Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые формы юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность





Переход России к рыночной экономике обу­словил необходимость принятая новых законодательных ак­тов и признания различных форм собственности, на основе которых проведена реорганизация и создан обширный спектр организационно-правовых форм предприятий. В результате преобразований сформирована многоукладная экономика с преобладанием коллективного хозяйствования, основанного. на частной форме собственности. Гражданский кодекс Рос­сийской Федерации предусматривает представленные ниже организационно-правовые формы предприятий.

Производственные и потребительские кооперативы. Основны­ми принципами создания и функционирования кооперативов являются:

- добровольное членство;

- взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды участ­ников производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива;

- распределение прибыли и убытков между членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной дея­тельности кооператива;

- ограничение участия в хозяйственной деятельности лиц, не яв­ляющихся членами кооператива;

- управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос);

- доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов.

Закон предусматривает создание кооперативов двух орга­низационно-правовых форм — производственной и потреби­тельской, а также по видам деятельности. Краткая сравнитель­ная характеристика этих форм и видов приведена в табл. 1.1.

 

 

Таблица 1.1. Общие и отличительные черты кооперативов

 

Производственные кооперативы Потребительские кооперативы
Создаются гражданами для совмест­ной деятельности по производству, переработке и сбыту продукции, а также для выполнения иной деятель­ности, основанной на личном трудо­вом участии членов кооператива Создаются гражданами и (или) юри­дическими лицами при условии их обязательного участия в хозяйствен­ной деятельности кооператива
К моменту регистрации член коопе­ратива должен внести не менее 10 % обязательного паевого взноса К моменту регистрации член коопе­ратива должен внести не менее 25 % обязательного паевого взноса
Коммерческая организация Некоммерческая организация
Число членов — не менее пяти Число членов — не менее двух юриди­ческих лиц или не менее пяти граждан
Обязательные паевые взносы устанав­ливаются в равных размерах Обязательные паевые взносы устанав­ливаются пропорционально предпо­лагаемому объему участия члена в хо­зяйственной деятельности данного кооператива
Не менее 50 % объема работ должно выполняться его членами Не менее 50 % объема работ (услуг) в общей деятельности предприятия должно осуществляться членами ко­оператива
Убытки распределяются пропорцио­нально размерам паевых взносов и (или) оплаты труда Убытки распределяются в соответст­вии с долей участия члена кооперати­ва в хозяйственной деятельности это­го кооператива

 

Кооператив и его члены могут при необходимости заклю­чать договоры, обязывающие членов кооператива в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, продавать

исключительно кооперативу или созданным им филиалам всю производимую ими продукцию или ее часть.

Производственный кооператив представляет собой органи­зацию товаропроизводителей на основе добровольного член­ства по совместной производственной или иной хозяйствен­ной деятельности путем объединения имущественных паевых взносов ее членов для удовлетворения своих материальных и иных потребностей.

Члены кооператива делятся на основных и ассоциирован­ных. Основные члены вносят паевой взнос в установленном уставом размере и порядке с правом голоса. Ассоциированные члены — вкладчики паевого взноса для получения дивиденда без права голоса. Имущественные паевые взносы всех членов (вносимые деньгами, земельными участками или имуществом в денежной оценке) составляют паевой фонд кооператива. Обязательный взнос дает право на участие в деятельности ко­оператива, пользование его услугами, льготами и на получение части прибыли пропорциональна личному трудовому участию. Дополнительный паевой взнос член кооператива вносит по своему желанию для получения дивидендов в предусмотрен­ных уставом размере и порядке.

Законодательством не ограничивается число членов коопе­ратива, но оно должно быть не менее пяти физических и юри­дических лиц. Высший орган управления кооператива — общее собрание его членов. Учредительным документом является ус­тав, утвержденный общим собранием. Член кооператива мо­жет по своему усмотрению выйти из кооператива с выплатой стоимости пая или выдачи имущества в соответствии со стои­мостью пая и других выплат согласно уставу.

Потребительские кооперативы — некоммерческие органи­зации (табл. 1.1). В зависимости от вида деятельности они под­разделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), об­служивающие, снабженческие, кредитные, страховые, садо­водческие, огороднические и др. Потребительский кооператив образуется при вхождении в его состав не менее двух юридиче­ских лиц или не менее пяти граждан. В потребительских коопе­ративах по установленному законом условию (кроме кредит­ных и страховых) члены должны осуществлять не менее 50 % объема работ в общей деятельности предприятия.

Кредитная кооперация имеет особое значение среди различ­ных видов кооперативов. Создание и развитие кредитных ко­оперативов в России обусловлены отсутствием эффективно­го финансово-кредитного обеспечения деятельности коопера­тивных предприятий. Кредиты крупных коммерческих банков практически недоступны для малого и среднего предпринима­тельства из-за незначительных размеров и дороговизны самого кредита, сложности его оформления и отсутствия надеж­ных гарантий. Государственное кредитование ввиду недостат­ка финансовых ресурсов также имеет ограниченные возмож­ности. В таких условиях закономерно развитие кредитных ко­оперативов для финансовой взаимопомощи предприятий.

 

 

 

Рис. 1.2. Порядок создания кредитного кооператива

 

Порядок создания и структура формирования кредитного кооператива приведены на рис. 1.2.

Хозяйственные товарищества и общества признаются коммер­ческими организациями с разделенными долями вкладов учре­дителей (участников) в уставном капитале. Эти формы пред­принимательской деятельности близки по своей организаци­онно-правовой форме хозяйствования, что дает возможность преобразования одной формы в другую. Они имеют следу­ющие общие черты:

- созданное за счет вкладов учредителей имущество, а также иму­щество, приобретенное и произведенное в процессе деятель­ности, принадлежит на праве собственника товариществу или обществу;

- для обеих этих форм коммерческих организаций установлена одинаковая правоспособность;

- в статусе юридических лиц они могут быть участниками других товариществ и обществ;

- учредители с правом собственности по отношению к обществу имеют обязательства без вещного права на его имущество.

Существенное отличие между этими коммерческими орга­низациями состоит в том, что товарищество представляет со­бой объединение лиц, а общество — объединение капиталов. Эта экономическая суть определяет их разное правовое поло­жение.

Объединения лиц основаны на личном участии каждого в дея­тельности товарищества, в котором объединяются не только де­нежные и иные средства, но и собственная деятельность в при­ложении этих средств. Каждый участник такого предприятия имеет право на ведение дел, представительство и управление.

Объединение капиталов в хозяйственном обществе не тре­бует объединения деятельности вкладчиков. Руководство и оперативное управление предприятием осуществляются спе­циально созданными органами. Ответственность по обязатель­ствам объединения капиталов несет хозяйственное общество, поэтому участники освобождены от возникающих рисков в ре­зультате хозяйственной деятельности.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полное товарищество объединяет двух лиц или более для осу­ществления предпринимательской деятельности с целью извле­чения прибыли при полной ответственности по обязательствам товарищества. Убытки и прибыли распределяются между участ­никами пропорционально доле каждого из них в общем имуще­стве. Полное товарищество не связано с публичной ответствен­ностью, поэтому не обязано публиковать сведения о результатах хозяйственной и финансовой деятельности. Административ­но-правовой основой полного товарищества служит учредитель­ный договор, который содержит сведения о составе участников, фирменном названии, местонахождении, видах деятельности, вкладах каждого члена, характере распределения прибыли и сро­ках функционирования создаваемой организации.

Преимущества полного товарищества состоят в том, что каждый его член имеет право заниматься предприниматель­ской деятельностью от имени товарищества наравне с другими товарищами. Полное товарищество имеет возможность накоп­ления значительных средств в короткие сроки, в связи, с чем его деятельность более привлекательна для кредиторов при неог­раниченной ответственности членов по обязательствам.

Однако при исчезновении между полными товарищами особых доверительных отношений возможен быстрый распад товарищества. Кроме того, при наступлении банкротства каж­дый член отвечает не только вкладом, но и личным имущест­вом. Участники полного товарищества, не являющиеся его уч­редителями, отвечают наравне с другими участниками по обя­зательствам, возникшим до их вступления в товарищество. Форма полного товарищества получила распространение применительно к мелкому и среднему предпринимательству.

Товарищество на вере включает двух лиц или более для осу­ществления предпринимательской деятельности, в котором полные товарищи (коммандисты) несут экономико-правовую ответственность личным вкладом и всем своим имуществом, а другие члены — вкладчики (коммандитисты) отвечают только своим вкладом. Полные товарищи (коммандисты) не прини­мают участия в непосредственной деятельности и несут риск убытков, а остальные участники осуществляют деятельность от имени товарищества без права голоса в управлении и обсужде­нии действий полных товарищей.

Коммандитное товарищество имеет фирменное наимено­вание с указанием имен полных товарищей. В договоре об ор­ганизации товарищества на вере указываются наименование предприятия, срок действия и виды деятельности, местонахож­дение органа управления, доли в общем вкладе капитала всех коммандистов и коммандитистов, порядок распределения прибыли и другие положения. Ограничение прав вкладчиков (коммандитистов) компенсируется по окончании финансово­го года свободным выходом из товарищества, получением сво­его вклада и возможной передачей всей доли или части капита­ла другому вкладчику. В случае банкротства имеется право на получение вклада из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — фор­ма организации предпринимательской деятельности. Ограни­ченная ответственность его участников определяется тем, что они несут риск убытков в пределах своих паевых взносов в ус­тавный капитал организации. Число участников ООО ограни­чивается 50 членами, но их личного участия в делах общества не требуется. Именные паи распространяются между учреди­телями без проведения публичной подписки. Раздел уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности их по долгам определяются учредительными документами. Ниж­няя граница суммы уставного капитала установлена федераль­ным законодательством, которое предъявляет требования к определению и формированию уставного (более 50 %) капита­ла и к сроку полной оплаты уставного фонда (в течение первого года деятельности). Если стоимость чистых активов не дости­гает минимального размера уставного капитала, общество под­лежит ликвидации. Увеличение уставного капитала (фонда) допускается после того, как свои доли в полном объеме внесли члены, которые получают письменное свидетельство для юри­дического закрепления их вкладов. Уменьшение уставного ка­питала общества возможно только после уведомления всех его кредиторов, которые в противном случае могут требовать до­срочного прекращения или исполнения своих обязательств и возмещения убытков. Каждый член общества может выйти из него без согласия других членов, при этом ему выплачивается стоимость его доли в уставном капитале или выдается часть

имущества в натуре. Приобретенная обществом доля участни­ка должна быть реализована членам общества либо оно должно соответственным образом уменьшить уставный капитал, из­вестив об этом кредиторов. Владельцы паевых письменных свидетельств вправе участвовать в общих собраниях пайщи­ков, получать дивиденды и части имущества компании при ее ликвидации.

Основными административно-правовыми документами о создании ООО являются учредительный договор и устав, где указаны наименование, цели создания и местонахождение об­щества, состав учредителей, порядок образования имущества, уставный фонд, размер и характер вкладов участников, приве­дена информация о расчетном счете, порядке и сроках внесе­ния вкладов, правах и обязанностях членов, распределении прибыли, прекращении деятельности общества, сроках заклю­чения договора.

Устав содержит более полную, чем учредительный договор, информацию об обязательствах общества и его членов, сведе­ния о дочерних предприятиях, филиалах и представительствах, компетенции органов управления, порядке принятия ими ре­шений, возможности передачи пая третьемулицу, а также пра­вила принятия и исключения членов, условия распределения средств после ликвидации общества и некоторые другие поло­жения.

Управление предпринимательской деятельностью в ООО осуществляют:

- общее собрание участников (высший орган управления). По общему правилу, число голосов каждого участника на общем собрании пропорционально его доле в уставном капитале;

- совет директоров (наблюдательный совет) общества, если его образование предусмотрено уставом;

- единоличный исполнительный орган и коллегиальный испол­нительный орган (правление, дирекция).

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) — разновидность хозяйственных обществ. Правовая особенность ОД О состоит в том, что при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов участники могут быть привлечены к ответственности по долгам общества. Размер этой ответственности ограничен только частью стоимости все-

го их имущества, кратной сумме внесенных вкладов (напри­мер, трехкратный, пятикратный). В остальном ОДО аналогич­но ООО.

Акционерные общества (АО) созданы в основном в процессе приватизации предприятий, средства которых были реструкту­рированы за счет выпуска и размещения акций для формиро­вания уставного капитала. Члены коллектива предприятия (акционеры) несут ограниченную ответственность только той суммой, которая была уплачена ими при приобретении акций. Ответственность по обязательствам несет само общество.

Органы управления АО могут иметь двух- иди трехзвенную структуру. Двухзвенная структура включает правление и общее собрание акционеров, при трехзвенной добавляется наблюда­тельный совет. Управление всей текущей деятельностью АО и выступление от его имени при заключении сделок поручаются одному из распорядителей (управляющих) или нескольким распорядителям, входящим в правление общества. Руковод­ство обязано публиковать годовые отчеты о своей деятельно­сти (отчет правления, балансы и счета прибылей и убытков) по истечении каждого финансового года. Однако при большом числе некомпетентных в предпринимательстве мелких акцио­неров управленцы могут бесконтрольно распоряжаться чужим огромным капиталом.

При выходе из АО акционер не имеет права на денежную и имущественную выплату его доли, но может получить компен­сацию путем продажи или иной передачи своих акций другому лицу. Этим объясняется устойчивость АО. Отчуждение акций в организации капитала дает АО преимущества. Во-первых, имеется возможность сконцентрировать крупный капитал, распыленный изначально среди мелких вкладчиков. Во-вто­рых, путем отчуждения и приобретения акций с помощью биржевого механизма можно с учетом конъюнктуры мгновен­но переливать большой капитал из одной сферы в другую.

Предпринимательство акционерного типа имеет следу­ющие преимущества:

- обладает возможностью привлекать дополнительные инвести­ции путем выпуска акций;

- ограничивает ответственность акционеров при общем эконо­мическом интересе и эффективной деятельности предприятия;

- обладает возможностью снижения предпринимательского риска;

- уменьшает зависимость АО от состава акционеров;

- использует апробированный механизм деятельности, основан­ный на законодательстве РФ.

Устав АО определяет максимальную сумму номинальной стоимости выпуска акций в уставном капитале, который обра­зуется путем публичной подписки на акции и распределения их среди учредителей.

Согласно Федеральному закону «Об акционерных общест­вах», АО может быть открытым (открытое акционерное обще­ство — ОАО) или закрытым (закрытое акционерное общество — ЗАО).

Акционерные общества открытого и закрытого типа разли­чаются способами размещения акций, процедурой их переус­тупки на вторичном рынке, числом акционеров и порядком ве­дения дел.

Во-первых, ОАО вправе использовать открытую и за­крытую подписку на акции, которые распространяются на не­ограниченный круг инвесторов и на заранее неизвестный круг лиц, тогда как ЗАО проводит только закрытое распростране­ние акций, ценных бумаг среди учредителей и заранее опреде­ленного числа лиц.

Во-вторых, участник ОАО может во всех случаях отчуж­дать принадлежащие ему акции без оповещения об этом ос­тальных акционеров, тогда как участник ЗАО при отдельных видах сделок обязан оповещать акционеров, которые в уста­новленный срок (2 месяца) могут воспользоваться преимуще­ством приобретения продаваемых акций. Однако преимущест­во не действует на акции при дарении, наследовании, передаче иному правопреемнику, а также при продаже акций своим ак­ционерам или с публичных торгов.

В-третьих, число потенциальных акционеров в ОАО не ограничивается, а в ЗАО оно не должно превышать 50. Если число акционеров превышает 50, ЗАО в течение года подлежит преобразованию в ОАО, в противном случае общество подле­жит ликвидации в судебном порядке.

В-четвертых, ОАО обязано вести свои дела открыто. К отдельным документам имеют доступ как акционеры, так и все заинтересованные лица. ОАО должно публиковать для све­

дения годовой отчет, бухгалтерский баланс, суммы прибылей и убытков, проспект эмиссии акций, сообщение о проведении собраний.

АО должно иметь уставный капитал в размере не меньше предусмотренного законом. Его увеличение достигается вы­пуском новых акций и увеличением их номинальной стоимо­сти, а уменьшение — путем снижения номинальной стоимости или выкупом части акций у держателей с дальнейшим их акку­мулированием.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в ка­честве коммерческих организаций не наделяются правом соб­ственности на закрепленное за ними имущество, которое явля­ется неделимым и не может быть распределено по вкладам (до­лям, паям) между их работниками. Это имущество находится в государственной или муниципальной собственности и при­надлежит государственным или муниципальным предприяти­ям на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления. Работники таких предприятий могут быть заинтересо­ваны в улучшении результатов своего труда через создание фондов участия в прибылях (экономическое стимулирование) по прямому указанию государственного собственника.

Учредительным документом этих предприятий является устав, утверждаемый уполномоченным государственным орга­ном или органом местного самоуправления. Уставный фонд предприятия не может быть меньше суммы, определенной За­коном о государственных и муниципальных предприятиях, и до государственной регистрации предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании фи­нансового года стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ли­квидировано по решению суда.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (или федеральное казенное предприятие) создается по реше­нию Правительства РФ на базе имущества федеральной собст­венности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утверждаемый Правительством РФ. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ, которое несет субсидиарную

ответственность по обязательствам при недостаточности его имущества.

Руководство унитарным предприятием обычно осуществ­ляет действующий на принципах единоначалия руководитель (генеральный директор, директор, управляющий и т.д.), кото­рый назначается государственным собственником либо упол­номоченным органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государствен­ного органа или органа местного самоуправления. Право хозяйственного ведения предоставляет предприятию право пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах законодательного акта и шире права оперативного управления, т.е. предприятие хозяйственного ведения имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) создаются коммерческими организациями в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов по договору между собой на некоммерческой основе. При возложении на такие объедине­ния функций предпринимательской деятельности они по ре­шению их участников преобразуются в хозяйственное общест­во или товарищество.

Объединения предприятий образуют ассоциации, концер­ны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, фи­нансово-промышленные группы, холдинговые компании и др. Основными принципами организации любой из этих форм объединений являются: о добровольность объединения на основе экономических инте­ресов;

О равноправие участников совместной деятельности; о свобода выбора организационной формы объединения; о самоуправление участников и объединения в целом; о организация отношений между участниками на договорной основе.

Ассоциация действует на основании учредительного дого­вора, где определяются условия участия в ассоциации и цели

деятельности, и устава, где указаны статус, порядок образова­ния, компетенция органов управления, условия и порядок ре­организации и ликвидации. Учредители передают определен­ное имущество в собственность ассоциации, которое исполь­зуется только для достижения своих уставных задач и не подлежит распределению между учредителями.

Ассоциация не несет ответственности по обязательствам своих членов. Но члены ассоциации несут дополнительную от­ветственность по ее долгам своим имуществом, что оговорено в учредительных документах. При выходе из ассоциации эта от­ветственность сохраняется в течение двух лет.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие документы предоставляются в регистрационный орган по ме­стонахождению организации?

2. Какие виды счетов открывают организации в коммерческих банках?

3. Какие факторы предпринимательской среды предприятия сущест­вуют?

4. В чем состоят особенности государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, касающиеся закрепленных за ними собствен­ности и имущества?

5. Какие организационно-правовые формы коммерческих предприятий функционируют в Российской Федерации согласно Гражданскому кодексу РФ?

6. В чем состоят основополагающие принципы организации ассоциа­ций (союзов, концернов, холдингов и проч.) юридических лиц?

 

П НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Сущность, основные принципы и типы планирования на предприятиях торговли и общественного питания

 

Любая экономическая организация в своей дея­тельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Пред­приятия не обладают всеми данными; они не в состоянии пред­угадать все изменения, которые могут произойти в рыночной среде. Планирование — это основной инструмент преодоления неопределенности.

Планирование — способ осуществления действий, основан­ных на сознательных, волевых решениях субъектов рыночных отношений. Задача планирования на предприятиях общест­венного питания и торговли как важного звена отраслевого управления состоит в учете требований экономических зако­нов рынка, особенностей и закономерностей развития отрас­ли, достижений научно-технического прогресса, а также в по­вышении эффективности хозяйственной деятельности и ка­чества работы, снижении издержек потребления и росте производительности труда.

В экономике рыночного типа распространено планирова­ние на уровне предприятия, которое носит, как правило, инди­кативный, ориентирующий характер. Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых дей­ствий с учетом существующих экономических и производст­венных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующе­го субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока дейст­вия плана. Важными факторами, которые следует учитывать

при разработке планов, являются уровень конкуренции, ха­рактер отрасли, в которой действует хозяйствующий субъект, и масштаб самого предприятия. Так, большинство предприятий торговли и общественного питания не располагают возможно­стями роста и расширения сферы своей деятельности, поэтому с целью повышения конкурентоспособности при планирова­нии основное внимание должно уделяться вопросам повыше­ния качества работы предприятия. Не следует также недооце­нивать общий уровень экономического развития и стадию эко­номического цикла в стране, поскольку они накладывают серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности.

Возможности планирования предприятия торговли и об­щественного питания ограничены рядом объективных и субъ­ективных причин. Наиболее важные из них: неопределенность рыночной среды, издержки планирования, масштабы деятель­ности предприятия, специфика российского рынка.

Неопределенность рыночной среды преодолевается с по­мощью двух основных способов адаптации к внешней рыноч­ной среде:

- предприятие использует внутренний потенциал для контроля рыночной ситуации (в первую очередь для контроля спроса);

- предприятие совершенствует свое сотрудничество с другими участниками хозяйственной деятельности, что снижает затра­ты ресурсов и дает благоприятные результаты за более корот­кий период.

Издержки, затрачиваемые на организацию и осуществление планирования, определяют предел планирования. Минималь­ным результатом планирования является недопущение грубых ошибок в жизнедеятельности предприятия, т.е. обеспечение его выживания. Дополнительные затраты на планирование должны обеспечить развитие организации.

Масштабы деятельности предприятия ограничивают (или, наоборот, расширяют) возможности планирования. Преиму­щества в осуществлении планирования — у крупных предпри­ятий, так как они:

- имеют большие финансовые возможности;

- располагают высококвалифицированным персоналом и в со­стоянии привлекать специалистов со стороны.

Небольшим экономическим организациям сложнее прово­дить широкомасштабную плановую работу, однако они могут: использовать некоторые формы планирования, особенно опе­ративного; применять известные модели стратегий и стре­миться к определению собственных стратегий по мере роста организаций.

Специфика российского рынка ограничивает использование планирования в отечественных условиях вследствие:

- чрезмерно высокой степени неопределенности на российском рынке, обусловленной глобальными изменениями во всех сфе­рах общественной жизни — экономической, политической, со­циальной;

- низкого уровня накопления капитала российскими предпри­ятиями, что не позволяет осуществлять эффективную органи­зацию планирования;

- отсутствия эффективных юридических и этических норм, ре­гулирующих поведение предпринимателей, а также невысоко­го уровня культуры участников отечественного рынка.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль от­мечал: «Управлять — это предвидеть, а предвидеть — это уже почти действовать». Файоль определил четыре основных прин­ципа планирования:

- принцип единства (холизма) — системный характер планирова­ния деятельности экономической организации. Элементами планирования в организации являются ее отдельные подразде­ления и отдельные части процесса планирования. Планирова­ние деятельности подразделения организации будет эффек­тивным, если оно не связано с плановой деятельностью от­дельных единиц данного уровня;

- принцип непрерывности — постоянный процесс планирования на предприятии в рамках установленного цикла;

- принцип гибкости (взаимосвязан с принципом непрерывно­сти) — придание планам и процессу планирования способно­сти менять свою направленность в связи с возникновением не­предвиденных обстоятельств;

- принцип точности — конкретизация и детализация в той степе­ни, в какой позволяют внешние и внутренние условиядеятель­ности фирмы.

Классификация типов планирования в организации осуществ­ляется по таким признакам, как степень неопределенности в планировании, временная ориентация идей планирования, го­ризонт планирования.

В зависимости от степени неопределенности внешней сре­ды системы планирования организации можно разделить на два типа.

Детерминированные системы планирования используются в организациях, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации.

События в таких системах должны иметь полную опреде­ленность: можно дать 100%-ную гарантию, что если собы­тие А произойдет, то произойдет и событие В. Но если говорить о планировании на уровне предприятия в целом, то, конечно, так не происходит, потому что всякое предприятие в рыночной экономике действует в условиях неопределенности, меня­ющейся среды. Текущее планирование и планирование на уровне подразделений обладают высокой определенностью и мощностью в предвидении результатов (например, планирова­ние производства).

Вероятностные (стохастические) системы планирования предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации и соответственно не дают полной пред­сказуемости результата.

