать или прекратить какое-либо действие или отказаться от како­го-нибудь общественно нецелесообразного намерения.

Предложение. Побуждает допрашиваемого совершить какой-либо конкретный поступок, например дать правдивые показания, объяснить какой-то факт и т. д.

Совет. Как вид внушения очень близок к предложению. В за­висимости от его содержания и авторитета следователя, высказы­вающего совет, последний принимается допрашиваемым как предложение, которое необходимо исполнить.

Предостережение и предупреждение. Разновидности пред­ложения, которые в речи выделяются интонационно. Они могут применяться в зависимости от характера предложения, исходя­щего от следователя, обстановки допроса и взаимоотношений между следователем и допрашиваемым лицом.

Важными условиями эффективности внушения как метода воздействия являются неоднократность повторения доводов, уси­ливающих эмоциональное состояние допрашиваемого, и автори­тетность следователя, которая располагает к доверию и снижает сопротивление внушающему воздействию.

Психологи отмечают у некоторой категории людей повы­шенную степень внушаемости. Эти лица отличаются впечатли­тельностью, недостаточно развитой способностью к самостоя­тельному логическому мышлению, отсутствием твердых жизнен­ных принципов и убеждений. Это относится прежде всего к детям и подросткам. Речевое воздействие на лиц, обладающих повы­шенной степенью внушения, должно проводиться с учетом этой особенности их психики. Сущность метода эмоционального воздей­ствия - в создании таких искусственных условий, при которых происходит резкое изменение эмоционального состояния допра­шиваемого, в результате чего он обнаруживает знание или незна­ние факта, степень заинтересованности в расследуемых обстоя­тельствах. С помощью этого метода проверяется причастность допрашиваемого к преступлению, знание им фактов, интересую­щих следователя, проверяется правильность тактических приемов допроса. Любое сообщение несет в себе два момента: рациональ­ный и эмоциональный. Рациональное воздействует при помощи доказательств, конкретных факторов, силой логики; эмоциональ­ное - посредством чувств, вызываемых у слушающего в момент передачи ему сообщения. Путь.к сердцу человека лежит не толь­ко через разум, но и через эмоции. Эмоциональность - важная качественная сторона речевого воздействия, и его успех во мно­гом определяется тем, насколько умело следователь применил в отношении допрашиваемого приемы эмоционального воздейст­вия. Такими приемами могут быть побуждение допрашиваемого к правдивым показаниям, разъяснение ему последствий чисто­сердечного раскаяния, использование положительных качеств допрашиваемого и фактов из его жизни, имеющих для него важ­ное значение.

Литературным примером использования приема эмоциональ­ного воздействия, приведшего к противоположному результату, может служить рассказ А. П. Чехова «Случай из судебной практики».

Следует иметь в виду, что эмоциональные реакции допраши­ваемого не имеют самостоятельного доказательственного значе­ния. Но этот метод эмоционального воздействия, правильно проведенный, побуждает к даче правдивых показаний. Эмоциональ­ное воздействие на процессуального противника возможно лишь при строгом соблюдении законности и принципов морали. Ис­пользование обмана в любых его формах, низменных побужде­ний, страха перед наказанием - недопустимые методы ведения следствия.

Метод примера применяется или в форме личного примера следователя или в форме сообщения допрашиваемому о положительных действиях других лиц. Корректное поведение следователя будет оказывать дисциплинирующее воздействие на допрашиваемого. Если следователь позволил себе повысить голос, допрашиваемый сделает то же самое, если следователь нерв­ничает, эта нервозность передается допрашиваемому. Психоло­гическое воздействие на допрашиваемого начинается до допроса, с момента появления допрашиваемого в кабинете. Поэтому внешний вид следователя, обстановка в кабинете должны соот­ветствовать своему целевому назначению.

В том случае, если следователь в процессе допроса рассказы­вает допрашиваемому о положительном поступке другого лица, желательно, чтобы пример был реальным, аналогичным тем об­стоятельствам, для подтверждения которых он приводится, а дей­ствующие лица знакомы допрашиваемому. Пример как бы при­ближает предмет допроса, вносит в изложение ясность и возбуж­дает интерес. Использование метода примера требует определен­ных педагогических способностей.

На поведение допрашиваемого большое влияние могут ока­зать члены семьи и члены производственного коллектива. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние может быть использовано при подготов­ке к допросу и в процессе его проведения. Например, известно, что муж дорожит мнением жены. Ее приглашают к следователю, рассказывают, что случилось и какое поведение мужа на следст­вии было бы желательным. Затем на допрос приглашается муж. Соответствующее влияние, оказанное на него женой, может дать хороший результат. Если допрашиваемый дорожит мнением ро­дителей, соседей по квартире, старших товарищей по работе и учебе, девушки, с которой дружит, это может быть использовано в целях положительного воздействия на допрашиваемого.

Рассмотренные нами методы применяются не только при до­просе. Они используются в процессе всего расследования в тес­ной взаимосвязи, образуя систему методов речевого судебно-психологического воздействия.

При использовании методов психологического воздействия нужно следить за тем, чтобы не возникло такого явления, которое называется негативным внушением, когда оратор отрицательно отзывается о каком-то явлении, а слушатели его воспринимают за положительный в буквальном смысле. Так, например, лектор, бичуя алкоголизм, сказал, что дело дошло до того, что под самогонные аппараты стали приспосабливать холодильники «Минск-10», и в результате получил записку, в которой слуша­тель спрашивал, как приспособить для этих целей холодильник «Минск-16». В брошюре о борьбе с наркоманией и токсикоманией автор настолько красочно описал психическое состояние после принятия этих веществ, что невольно возникало желание испро­бовать наркотик.

Публичное выступление юриста, индивидуальная беседа с процессуальным собеседником или противником не должны слу­жить внушению отрицательного. А опасность такого нежелатель­ного воздействия существует. Противодействие этому заключает­ся в осознании того, что юрист - одна из самых интеллигентных профессий в мире и что без глубокой культуры, широкой эруди­ции, безупречной воспитанности, без морального стержня нельзя на должном уровне исполнить свой профессиональный долг.

Date: 2015-10-22; view: 1541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию