Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологический контакт как условие речевого общения
Жизнедеятельность человека проходит в постоянном общении с другими людьми, что порождает определенные взаимоотношения. Важнейшими элементами взаимоотношений являются психологический контакт, комфортная обстановка сопереживания и взаимопонимания. Психологический контакт возможен тогда, когда его участники осознают необходимость в совместной деятельности или общении друг с другом. Контакт - это психологически соответствующие условия для восприятия и усвоения информации, исходящей от участников общения. Рассмотрим сущность контакта в юридической деятельности на фоне наиболее вербального следственного действия -допроса. Психологический контакт в следственной практике - это особого рода взаимоотношения следователя с участниками уголовного процесса, характеризующиеся стремлением следователя поддержать общение, чтобы получить правдивые, полные и достоверные показания, имеющие отношение к делу. Контакт между следователем и допрашиваемым носит односторонний характер, следователь стремится получить как можно больше информации от допрашиваемого, а сам до определенного момента скрывает свою осведомленность по делу. Следует указать и на такие особенности, вызываемые условиями расследования, как принудительность этого общения для одного из участников, несовпадение в большинстве случаев интересов двух сторон, сложность последующего установления контакта, если таковой не был достигнут на первоначальном этапе общения, активная деятельность следователя по установлению контакта и его лидерство в управлении и организации этого общения. Сущность контакта при допросе определяется спецификой психологических отношений, возникающих между следователем и допрашиваемым. Он обеспечивается правильно избранной следователем тактикой, основанной на изучении индивидуальных особенностей личности допрашиваемого, материалов уголовного дела, а также коммуникативными способностями следователя выжать у допрашиваемого заинтересованность в общении. Психологический контакт не следует понимать как отношения между следователем и допрашиваемым, при которых возникают симпа-1ии или разрешаются все противоречия. Вряд ли у следователя появится симпатия к убийце, насильнику, хулигану. При психологическом контакте исчезает барьер отчужденности, и люди могут и хотят воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Установление психологического контакта с допрашиваемым - одно из основных условий речевого общения для получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Такой контакт необходимо поддерживать не только в течение допроса, но и в последующий период работы с данным участником процесса. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, отсутствие доверия на первых порах впоследствии заменится прочным психологическим контактом, характеризующимся должным взаимопониманием. Отсюда следует вывод, что психологический контакт - это не отдельная стадия допроса и не тактический его прием. Тактический прием имеет локальный характер и ограничен во времени. Психологический же контакт должен сопутствовать всему ходу общения, для его установления требуется проведение ряда тактических приемов, определяемых ходом допроса, обстоятельствами дела и наличием доказательств, а также личностью допрашиваемого. Эффективность речевого воздействия, установление психологического контакта определяется прежде всего тем, насколько следователем изучена личность процессуального партнера. В широком социальном и психологическом плане личность изучается с трех позиций: личность как труженик, личность как общественный деятель и личность как физическое лицо. В уголовном судопроизводстве это изучение имеет свои особенности, поэтому методы и средства, выработанные социологией и психологией, могут использоваться в следственной практике лишь настолько, насколько они применимы к специфике предварительного следствия. Под изучением личности в уголовном судопроизводстве понимается целенаправленная деятельность следователя по установлению определенной совокупности данных, характеризующих эту личность и имеющих значение для правильного применения норм уголовного закона, точного соблюдения предписаний уголовно-процессуального законодательства, выбора и использования наиболее эффективных приемов при проведении отдельных следственных действий, а также принятия надлежащих мер по предупреждению преступлений. Изучение личности обвиняемого (подозреваемого) и свидетеля (потерпевшего) в уголовном процессе проводится в уголовно-правовом, уголовно-процессуальном, криминологическом и криминалистическом (тактическом) аспектах. Для нас в первую очередь представляют интерес уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты изучения личности. Криминалистический аспект изучения допрашиваемого предполагает получение такой информации, которая может быть использована для выбора наиболее эффективных в данном случае тактических приемов ведения допроса, наиболее приемлемых способов воздействия на допрашиваемого с целью получения от него полных и объективных показаний. Знание взглядов, интересов, потребностей, ценностных ориентации, характерологических, волевых и эмоциональных особенностей и свойств личности позволяет дать криминалистическую оценку его поведения. Иногда предлагают выявить зависимость между личностными свойствами допрашиваемого и тактическими приемами допроса, считая при этом, что достаточно определить одно-два личностных качества, например темперамент допрашиваемого, чтобы избрать наиболее эффективную тактику допроса. Однако по ведение личности детерминируется всей совокупностью социальных и психических свойств и качеств. Оно определяется не столько темпераментом, сколько совокупностью мировоззрения, суждения, потребностей, эмоциональными и волевыми свойствами. При изучении личности допрашиваемого должен быть применен системно-структурный подход, при котором свойственные ему качества рассматриваются как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Изучение личности допрашиваемого следователем направлено в первую очередь на получение такой информации, при помощи которой можно прогнозировать поведение данного лица в процессе общения. В условиях дефицита информации и времени, что характерно для процесса расследования, велика роль интуиции, а в конфликтных ситуациях важна способность следователя к рефлексивному мышлению. Это позволяет предрешить дальнейшие действия участников уголовного процесса, создать условия для реализации определенного варианта поведения и использовать этот вариант для тактического воздействия на допрашиваемого. Сложность прогнозирования в процессе расследования заключается в том, что следователю на ранней стадии расследования исходные данные о допрашиваемом известны лишь предположительно. Поэтому приходится разрабатывать несколько возможных вариантов поведения того или иного участника процесса. Результаты допроса в значительной степени определяются тем, насколько точно диагностирована личность допрашиваемого приемами, доступными следователю, и насколько сведения, полученные в процессе этого изучения, правильно использованы для выбора наиболее эффективных приемов и способов решения тактических задач расследования. Прогнозирование при допросе и в процессе всего расследования должно основываться на безошибочном анализе данных, имеющихся в деле, включающих и данные о личности допрашиваемого. Изучение личности допрашиваемого начинается с момента принятия решения о его допросе и условно разделяется на два этапа; первый - до проведения допроса, второй - в процессе его. Оно может быть проведено с помощью процессуальных и непроцессуальных источников, непосредственно следователем и опосредованно, т. е. через третьих лиц. Процессуальная форма получения информации о личности допрашиваемого - это те следственные действия, при производстве которых следователь получает о нем информационные данные (допрос, обыск, осмотр, экспертизы и т. д.). К непроцессуальным источникам относятся все другие средства получения информации: оперативно-розыскные, помощь общественности и пр. Объем и средства получения информации от допрашиваемого зависят от его процессуального положения, целей допроса, обстоятельств расследуемого преступления и реальных возможностей следователя. В каждом случае нужно знать биографические данные допрашиваемого, располагать сведениями о его трудовой деятельности, поведении в общественных местах и в быту, личных качествах. Все это имеет тактическое значение и способствует установлению психологического контакта. Изучение личности допрашиваемого должно отвечать ряду требований. Во-первых, оно должно быть проведено с помощью научно обоснованных методов социологии и психологии, а также с учетом таких особенностей дознания и предварительного следствия, как специфика объекта исследования, локальный характер исследования, дефицит времени, возможность конфликтной ситуации, процессуальная форма исследования. Во-вторых, изучение личности должно отвечать принципу объективности, т. е. необходимо выявить не только отрицательные, но и положительные ее качества. Следует изучать не отдельные изолированные свойства, а функциональную динамическую структуру личности в целом, с учетом ее развития и изменяемости. В-третьих, изучение личности должно быть целенаправленным: задачи и цели конкретно сформулированы и заранее определены. В-четвертых, оно должно проводиться в широком масштабе и быть достаточно продолжительным по времени. Результат будет тем точнее, чем длиннее отрезок времени, на протяжении которого проводится изучение. В-пятых, изучение личности предполагает использование всех известных методов в их комплексе, с тем, чтобы результаты одного могли быть перепроверены с помощью других. Комплексное использование различных методов предохраняет от ошибок, обеспечивает полноту и объективность полученных данных, позволяет следователю познать личность во всем ее многообразии. К числу методов, которые применяются для изучения личности в социологии и психологии и используются с учетом специфики в