Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический контакт как условие речевого общения





Жизнедеятельность человека проходит в постоянном обще­нии с другими людьми, что порождает определенные взаимоот­ношения. Важнейшими элементами взаимоотношений являются психологический контакт, комфортная обстановка сопережива­ния и взаимопонимания. Психологический контакт возможен то­гда, когда его участники осознают необходимость в совместной деятельности или общении друг с другом. Контакт - это психоло­гически соответствующие условия для восприятия и усвоения информации, исходящей от участников общения.

Рассмотрим сущность контакта в юридической деятель­ности на фоне наиболее вербального следственного действия -допроса.

Психологический контакт в следственной практике - это осо­бого рода взаимоотношения следователя с участниками уголов­ного процесса, характеризующиеся стремлением следователя поддержать общение, чтобы получить правдивые, полные и дос­товерные показания, имеющие отношение к делу.

Контакт между следователем и допрашиваемым носит одно­сторонний характер, следователь стремится получить как можно больше информации от допрашиваемого, а сам до определенного момента скрывает свою осведомленность по делу. Следует ука­зать и на такие особенности, вызываемые условиями расследова­ния, как принудительность этого общения для одного из участни­ков, несовпадение в большинстве случаев интересов двух сторон, сложность последующего установления контакта, если таковой не был достигнут на первоначальном этапе общения, активная дея­тельность следователя по установлению контакта и его лидерство в управлении и организации этого общения.

Сущность контакта при допросе определяется спецификой психологических отношений, возникающих между следователем и допрашиваемым. Он обеспечивается правильно избранной сле­дователем тактикой, основанной на изучении индивидуальных особенностей личности допрашиваемого, материалов уголовного дела, а также коммуникативными способностями следователя вы­жать у допрашиваемого заинтересованность в общении. Психо­логический контакт не следует понимать как отношения между следователем и допрашиваемым, при которых возникают симпа-1ии или разрешаются все противоречия. Вряд ли у следователя появится симпатия к убийце, насильнику, хулигану. При психо­логическом контакте исчезает барьер отчужденности, и люди могут и хотят воспринимать информацию, исходящую друг от друга.

Установление психологического контакта с допрашиваемым - одно из основных условий речевого общения для получения правдивых показаний, достижения исти­ны по делу. Такой контакт необходимо поддерживать не только в течение допроса, но и в последующий период работы с данным участником процесса. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, отсутствие доверия на первых порах впоследствии заменится прочным психологическим контактом, характеризующимся должным взаимопониманием. От­сюда следует вывод, что психологический контакт - это не от­дельная стадия допроса и не тактический его прием. Тактический прием имеет локальный характер и ограничен во времени. Пси­хологический же контакт должен сопутствовать всему ходу обще­ния, для его установления требуется проведение ряда тактических приемов, определяемых ходом допроса, обстоятельствами дела и наличием доказательств, а также личностью допрашиваемого.

Эффективность речевого воздействия, установление психоло­гического контакта определяется прежде всего тем, насколько следователем изучена личность процессуального партнера.

В широком социальном и психологическом плане личность изучается с трех позиций: личность как труженик, личность как общественный деятель и личность как физическое лицо. В уго­ловном судопроизводстве это изучение имеет свои особенности, поэтому методы и средства, выработанные социологией и психо­логией, могут использоваться в следственной практике лишь на­столько, насколько они применимы к специфике предварительно­го следствия.

Под изучением личности в уголовном судопроизводстве понимается целенаправленная деятельность следователя по установлению определенной совокупности данных, характеризующих эту личность и имеющих значение для правильного применения норм уголовного закона, точного соблюдения предписаний уголовно-процессуального законодательства, выбора и использова­ния наиболее эффективных приемов при проведении отдельных следственных действий, а также принятия надлежащих мер по предупреждению преступлений.

Изучение личности обвиняемого (подозреваемого) и свидете­ля (потерпевшего) в уголовном процессе проводится в уголовно-правовом, уголовно-процессуальном, криминологическом и кри­миналистическом (тактическом) аспектах. Для нас в первую оче­редь представляют интерес уголовно-процессуальный и кримина­листический аспекты изучения личности.

Криминалистический аспект изучения допрашиваемого пред­полагает получение такой информации, которая может быть ис­пользована для выбора наиболее эффективных в данном случае тактических приемов ведения допроса, наиболее приемлемых способов воздействия на допрашиваемого с целью получения от него полных и объективных показаний. Знание взглядов, интере­сов, потребностей, ценностных ориентации, характерологиче­ских, волевых и эмоциональных особенностей и свойств лично­сти позволяет дать криминалистическую оценку его поведения.

Иногда предлагают выявить зависимость между личностны­ми свойствами допрашиваемого и тактическими приемами до­проса, считая при этом, что достаточно определить одно-два лич­ностных качества, например темперамент допрашиваемого, что­бы избрать наиболее эффективную тактику допроса. Однако по

ведение личности детерминируется всей совокупностью социаль­ных и психических свойств и качеств. Оно определяется не столько темпераментом, сколько совокупностью мировоззрения, суждения, потребностей, эмоциональными и волевыми свойства­ми. При изучении личности допрашиваемого должен быть при­менен системно-структурный подход, при котором свойственные ему качества рассматриваются как взаимосвязанные и взаимо­обусловленные.

Изучение личности допрашиваемого следователем направле­но в первую очередь на получение такой информации, при помо­щи которой можно прогнозировать поведение данного лица в процессе общения.

В условиях дефицита информации и времени, что характерно для процесса расследования, велика роль интуиции, а в кон­фликтных ситуациях важна способность следователя к рефлек­сивному мышлению. Это позволяет предрешить дальнейшие дей­ствия участников уголовного процесса, создать условия для реа­лизации определенного варианта поведения и использовать этот вариант для тактического воздействия на допрашиваемого. Сложность прогнозирования в процессе расследования заключа­ется в том, что следователю на ранней стадии расследования ис­ходные данные о допрашиваемом известны лишь предположи­тельно. Поэтому приходится разрабатывать несколько возмож­ных вариантов поведения того или иного участника процесса.

Результаты допроса в значительной степени определяются тем, насколько точно диагностирована личность допрашиваемого приемами, доступными следователю, и насколько сведения, по­лученные в процессе этого изучения, правильно использованы для выбора наиболее эффективных приемов и способов решения тактических задач расследования. Прогнозирование при допросе и в процессе всего расследования должно основываться на без­ошибочном анализе данных, имеющихся в деле, включающих и данные о личности допрашиваемого.

Изучение личности допрашиваемого начинается с момента принятия решения о его допросе и условно разделяется на два этапа; первый - до проведения допроса, второй - в процессе его. Оно может быть проведено с помощью процессуаль­ных и непроцессуальных источников, непосред­ственно следователем и опосредованно, т. е. через третьих лиц. Процессуальная форма получения информации о личности допрашиваемого - это те следственные действия, при производ­стве которых следователь получает о нем информационные дан­ные (допрос, обыск, осмотр, экспертизы и т. д.). К непроцессуаль­ным источникам относятся все другие средства получения инфор­мации: оперативно-розыскные, помощь общественности и пр.

Объем и средства получения информации от допрашиваемого зависят от его процессуального положения, целей допроса, об­стоятельств расследуемого преступления и реальных возможно­стей следователя. В каждом случае нужно знать биографические данные допрашиваемого, располагать сведениями о его трудовой деятельности, поведении в общественных местах и в быту, лич­ных качествах. Все это имеет тактическое значение и способству­ет установлению психологического контакта.

Изучение личности допрашиваемого должно отвечать ряду требований.

Во-первых, оно должно быть проведено с помощью научно обоснованных методов социологии и психологии, а также с уче­том таких особенностей дознания и предварительного следствия, как специфика объекта исследования, локальный характер иссле­дования, дефицит времени, возможность конфликтной ситуации, процессуальная форма исследования.

Во-вторых, изучение личности должно отвечать принципу объективности, т. е. необходимо выявить не только отрицатель­ные, но и положительные ее качества. Следует изучать не отдель­ные изолированные свойства, а функциональную динамическую структуру личности в целом, с учетом ее развития и изменяемости.

В-третьих, изучение личности должно быть целенаправлен­ным: задачи и цели конкретно сформулированы и заранее опре­делены.

В-четвертых, оно должно проводиться в широком масштабе и быть достаточно продолжительным по времени. Результат будет тем точнее, чем длиннее отрезок времени, на протяжении которо­го проводится изучение.

В-пятых, изучение личности предполагает использование всех известных методов в их комплексе, с тем, чтобы результаты одного могли быть перепроверены с помощью других. Ком­плексное использование различных методов предохраняет от ошибок, обеспечивает полноту и объективность полученных дан­ных, позволяет следователю познать личность во всем ее много­образии.

К числу методов, которые применяются для изучения лично­сти в социологии и психологии и используются с учетом специфики в судопроизводстве, относится в первую очередь наблю­дение.

Наблюдение - это специально организованное, систематиче­ское, преднамеренное и целенаправленное восприятие личности с целью изучения разнообразных проявлений ее психики. От про­стого восприятия процесс наблюдения отличается усиленной концентрацией внимания на объекте. Данные, полученные в ре­зультате наблюдения, являются своеобразными сигналами, указа­телями, имеющими значение для построения правильной тактики допроса, они оказывают влияние на внутреннее убеждение следо­вателя при оценке им достоверности показаний.

По внешнему виду человека иногда можно сделать вывод об условиях его жизни и работы, профессии, личных качествах, а по жестам - о его внутреннем состоянии. Внешний облик человека в какой-то мере детерминирован внешним миром, средой, в кото­рой он находится, условиями его личной жизни. Однако не сле­дует делать какие-либо выводы о личности в целом по отдельным мимическим и физиономическим показателям. Этим в свое время злоупотребляли скомпрометировавшие себя науки физиогномика и характерология.

Обширную информацию о личности можно получить, пред­варительно посетив место работы и квартиру допрашиваемого. Вещи, предметы домашнего обихода, вся окружающая обстанов­ка могут многое «рассказать» о своем хозяине следователю, если он обладает наблюдательностью и аналитическим мышлением.

Изучение личности возможно и при помощи других извест­ных психологии методов. К их числу следует отнести беседу, анализ результатов деятельности и метод обобщения независи­мых характеристик.

Беседа - это источник и способ познания психических явле­ний в процессе речевого общения. При помощи ее устанавлива­ются уровень развития, наличие профессиональной подготовки, отношение к своему труду и фактам, представляющим интерес для исследования, проверяется мировоззрение, понимание мо­ральных и этических норм, определяются антиобщественные взгляды, выявляются психическое состояние, волевые качества личности. Беседа позволяет собрать более углубленные сведения с учетом опыта, мнений, оценки со стороны опрашиваемых.

По форме беседа может быть «свободной», когда она ве­дется не по строго определенной логической схеме, и «жест­кой», т. е. имеет неукоснительную направленность для получе­ния ответов на заранее составленные вопросы. Цель беседы дос­тигается, если следователю удается установить контакт, взаимо­понимание с опрашиваемым и удачно выбрать момент и обста­новку для ее проведения. Поэтому каждая беседа предварительно продумывается, определяется то, что подлежит выяснению, фор­мулировка и последовательность задаваемых вопросов. Главное, чтобы беседа проходила непринужденно и дополнялась наблюде­нием.

В условиях предварительного следствия этот метод применя­ется с учетом его специфики. Вызвав на допрос свидетеля, следо­ватель в целях изучения его личности не может ограничиться лишь беседой с ним - он обязан его допросить. Поэтому в «чис­том» виде этот метод не применяется. Наиболее эффективным бывает допрос, проведенный в форме беседы. В сущности, до­прос - это принудительный вид беседы, при котором один вправе спрашивать, а другой (свидетель, потерпевший) обязан отвечать. Таким образом, беседа - непротоколируемый допрос, при кото­ром у допрашиваемого отсутствует внутреннее напряжение.

Момент установления личности явившегося на допрос и за­полнения анкетной части протокола может быть использован как повод для получения от него не только социально-демо­графических данных, но и сведений о микросреде и его социаль­ных связях, уяснения нравственной и социально-психоло­гической значимости личности.

Хорошие результаты дает беседа, проведенная после допроса. Допрашиваемый становится более откровенным, и в ходе беседы можно установить мотивы, которыми он руководствовался при совершении преступления, причины и условия, способствовавшие этому.

Постановка вопросов в ходе беседы еще не означает получе­ния точного ответа на них, но по голосу и интонации отвечающе­го можно определить его психический тонус. Голос человека — одна из самых ярких черт, выражающих индивидуальность, это его идентификационный признак. Интонация по своей смысловой роли настолько самостоятельна, что независимо от формального значения слов она может определять истинный смысл фразы. По мнению некоторых исследователей, интонация несет в себе до

сорока процентов информации. Поэтому важно не только уметь слушать, но и уметь вслушиваться в повествование. Если имеется магнитофонная запись голоса допрашиваемого, ее следует про­слушать, так как по голосу можно составить фонологическую ха­рактеристику говорящего, определить его интеллект, словарный запас, психическое состояние.

Представление об умениях и навыках человека, его отноше­нии к труду, учебе, волевых качествах, интересах и способностях можно получить, анализируя результаты его деятельности. Так, по изготовленным орудиям преступления можно судить о том, обладает ли изготовившее их лицо только профессиональными навыками (например, воровскими) или еще и способностями, ко­торые можно было бы использовать для общественно полезной деятельности. Психологический анализ следов преступления по­зволяет сделать вывод о психических качествах личности пре­ступника (циничный, хладнокровный, садист и т. д.). Многое можно извлечь и из анализа письменных документов.

Сущность метода обобщения независимых ха­рактеристик заключается в обобщении возможно большего числа сведений об изучаемой личности, полученных от лиц, ко­торые с ней общались, наблюдали ее в разное время и в разнооб­разных видах деятельности. Характеристики могут быть устными и письменными, различной полноты, они могут опираться на длительные, многолетние наблюдения либо сложиться на основе случайного, но яркого факта. Получить сведения о личности можно также из анализа материалов дела, содержащих данные, характеризующие личность в процессе проведения других след­ственных действий (например, допроса лиц, хорошо знающих допрашиваемого); путем специального сбора сведений по месту работы, учебы; из полученной характеристики; из бесед с оперативными работниками милиции, которые проводили задержание, либо со следователем, который это лицо уже допрашивал. При сборе данных обращают внимание на полноту отзывов, стремятся к тому, чтобы они охватывали различные стороны жизни изучае­мой личности, а главное — были объективными.

Большое значение для изучения личности имеет информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных ме­роприятий. Однако использование ее не является самостоятель­ным методом изучения допрашиваемого. Это такая форма деятельности, в которой широко и комплексно применяются указанные выше методы. Информация, полученная в результате прове­дения оперативно-розыскных мер, позволяет определить линию поведения обвиняемого на допросе, отношение его к тем или иным доказательствам, пресечь попытки сговора с соучастниками и свидетелями, предугадать уловки, к которым намерен прибег­нуть допрашиваемый, чтобы опорочить доказательства, наконец, знать индивидуальные особенности его личности, что может быть использовано для установления психологического контакта.

Необходимым условием речевого общения является психоло­гический контакт, благодаря которому создаются предпосылки рационального достижения желаемых результатов.

Задачи контакта в юридической практике разнообразны. Ос­новная из них, тактическая, создание обстановки для полу­чения информации, исходящей от допрашиваемого. Эвристи­ческая функция контакта — активизировать мыслительную дея­тельность допрашиваемого, с тем чтобы направить ее в нужное для расследования русло Большое значение имеет контроли­рующая функция или функция обратной связи информации. Если контакт установлен, то следователь получает возможность сопоставить полученную информацию на данном допросе с уже имеющейся по делу. Эмоциональная функция контакта за­ключается в том, что следователь влияет на допрашиваемого сво­ей верой в справедливость, заражает своим оптимизмом. Мо­рально-этическая функция контакта - умение располо­жить к себе допрашиваемого, войти к нему в доверие и получить правдивые показания. Морально-этическая и эмоциональная функция более характерны для вводной части допроса, тактиче­ская и эвристическая преимущественно решаются в главной его части, а контролирующая - на заключительном этапе. Этим час­тям допроса соответствуют и определенные этапы контакта. Во вводной части допроса устанавливается эмоционально-психологический контакт; в главной части контакт перерастает в рабочий период, и задача следователя заключается в том, чтобы его постоянно поддерживать; в заключительной части происхо­дит проверка эффективности контакта.

Для каждого периода допроса характерны свои методы уста­новления и поддержания контакта. Для вводной части - нефор­мальная беседа с целью уточнить демографические данные, фрагменты биографии, жизненного и трудового пути допраши­ваемого. При этом внимание акцентируется на обстоятельствах,

положительно характеризующих его. Следователь на данном эта­пе окончательно определяет линию своего поведения, уточняет предмет допроса и ставит перед допрашиваемым мыслительную задачу. В период установления контакта следователь наиболее активен.

В главной части допроса идут закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашивае­мым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией. Для поддер­жания контакта на протяжении всего допроса необходимо посто­янно активизировать внимание допрашиваемого.

Поддерживать должный уровень психологического контакта с допрашиваемым нужно не только в период допроса, но и на за­ключительной стадии. Чтобы не ослабить этот контакт в период фиксации показаний, следует вовлечь допрашиваемого в процесс написания протокола, для чего вслух произносится все то, что за­писывает следователь. Допрашиваемый будет активно участво­вать в обсуждении формулировок, вносить свои поправки, при­поминать упущенные или забытые детали и тем самым способст­вовать улучшению качества протокола.

Психологический контакт между участниками общения не заканчивается допросом. Важно сохранить этот контакт и для по­вторных допросов, и для иных следственных действий. Более то­го, характер отношений, сложившихся со следователем, допра­шиваемый перенесет и на других лиц, принимающих участие в осуществлении правосудия.

В установлении контакта с допрашиваемым не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, учет свойств личности допрашиваемого. Следователь обязан помнить, кто сидит по другую сторону стола. Встречаются лица, с которы­ми легко можно установить контакт, тотчас и без особых усилий полностью «захватить» их, у которых каждое слово, каждый до­вод следователя находит верный отклик. Но есть и такие, по от­ношению к которым у следователя сразу же возникает чувство отрицательного напряжения. Тогда, несмотря на очень осторож­ные и обдуманные действия, следователю не удается получить от допрашиваемых правдивых показаний.

Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит от того, какое положение в процессе занимает данное лицо. В отличие от допроса потерпев-

ших и добросовестных свидетелей допрос подозреваемого и об­виняемого представляет определенную трудность, так как их психика находится под постоянно действующим раздражителем, доминантой. В каждом случае следователь должен разобраться в состоянии допрашиваемого и при помощи тактических приемов снять напряжение, отрицательно влияющее на установление контакта.

Пути установления психологического контакта различны. Прежде всего необходимо снять смысловой и эмоциональный барьеры, мешающие установлению контакта, и возбудить у до­прашиваемого интерес к общению, постараться вызвать заинте­ресованность к даче правдивых показаний. Знание цели общения способствует активизации психических процессов. Так, если до­прашиваемый знает, зачем его вызвали, понимает, что его пока­зания имеют большое значение для дела, он лучше вспоминает и воспроизводит события. Этот путь воздействия рассчитан на по­ложительные моральные качества допрашиваемого. Процесс ус­тановления психологического контакта иногда сопровождается внутренней борьбой положительных и отрицательных мотивов. Задача следователя - выяснить их и помочь допрашиваемому по­бороть в себе отрицательные мотивы. Важно при этом, чтобы допрашиваемый проникся сознанием необходимости дать пока­зания. Для этого бывает достаточно раскрыть перед ним целесо­образность такого поведения, показать, какое значение имеет его чистосердечное раскаяние для правильного разрешения дела су­дом, избрания ему меры наказания, соответствующей содеянному.

Хороших результатов для установления психологического контакта добиваются, вызывая у допрашиваемого такое эмоцио­нальное состояние, в результате которого автоматически снима­ется заторможенность, преодолеваются апатия и безразличие к своей судьбе, появляется чувство долга, уверенности в себе. Этот тип доводов называют психологическим (ad hominem). Возбуж­дать эмоциональное состояние разрешено только приемами, ко­торые не противоречат законности, не допускают со стороны следователя провокационных действий, лжи и обмана допраши­ваемого, психического и физического принуждения к даче пока­заний, не вызывают реакции, опасной для здоровья.

Процесс установления контакта зависит в основном от следо­вателя, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и личностных качеств. Его эффективность определяется линией

поведения следователя по отношению к допрашиваемому. Важно, чтобы допрос проводился ровным и спокойным тоном, без гру­бых и оскорбительных выражений и пренебрежения к допраши­ваемому, чтобы к любому его показанию следователь относился одинаково серьезно, с искренним интересом независимо от сте­пени важности сведений, получаемых при этом. Ни в коем случае не следует выражать удовольствие или разочарование при полу­чении ответа. Это может произвести то или иное внушение на допрашиваемого, что в свою очередь отрицательно скажется на объективности показаний.

Следователь всегда является объектом пристального изуче­ния со стороны допрашиваемых. Находясь в возбужденном со­стоянии, они чутко реагируют на каждое проявление неуверенно­сти с его стороны, на всю жизнь запоминают его слова. Допра­шивая людей изо дня в день, следователь вырабатывает умение распознавать особенности психики допрашиваемых лиц, но со временем чувство новизны допроса утрачивается, следователь привыкает к его атмосфере и в результате может проявлять авто­матизм. Такое поведение - симптом профессиональной деформа­ции. Действенное средство борьбы с этим - самоконтроль.

Следователь должен уметь вести с людьми душевную беседу, ибо проникновенность и сердечность в разговоре, как правило, оказывают наиболее сильное воздействие.

Для установления контакта с допрашиваемым следователю важно быть и хорошим слушателем. Человек, привыкший много говорить сам, бывает нетерпеливым слушателем. Внимательное отношение к говорящему, благожелательность, глубокое стрем­ление разобраться в деле и понять собеседника, проявление истинного интереса, умение представить себе точку зрения говоря­щего, его психологию, интересы - вот компоненты умения слу­шать. В известном смысле можно сказать, что этим определяется профессиональная пригодность следователя.

Для установления контакта, смягчения обстоятельств, ме­шающих этому, имеют значение и внешние факторы, оказываю­щие влияние на формирование показаний: порядок приглашения на допрос, процедура предупреждения допрашиваемого об уго­ловной ответственности за отказ или уклонение от дачи показа­ний и за дачу заведомо ложных показаний, место допроса, нали­чие посторонних раздражителей.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом лицо, подлежащее допросу, вызывается к следователю повесткой, теле­граммой или телефонограммой. Независимо от процессуального положения лица форма повестки одинакова. С целью установле­ния контакта с допрашиваемым желательно указывать в повестке, в качестве кого данное лицо вызывается, и последствия неявки -отдельно для свидетеля и потерпевшего, отдельно для подозре­ваемого и обвиняемого. В этой связи заслуживает одобрения су­ществующая в некоторых местах практика вызова свидетелей и потерпевших не повесткой, а специальным письмом, именуемым приглашением. Большое значение для установления психологи­ческого контакта имеет форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи по­казаний и за дачу ложных показаний. Очень важно, как следова­тель изложит требования норм УПК: в форме разъяснения, дове­дения до сведения, предупреждения и т. п. Предупреждение сви­детелей об уголовной ответственности имеет профилактическое, упреждающее значение, является правовой гарантией получения правдивых показаний, оказывает на них дисциплинирующее воз­действие; оно не преследует цели запугать или унизить свидетеля.

Место проведения следственного действия также является психологическим фактором, с которым нельзя не считаться при установлении психологического контакта. Где допросить - реша­ет следователь, исходя из конкретных обстоятельств расследуе­мого дела. Если свидетели допрашиваются по месту жительства, то не обязательно делать это в их квартире. Допрашиваемого важно лишить того психологического преимущества, которое он испытывает, если допрос ведется у него дома. Ведь недаром в народе бытует поговорка, что «дома и стены помогают». Допрос может быть проведен в комнате участкового инспектора, в помещении админи­страции или в любом другом здании государственного учреждения.

По нашему убеждению, основанному на обобщении положи­тельного опыта следственной работы, в кабинете должен рабо­тать один следователь. Для установления взаимопонимания меж­ду следователем и участниками уголовного процесса важно, что­бы допрос производился наедине, когда иное не предусмотрено законом. В этом заложен глубокий психологический смысл. Кон­такт при допросе предполагает элемент доверительности. А в комнате, где несколько человек, о такой доверительности не мо­жет быть и речи.

В связи с широким использованием в следственной практике технических средств для фиксации показаний возникает вопрос, как отражается их применение на установление контакта с лица­ми, проходящими по делу. Даже при самом положительном от­ношении допрашиваемых к магнитофонной, кино- и видеозаписи в расследовании преступлений следует все же признать, что на установлении контакта процесс их применения нередко сказыва­ется отрицательно. Во-первых, какой бы подготовкой ни обладал следователь, магнитофон или видеокамера сковывают его: он больше заботится о форме и грамотности вопросов, а не о суще­стве допроса. Той живой беседы, которая характерна для уста­новления контакта, не получается. Во-вторых, сознание того, что весь ход допроса будет записан на магнитофонную ленту и может быть открыто прослушан, отрицательно влияет и на допрашивае­мого. Перед тем как провести звукозапись, следует подумать, как это отразится на результатах допроса, в процессе которого про­исходит знакомство следователя с допрашиваемым, устанавлива­ется атмосфера взаимопонимания и доверия.

Установить взаимопонимание с лицами, проходящими по де­лу, легче тому следователю, который является жителем данного региона и пользуется хорошей репутацией, знает язык коренного населения, одной национальности с допрашиваемым. Для уста­новления психологического контакта важно знать и отношение допрашиваемого к следователю. Если допрашиваемый отмечает у следователя какие-либо слабые стороны (высокомерие, самолю­бование, артистизм, ложный пафос, нервозность, мягкотелость и т. п.) и использует их в своих интересах, следователю необходи­мо пересмотреть свое поведение с допрашиваемым и отношение к исполнению служебных обязанностей. В некоторых случаях бывает целесообразно передать дело другому следователю.

В процессе допроса следователю иногда приходится отсту­пать от намеченной линии своего поведения, и не потому, что допрашиваемый не хочет сказать правду, а вследствие того, что он не готов пока рассказать ее. Нужна еще подготовительная ра­бота, психологическое воздействие следователя на установление контакта с допрашиваемым. Следует избегать случаев, когда до­прашиваемый скажет «нет», потому что затем ему труднее будет произнести «да». Установив надлежащий контакт логикой убеж­дения и силой доказательств, следователь получит в ответ на пер­вый вопрос первое правдивое «да», за которым последуют и другие.

Date: 2015-10-22; view: 2283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию