Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кооперирование производства и концентрация
Кооперирование — это постоянная производственная связь между предприятиями, которая устанавливается на основе совместного выпуска продукции. Различают кооперирование по отраслевому и территориальному признакам. По отраслевому признаку кооперирование бывает внутриотраслевое, когда производственная связь осуществляется между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое, когда производственная связь устанавливается между предприятиями различных отраслей. По территориальному признаку кооперирование бывает внутрирайонное, когда производственные связи установлены между предприятиями в пределах одного экономического или административного района, и межрайонное — между предприятиями, расположенными в разных экономических или административных районах. Процессы специализации и кооперирования производства неразрывно связаны. При этом выделяют: о кооперирование, органически связанное со специализацией и охватывающее специализированные производства, представляющие собой обособившиеся стадии единого процесса производства продукции; кооперирование, вытекающее из необходимости использования свободных производственных мощностей, выступающее как форма взаимопомощи предприятий, не находящихся в прямой взаимозависимости, и носящее временный характер. В общественном питании процесс кооперирования осуществляется главным образом в форме технологического кооперирования вследствие технологической специализации. При этом одно предприятие связано с другим как предпри- ятие-смежник, поставляющее на головное предприятие продукцию определенной степени готовности. Например, кооперирование осуществляется между кулинарными фабриками и мясокомбинатами, колбасными заводами, мясоперерабатывающими заводами и другими предприятиями, получающими с мясокомбинатов шпик, кишки и проч. В современных условиях наиболее подготовленной базой для производства многих видов полуфабрикатов является пищевая промышленность. Привлечению предприятий пищевой промышленности к обеспечению потребностей общественного питания в полуфабрикатах и кулинарной продукции препятствует неравномерность географического расположения предприятий этой отрасли. Известно, что при разработке плана размещения предприятий пищевой промышленности руководствовались принципами: о приближения промышленного производства к источникам сырья, энергии и районам потребления продукции; о размещения предприятий во всех экономических районах с учетом их комплексного развития и профиля специализации, пропорционального промышленного развития всех районов страны. Поэтому размещение большинства предприятий пищевой промышленности не совпадает с расселением населения, в то время как предприятия общественного питания размещены равномерно, и их структура, как правило, в значительной степени соответствует численности населения территории. Уровень кооперирования определяется отношением количества сырья или полуфабрикатов, поставляемых на кооперированных началах, к общему объему переработанного сырья. Показатель уровня кооперирования Ук, %, можно определить в целом по отрасли:
где Va — объем сырья, завозимого на переработку, на i-м предприятии, руб.; Vjc — объем сырья, перерабатываемого на собственном производстве, на i-м предприятии, руб.; п i — индекс предприятия. Кооперирование осуществляется также на основе совместного использования несколькими предприятиями продукции одних и тех же вспомогательных производств. Так, производственная связь между предприятиями устанавливается по использованию горячей воды, пара, холода, электрической энергии, тары и проч., т.е. кооперируются предприятия, которые не имеют прямой производственной связи. Эта форма производственной связи между предприятиями относится к межотраслевому кооперированию и характерна для торговли. Экономическая эффективность кооперирования характеризуется теми же показателями, которые используются при обосновании специализации производства, и достигается в основном за счет экономии капитальных вложений и затрат на переработку сырья. Вместе с тем кооперирование объективно связано с дополнительными транспортными расходами на перевозку сырья, полуфабрикатов, материалов, тары. Поэтому при обосновании эффективности кооперирования учитывают совокупные приведенные затраты. Экономия в результате установления производственных кооперированных связей Э к, руб., определяется по формуле Эк = С-(Ц + Тр) В, где С — полная себестоимость продукта (полуфабриката), передаваемого для изготовления на специализированные предпри- ятия, руб.; Ц — оптовая цена, по которой этот продукт поступает от специализированного предприятия, руб.; Т р — транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на единицу изделия, руб.; В — количество изделий, впервые получаемое по кооперации в планируемом году. Концентрация — сосредоточение все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов продаж товаров и массы прибыли на крупных предприятиях и объединениях предприятий. В общественном питании при характеристике масштабов предприятий, анализе и планировании концентрации производства используются натуральные показатели (численность работающих, выпуск продукции в натуральном выражении, производственная мощность предприятия) и стоимостные показатели (выпуск продукции, руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов). В большинстве отраслей при анализе уровня концентрации используется не один из перечисленных показателей, а система показателей. Особенности концентрации производства в общественном питании обусловлены тем, что производство продукции общественного питания непосредственно зависит от спроса на нее. Поскольку масштабы предприятия определяются, прежде всего, уровнем потребления продукции, производимой ими, а предприятия общепита максимально приближены к потребителю по месту работы, учебы, проживания, то, как правило, не возникает необходимости*в их укрупнении. Наоборот, в условиях рыночной экономики предпочтение отдается малым предприятиям, ориентированным на определенный круг клиентов и максимально учитывающим их потребности. В торговле процессы концентрации протекают более быстрыми темпами, чем в общественном питании, что обусловлено рыночной целесообразностью — крупные торговые компании извлекают дополнительную прибыль от укрупнения. Основными показателями концентрации капитала в торговле принято считать: - распространение новых типов предприятий, например супермаркетов, торговых центров, оптовых продовольственных рынков, современных центров мелкооптовых торговли и т.п.; - увеличение размеров традиционных типов предприятий розничной торговли — универмагов, предприятий оптовой торговли; - увеличение годового оборота одного предприятия и среднегодовой численности его работников. Объединение предприятий торговли может осуществляться в следующих формах: - горизонтальная концентрация — объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю предприятий торговли, находящихся в одном владении и образующих цепные торговые системы (например, розничные магазины «Пятерочка», «Копейка»); - вертикальная концентрация — объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Вертикально интегрированная организация формируется на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одному из участников канала, который доминирует, так как обладает наибольшим экономическим потенциалом. В результате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и потребителей, превращаются в единую централизованно управляемую систему; - диверсификация — подразделяется на два типа — внутриотраслевую диверсификацию, когда происходит объединение функционально независимых предприятий торговли различного профиля, и межотраслевую — объединение функционально независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности. Развитие процессов концентрации в торговле является главной причиной возникновения торговых монополий, контроля крупнейшими торговыми корпорациями деятельности малых и средних предприятий торговли и других отраслей. Все это оказывает негативное влияние на развитие конкуренции в отрасли, так как крупный торговый капитал разнообразными методами оказывает давление на производителей товаров, спрос потребителей, уровень цен на товары. Подрыв свободной конкуренции при закупке товаров обусловлен тем, что крупные предприятия торговли могут предписывать формально самостоятельным компаниям условия производства товаров, закупочные цены и условия поставки товаров. В результате закупочные цены для крупных предприятий торговли оказываются ниже, чем для малых и средних. Снижение конкуренции при продаже товаров проявляется в реализации дифференцированной политики цен крупными торговыми предприятиями, т.е. ценовая политика зависит от степени популярности предприятия торговли на рынке. Такая возможность вызвана более низким уровнем издержек обращения предприятия торговли и закупками товаров по более выгодным ценам. Крупные предприятия торговли получают преимущества также благодаря монополизации удобных мест расположения магазинов и складов, проведению гибкой ассортиментной политики и активной массированной рекламы. Эти и другие преимущества дают возможность крупным предприятиям торговли получать больше прибыли на единицу авансированного капитала, чем на малых предприятиях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем суть такой формы общественной организации производства, как специализация? 2. Какие виды специализации производства характерны для предприятий общественного питания? 3. Какие формы специализации присущи предприятиям торговли? 4. Каковы отличительные черты видов производственной специализации в общественном питании и розничной торговле? Чем обусловливается их различие? 5. От каких факторов зависит длительность срока окупаемости вложений? 6. Что понимается под понятием концентрация? Распространена ли концентрация в общественном питании? Почему? 7. Какие формы объединений предприятий торговли существуют?
Date: 2015-10-22; view: 1261; Нарушение авторских прав |