Вариантами вероятностных систем планирования являются: О планирование в системе жестких обязательств — подходит для ситуаций, в которых существует высокая степень уверенности в исходе событий;

- планирование под личную ответственность — менеджер вооб­ще не может быть в чем-либо уверен и действует на свой страх и риск, возлагая всю ответственность на себя;

- планирование, приспособленное к случайным обстоятельст­вам, — является промежуточным между первыми двумя: с од­ной стороны, менеджер сталкивается с постоянной неопреде­ленностью в деятельности предприятия, а с другой — учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде и тем самым увеличивает их предсказуемость.

Типы планирования различают также в зависимости от то­го, ориентированы ли основные идеи планирования в про­шлое, настоящее или будущее:

- реактивное планирование (возврат к прошлому). Основной ме­тод реактивного планирования — генетический подход, т.е. проблема, исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется «снизу вверх». Пер­воначально выявляются нужды нижних подразделений, кото­рые оформляются в планах этих подразделений. Разработан­ные проекты планов передаются руководству следующего уровня, которое вносит коррективы с учетом своей деятель­ности и передает на следующий уровень, и т.д. — до оконча­тельного выбора и подготовки свободного проекта;

- инактивное планирование (инертность) характеризуется ориен­тацией на существующее положение, не предусматривает ни возвращения к прежнему положению, ни продвижения впе­ред. Этот тип планирования воспринимает наличные условия как достаточно хорошие (по крайней мере как приемлемые);

- преактивное планирование (упреждение) ориентировано в основ­ном на непрерывные изменения в перспективе, причем его цель не минимизация усилий, а поиск оптимальных решений. Из не­скольких вариантов развития выбирается тот, который пред­ставляется экономически оптимальным. Планирование осуще­ствляется «сверху вниз»: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем оп­ределяются цели нижних уровней и программы их действий.

Горизонт планирования. В зависимости от того, какой гори­зонт (период) времени охватывают планы, составленные орга­низацией, выделяют планирование:

- долгосрочное — обычно охватывает периоды времени от 10 до 25 лет;

- среднесрочное — конкретизирует ориентиры, определенные дол­госрочным планом (до 3 лет);

- краткосрочное — планы на 1—2 года, включающие в себя кон­кретные способы использования ресурсов организации, необ­ходимых для достижения целей, определенных при средне- и долгосрочном планировании.

 

 

Стратегическое и тактическое планирование. Система планов предприятия

 

Процесс планирования предприятий торговли и общественного питания можно разделить на две основные стадии — разработка стратегии предприятия (стратегическое планирование); определение тактики реализации выбранной стратегии (тактическое планирование) оперативного планиро­вания.

Стратегическое планирование осуществляется на долго­срочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на каче­ственном уровне.

Тактическое планирование осуществляется на среднесроч­ную перспективу (1—5 лет) и определяет ресурсы, необходимые предприятию для реализации задач стратегического планиро­вания.

Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плано­вых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов. Система планов служит фор­мой материализации плановой деятельности предприятия, а главным ее результатом выступает определение целей, стратегий, программ, распределение ресурсов в свете будущих перемен. Эти перемены являются содержательным результатом стратегическо­го планирования и могут включать планы исследований рынка, диверсификации продукции, утверждение на рынке новой про­дукции, сворачивание и ликвидацию нерентабельных произ­водств и т.п. На рис. 2.1 представлена схема системы планов, ко­торые должны разрабатывать предприятия торговли и общест­венного питания в условиях рыночной экономики.

 

 

Р и с. 2.1. Система планов предприятия

 

Главная задача стратегического планирования — обес­печить гибкость и нововведения в деятельности предприятия, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегический план может иметь следующую структуру:

- раздел 1: содержание и целевые установки предприятия — на­значение и стратегическая цель предприятия, масштабы и сфе­ра деятельности, тактические цели и задачи;

- раздел 2: прогнозы и ориентиры — прогноз экономической ситуации на различных типах рынка, перспективные ориенти­ры по основным показателям;

- раздел 3: специализированные планы и прогнозы — произ­водство, маркетинг, финансы, кадровая политика, инноваци­онная политика, новая продукция и рынки сбыта.

Бизнес-план — это документ, в концентрированной форме отражающий ключевые показатели, которые обосновывают целесообразность некоторого проекта, четко раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности пред­

приятия. Тактическое планирование в нашей стране чаще все­го осуществляется именно в форме бизнес-планов.

Как правило, бизнес-план включает следующие разделы: резюме, виды товаров и услуг, рыночные исследования и ана­лиз сбыта, оценку конкуренции на рынках сбыта, маркетинг, план производства.

Резюме бизнес- плана составляется в последнюю очередь и подытоживает всю работу.

Первый раздел любого бизнес-плана — это описание того продукта (работ, услуг), который планируется производить (предоставлять). В описании указываются потребительские свойства, существенные отличия от товаров конкурентов, да­ется наглядное изображение товара, а также прогноз цены и тех затрат, которые потребуются при производстве.

Второй раздел бизнес-плана — анализ рынка товаров или услуги, который основывается на исследовании рынка и требу­ет отбора и обработки большого объема информации. Основ­ная его цель — определить и обосновать ту рыночную нишу, в которой найдут покупателя планируемые к производству или реализации товар или услуга.

Третий раздел бизнес-плана — оценка конкуренции; при этом определяют конкурентов — производителей аналогичной продукции, как можно точнее оценивают объем их продаж, до­ходы, перспективы внедрения новых моделей, основные ха­рактеристики, уровень качества и дизайн основной продук­ции.

Четвертый раздел бизнес-плана — маркетинг. В общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь, с однойстороны, всестороннего изучения рынка и потенциальных потребите­лей, а с другой — всестороннего продвижения товара к этому потенциальному потребителю.

Успешное продвижение продукта в сферу обращения пред­приятие достигает, если учитываются следующие элементы данного процесса:

1 схема распространения товара — самостоятельно, через опто­вые организации, через магазины;

1 ценообразование (как определяется цена товара, планируемая прибыль, нижний предел цены, при котором окупаются рас­ходы);

 

- реклама (планируемые денежные средства, форма и какими средствами будете рекламировать свой бизнес);

- методы стимулирования потребителей (способы привлечения новых потребителей — расширение районов сбыта, расшире­ние производства, совершенствование товара, предоставление гарантий или дополнительных услуг потребителям);

- формирование и поддержание репутации предприятия и това­ров (услуг).

Пятый раздел бизнес-плана — план производства, где под­тверждается расчетным путем, что предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров или ус­луг в нужные сроки. Для предприятий общественного питания в плане указывается, на каких производственных мощностях будет развертываться изготовление продукции — на действу­ющих или вновь создаваемых, для предприятий торговли обос­новывается торговая площадь — собственная и арендуемая.

Шестой раздел — организационный план, в котором речь идет о порядке организации бесперебойного и успешного функционирования предприятия. Здесь определяются органи­зационная структура предприятия, содержание работ созда­ваемых подразделений, квалификационные требования к спе­циалистам.

Седьмой раздел — юридический план, где оговаривается форма организации предприятия с точки зрения собственно­сти, которая в свою очередь определяет его правовой статус.

Восьмой раздел — оценка риска и страхования. В соответст­вии с Гражданским кодексом РФ предпринимательская дея­тельность осуществляется на свой страх и риск. Государство не несет ответственности за результаты хозяйственной деятель­ности предприятия, поэтому при его создании должен быть произведен тщательный просчет рисков.

Девятый раздел бизнес-плана — финансовый план. Он включает: прогноз объемов реализации, баланс денежных рас­ходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный ба­ланс активов и пассивов предприятия.

При составлении бизнес-плана необходимо соблюдать сле­дующие основные требования:

- информация должна быть четкой, емкой и одновременно краткой, доступной партнерам и финансистам;

- план, как правило, разрабатывает руководитель, привлекая ра­ботников предприятия, а в необходимых случаях привлекают­ся специалисты со стороны.

 

Типы и методы прогнозирования и планирования на предприятии

Прогнозирование является органической частью и начальной стадией процесса планирования. Сущность про­гнозирования состоит в определении совокупности аргумен­тированных вероятностных оценок возможного развития эко­номики в будущем на основе познания тенденций и зако­номерностей, обусловленных действием объективных законов рынка. По своему составу прогнозирование шире планиро­вания, так как включает не только показатели деятельности предприятия, но и разнообразные данные о его внешней среде.

Известны два методических подхода к разработке экономи­ческих прогнозов — генетический и нормативный, или це­левой.

Генетический подход характеризуется оценкой развития системы на основе установленных в ходе исследования при- чинно-следственных связей процессов и явлений экономиче­ского характера. В соответствии с причинно-следственными связями определяются объективная логика развития системы, последовательность наступления событий. Генетический под­ход исходит из возможностей формирования любых правдопо­добных и научно обоснованных общих и частных гипотез, ко­личественных и качественных параметров развития системы.

Нормативный, или целевой, подход в прогнозировании экономических процессов принимает за основу результат, цель развития объекта, которая может быть достигнута в будущем. При генетическом методе развитие системы рассматривается как движение от настоящего к будущему, при нормативном — от будущего к настоящему. Для достижения желаемого резуль­тата выстраивается система мер, событий, условий, при кото­рых он может быть получен.

При существенных различиях в указанных подходах они оба исходят из вероятности наступления событий, результатов, основываются на результатах ретроспективного анализа раз­вития объекта.

 

 

Рис. 2.2. Методы экономического прогнозирования

 

Для разработки прогнозов экономических систем исполь­зуются конкретные методы:

- логический — предполагает теоретическое описание (модели­рование) цели, условий, факторов и этапов развития торговли и общественного питания в перспективе;

- экспертной оценки — предполагает количественные и качест­венные оценки процессов и явлений, экономических величин, показателей, выполняемых экспертами на основе суждений;

- эвристический — состоит в опросе компетентных лиц и спе­циалистов и обработке его результатов по определенной мето­дике;

- исследовательский — включает использование экономико­статистических методов, которые предполагают применение математического аппарата, математических зависимостей для расчета экономических показателей.

Рассмотрим более подробно перечисленные методы про­гнозирования.

Логическое моделирование применяется главным образом для качественного описания прогнозируемого объекта. Наи­более распространен метод ПАТТЕРН, обеспечивающий вы­бор направления деятельности объекта; при этом предвари­тельно составляется сценарий, с помощью которого строится дерево целей, и осуществляется поэтапное принятие решения с помощью условных коэффициентов относительной важно­сти каждого из промежуточных решений. Решение выражается в численном виде.

Метод экспертной оценки применяется наиболее часто при составлении экономических прогнозов. Этот обязательный инструмент прогнозирования используется самостоятельно или в сочетании с другими методами. На практике наиболее распространены:

- анкетирование — письменный опрос экспертов с помощью анкет;

- интервьюирование — устный опрос экспертов в форме бесе­ды — интервью. В интервьюировании выделяются два типа тес­тов: 1) проецирующие и экстенсивные, когда экспертам пред­лагаются листы с изображением (рисунки, фотографии, схе­мы), но без текста. Рисунок должен отобразить суть проблемы, по которой ведется опрос, и вызвать ответную реакцию опра­шиваемого, заставить его высказать определенную точку зре­ния; 2) ассоциативные тесты, когда исследователь наводит экс­перта на желаемую проблему, воздействуя на его эмоции, вы­зывая свободные ассоциации, в том числе словесные (метод изучения мотиваций, когда эксперту показывают или произ­носят наводящее слово и он должен произнести слово, с ним ассоциирующееся);

- метод Дельфи — форма опроса экспертов, когда в течение не­скольких туров собираются их анонимные прогнозы и в ре­зультате формируется групповой прогноз.

Эвристический метод основан на умении строить догадки на базе логических рассуждений, интуиции и прошлого опы­та. Предприниматели прибегают к эвристике чаще, чем сами предполагают, поскольку вынуждены принимать решения в условиях неполной информации, когда о последствиях реше­ния можно только догадываться, но с уверенностью судить нельзя.

Исследовательский метод включает следующие подходы, о Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики конкретного показателя, определении тенденции (тренда) его развития и продолжении этой тенден­ции на будущий период, иначе говоря, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее. Обычно эти методы применя­ются в краткосрочном прогнозировании, когда число изме­няющихся параметров в среде минимально.

В прогнозировании методы экстраполяции трендов допол­няются методами корреляции трендов, в рамках которых ис­следуется связь между различными тенденциями в целях уста­новления их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов.

- Метод скользящей средней исходит из простого предположе­ния, что значение следующего во времени показателя равно среднему, рассчитанному за последние три месяца. Например, если объем продаж составил: в январе 340 тыс. руб.; в феврале 320 тыс. руб.; в марте 360 тыс. руб., то прогноз продаж составит (340 + 320 + 360) / 3 = 340 тыс. руб.

Если реальный объем продаж за май 415 тыс. руб., то прогноз продаж на июнь будет равен (320 + 360 + 415) / 3 = 365 тыс. руб. и т.д.

- Метод экспоненциального сглаживания представляет собой прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактиче­ского показателя за данный период и прогноза на данный пе­риод, который определяется с использованием специальных коэффициентов.

Так, при составлении прогноза продаж на следующий ме­сяц:

F(t+ \) = aX(t) + (l-a)F(t),

где X(t) — продажи в месяце t (фактические данные); F(J) — прогноз продаж на месяц t,F(t+ 1) — прогноз продаж на месяц t + 1; а — специальный коэффициент (0; 1), определяемый ста­тистическим путем.

Рассмотрим прогнозирование продаж методом экспонен­циального сглаживания на конкретном примере. Предполо­жим, что а = 0,3. Тогда, используя формулу экспоненциально­го сглаживания, можно заполнить граф «Прогноз продаж» в табл. 2.1 при условии, что известны фактические данные о про­дажах.

 

Таблица 2.1.

Прогноз продаж

Месяц Фактиче­ский объем продаж, ед. Прогноз продаж, ед. Месяц Фактиче­ский объем продаж, ед. Прогноз продаж, ед.
Январь     Август    
Февраль     Сентябрь    
Март     Октябрь    
Апрель     Ноябрь    
Май     Декабрь    
Июнь     Январь    
Июль     Февраль    

 

Так, если объем продаж в январе составил 50 единиц, а про­гноз на январь был равен 65 единицам, то прогноз на февраль определится следующим образом:

0,3 х продажи в январе + 0,7 х прогноз на январь = 0,3 х 50 + + 0,7 х 65» 61.

Полученные данные отображены на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3, График продаж:

1 - фактический объем продаж; 2- прогноз продаж

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите основные понятия и принципы планирования предпри­ятия торговли и общественного питания.

2. В чем состоят основные задачи стратегического и тактического пла­нирования?

3. Какие разделы включает бизнес-план?

4. Какие методы используются при прогнозировании и планировании на предприятии?

5. Каким преимуществом обладают крупные предприятия торговли и общепита перед малыми хозяйственными субъектами?

6. Чем обусловливается большое количество ограничений в практике отечественного планирования?

 

Date: 2015-10-22; view: 1001; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию