Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кооперирование производства и концентрация





 

Кооперирование — это постоянная производст­венная связь между предприятиями, которая устанавливается на основе совместного выпуска продукции.

Различают кооперирование по отраслевому и террито­риальному признакам.

По отраслевому признаку кооперирование бывает внутри­отраслевое, когда производственная связь осуществляется меж­ду предприятиями одной отрасли, и межотраслевое, когда про­изводственная связь устанавливается между предприятиями различных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование бывает внутрирайонное, когда производственные связи установлены между предприятиями в пределах одного экономического или

административного района, и межрайонное — между предпри­ятиями, расположенными в разных экономических или адми­нистративных районах.

Процессы специализации и кооперирования производства неразрывно связаны. При этом выделяют: о кооперирование, органически связанное со специализацией и охватывающее специализированные производства, представ­ляющие собой обособившиеся стадии единого процесса про­изводства продукции; кооперирование, вытекающее из необ­ходимости использования свободных производственных мощ­ностей, выступающее как форма взаимопомощи предприятий, не находящихся в прямой взаимозависимости, и носящее вре­менный характер.

В общественном питании процесс кооперирования осуществляется главным образом в форме технологического кооперирования вследствие технологической специализации. При этом одно предприятие связано с другим как предпри- ятие-смежник, поставляющее на головное предприятие про­дукцию определенной степени готовности. Например, коопе­рирование осуществляется между кулинарными фабриками и мясокомбинатами, колбасными заводами, мясоперерабаты­вающими заводами и другими предприятиями, получающими с мясокомбинатов шпик, кишки и проч.

В современных условиях наиболее подготовленной базой для производства многих видов полуфабрикатов является пи­щевая промышленность. Привлечению предприятий пищевой промышленности к обеспечению потребностей общественно­го питания в полуфабрикатах и кулинарной продукции пре­пятствует неравномерность географического расположения предприятий этой отрасли. Известно, что при разработке пла­на размещения предприятий пищевой промышленности руко­водствовались принципами: о приближения промышленного производства к источникам сырья, энергии и районам потребления продукции; о размещения предприятий во всех экономических районах с уче­том их комплексного развития и профиля специализации, про­порционального промышленного развития всех районов страны.

Поэтому размещение большинства предприятий пищевой промышленности не совпадает с расселением населения, в то

время как предприятия общественного питания размещены равномерно, и их структура, как правило, в значительной сте­пени соответствует численности населения территории.

Уровень кооперирования определяется отношением коли­чества сырья или полуфабрикатов, поставляемых на коопери­рованных началах, к общему объему переработанного сырья.

Показатель уровня кооперирования Ук, %, можно опреде­лить в целом по отрасли:

 

где Va объем сырья, завозимого на переработку, на i-м пред­приятии, руб.; Vjc — объем сырья, перерабатываемого на собст­венном производстве, на i-м предприятии, руб.; п i — индекс предприятия.

Кооперирование осуществляется также на основе совмест­ного использования несколькими предприятиями продукции одних и тех же вспомогательных производств. Так, производ­ственная связь между предприятиями устанавливается по ис­пользованию горячей воды, пара, холода, электрической энер­гии, тары и проч., т.е. кооперируются предприятия, которые не имеют прямой производственной связи. Эта форма производ­ственной связи между предприятиями относится к межотрас­левому кооперированию и характерна для торговли.

Экономическая эффективность кооперирования характе­ризуется теми же показателями, которые используются при обосновании специализации производства, и достигается в ос­новном за счет экономии капитальных вложений и затрат на переработку сырья. Вместе с тем кооперирование объективно связано с дополнительными транспортными расходами на пе­ревозку сырья, полуфабрикатов, материалов, тары. Поэтому при обосновании эффективности кооперирования учитывают совокупные приведенные затраты.

Экономия в результате установления производственных кооперированных связей Э к, руб., определяется по формуле

Эк = С-(Ц + Тр) В,

где С — полная себестоимость продукта (полуфабриката), пере­даваемого для изготовления на специализированные предпри-


ятия, руб.; Ц — оптовая цена, по которой этот продукт поступа­ет от специализированного предприятия, руб.; Т р — транспорт­но-заготовительные расходы, приходящиеся на единицу изде­лия, руб.; В — количество изделий, впервые получаемое по ко­операции в планируемом году.

Концентрация — сосредоточение все большей массы мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов продаж товаров и массы прибыли на крупных предприятиях и объеди­нениях предприятий.

В общественном питании при характеристике мас­штабов предприятий, анализе и планировании концентрации производства используются натуральные показатели (числен­ность работающих, выпуск продукции в натуральном выраже­нии, производственная мощность предприятия) и стоимост­ные показатели (выпуск продукции, руб., среднегодовая стои­мость основных производственных фондов). В большинстве отраслей при анализе уровня концентрации используется не один из перечисленных показателей, а система показателей.

Особенности концентрации производства в общественном питании обусловлены тем, что производство продукции обще­ственного питания непосредственно зависит от спроса на нее. Поскольку масштабы предприятия определяются, прежде всего, уровнем потребления продукции, производимой ими, а пред­приятия общепита максимально приближены к потребителю по месту работы, учебы, проживания, то, как правило, не воз­никает необходимости*в их укрупнении. Наоборот, в условиях рыночной экономики предпочтение отдается малым предпри­ятиям, ориентированным на определенный круг клиентов и максимально учитывающим их потребности.

В торговле процессы концентрации протекают более бы­стрыми темпами, чем в общественном питании, что обусловле­но рыночной целесообразностью — крупные торговые компа­нии извлекают дополнительную прибыль от укрупнения.

Основными показателями концентрации капитала в тор­говле принято считать:

- распространение новых типов предприятий, например супер­маркетов, торговых центров, оптовых продовольственных рынков, современных центров мелкооптовых торговли и т.п.;

- увеличение размеров традиционных типов предприятий роз­ничной торговли — универмагов, предприятий оптовой тор­говли;

- увеличение годового оборота одного предприятия и среднего­довой численности его работников.

Объединение предприятий торговли может осуществлять­ся в следующих формах:

- горизонтальная концентрация — объединение двух и более од­нородных по функциональному значению и товарному профи­лю предприятий торговли, находящихся в одном владении и образующих цепные торговые системы (например, розничные магазины «Пятерочка», «Копейка»);

- вертикальная концентрация — объединение, слияние, коопера­ция или взаимодействие функционально зависимых произ­водителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Вертикально интегрированная организация форми­руется на основе подчинения смежных звеньев товародвиже­ния одному из участников канала, который доминирует, так как обладает наибольшим экономическим потенциалом. В ре­зультате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и по­требителей, превращаются в единую централизованно управ­ляемую систему;


- диверсификация — подразделяется на два типа — внутриотраслевую диверсификацию, когда происходит объединение функ­ционально независимых предприятий торговли различного профиля, и межотраслевую — объединение функционально независимых предприятий торговли и других отраслей хозяй­ственной деятельности.

Развитие процессов концентрации в торговле является главной причиной возникновения торговых монополий, кон­троля крупнейшими торговыми корпорациями деятельности малых и средних предприятий торговли и других отраслей. Все это оказывает негативное влияние на развитие конкуренции в отрасли, так как крупный торговый капитал разнообразными методами оказывает давление на производителей товаров, спрос потребителей, уровень цен на товары.

Подрыв свободной конкуренции при закупке товаров обу­словлен тем, что крупные предприятия торговли могут предписывать формально самостоятельным компаниям условия про­изводства товаров, закупочные цены и условия поставки това­ров. В результате закупочные цены для крупных предприятий торговли оказываются ниже, чем для малых и средних.

Снижение конкуренции при продаже товаров проявляется в реализации дифференцированной политики цен крупными торговыми предприятиями, т.е. ценовая политика зависит от степени популярности предприятия торговли на рынке. Такая возможность вызвана более низким уровнем издержек обра­щения предприятия торговли и закупками товаров по более выгодным ценам. Крупные предприятия торговли получают преимущества также благодаря монополизации удобных мест расположения магазинов и складов, проведению гибкой ас­сортиментной политики и активной массированной рекламы. Эти и другие преимущества дают возможность крупным пред­приятиям торговли получать больше прибыли на единицу авансированного капитала, чем на малых предприятиях.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть такой формы общественной организации производства, как специализация?

2. Какие виды специализации производства характерны для предпри­ятий общественного питания?

3. Какие формы специализации присущи предприятиям торговли?

4. Каковы отличительные черты видов производственной специализа­ции в общественном питании и розничной торговле? Чем обусловли­вается их различие?

5. От каких факторов зависит длительность срока окупаемости вложе­ний?

6. Что понимается под понятием концентрация? Распространена ли концентрация в общественном питании? Почему?

7. Какие формы объединений предприятий торговли существуют?

 

 

 







Date: 2015-10-22; view: 1261; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию