Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологический анализ речевого общения
Основное назначение процесса речевого общения между людьми заключается в обмене информацией. Каждый предмет материального мира является носителем определенной информации. Вначале под информацией понимались все сведения, сообщения о чем-либо, которыми обменивались люди в процессе общения. Благодаря развитию кибернетики и теории информации было уточнено определение человеческой информации, под которой стали понимать не только сведения или сообщения, но и снятую, устраненную неопределенность. Под информацией в самом общем смысле понимается отражение, передача разнообразия. Различают два вида информации - материальную и идеальную. Материальная информация представляет собой отражение разнообразия в природе, происходящее независимо от сознания человека. Отражение же этого разнообразия в сознании человека есть идеальная (социальная) информация, которая является производной от материальной информации и характеризует процессы общественного бытия. Информация способствует увеличению нашего знания о предмете, событии или явлении. Она может относиться к фактам прошлого, настоящего и будущего. И поскольку основная задача судебного доказывания состоит в установлении фактических обстоятельств расследуемого дела, которые, как правило, являются фактами прошлого, то решение этой задачи возможно путем по- Об этой черте профессиональной деятельности Аркадий и Георгий Вайне-ры писали: «Почти всякий человек бросится, например, защищать женщину от хулигана. Но это - эпизод, мгновенный нервный толчок, эмоциональный порыв А вот каждый день, каждую неделю, месяцы, годы идти вброд через поток человеческих страданий, боли, крови, обид, разбитых мечтаний - вот это действи-гельно трудно. Потому, что при всем этом надо сохранить веру в человека Иначе потонешь в потоке» («Я следователь...» / Сов. милиция. 1969. № 2. С. 77).
лучения информации о расследуемых фактах. Информация одна из многочисленных форм связей, существующих в материальном мире: она связывает, в частности, предмет с сознанием, сознание одного человека с сознанием другого. При передаче информации неизбежны «производственные издержки»; шумы, т. е. сигналы, несущие ненужную информацию. На их фоне хуже различаются полезные сигналы. Многоступенчатость передачи информации повышает ее потери. Так, утечка информации в свидетельских показаниях может произойти в результате ошибок восприятия и дефектов органов чувств свидетеля, его неумения воспроизвести воспринятое, неправильного истолкования показаний свидетеля, неточности протокольной записи и, наконец, неправильного понимания протокола допроса судьями. Нельзя ставить знак равенства между количеством информации, содержащейся в самом факте, мысленной его моделью и сообщением о нем. Отсюда известное несоответствие между качеством предметов, ощущениями и нашими представлениями. Допрашиваемые излагают в своих показаниях не то, что ими воспринято, а воспоминания о событии, уже прошедшие через призму сознания. Здесь важно установить, насколько точно информация «на выходе» отражает реальную действительность, т. е. насколько правильно она введена, трансформирована и выдана допрашиваемым, принята следователем и, наконец, закодирована графически в виде письменной речи. Потеря информации происходит при любом акте ее передачи от одного лица к другому, но не настолько, чтобы люди, говорящие на одном и том же языке, не могли понимать друг друга. Эти неизбежные потери информации в расследовании, в частности при допросе, могут быть восполнены за счет поступления других сведений из новых источников, сокращения многоступенчатости в передаче информации. Здесь особое значение приобретает принцип непосредственности, получение показаний от первого лица, очевидца преступления, использование прямых доказательств, при которых уменьшаются потеря информации и возможность ее искажения. Следователь не получает новой информации, если она не относится к делу либо уже известна ему. В этом случае лишь возрастает надежность информации. Обмен информацией возможен только при общении, взаимодействии. Любое взаимодействие несет информацию. Средств социально-психологического общения, с помощью которых пе- редается информация, достаточно много. Устное и печатное или писаное слово, мимика и жесты и, наконец, действие, возбуждающее подражание, - вот те способы или средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми достигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах3. Информация, заложенная в показаниях, принимает форму устной или письменной речи. Содержащаяся в памяти человека информация может быть передана им вовне путем использования и другой кодовой системы, например при помощи знаков глухонемого, определенных жестов, чертежей или рисунков. Передача информации от ее источника к следователю может происходить как в форме речевого (устного) и графического (письменного) выражения, так и в форме узнавания запечатленного ранее факта, указания на аналогичный объект и т. д. Эти формы передачи информации в конечном итоге также объективизируются в устную или письменную речь. Однако важнейшим средством общения между людьми, средством передачи информации и психологического воздействия является речь. Она выполняет три основные функции: коммуникативную, познавательную и экспрессивную, т.е. используется в целях общения, познания и выражения чувств. Исходя из рассмотренных нами положений теории информации, вербальные следственные действия можно представить как процессуальную форму общения, назначением которой является получение информации, имеющей отношение к расследуемому делу. В результате общения между следователем, лицом, производящим дознание, прокурором и судом, с одной стороны, и свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым, - с другой, происходит процесс передачи и восприятия информации от говорящего к слушающему. Этот процесс можно разделить на четыре этапа: 1) истребование следователем информации; 2) передача информации допрашиваемым следователю; 3) осмысливание следователем принятой информации; 4) запечатление, фиксация информации. ----------------------------------------------------------------- См Бехтерев В М Предмет и задачи общественной психологии как общественной науки Спб.1911 С 11 Поступление информации от допрашиваемого к допрашивающему — это простой идеальный случай прямой передачи информации. Эту однозначную связь графически можно представить следующим образом: заявитель(потерпевший)>информация>следователь Рис 31 Схема прямой передачи информации при бесконфликтной ситуации В этом случае следователь выполняет роль пассивного приемника информации Но типичная форма допроса - это взаимный процесс передачи информации от следователя к допрашиваемому и от допрашиваемого - к следователю. Графически его можно изобразить следующим образом (рис. 3.2):
Рис 3.2 Схема возвратной информации при бесконфликтной ситуации Здесь следователь ставит мыслительную задачу перед допрашиваемым и получает в ответ на нее информацию. Допрашиваемый, получив от следователя первичную информацию в виде вопроса, осмысливает его, перерабатывает в соответствии с той, которой располагает, и выдает уже осмысленную информацию следователю в форме показаний. Передача информации должна быть рассчитана и на обратную связь, позволяющую следить за тем, как воспринимаются вопросы, как они воздействуют на собеседника. Без учета информации, идущей по каналу обратной связи, человек был бы полностью лишен возможности правильно ориентироваться во всех проявлениях своего поведения, в системе социальных отношений в целом. Обратная же связь позволяет человеку вносить своевременные и необходимые поправки в свою ориентацию и структуру поступков. Если цель передачи информации вообще - обогатить новыми знаниями другого человека, то у юриста эта цель несколько иная: возбудить мыслительную деятельность участника процесса общения, в необходимых случаях перестроить ее, получить информацию, соответствующую объективной действительности, оказать помощь в воспоминании забытого. При конфликтном характере общения (типичный пример этого - допрос лиц, не дающих правдивых показаний) одной обратной связи при передаче информации бывает недостаточно. Следователь и допрашиваемый стремятся мыслить друг за друга, подобно тому как при игре в шахматы по одному ходу противник старается разгадать всю задуманную комбинацию. Игра с неизвестным ходом противника предполагает предвидение этого хода, это сделанный в собственном воображении ход за противника. И чем больше «ходов» будет разгадано, тем искуснее будет допрос. Размышление, связанное с имитацией мыслей и действий противника и анализом собственных рассуждений и выводов, в психологии называется рефлексией, а процесс передачи оснований для принятия решения одним из собеседников другому носит название рефлексного управления. Рефлексный подход к анализу конфликтной ситуации позволяет предвидеть, какие показания может дать допрашиваемый, и тем самым регулировать собственное поведение. Чтобы направить мыслительный процесс участника общения, надо передать ему информацию, которая служила бы основанием для принятия желательного для следствия решения, надо поставить себя в положение допрашиваемого, вжиться, вчувствоваться или, как говорил Эдгар По, «отождествить свой интеллект с интеллектом противника», войти в его образ, заставить себя мыслить его категориями. Так могут быть поняты мотивы поведения, найдены объяснения поступкам. Практически здесь происходит как бы условное разделение образа следователя: один - реальный, который ведет допрос, другой - тот, который он формирует в сознании допрашиваемого. Рефлексивное мышление позволяет узнать и проанализировать субъективный мир и логическую основу действий лиц, совершивших преступление, выбрать наиболее оптимальные формы его раскрытия и расследования. Применение методов эвристического программирования, теории рефлексивных игр и исследования операций при допросе вполне оправданно. Передачу информации при рефлексии можно назвать обратно-возвратной и схематически изобразить следующим образом: от следователя - к допрашиваемому, от
Рис 33 Схема получения информации при конфликтной ситуации допроса допрашиваемого - к следователю, а от следователя она снова поступает к допрашиваемому в форме новой мыслительной задачи (рис. 3 3.). Ход мыслей при этом может быть выражен следующим образом. а) при прямой передаче: «Я знаю, что допрашиваемый дает правдивые показания»; б) при обратной передаче: «Я знаю (догадываюсь), что думает обо мне допрашиваемый»; в) при возвратно-обратной передаче: «Я знаю (догадываюсь), что допрашиваемый думает, будто я считаю, что он дает правдивые показания...» или «Я знаю, что допрашиваемый думает, будто бы я думаю...». При возвратно-обратной передаче информации каждый из участников допроса рассматривает себя, следственную ситуацию и поступающую информацию не только с собственной точки зрения, но и с точки зрения своего противника. Обязательным условием информации является ее содержательность, которая характеризуется целым рядом параметров. В качестве основных выступают: а) ценность или значимость предмета высказывания для участников общения, б) ее достоверность; в) соответствие требованиям логики; г) правильность и точность языкового оформления мысли как предмета высказывания.
В оратороведении различают информацию первичную и вторичную. Первичная - иллюстративна, лишь сообщаема, осведомительна, есть информация в чистом виде, вторичная -совокупность фактов и сведений, систематизированных и описываемых в контексте данного выступления. На этой стадии факто-рография уже не просто сообщается или даже описывается, характеризуется, но анализируется и истолковывается, трансформируясь в определенную содержательность, подчиняемую конкретной цели речи. Процесс взаимоотношений между говорящим и слушающим, возникающий в момент внешней речи, - это процесс не однолинейной взаимосвязи Порождаемые речью общения есть мыслительная и эмоциональная взаимосвязь, стимулирующая сознание коммуникатора (говорящего) с перципиентом (слушающим). Создание общения и поддержание его по мере развертывания речи — основная функция психологии ораторского искусства. Теория коммуникации широко оперирует психологическими понятиями, психическими процессами (мышление, восприятие, память, представления) и психическими состояниями (эмоциональные, волевые и психологические свойства, черты личности). Психология отвечает на вопрос, сколько в устном выступлении должно быть информации, чтобы человек воспринял, запомнил и усвоил, переработал и чтобы это усвоение было эффективным. Психология отвечает на вопросы, как человек перерабатывает информацию и можно ли управлять этим процессом переработки, т. е. как можно сделать этот процесс более эффективным. Психология отвечает также на вопрос, как зависят эти процессы от рода и условий деятельности человека, его возраста, образования, социальной роли. На сопричастности двух наук, психологии речи и науки о языке, сложилась в 50-е годы XX в. новая отрасль научного знания - психолингвистика, предметом которой является языковая способность человека, закономерности речевого общения порождения и восприятия речевых высказываний. Это новое направление оказало положительное влияние на теорию коммуникации (протекание общения, виды коммуникаций), семиотику (создание и восприятие высказываний, построение оптимальных текстов выступлений, использование наиболее выгодных средств языка), паралингвистику (использование неязыковых средств в выступлениях), теорию информации (определение количества информации, содержащейся в выступлениях, и возможности ее восприятия и переработки), педагогику (методы передачи знаний и воспительного воздействия), обучение человека речевому общению. В области речевого общения предметом психолингвистических исследований являются весьма важные для риторики проблемы: подготовка текста высказывания, механизм восприятия речи говорящего, оптимальный темп речи, внутреннее состояние собеседника - перципиента, устойчивость, средства активизации внимания, т. е. вопросы отбора оптимальных алгоритмов общения, речевого поведения человека в конкретных жизненных ситуациях. В процессе порождения и смыслового восприятия текста отправитель речевых сигналов, т. е. говорящее лицо (коммуникатор), и лицо, принимающее речевой сигнал (реципиент), образуют коммуникативную систему. Говорящий и те, кто его слушает, - это субъекты общения на различных уровнях активности. Участниками коммуникации могут быть не только люди, но и саморегулирующиеся компьютерные системы, механизмы и т. д. В публичной речи главным звеном является реципиент, так как именно он посредством обратной связи определяет деятельность коммуникатора, содержательную и языковую структуру текста. Существуют два типа коммуникации: аксильная, носящая двусторонний характер, сущность которой состоит во взаимном понимании, в передаче информации о фактах, идеях, обобщенных знаниях, побуждениях, и ретиальная, которая находит выражение в высказываниях, адресованных не отдельным индивидам, а группам людей. Второй тип общения носит название массовой коммуникации (средства массовой информации, реклама, вывески, объявления) и рассчитан, как правило, на односторонний характер. Основным средством коммуникации является речь (рис. 3.4). Она делится на внутреннюю (мысленную), которая сопровождает человека всегда, исключая лишь глубокий сон, и внешнюю, которую человек использует в целях общения в сутки 3-4 часа. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение). Мысль формируется в языковых формах и выражается вслух или письменно. Процесс формирования текста высказывания при этом следующий: определение цели высказывания, создание композиции, плана выступления, выбор логики изложения и заключительный этап - лингвистическое оформление текста. Различия между устной речью и письменной проявляются прежде всего в способах кодирования: в устной речи - акустический код, в письменной - графический, затем в механизме порождения, в использовании средств языковых стилей и, наконец, в вырази- речь: внутренняя внешняя: устная (говорение и слушание), письменная(письмо и чтение) Рис 3.4 Виды речи и речевой деятельности тельных возможностях применительно к жизненным ситуациям. Воздейственная сторона речи зависит прежде всего от ее содержания, а также от понятного и выразительного изложения. С помощью речи слушающий побуждается к сознательным действиям или поступкам, к пересмотру своей позиции, изменению своего отношения. На процесс восприятия язык речи налагает свой отпечаток., Мысль, облеченная в расплывчатую и неуклюжую форму, уступает в силе воздействия мысли, выраженной точным и ясным языком. Речь, содержащая новые интересные мысли, может показаться тусклой и банальной только потому, что говорящий не нашел точных языковых формулировок для выражения своих мыслей. Общение - двусторонний процесс. Оно будет эффективным только тогда, когда говорящий ясно представляет себе возможности воспринимать речь слушающим. Восприятие речи - это прием акустических или графических сигналов, их перекодировка на мыслительный код с целью понимания смысла сказанного. Восприятие речи и ее понимание схематически можно представить в виде сменяющих друг друга этапов: 1) прием реципиентом речевого сигнала; 2) анализ речевого потока с точки зрения фонетики того языка, на котором передается высказывание; 3) узнавание значения каждого фонетического слова; 4) расшифровка грамматической связи между словами с целью понять всю фразу; 5) включение понятой или не до конца понятой фразы в контекст всего сообщения; 6) понимание возможного подтекста сказанного, его переносного (дополнительного) смысла; 7) оценка адресатом языкового, риторического мастерства говорящего с точки зрения соблюдения норм языка. Свидетельством результативности восприятия речи будет ответный цикл речевого акта собеседника. Для восприятия речи, двусторонней связи общающихся необходимо психологическое конструктивное поле, т. е. желание участников общения к сотрудничеству. Установлению взаимопонимания могут препятствовать два барьера- смысловой и эмоциональный. Смысловой возникает в том случае, когда субъекты общения находятся на разных уровнях понимания, эмоциональные — когда реципиент не может воспринимать обращенную к нему речь в силу негативного отношения к говорящему, к предмету речи либо собственного психического состояния. Для снятия напряженности, устранения смыслового и эмоционального барьеров применяются приемы привлечения, возбуждения и поддержания интереса. Под интересом понимается форма проявления познавательной потребности, которая служит важнейшим условием успешности общения. Возбудить интерес и поддержать его на протяжении речи - задача инициатора общения. Date: 2015-10-22; view: 1815; Нарушение авторских прав |