Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический анализ речевого общения





Основное назначение процесса речевого общения между людьми заключается в обмене информацией.

Каждый предмет материального мира является носителем определенной информации. Вначале под информацией понима­лись все сведения, сообщения о чем-либо, которыми обменива­лись люди в процессе общения. Благодаря развитию кибернетики и теории информации было уточнено определение человеческой информации, под которой стали понимать не только сведения или сообщения, но и снятую, устраненную неопределенность. Под информацией в самом общем смысле понимается отражение, пе­редача разнообразия.

Различают два вида информации - материальную и идеаль­ную. Материальная информация представляет собой отражение разнообразия в природе, происходящее независимо от сознания человека. Отражение же этого разнообразия в сознании человека есть идеальная (социальная) информация, которая является производной от материальной информации и характеризует про­цессы общественного бытия.

Информация способствует увеличению нашего знания о предмете, событии или явлении. Она может относиться к фактам прошлого, настоящего и будущего. И поскольку основная задача судебного доказывания состоит в установлении фактических об­стоятельств расследуемого дела, которые, как правило, являются фактами прошлого, то решение этой задачи возможно путем по-

Об этой черте профессиональной деятельности Аркадий и Георгий Вайне-ры писали: «Почти всякий человек бросится, например, защищать женщину от хулигана. Но это - эпизод, мгновенный нервный толчок, эмоциональный порыв А вот каждый день, каждую неделю, месяцы, годы идти вброд через поток чело­веческих страданий, боли, крови, обид, разбитых мечтаний - вот это действи-гельно трудно. Потому, что при всем этом надо сохранить веру в человека Иначе потонешь в потоке» («Я следователь...» / Сов. милиция. 1969. № 2. С. 77).

 

лучения информации о расследуемых фактах. Информация одна из многочисленных форм связей, существующих в материальном мире: она связывает, в частности, предмет с сознанием, сознание одного человека с сознанием другого.

При передаче информации неизбежны «производственные издержки»; шумы, т. е. сигналы, несущие ненужную информа­цию. На их фоне хуже различаются полезные сигналы. Много­ступенчатость передачи информации повышает ее потери. Так, утечка информации в свидетельских показаниях может произойти в результате ошибок восприятия и дефектов органов чувств сви­детеля, его неумения воспроизвести воспринятое, неправильного истолкования показаний свидетеля, неточности протокольной за­писи и, наконец, неправильного понимания протокола допроса судьями. Нельзя ставить знак равенства между количеством ин­формации, содержащейся в самом факте, мысленной его моделью и сообщением о нем. Отсюда известное несоответствие между качеством предметов, ощущениями и нашими представлениями. Допрашиваемые излагают в своих показаниях не то, что ими вос­принято, а воспоминания о событии, уже прошедшие через приз­му сознания. Здесь важно установить, насколько точно информа­ция «на выходе» отражает реальную действительность, т. е. на­сколько правильно она введена, трансформирована и выдана допрашиваемым, принята следователем и, наконец, закодирована графически в виде письменной речи.

Потеря информации происходит при любом акте ее передачи от одного лица к другому, но не настолько, чтобы люди, говоря­щие на одном и том же языке, не могли понимать друг друга. Эти неизбежные потери информации в расследовании, в частности при допросе, могут быть восполнены за счет поступления других сведений из новых источников, сокращения многоступенчатости в передаче информации. Здесь особое значение приобретает принцип непосредственности, получение показаний от первого лица, очевидца преступления, использование прямых доказа­тельств, при которых уменьшаются потеря информации и воз­можность ее искажения. Следователь не получает новой инфор­мации, если она не относится к делу либо уже известна ему. В этом случае лишь возрастает надежность информации.

Обмен информацией возможен только при общении, взаимо­действии. Любое взаимодействие несет информацию. Средств социально-психологического общения, с помощью которых пе-

редается информация, достаточно много. Устное и печатное или писаное слово, мимика и жесты и, наконец, действие, возбуж­дающее подражание, - вот те способы или средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми дос­тигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах3.


Информация, заложенная в показаниях, принимает форму устной или письменной речи. Содержащаяся в памяти человека информация может быть передана им вовне путем использования и другой кодовой системы, например при помощи знаков глухо­немого, определенных жестов, чертежей или рисунков.

Передача информации от ее источника к следователю может происходить как в форме речевого (устного) и графиче­ского (письменного) выражения, так и в форме узнавания запечатленного ранее факта, указания на анало­гичный объект и т. д. Эти формы передачи информации в конеч­ном итоге также объективизируются в устную или письменную речь. Однако важнейшим средством общения между людьми, средством передачи информации и психологического воздейст­вия является речь. Она выполняет три основные функции: ком­муникативную, познавательную и экспрессивную, т.е. используется в целях общения, познания и выра­жения чувств.

Исходя из рассмотренных нами положений теории информа­ции, вербальные следственные действия можно представить как процессуальную форму общения, назначением которой является получение информации, имеющей отношение к расследуемому делу. В результате общения между следователем, лицом, произ­водящим дознание, прокурором и судом, с одной стороны, и сви­детелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым, - с дру­гой, происходит процесс передачи и восприятия информации от говорящего к слушающему. Этот процесс можно разделить на че­тыре этапа: 1) истребование следователем информации; 2) пере­дача информации допрашиваемым следователю; 3) осмыслива­ние следователем принятой информации; 4) запечатление, фикса­ция информации.

-----------------------------------------------------------------

См Бехтерев В М Предмет и задачи общественной психологии как об­щественной науки Спб.1911 С 11

Поступление информации от допрашиваемого к допраши­вающему — это простой идеальный случай прямой передачи ин­формации. Эту однозначную связь графически можно предста­вить следующим образом:

заявитель(потерпевший)>информация>следователь

Рис 31 Схема прямой передачи информации при бесконфликтной ситуации

В этом случае следователь выполняет роль пассивного при­емника информации Но типичная форма допроса - это взаимный процесс передачи информации от следователя к допрашиваемому и от допрашиваемого - к следователю. Графически его можно изобразить следующим образом (рис. 3.2):

 

Следователь> востребование информации> <получение информации < допрашиваемый, дающий правдивые показания  

 

Рис 3.2 Схема возвратной информации при бесконфликтной ситуации

Здесь следователь ставит мыслительную задачу перед допра­шиваемым и получает в ответ на нее информацию. Допрашивае­мый, получив от следователя первичную информацию в виде во­проса, осмысливает его, перерабатывает в соответствии с той, ко­торой располагает, и выдает уже осмысленную информацию сле­дователю в форме показаний.

Передача информации должна быть рассчитана и на об­ратную связь, позволяющую следить за тем, как восприни­маются вопросы, как они воздействуют на собеседника. Без учета информации, идущей по каналу обратной связи, человек был бы полностью лишен возможности правильно ориентироваться во всех проявлениях своего поведения, в системе социальных отно­шений в целом. Обратная же связь позволяет человеку вносить своевременные и необходимые поправки в свою ориентацию и структуру поступков.


Если цель передачи информации вообще - обогатить новыми знаниями другого человека, то у юриста эта цель несколько иная:

возбудить мыслительную деятельность участника процесса об­щения, в необходимых случаях перестроить ее, получить инфор­мацию, соответствующую объективной действительности, ока­зать помощь в воспоминании забытого.

При конфликтном характере общения (типичный пример это­го - допрос лиц, не дающих правдивых показаний) одной обрат­ной связи при передаче информации бывает недостаточно. Сле­дователь и допрашиваемый стремятся мыслить друг за друга, по­добно тому как при игре в шахматы по одному ходу противник старается разгадать всю задуманную комбинацию. Игра с неиз­вестным ходом противника предполагает предвидение этого хо­да, это сделанный в собственном воображении ход за противника. И чем больше «ходов» будет разгадано, тем искуснее будет до­прос. Размышление, связанное с имитацией мыслей и действий противника и анализом собственных рассуждений и выводов, в психологии называется рефлексией, а процесс передачи осно­ваний для принятия решения одним из собеседников другому носит название рефлексного управления. Рефлексный подход к анализу конфликтной ситуации позволяет предвидеть, какие показания может дать допрашиваемый, и тем самым регули­ровать собственное поведение. Чтобы направить мыслитель­ный процесс участника общения, надо передать ему информацию, которая служила бы основанием для принятия желатель­ного для следствия решения, надо поставить себя в положение допрашиваемого, вжиться, вчувствоваться или, как говорил Эдгар По, «отождествить свой интеллект с интеллектом противника», войти в его образ, заставить себя мыслить его категориями. Так могут быть поняты мотивы поведения, найдены объяснения поступкам.

Практически здесь происходит как бы условное разделение образа следователя: один - реальный, который ведет допрос, другой - тот, который он формирует в сознании допрашиваемого. Рефлексивное мышление позволяет узнать и проанализировать субъективный мир и логическую основу действий лиц, совер­шивших преступление, выбрать наиболее оптимальные формы его раскрытия и расследования.

Применение методов эвристического программирования, теории рефлексивных игр и исследования операций при допросе вполне оправданно. Передачу информации при рефлексии можно назвать обратно-возвратной и схематически изобразить следующим образом: от следователя - к допрашиваемому, от

 

 

Имитационная стадия Предполагаемый вопрос> Допрашиваемый, дающий ложные показания
<Прогнозирование ответа
Востребованте информации>
<Получение информации

 


Рис 33 Схема получения информации при конфликтной ситуации допроса

допрашиваемого - к следователю, а от следователя она снова по­ступает к допрашиваемому в форме новой мыслительной задачи (рис. 3 3.).

Ход мыслей при этом может быть выражен следующим обра­зом. а) при прямой передаче: «Я знаю, что допрашиваемый дает правдивые показания»; б) при обратной передаче: «Я знаю (дога­дываюсь), что думает обо мне допрашиваемый»; в) при возвратно-обратной передаче: «Я знаю (догадываюсь), что допрашивае­мый думает, будто я считаю, что он дает правдивые показания...» или «Я знаю, что допрашиваемый думает, будто бы я думаю...». При возвратно-обратной передаче информации каждый из участ­ников допроса рассматривает себя, следственную ситуацию и по­ступающую информацию не только с собственной точки зрения, но и с точки зрения своего противника.

Обязательным условием информации является ее содер­жательность, которая характеризуется целым рядом пара­метров. В качестве основных выступают: а) ценность или значи­мость предмета высказывания для участников общения, б) ее достоверность; в) соответствие требованиям логики; г) правиль­ность и точность языкового оформления мысли как предмета вы­сказывания.

 

В оратороведении различают информацию первичную и вто­ричную. Первичная - иллюстративна, лишь сообщаема, ос­ведомительна, есть информация в чистом виде, вторичная -совокупность фактов и сведений, систематизированных и описы­ваемых в контексте данного выступления. На этой стадии факто-рография уже не просто сообщается или даже описывается, ха­рактеризуется, но анализируется и истолковывается, трансфор­мируясь в определенную содержательность, подчиняемую кон­кретной цели речи. Процесс взаимоотношений между говорящим и слушающим, возникающий в момент внешней речи, - это процесс не однолинейной взаимосвязи Порождаемые речью общения есть мыслительная и эмоциональная взаимосвязь, стимулирующая созна­ние коммуникатора (говорящего) с перципиентом (слушающим). Создание общения и поддержание его по мере развертывания речи — основная функция психологии ораторского искусства.

Теория коммуникации широко оперирует психологическими понятиями, психическими процессами (мышление, восприятие, память, представления) и психическими состояниями (эмоцио­нальные, волевые и психологические свойства, черты личности). Психология отвечает на вопрос, сколько в устном выступлении должно быть информации, чтобы человек воспринял, запомнил и ус­воил, переработал и чтобы это усвоение было эффективным. Психо­логия отвечает на вопросы, как человек перерабатывает информацию и можно ли управлять этим процессом переработки, т. е. как можно сделать этот процесс более эффективным. Психология отвечает так­же на вопрос, как зависят эти процессы от рода и условий деятельно­сти человека, его возраста, образования, социальной роли.

На сопричастности двух наук, психологии речи и науки о языке, сложилась в 50-е годы XX в. новая отрасль научного зна­ния - психолингвистика, предметом которой является языковая способность человека, закономерности речевого общения порож­дения и восприятия речевых высказываний. Это новое направле­ние оказало положительное влияние на теорию коммуникации (протекание общения, виды коммуникаций), семиотику (создание и восприятие высказываний, построение оптимальных текстов выступлений, использование наиболее выгодных средств языка), паралингвистику (использование неязыковых средств в выступ­лениях), теорию информации (определение количества информа­ции, содержащейся в выступлениях, и возможности ее воспри­ятия и переработки), педагогику (методы передачи знаний и воспительного воздействия), обучение человека речевому общению.

В области речевого общения предметом психолингвистиче­ских исследований являются весьма важные для риторики про­блемы: подготовка текста высказывания, механизм восприятия речи говорящего, оптимальный темп речи, внутреннее состояние собеседника - перципиента, устойчивость, средства активизации внимания, т. е. вопросы отбора оптимальных алгоритмов общения, речевого поведения человека в конкретных жизненных ситуациях.

В процессе порождения и смыслового восприятия текста от­правитель речевых сигналов, т. е. говорящее лицо (коммуника­тор), и лицо, принимающее речевой сигнал (реципиент), образуют коммуникативную систему. Говорящий и те, кто его слушает, - это субъекты общения на различных уровнях активности. Участни­ками коммуникации могут быть не только люди, но и саморегу­лирующиеся компьютерные системы, механизмы и т. д. В пуб­личной речи главным звеном является реципиент, так как именно он посредством обратной связи определяет деятельность комму­никатора, содержательную и языковую структуру текста.

Существуют два типа коммуникации: аксильная, носящая двусторонний характер, сущность которой состоит во взаимном понимании, в передаче информации о фактах, идеях, обобщенных знаниях, побуждениях, и ретиальная, которая находит выра­жение в высказываниях, адресованных не отдельным индивидам, а группам людей. Второй тип общения носит название массовой ком­муникации (средства массовой информации, реклама, вывески, объ­явления) и рассчитан, как правило, на односторонний характер.

Основным средством коммуникации является речь (рис. 3.4). Она делится на внутреннюю (мысленную), которая сопро­вождает человека всегда, исключая лишь глубокий сон, и внешнюю, которую человек использует в целях общения в су­тки 3-4 часа. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Мысль формируется в языковых формах и выражается вслух или письменно. Процесс формирования текста высказывания при этом следующий: определение цели высказывания, создание композиции, плана выступления, выбор логики изложения и за­ключительный этап - лингвистическое оформление текста. Раз­личия между устной речью и письменной проявляются прежде всего в способах кодирования: в устной речи - акустический код, в письменной - графический, затем в механизме порождения, в использовании средств языковых стилей и, наконец, в вырази-

речь:

внутренняя

внешняя: устная (говорение и слушание), письменная(письмо и чтение)

Рис 3.4 Виды речи и речевой деятельности

тельных возможностях применительно к жизненным ситуациям. Воздейственная сторона речи зависит прежде всего от ее содер­жания, а также от понятного и выразительного изложения. С по­мощью речи слушающий побуждается к сознательным действиям или поступкам, к пересмотру своей позиции, изменению своего отношения.

На процесс восприятия язык речи налагает свой отпечаток., Мысль, облеченная в расплывчатую и неуклюжую форму, усту­пает в силе воздействия мысли, выраженной точным и ясным языком. Речь, содержащая новые интересные мысли, может пока­заться тусклой и банальной только потому, что говорящий не нашел точных языковых формулировок для выражения своих мыслей.

Общение - двусторонний процесс. Оно будет эффективным только тогда, когда говорящий ясно представляет себе возможно­сти воспринимать речь слушающим. Восприятие речи - это при­ем акустических или графических сигналов, их перекодировка на мыслительный код с целью понимания смысла сказанного.

Восприятие речи и ее понимание схематически можно пред­ставить в виде сменяющих друг друга этапов:

1) прием реципиентом речевого сигнала;

2) анализ речевого потока с точки зрения фонетики того язы­ка, на котором передается высказывание;

3) узнавание значения каждого фонетического слова;

4) расшифровка грамматической связи между словами с це­лью понять всю фразу;

5) включение понятой или не до конца понятой фразы в кон­текст всего сообщения;

6) понимание возможного подтекста сказанного, его пере­носного (дополнительного) смысла;

7) оценка адресатом языкового, риторического мастерства говорящего с точки зрения соблюдения норм языка. Свидетель­ством результативности восприятия речи будет ответный цикл речевого акта собеседника.

Для восприятия речи, двусторонней связи общающихся необ­ходимо психологическое конструктивное поле, т. е. желание уча­стников общения к сотрудничеству. Установлению взаимопони­мания могут препятствовать два барьера- смысловой и эмоцио­нальный. Смысловой возникает в том случае, когда субъекты об­щения находятся на разных уровнях понимания, эмоциональные — когда реципиент не может воспринимать обращенную к нему речь в силу негативного отношения к говорящему, к предмету речи либо собственного психического состояния.

Для снятия напряженности, устранения смыслового и эмо­ционального барьеров применяются приемы привлечения, возбу­ждения и поддержания интереса. Под интересом понимается форма проявления познавательной потребности, которая служит важней­шим условием успешности общения. Возбудить интерес и поддер­жать его на протяжении речи - задача инициатора общения.







Date: 2015-10-22; view: 1815; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию