Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие розничного товарооборота
Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Розничный товарооборот — объем реализации товаров в денежном выражении, который характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления. Розничный товарооборот отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами. Товарооборот осуществляется процессом продвижения товаров на основании актов купли-продажи. Другими словами, содержание товарооборота как экономической категории определяют два признака: - наличие товара как объекта продажи; - наличие продажи как формы продвижения товаров от производителя к потребителю. Только в совокупности два эти признака образуют категорию «товарооборот». Субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющими розничный товарооборот, выступают: - юридические лица, для которых основным видом деятельности является розничная торговля (включая предприятия розничной торговли потребительской кооперации); - юридические лица, для которых розничная торговля не является основным видом деятельности; - фирмы, выполняющие заказы по почте; - фирмы, организующие продажу с аукционов; - физические лица (без регистрации юридического лица), осуществляющие продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В состав розничного товарооборота принято включать стоимости продаж: - товаров (новых и бывших в употреблении) населению: 1) за наличный расчет юридическими лицами, их обособленными подразделениями с помощью кредитных карточек; по расчетным чекам сберегательных банков; по перечислениям со счетов вкладчиков по их поручениям (в товарообороте учитывается как продажа за наличный расчет); фирмами, организующими продажу товаров с аукциона, на борту самолетов и в пассажирских поездах (включается в товарооборот по времени сдачи магазину-складу денежной выручки бортпроводниками и проводниками поездов); 2) по безналичному расчету: населению фирмами по почтовым заказам на покупку товаров (включается в товарооборот по времени сдачи ими посылок в отделения связи); отдельным юридическим лицам (социального значения) продовольственных товаров из розничной торговой сети для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения; - товаров в кредит с рассрочкой платежа (в объем товарооборота включается полная стоимость товаров по ценам фактической реализации на момент получения товара покупателем); - упаковки, имеющей свою индивидуальную цену (например, полиэтиленовые пакеты), при расфасовке продовольственных товаров в магазинах; - товаров длительного пользования по образцам, например мебели, холодильников, легковых автомобилей и др. (включается в товарооборот по времени доставки или отпуска их покупателю независимо от времени уплаты денег); - отдельных товаров (лекарственные средства, топливо и проч.) со скидкой ряду категорий населения (в объем товарооборота включается полная стоимость товаров); - печатных изданий — книг, газет, журналов и т.д. (включается в товарооборот по моменту выписки счета без учета стоимости доставки); - товаров, сданных на комиссию (включается в товарооборот по моменту продажи в объеме комиссионных вознаграждений, если предприятие торговли не является собственником товаров, или в размере полной стоимости, если предприятие торговли является собственником товаров); - порожней тары. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа через розничную сеть товаров юридическим лицам за наличный расчет. В состав розничного товарооборота не включаются: - стоимость возвращенных покупателями товаров, которые не выдержали гарантийных сроков службы; - стоимость проданных населению проездных билетов на все виды транспорта. Товарооборот определяется как сумма торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету) и расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). Развитие товарооборота торговых предприятий имеет большое значение в экономической и социальной политике страны. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макроэкономических показателей. Развитие розничного товарооборота тесно связано с такими экономическими показателями, как спрос и предложение товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. Товарооборот является важнейшей характеристикой деятельности предприятия розничной торговли, отражает конечный результат хозяйственной деятельности предприятия торговли; его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает информацию об эффективности их использования (в обобщенном виде показатель эффективности характеризует соотношение результата и затрат). В зависимости от розничного товарооборота различают: - макроструктуру — общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные); - товарно-групповую структуру — деление товаров по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, овощи—фрукты, одежда, обувь, мебель, радио-и телеаппаратура, лесоматериалы, топливо, резинотехнические изделия и др.); - товарно-ассортиментную структуру — соотношение отдельных видов товаров, входящих в определенные группы (одежда мужская, женская, детская; обувь мужская, женская, детская; мебель для жилья, служебных помещений и офисов, дачи и т.п.); - микроструктуру, которая учитывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; мебель: для гостиной, спальни, кухни; телевизоры: цветные, ЖК, плазменные, переносные и т.п.). На структуру розничного товарооборота оказывают влияние следующие факторы: о социально-демографические, т.е. соотношение численности городских и сельских жителей, рабочих, служащих, мужчин, женщин, детей, взрослого и пожилого населения и др.; - экономические, а именно: соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством, специализация производства, квалификация работников, наличие и состояние транспортных коммуникаций, масштабы, расположение, материально-техническая база торговой сети, географическое положение региона; - климатические условия; - национальные особенности региона. В настоящее время в нашей стране очевидны положительные результаты рыночных преобразований в торговле: широ кий ассортимент товаров, отсутствие ажиотажного спроса и унизительных очередей в магазинах, наличие слоя собственников, способных умело и энергично хозяйствовать, обеспечивая высокий уровень торгового обслуживания населения. Но низкий уровень платежеспособности населения, резкий спад производства и сохраняющаяся нестабильность товарного рынка оказывают негативное влияние на развитие розничного товарооборота. За последние годы изменилась структура розничного товарооборота: увеличилась доля продовольственных товаров и значительно уменьшилась доля непродовольственных. Это говорит об ухудшении качества жизни населения, которое стало тратить меньше денег на промышленные товары за счет увеличения расходов на питание. На фоне насыщенности товарами потребительского рынка в предприятиях розничной торговли повысилась оборачиваемость товарных запасов, следовательно, уменьшилось время пребывания товаров в торговле й достигнуто сокращение издержек обращения. Увеличение скорости обращения товаров связано, прежде всего с ростом доли продовольственных товаров в структуре товарооборота, а также с улучшением снабжения предприятий товарами, благодаря чему нет нужды в значительных товарных запасах. Кроме того, происходят изменения в структуре розничного Товарооборота по формам собственности: сокращение объема Товарооборота, формирующегося в государственном секторе торговли, при постоянном увеличении доли негосударственного сектора торговли. Таким образом, можно сделать вывод о снижении объема товаров, поступающих в розничную торговлю непосредственно от предприятий-изготовителей. В то же время постоянно увеличивается объем товаров, поступающих В организации розничной торговли от оптовых, посреднических фирм и индивидуальных предпринимателей. Этот факт говорит об усилении позиций оптовых и посреднических организаций в обеспечении розничной торговли товарами, а также о том, что предприятия-изготовители в основном ориентируются на производство продукции, а для организации ее сбыта чаще привлекают посредников.
Баланс спроса и предложения товаров как основа планирования розничного товарооборота
В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать и анализировать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов товаров и сегментов. Это позволит сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определить возможные направления развития его объема и структуры. Изучение и анализ конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом предприятия торговли охватывает три основных этапа. Этап 1. Текущее наблюдение за рыночной активностью осуществляется в первую очередь в тех сегментах потребительского рынка, в которых предприятие торговли реализует (или планирует реализовать в ближайшее время) свою коммерческую деятельность. Текущее наблюдение за состоянием потребительского рынка требует формирования системы показателей, характеризующих отдельные его элементы. Среди этих показателей особо значимы: динамика объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров (этот показатель отражается статистикой); динамика среднего уровня цен и ширины ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменение количества продаж данного товара в регионе и некоторые другие. Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой потребительского рынка фиксируются в табличной или графической форме. Этап 2. Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка производится в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов потребительского рынка и тех изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его сегментов проводится в две стадии: - выполняется расчет системы аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру потребительского рынка (на основе наблюдаемых информативных показателей). К таким показателям относятся: товарооборот данной группы товаров в расчете на душу населения в регионе; средний товарооборот на один пункт продажи в регионе; темпы роста (снижения) средней цены на товар, скорректированные с учетом индекса инфляции; - выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктурной стадии данного товарного рынка или его сегмента. Эти изменения по многим товарам обусловлены сезонностью их производства и потребления. Сезонность производства наиболее характерна для сельскохозяйственной продукции — в период массового сбора урожая ее предложение обычно превышает спрос, в результате чего уровень цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции существенно снижается; в дальнейшем по мере возрастания расходов по их хранению и подсортировке цены на них возрастают. Сезонность потребления характерна для многих непродовольственных товаров — одежды, обуви, головных уборов, стройматериалов и др. (наиболее ярким примером сезонности потребления являются новогодние елочные украшения). В процессе оценки текущей конъюнктуры должны быть Выявлены и исключены из анализа ее тенденций отдельные Краткосрочные колебания, вызванные действием случайных факторов, таких, как: резкие изменения погодных условий; нарушения ритмичности работы железнодорожного транспорта; Стихийные бедствия; период праздников; паническая реакция Покупателей или продавцов на ожидаемые экономические действия правительства (обмен денег, изменения в налоговой системе) и т.п. Этап 3. Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка в условиях нестабильности экономического развития Нашей страны, отсутствия достоверной информации и по ряду Других причин ограничивается краткосрочным и среднесрочным периодами, что вполне достаточно для целей планиро- Вания товарооборота. Это прогнозирование осуществляется обычно с помощью двух основных методов — факторного и трендового. Факторный метод используется при среднесрочном прогнозировании конъюнктуры потребительского рынка и основан на изучении отдельных факторов (экономических, демографических, социально-политических, природных и др.), влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде. При этом вначале изучается влияние различных факторов на отдельные его элементы, затем выбираются наиболее значимые из них (оказывающие наибольшее влияние) и строится многофакторная модель регрессии. Ряд крупных предприятий торговли, специализирующихся на реализации относительно небольшого количества групп товаров, самостоятельно разрабатывает многофакторные конъюнктурные прогнозы (вводя в свой штат маркетологов — специалистов по изучению и прогнозированию рынка). Другие предприятия торговли приобретают эту информацию у маркетинговых фирм, специализирующихся на прогнозировании конъюнктуры рынков отдельных групп товаров. Трендовый метод используется обычно для краткосрочного прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка и основан на распространении выявленной в процессе проведенной ранее оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. При этом пренебрегают случайными факторами воздействия на эту тенденцию, но учитывают предстоящие уже известные изменения внутрирыночных факторов (например, неурожай отдельных видов сельскохозяйственной продукции) и общеэкономических (изменения системы налогообложения производства и реализации отдельных видов товаров; изменения порядка лицензирования товаров при осуществлении внешнеэкономических операций и т.п.). Этот метод доступен любому предприятию торговли, так как базируется на результатах текущего наблюдения и оценки конъюнктуры отдельных товарных рынков. С учетом результатов прогнозирования конъюнктуры осуществляется планирование объема и структуры реализации товаров на предстоящий период — наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом предприятия торговли. Данный процесс планирования состоит из шести этапов. Этап 1. Выбор приоритетных целей развития товарооборота напредприятии. Планируя объем и структуру реализации товаров, исходят из различных целевых установок развития товарооборота на данном предприятии торговли. Основными из них являются: - достижение показателей товарооборота, в максимальной степени учитывающих возможности данного сегмента потребительского рынка и предстоящих изменений его конъюнктуры. Такая целевая установка характерна для предприятий торговли, работающих в сегментах потребительского рынка, где спрос покупателей удовлетворен еще не в полной мере. Как правило, эти предприятия не предусматривают в плановом периоде ни ассортиментной, ни региональной диверсификации своей деятельности, а естественными ограничителями развития товарооборота выступают спрос покупателей и условия конкуренции в данных сегментах потребительского рынка; - достижение показателей товарооборота, обеспечивающих максимальную эффективность использования ресурсного потенциала предприятия. Такая целевая установка характерна для предприятий, которые ранее избрали неперспективные сегменты потребительского рынка и в1 силу негативных конъюнктурных изменений резко снизили объемы реализации товаров, а соответственно и эффективность использования торговых площадей, персонала и других ресурсов. Обеспечить развитие товарооборота на таких предприятиях возможно при условии ассортиментной диверсификации их деятельности в плановом периоде; - достижение показателей товарооборота, обеспечивающих формирование запланированной прибыли, достаточной для реализации стратегических целей развития предприятия в плановом периоде. Такая целевая установка обычно характерна для предприятий торговли на ранних и средних стадиях их жизненного цикла. Реализация такой целевой установки не ограничивает возможности ни ассортиментной, ни региональной диверсификации торговой деятельности в процессе планирования товарооборота. Этап 2. Анализ объема и структуры реализации товаров впредплановом периоде. Задачи проведения такого анализа и его глубина должны соответствовать принятой приоритетной целевой установке развития товарооборота предприятия торговли в плановом периоде. В связи с этим в процессе анализа рассмат- риваются общие показатели, характеризующие развитие реализации товаров в предплановом периоде, и частные показатели развития, непосредственно связанные с той или иной приоритетной целевой установкой, принятой на плановый период. При изучении динамики отдельных показателей реализации товаров в предплановом периоде должна быть обеспечена сопоставимость цен. С этой целью используются публикуемые показатели индекса инфляции по отношению к анализируемому периоду. Система частных показателей строится произвольно в зависимости от избранной приоритетной целевой установки развития товарооборота и дополняет исходную базу расчетов плановых показателей. Результаты проведенного анализа служат основой для выявления резервов роста реализации товаров в плановом периоде. Этап 3. Определение планового объема реализации товаров. Плановый объем реализации товаров предприятием торговли рассчитывается с использованием метода, который выбирают в соответствии с принятой приоритетной целевой установкой развития товарооборота. Все расчеты ведутся в сопоставимых ценах, действующих на начало планового периода. При целевой установке развития товарооборота, ориентированной на использование возможностей потребительского рынка, плановые расчеты основываются на данных изучения объема неудовлетворенного спроса по товарам, реализуемым предприятием торговли, и зависимости роста объема реализации товаров от роста доходов населения. При целевой установке развития товарооборота, ориентированной на повышение эффективности использования ресурсного потенциала предприятия, плановые расчеты основываются на сравнении достигнутых результатов эффективности использования отдельных видов ресурсов на данном предприятии и на аналогичных предприятиях данного региона. При целевой установке развития товарооборота на достижение заданной суммы прибыли плановые расчеты основываются на целевой сумме прибыли и ряде других финансовых показателей. Этап 4. Определение плановой структуры реализации товаров. Расчет плановой структуры реализации товаров может осуществляться различными методами: на основе коэффициентов эластичности реализации отдельных групп в зависимости от объема товарооборота. Коэффициент эластичности реализации показывает происходящие изменения спроса на различные товары и поведения групп потребителей, а также динамику изменения цен и отношение спроса на товар и цены товара: где — объемы продукции, реализованной по новой и старой иене соответственно, руб.; — старая цена товара, руб.; Р2 — новая цена товара, руб. Этот показатель используется на предприятиях торговли, которые не предусматривают ассортиментную диверсификацию своей деятельности в плановом периоде. При этом рассчитываются коэффициенты эластичности продажи отдельных групп товаров в зависимости от изменения общего объема реализации товаров на предприятии в предплановом периоде, а затем с учетом планируемого прироста общего объема реализации определяется возможный прирост (и соответственно сумма) реализации отдельных групп товаров в плановом периоде. Результаты расчета могут быть скорректированы с учетом предусматриваемого более полного удовлетворения спроса покупателей; на основе коэффициентов эластичности реализации отдельных групп товаров в зависимости от доходов населения. Расчет производится, как в предыдущем случае, но вместо объема товарооборота базовым показателем выступает уровень доходов населения в регионе; на основе показателей товарооборота на 1 кв. м площади торгового зала. Метод используется на предприятиях торговли, меняющих свои ассортиментные позиции на рынке (включая ассортиментную диверсификацию своей деятельности) в плановом периоде. Основой расчета служат площадь торгового зала, предусматриваемая для размещения отдельных групп товаров, и объем товарооборота, планируемый на 1 кв. м этого зала (для новых групп товаров этот показатель принимается на уровне сложившегося в других аналогичных магазинах данного региона). Наблюдается прямая зависимость роста товарооборота от расширения торговых площадей на предприятии. Суммарный объем планируемой реализации отдельных групп товаров должен соответствовать ранее рассчитанному общему объему их реализации. Этап 5. Оценка напряженности разработанного плана реализации товаров. Напряженным считается план реализации товаров, обеспечивающий достаточную эффективность использования ресурсного потенциала предприятия. Напряженность разработанного плана оценивается обычно только при его ориентации на возможности потребительского рынка или достижение целевой суммы прибыли. В основе оценки напряженности плана реализации товаров лежит сравнение планируемого товарооборота на 1 кв. м торговой площади и на одного работника на данном предприятии торговли с ранее определенными аналогичными показателями. Этап 6. Разработка мероприятий по осуществлению плана реализации товаров. Предполагается проведение следующих мероприятий: - организационных — мероприятий по изменению товарного профиля магазинов; перераспределению площади торгового зала между отделами по продаже отдельных групп товаров; использованию современных методов продаж; активизации рекламной деятельности; - экономических — повышение эффективности ценовой политики; уменьшение товарных запасов предприятия; - финансовых — формирование финансовых ресурсов предприятия торговли, совершенствование структуры активов, увеличение оборачиваемости оборотных средств.
Date: 2015-10-22; view: 2783; Нарушение авторских прав |