судопроизводстве, относится в первую очередь наблюдение. Наблюдение - это специально организованное, систематическое, преднамеренное и целенаправленное восприятие личности с целью изучения разнообразных проявлений ее психики. От простого восприятия процесс наблюдения отличается усиленной концентрацией внимания на объекте. Данные, полученные в результате наблюдения, являются своеобразными сигналами, указателями, имеющими значение для построения правильной тактики допроса, они оказывают влияние на внутреннее убеждение следователя при оценке им достоверности показаний. По внешнему виду человека иногда можно сделать вывод об условиях его жизни и работы, профессии, личных качествах, а по жестам - о его внутреннем состоянии. Внешний облик человека в какой-то мере детерминирован внешним миром, средой, в которой он находится, условиями его личной жизни. Однако не следует делать какие-либо выводы о личности в целом по отдельным мимическим и физиономическим показателям. Этим в свое время злоупотребляли скомпрометировавшие себя науки физиогномика и характерология. Обширную информацию о личности можно получить, предварительно посетив место работы и квартиру допрашиваемого. Вещи, предметы домашнего обихода, вся окружающая обстановка могут многое «рассказать» о своем хозяине следователю, если он обладает наблюдательностью и аналитическим мышлением. Изучение личности возможно и при помощи других известных психологии методов. К их числу следует отнести беседу, анализ результатов деятельности и метод обобщения независимых характеристик. Беседа - это источник и способ познания психических явлений в процессе речевого общения. При помощи ее устанавливаются уровень развития, наличие профессиональной подготовки, отношение к своему труду и фактам, представляющим интерес для исследования, проверяется мировоззрение, понимание моральных и этических норм, определяются антиобщественные взгляды, выявляются психическое состояние, волевые качества личности. Беседа позволяет собрать более углубленные сведения с учетом опыта, мнений, оценки со стороны опрашиваемых. По форме беседа может быть «свободной», когда она ведется не по строго определенной логической схеме, и «жесткой», т. е. имеет неукоснительную направленность для получения ответов на заранее составленные вопросы. Цель беседы достигается, если следователю удается установить контакт, взаимопонимание с опрашиваемым и удачно выбрать момент и обстановку для ее проведения. Поэтому каждая беседа предварительно продумывается, определяется то, что подлежит выяснению, формулировка и последовательность задаваемых вопросов. Главное, чтобы беседа проходила непринужденно и дополнялась наблюдением. В условиях предварительного следствия этот метод применяется с учетом его специфики. Вызвав на допрос свидетеля, следователь в целях изучения его личности не может ограничиться лишь беседой с ним - он обязан его допросить. Поэтому в «чистом» виде этот метод не применяется. Наиболее эффективным бывает допрос, проведенный в форме беседы. В сущности, допрос - это принудительный вид беседы, при котором один вправе спрашивать, а другой (свидетель, потерпевший) обязан отвечать. Таким образом, беседа - непротоколируемый допрос, при котором у допрашиваемого отсутствует внутреннее напряжение. Момент установления личности явившегося на допрос и заполнения анкетной части протокола может быть использован как повод для получения от него не только социально-демографических данных, но и сведений о микросреде и его социальных связях, уяснения нравственной и социально-психологической значимости личности. Хорошие результаты дает беседа, проведенная после допроса. Допрашиваемый становится более откровенным, и в ходе беседы можно установить мотивы, которыми он руководствовался при совершении преступления, причины и условия, способствовавшие этому. Постановка вопросов в ходе беседы еще не означает получения точного ответа на них, но по голосу и интонации отвечающего можно определить его психический тонус. Голос человека — одна из самых ярких черт, выражающих индивидуальность, это его идентификационный признак. Интонация по своей смысловой роли настолько самостоятельна, что независимо от формального значения слов она может определять истинный смысл фразы. По мнению некоторых исследователей, интонация несет в себе до сорока процентов информации. Поэтому важно не только уметь слушать, но и уметь вслушиваться в повествование. Если имеется магнитофонная запись голоса допрашиваемого, ее следует прослушать, так как по голосу можно составить фонологическую характеристику говорящего, определить его интеллект, словарный запас, психическое состояние. Представление об умениях и навыках человека, его отношении к труду, учебе, волевых качествах, интересах и способностях можно получить, анализируя результаты его деятельности. Так, по изготовленным орудиям преступления можно судить о том, обладает ли изготовившее их лицо только профессиональными навыками (например, воровскими) или еще и способностями, которые можно было бы использовать для общественно полезной деятельности. Психологический анализ следов преступления позволяет сделать вывод о психических качествах личности преступника (циничный, хладнокровный, садист и т. д.). Многое можно извлечь и из анализа письменных документов. Сущность метода обобщения независимых характеристик заключается в обобщении возможно большего числа сведений об изучаемой личности, полученных от лиц, которые с ней общались, наблюдали ее в разное время и в разнообразных видах деятельности. Характеристики могут быть устными и письменными, различной полноты, они могут опираться на длительные, многолетние наблюдения либо сложиться на основе случайного, но яркого факта. Получить сведения о личности можно также из анализа материалов дела, содержащих данные, характеризующие личность в процессе проведения других следственных действий (например, допроса лиц, хорошо знающих допрашиваемого); путем специального сбора сведений по месту работы, учебы; из полученной характеристики; из бесед с оперативными работниками милиции, которые проводили задержание, либо со следователем, который это лицо уже допрашивал. При сборе данных обращают внимание на полноту отзывов, стремятся к тому, чтобы они охватывали различные стороны жизни изучаемой личности, а главное — были объективными. Большое значение для изучения личности имеет информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако использование ее не является самостоятельным методом изучения допрашиваемого. Это такая форма деятельности, в которой широко и комплексно применяются указанные выше методы. Информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мер, позволяет определить линию поведения обвиняемого на допросе, отношение его к тем или иным доказательствам, пресечь попытки сговора с соучастниками и свидетелями, предугадать уловки, к которым намерен прибегнуть допрашиваемый, чтобы опорочить доказательства, наконец, знать индивидуальные особенности его личности, что может быть использовано для установления психологического контакта. Необходимым условием речевого общения является психологический контакт, благодаря которому создаются предпосылки рационального достижения желаемых результатов. Задачи контакта в юридической практике разнообразны. Основная из них, тактическая, создание обстановки для получения информации, исходящей от допрашиваемого. Эвристическая функция контакта — активизировать мыслительную деятельность допрашиваемого, с тем чтобы направить ее в нужное для расследования русло Большое значение имеет контролирующая функция или функция обратной связи информации. Если контакт установлен, то следователь получает возможность сопоставить полученную информацию на данном допросе с уже имеющейся по делу. Эмоциональная функция контакта заключается в том, что следователь влияет на допрашиваемого своей верой в справедливость, заражает своим оптимизмом. Морально-этическая функция контакта - умение расположить к себе допрашиваемого, войти к нему в доверие и получить правдивые показания. Морально-этическая и эмоциональная функция более характерны для вводной части допроса, тактическая и эвристическая преимущественно решаются в главной его части, а контролирующая - на заключительном этапе. Этим частям допроса соответствуют и определенные этапы контакта. Во вводной части допроса устанавливается эмоционально-психологический контакт; в главной части контакт перерастает в рабочий период, и задача следователя заключается в том, чтобы его постоянно поддерживать; в заключительной части происходит проверка эффективности контакта. Для каждого периода допроса характерны свои методы установления и поддержания контакта. Для вводной части - неформальная беседа с целью уточнить демографические данные, фрагменты биографии, жизненного и трудового пути допрашиваемого. При этом внимание акцентируется на обстоятельствах, положительно характеризующих его. Следователь на данном этапе окончательно определяет линию своего поведения, уточняет предмет допроса и ставит перед допрашиваемым мыслительную задачу. В период установления контакта следователь наиболее активен. В главной части допроса идут закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашиваемым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией. Для поддержания контакта на протяжении всего допроса необходимо постоянно активизировать внимание допрашиваемого. Поддерживать должный уровень психологического контакта с допрашиваемым нужно не только в период допроса, но и на заключительной стадии. Чтобы не ослабить этот контакт в период фиксации показаний, следует вовлечь допрашиваемого в процесс написания протокола, для чего вслух произносится все то, что записывает следователь. Допрашиваемый будет активно участвовать в обсуждении формулировок, вносить свои поправки, припоминать упущенные или забытые детали и тем самым способствовать улучшению качества протокола. Психологический контакт между участниками общения не заканчивается допросом. Важно сохранить этот контакт и для повторных допросов, и для иных следственных действий. Более того, характер отношений, сложившихся со следователем, допрашиваемый перенесет и на других лиц, принимающих участие в осуществлении правосудия. В установлении контакта с допрашиваемым не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, учет свойств личности допрашиваемого. Следователь обязан помнить, кто сидит по другую сторону стола. Встречаются лица, с которыми легко можно установить контакт, тотчас и без особых усилий полностью «захватить» их, у которых каждое слово, каждый довод следователя находит верный отклик. Но есть и такие, по отношению к которым у следователя сразу же возникает чувство отрицательного напряжения. Тогда, несмотря на очень осторожные и обдуманные действия, следователю не удается получить от допрашиваемых правдивых показаний. Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит от того, какое положение в процессе занимает данное лицо. В отличие от допроса потерпев- ших и добросовестных свидетелей допрос подозреваемого и обвиняемого представляет определенную трудность, так как их психика находится под постоянно действующим раздражителем, доминантой. В каждом случае следователь должен разобраться в состоянии допрашиваемого и при помощи тактических приемов снять напряжение, отрицательно влияющее на установление контакта. Пути установления психологического контакта различны. Прежде всего необходимо снять смысловой и эмоциональный барьеры, мешающие установлению контакта, и возбудить у допрашиваемого интерес к общению, постараться вызвать заинтересованность к даче правдивых показаний. Знание цели общения способствует активизации психических процессов. Так, если допрашиваемый знает, зачем его вызвали, понимает, что его показания имеют большое значение для дела, он лучше вспоминает и воспроизводит события. Этот путь воздействия рассчитан на положительные моральные качества допрашиваемого. Процесс установления психологического контакта иногда сопровождается внутренней борьбой положительных и отрицательных мотивов. Задача следователя - выяснить их и помочь допрашиваемому побороть в себе отрицательные мотивы. Важно при этом, чтобы допрашиваемый проникся сознанием необходимости дать показания. Для этого бывает достаточно раскрыть перед ним целесообразность такого поведения, показать, какое значение имеет его чистосердечное раскаяние для правильного разрешения дела судом, избрания ему меры наказания, соответствующей содеянному. Хороших результатов для установления психологического контакта добиваются, вызывая у допрашиваемого такое эмоциональное состояние, в результате которого автоматически снимается заторможенность, преодолеваются апатия и безразличие к своей судьбе, появляется чувство долга, уверенности в себе. Этот тип доводов называют психологическим (ad hominem). Возбуждать эмоциональное состояние разрешено только приемами, которые не противоречат законности, не допускают со стороны следователя провокационных действий, лжи и обмана допрашиваемого, психического и физического принуждения к даче показаний, не вызывают реакции, опасной для здоровья. Процесс установления контакта зависит в основном от следователя, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и личностных качеств. Его эффективность определяется линией поведения следователя по отношению к допрашиваемому. Важно, чтобы допрос проводился ровным и спокойным тоном, без грубых и оскорбительных выражений и пренебрежения к допрашиваемому, чтобы к любому его показанию следователь относился одинаково серьезно, с искренним интересом независимо от степени важности сведений, получаемых при этом. Ни в коем случае не следует выражать удовольствие или разочарование при получении ответа. Это может произвести то или иное внушение на допрашиваемого, что в свою очередь отрицательно скажется на объективности показаний. Следователь всегда является объектом пристального изучения со стороны допрашиваемых. Находясь в возбужденном состоянии, они чутко реагируют на каждое проявление неуверенности с его стороны, на всю жизнь запоминают его слова. Допрашивая людей изо дня в день, следователь вырабатывает умение распознавать особенности психики допрашиваемых лиц, но со временем чувство новизны допроса утрачивается, следователь привыкает к его атмосфере и в результате может проявлять автоматизм. Такое поведение - симптом профессиональной деформации. Действенное средство борьбы с этим - самоконтроль. Следователь должен уметь вести с людьми душевную беседу, ибо проникновенность и сердечность в разговоре, как правило, оказывают наиболее сильное воздействие. Для установления контакта с допрашиваемым следователю важно быть и хорошим слушателем. Человек, привыкший много говорить сам, бывает нетерпеливым слушателем. Внимательное отношение к говорящему, благожелательность, глубокое стремление разобраться в деле и понять собеседника, проявление истинного интереса, умение представить себе точку зрения говорящего, его психологию, интересы - вот компоненты умения слушать. В известном смысле можно сказать, что этим определяется профессиональная пригодность следователя. Для установления контакта, смягчения обстоятельств, мешающих этому, имеют значение и внешние факторы, оказывающие влияние на формирование показаний: порядок приглашения на допрос, процедура предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, место допроса, наличие посторонних раздражителей. В соответствии с уголовно-процессуальным законом лицо, подлежащее допросу, вызывается к следователю повесткой, телеграммой или телефонограммой. Независимо от процессуального положения лица форма повестки одинакова. С целью установления контакта с допрашиваемым желательно указывать в повестке, в качестве кого данное лицо вызывается, и последствия неявки -отдельно для свидетеля и потерпевшего, отдельно для подозреваемого и обвиняемого. В этой связи заслуживает одобрения существующая в некоторых местах практика вызова свидетелей и потерпевших не повесткой, а специальным письмом, именуемым приглашением. Большое значение для установления психологического контакта имеет форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Очень важно, как следователь изложит требования норм УПК: в форме разъяснения, доведения до сведения, предупреждения и т. п. Предупреждение свидетелей об уголовной ответственности имеет профилактическое, упреждающее значение, является правовой гарантией получения правдивых показаний, оказывает на них дисциплинирующее воздействие; оно не преследует цели запугать или унизить свидетеля. Место проведения следственного действия также является психологическим фактором, с которым нельзя не считаться при установлении психологического контакта. Где допросить - решает следователь, исходя из конкретных обстоятельств расследуемого дела. Если свидетели допрашиваются по месту жительства, то не обязательно делать это в их квартире. Допрашиваемого важно лишить того психологического преимущества, которое он испытывает, если допрос ведется у него дома. Ведь недаром в народе бытует поговорка, что «дома и стены помогают». Допрос может быть проведен в комнате участкового инспектора, в помещении администрации или в любом другом здании государственного учреждения. По нашему убеждению, основанному на обобщении положительного опыта следственной работы, в кабинете должен работать один следователь. Для установления взаимопонимания между следователем и участниками уголовного процесса важно, чтобы допрос производился наедине, когда иное не предусмотрено законом. В этом заложен глубокий психологический смысл. Контакт при допросе предполагает элемент доверительности. А в комнате, где несколько человек, о такой доверительности не может быть и речи. В связи с широким использованием в следственной практике технических средств для фиксации показаний возникает вопрос, как отражается их применение на установление контакта с лицами, проходящими по делу. Даже при самом положительном отношении допрашиваемых к магнитофонной, кино- и видеозаписи в расследовании преступлений следует все же признать, что на установлении контакта процесс их применения нередко сказывается отрицательно. Во-первых, какой бы подготовкой ни обладал следователь, магнитофон или видеокамера сковывают его: он больше заботится о форме и грамотности вопросов, а не о существе допроса. Той живой беседы, которая характерна для установления контакта, не получается. Во-вторых, сознание того, что весь ход допроса будет записан на магнитофонную ленту и может быть открыто прослушан, отрицательно влияет и на допрашиваемого. Перед тем как провести звукозапись, следует подумать, как это отразится на результатах допроса, в процессе которого происходит знакомство следователя с допрашиваемым, устанавливается атмосфера взаимопонимания и доверия. Установить взаимопонимание с лицами, проходящими по делу, легче тому следователю, который является жителем данного региона и пользуется хорошей репутацией, знает язык коренного населения, одной национальности с допрашиваемым. Для установления психологического контакта важно знать и отношение допрашиваемого к следователю. Если допрашиваемый отмечает у следователя какие-либо слабые стороны (высокомерие, самолюбование, артистизм, ложный пафос, нервозность, мягкотелость и т. п.) и использует их в своих интересах, следователю необходимо пересмотреть свое поведение с допрашиваемым и отношение к исполнению служебных обязанностей. В некоторых случаях бывает целесообразно передать дело другому следователю. В процессе допроса следователю иногда приходится отступать от намеченной линии своего поведения, и не потому, что допрашиваемый не хочет сказать правду, а вследствие того, что он не готов пока рассказать ее. Нужна еще подготовительная работа, психологическое воздействие следователя на установление контакта с допрашиваемым. Следует избегать случаев, когда допрашиваемый скажет «нет», потому что затем ему труднее будет произнести «да». Установив надлежащий контакт логикой убеждения и силой доказательств, следователь получит в ответ на первый вопрос первое правдивое «да», за которым последуют и другие. Date: 2015-10-22; view: 2350; Нарушение авторских прав |