Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие розничного товарооборота





 

Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

Розничный товарооборот — объем реализации товаров в де­нежном выражении, который характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу по­требления. Розничный товарооборот отражает пропорции меж­ду производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.

Товарооборот осуществляется процессом продвижения то­варов на основании актов купли-продажи. Другими словами, содержание товарооборота как экономической категории определяют два признака:

- наличие товара как объекта продажи;

- наличие продажи как формы продвижения товаров от произ­водителя к потребителю.

Только в совокупности два эти признака образуют катего­рию «товарооборот».

Субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющи­ми розничный товарооборот, выступают:

- юридические лица, для которых основным видом деятельности является розничная торговля (включая предприятия розничной торговли потребительской кооперации);

- юридические лица, для которых розничная торговля не являет­ся основным видом деятельности;

- фирмы, выполняющие заказы по почте;

- фирмы, организующие продажу с аукционов;

- физические лица (без регистрации юридического лица), осу­ществляющие продажу товаров на вещевых, смешанных и про­довольственных рынках.

В состав розничного товарооборота принято включать стоимости продаж:

- товаров (новых и бывших в употреблении) населению:

1) за наличный расчет юридическими лицами, их обособлен­ными подразделениями с помощью кредитных карточек; по расчетным чекам сберегательных банков; по перечисле­ниям со счетов вкладчиков по их поручениям (в товарообо­роте учитывается как продажа за наличный расчет); фирма­ми, организующими продажу товаров с аукциона, на борту самолетов и в пассажирских поездах (включается в товаро­оборот по времени сдачи магазину-складу денежной вы­ручки бортпроводниками и проводниками поездов);

2) по безналичному расчету: населению фирмами по почто­вым заказам на покупку товаров (включается в товарообо­рот по времени сдачи ими посылок в отделения связи); от­дельным юридическим лицам (социального значения) продовольственных товаров из розничной торговой сети для организации питания обслуживаемых ими континген­тов населения;

- товаров в кредит с рассрочкой платежа (в объем товарооборота включается полная стоимость товаров по ценам фактической реализации на момент получения товара покупателем);

- упаковки, имеющей свою индивидуальную цену (например, полиэтиленовые пакеты), при расфасовке продовольственных товаров в магазинах;

- товаров длительного пользования по образцам, например ме­бели, холодильников, легковых автомобилей и др. (включается в товарооборот по времени доставки или отпуска их покупате­лю независимо от времени уплаты денег);

- отдельных товаров (лекарственные средства, топливо и проч.) со скидкой ряду категорий населения (в объем товарооборота включается полная стоимость товаров);

- печатных изданий — книг, газет, журналов и т.д. (включается в товарооборот по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

- товаров, сданных на комиссию (включается в товарооборот по моменту продажи в объеме комиссионных вознаграждений, если предприятие торговли не является собственником това­ров, или в размере полной стоимости, если предприятие торговли является собственником товаров);

- порожней тары.

Кроме того, в розничный товарооборот включается прода­жа через розничную сеть товаров юридическим лицам за на­личный расчет.

В состав розничного товарооборота не включаются:

- стоимость возвращенных покупателями товаров, которые не выдержали гарантийных сроков службы;

- стоимость проданных населению проездных билетов на все ви­ды транспорта.

Товарооборот определяется как сумма торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету) и расходов, произведенных за счет кас­совой выручки (по документам).

Развитие товарооборота торговых предприятий имеет большое значение в экономической и социальной политике страны. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уро­вень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота ка­питала производственных предприятий, в значительной степе­ни определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макро­экономических показателей. Развитие розничного товарообо­рота тесно связано с такими экономическими показателями, как спрос и предложение товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.


Товарооборот является важнейшей характеристикой дея­тельности предприятия розничной торговли, отражает конечный результат хозяйственной деятельности предприятия тор­говли; его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает информацию об эффективности их использования (в обобщенном виде показа­тель эффективности характеризует соотношение результата и затрат).

В зависимости от розничного товарооборота различают:

- макроструктуру — общее, крупное деление товаров (народно­го потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные);

- товарно-групповую структуру — деление товаров по назначе­нию, производственному происхождению (хлебобулочные из­делия, овощи—фрукты, одежда, обувь, мебель, радио-и теле­аппаратура, лесоматериалы, топливо, резинотехнические из­делия и др.);

- товарно-ассортиментную структуру — соотношение отдельных видов товаров, входящих в определенные группы (одежда муж­ская, женская, детская; обувь мужская, женская, детская; ме­бель для жилья, служебных помещений и офисов, дачи и т.п.);

- микроструктуру, которая учитывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента (кос­тюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезон­ная; мебель: для гостиной, спальни, кухни; телевизоры: цвет­ные, ЖК, плазменные, переносные и т.п.).

На структуру розничного товарооборота оказывают влия­ние следующие факторы: о социально-демографические, т.е. соотношение численности городских и сельских жителей, рабочих, служащих, мужчин, женщин, детей, взрослого и пожилого населения и др.;

- экономические, а именно: соотношение между промышлен­ным и сельскохозяйственным производством, специализация производства, квалификация работников, наличие и состоя­ние транспортных коммуникаций, масштабы, расположение, материально-техническая база торговой сети, географическое положение региона;

- климатические условия;

- национальные особенности региона.

В настоящее время в нашей стране очевидны положитель­ные результаты рыночных преобразований в торговле: широ­

кий ассортимент товаров, отсутствие ажиотажного спроса и унизительных очередей в магазинах, наличие слоя собственни­ков, способных умело и энергично хозяйствовать, обеспечивая высокий уровень торгового обслуживания населения. Но низ­кий уровень платежеспособности населения, резкий спад про­изводства и сохраняющаяся нестабильность товарного рынка оказывают негативное влияние на развитие розничного това­рооборота.

За последние годы изменилась структура розничного това­рооборота: увеличилась доля продовольственных товаров и значительно уменьшилась доля непродовольственных. Это го­ворит об ухудшении качества жизни населения, которое стало тратить меньше денег на промышленные товары за счет увели­чения расходов на питание.


На фоне насыщенности товарами потребительского рынка в предприятиях розничной торговли повысилась оборачива­емость товарных запасов, следовательно, уменьшилось время пребывания товаров в торговле й достигнуто сокращение из­держек обращения. Увеличение скорости обращения товаров связано, прежде всего с ростом доли продовольственных това­ров в структуре товарооборота, а также с улучшением снабже­ния предприятий товарами, благодаря чему нет нужды в значи­тельных товарных запасах.

Кроме того, происходят изменения в структуре розничного Товарооборота по формам собственности: сокращение объема Товарооборота, формирующегося в государственном секторе торговли, при постоянном увеличении доли негосударствен­ного сектора торговли. Таким образом, можно сделать вывод о снижении объема товаров, поступающих в розничную торгов­лю непосредственно от предприятий-изготовителей. В то же время постоянно увеличивается объем товаров, поступающих В организации розничной торговли от оптовых, посредниче­ских фирм и индивидуальных предпринимателей. Этот факт говорит об усилении позиций оптовых и посреднических орга­низаций в обеспечении розничной торговли товарами, а также о том, что предприятия-изготовители в основном ориентиру­ются на производство продукции, а для организации ее сбыта чаще привлекают посредников.

 

Баланс спроса и предложения товаров как основа планирования розничного товарооборота

 

В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо система­тически изучать и анализировать его конъюнктуру в разрезе от­дельных видов товаров и сегментов. Это позволит сформировать эффективную политику управления товарооборотом и опреде­лить возможные направления развития его объема и структуры.

Изучение и анализ конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом предприятия торговли охватывает три основных этапа.

Этап 1. Текущее наблюдение за рыночной активностью осуществляется в первую очередь в тех сегментах потребитель­ского рынка, в которых предприятие торговли реализует (или планирует реализовать в ближайшее время) свою коммерче­скую деятельность. Текущее наблюдение за состоянием потре­бительского рынка требует формирования системы показате­лей, характеризующих отдельные его элементы.

Среди этих показателей особо значимы: динамика объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров (этот показатель отражается статистикой); динамика среднего уровня цен и ширины ценового диапазона по наблю­даемым товарам; изменение количества продаж данного това­ра в регионе и некоторые другие. Результаты текущего наблю­дения за конъюнктурой потребительского рынка фиксируются в табличной или графической форме.

Этап 2. Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка производится в процессе анализа, основная цель кото­рого состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов потребительского рынка и тех изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его сегментов проводится в две стадии:


- выполняется расчет системы аналитических показателей, ха­рактеризующих текущую конъюнктуру потребительского рын­ка (на основе наблюдаемых информативных показателей). К та­ким показателям относятся: товарооборот данной группы товаров в расчете на душу населения в регионе; средний това­рооборот на один пункт продажи в регионе; темпы роста (сни­жения) средней цены на товар, скорректированные с учетом индекса инфляции;

- выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктур­ной стадии данного товарного рынка или его сегмента. Эти из­менения по многим товарам обусловлены сезонностью их про­изводства и потребления. Сезонность производства наиболее характерна для сельскохозяйственной продукции — в период массового сбора урожая ее предложение обычно превышает спрос, в результате чего уровень цен на отдельные виды сель­скохозяйственной продукции существенно снижается; в даль­нейшем по мере возрастания расходов по их хранению и под­сортировке цены на них возрастают. Сезонность потребления характерна для многих непродовольственных товаров — одеж­ды, обуви, головных уборов, стройматериалов и др. (наиболее ярким примером сезонности потребления являются новогод­ние елочные украшения).

В процессе оценки текущей конъюнктуры должны быть Выявлены и исключены из анализа ее тенденций отдельные Краткосрочные колебания, вызванные действием случайных факторов, таких, как: резкие изменения погодных условий; на­рушения ритмичности работы железнодорожного транспорта; Стихийные бедствия; период праздников; паническая реакция Покупателей или продавцов на ожидаемые экономические действия правительства (обмен денег, изменения в налоговой системе) и т.п.

Этап 3. Прогнозирование конъюнктуры потребительско­го рынка в условиях нестабильности экономического развития Нашей страны, отсутствия достоверной информации и по ряду Других причин ограничивается краткосрочным и среднесроч­ным периодами, что вполне достаточно для целей планиро- Вания товарооборота. Это прогнозирование осуществляется обычно с помощью двух основных методов — факторного и трендового.

Факторный метод используется при среднесрочном про­гнозировании конъюнктуры потребительского рынка и основан на изучении отдельных факторов (экономических, де­мографических, социально-политических, природных и др.), влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного измене­ния этих факторов в предстоящем периоде. При этом вначале изучается влияние различных факторов на отдельные его эле­менты, затем выбираются наиболее значимые из них (ока­зывающие наибольшее влияние) и строится многофакторная модель регрессии. Ряд крупных предприятий торговли, спе­циализирующихся на реализации относительно небольшого количества групп товаров, самостоятельно разрабатывает мно­гофакторные конъюнктурные прогнозы (вводя в свой штат мар­кетологов — специалистов по изучению и прогнозированию рынка). Другие предприятия торговли приобретают эту инфор­мацию у маркетинговых фирм, специализирующихся на про­гнозировании конъюнктуры рынков отдельных групп товаров.

Трендовый метод используется обычно для краткосрочного прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка и ос­нован на распространении выявленной в процессе проведен­ной ранее оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. При этом пренебрегают случайными факторами воз­действия на эту тенденцию, но учитывают предстоящие уже известные изменения внутрирыночных факторов (например, неурожай отдельных видов сельскохозяйственной продукции) и общеэкономических (изменения системы налогообложения производства и реализации отдельных видов товаров; измене­ния порядка лицензирования товаров при осуществлении внешнеэкономических операций и т.п.). Этот метод доступен любому предприятию торговли, так как базируется на резуль­татах текущего наблюдения и оценки конъюнктуры отдельных товарных рынков.

С учетом результатов прогнозирования конъюнктуры осу­ществляется планирование объема и структуры реализации то­варов на предстоящий период — наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом пред­приятия торговли. Данный процесс планирования состоит из шести этапов.

Этап 1. Выбор приоритетных целей развития товарооборо­та напредприятии. Планируя объем и структуру реализации

товаров, исходят из различных целевых установок развития то­варооборота на данном предприятии торговли. Основными из них являются:

- достижение показателей товарооборота, в максимальной сте­пени учитывающих возможности данного сегмента потреби­тельского рынка и предстоящих изменений его конъюнктуры. Такая целевая установка характерна для предприятий торгов­ли, работающих в сегментах потребительского рынка, где спрос покупателей удовлетворен еще не в полной мере. Как правило, эти предприятия не предусматривают в плановом пе­риоде ни ассортиментной, ни региональной диверсификации своей деятельности, а естественными ограничителями разви­тия товарооборота выступают спрос покупателей и условия конкуренции в данных сегментах потребительского рынка;

- достижение показателей товарооборота, обеспечивающих мак­симальную эффективность использования ресурсного потен­циала предприятия. Такая целевая установка характерна для предприятий, которые ранее избрали неперспективные сегмен­ты потребительского рынка и в1 силу негативных конъюнктур­ных изменений резко снизили объемы реализации товаров, а соответственно и эффективность использования торговых пло­щадей, персонала и других ресурсов. Обеспечить развитие това­рооборота на таких предприятиях возможно при условии ассор­тиментной диверсификации их деятельности в плановом периоде;

- достижение показателей товарооборота, обеспечивающих фор­мирование запланированной прибыли, достаточной для реали­зации стратегических целей развития предприятия в плановом периоде. Такая целевая установка обычно характерна для пред­приятий торговли на ранних и средних стадиях их жизненного цикла. Реализация такой целевой установки не ограничивает возможности ни ассортиментной, ни региональной диверсифи­кации торговой деятельности в процессе планирования товаро­оборота.

Этап 2. Анализ объема и структуры реализации товаров впредплановом периоде. Задачи проведения такого анализа и его глубина должны соответствовать принятой приоритетной целе­вой установке развития товарооборота предприятия торговли в плановом периоде. В связи с этим в процессе анализа рассмат-

риваются общие показатели, характеризующие развитие реали­зации товаров в предплановом периоде, и частные показатели развития, непосредственно связанные с той или иной приори­тетной целевой установкой, принятой на плановый период.

При изучении динамики отдельных показателей реализа­ции товаров в предплановом периоде должна быть обеспечена сопоставимость цен. С этой целью используются публикуемые показатели индекса инфляции по отношению к анализируемо­му периоду.

Система частных показателей строится произвольно в за­висимости от избранной приоритетной целевой установки развития товарооборота и дополняет исходную базу расчетов плановых показателей.

Результаты проведенного анализа служат основой для выяв­ления резервов роста реализации товаров в плановом периоде.

Этап 3. Определение планового объема реализации товаров. Плановый объем реализации товаров предприятием торговли рассчитывается с использованием метода, который выбирают в соответствии с принятой приоритетной целевой установкой развития товарооборота. Все расчеты ведутся в сопоставимых ценах, действующих на начало планового периода.

При целевой установке развития товарооборота, ориенти­рованной на использование возможностей потребительского рынка, плановые расчеты основываются на данных изучения объема неудовлетворенного спроса по товарам, реализуемым предприятием торговли, и зависимости роста объема реализа­ции товаров от роста доходов населения.

При целевой установке развития товарооборота, ориенти­рованной на повышение эффективности использования ре­сурсного потенциала предприятия, плановые расчеты основы­ваются на сравнении достигнутых результатов эффективности использования отдельных видов ресурсов на данном предпри­ятии и на аналогичных предприятиях данного региона.

При целевой установке развития товарооборота на достижение заданной суммы прибыли плановые расчеты основываются на це­левой сумме прибыли и ряде других финансовых показателей.

Этап 4. Определение плановой структуры реализации това­ров. Расчет плановой структуры реализации товаров может осуществляться различными методами:

на основе коэффициентов эластичности реализации отдель­ных групп в зависимости от объема товарооборота. Коэффи­циент эластичности реализации показывает происходящие из­менения спроса на различные товары и поведения групп по­требителей, а также динамику изменения цен и отношение спроса на товар и цены товара:

где объемы продукции, реализованной по новой и старой иене соответственно, руб.; — старая цена товара, руб.; Р2 — новая цена товара, руб.

Этот показатель используется на предприятиях торговли, ко­торые не предусматривают ассортиментную диверсификацию своей деятельности в плановом периоде. При этом рассчитыва­ются коэффициенты эластичности продажи отдельных групп то­варов в зависимости от изменения общего объема реализации то­варов на предприятии в предплановом периоде, а затем с учетом планируемого прироста общего объема реализации определяется возможный прирост (и соответственно сумма) реализации от­дельных групп товаров в плановом периоде. Результаты расчета могут быть скорректированы с учетом предусматриваемого более полного удовлетворения спроса покупателей; на основе коэффициентов эластичности реализации отдель­ных групп товаров в зависимости от доходов населения. Расчет производится, как в предыдущем случае, но вместо объема то­варооборота базовым показателем выступает уровень доходов населения в регионе;

на основе показателей товарооборота на 1 кв. м площади торго­вого зала. Метод используется на предприятиях торговли, ме­няющих свои ассортиментные позиции на рынке (включая ас­сортиментную диверсификацию своей деятельности) в плано­вом периоде. Основой расчета служат площадь торгового зала, предусматриваемая для размещения отдельных групп товаров, и объем товарооборота, планируемый на 1 кв. м этого зала (для новых групп товаров этот показатель принимается на уровне сложившегося в других аналогичных магазинах данного регио­на). Наблюдается прямая зависимость роста товарооборота от расширения торговых площадей на предприятии.

Суммарный объем планируемой реализации отдельных групп товаров должен соответствовать ранее рассчитанному общему объему их реализации.

Этап 5. Оценка напряженности разработанного плана реа­лизации товаров. Напряженным считается план реализации то­варов, обеспечивающий достаточную эффективность исполь­зования ресурсного потенциала предприятия. Напряженность разработанного плана оценивается обычно только при его ори­ентации на возможности потребительского рынка или дости­жение целевой суммы прибыли.

В основе оценки напряженности плана реализации товаров лежит сравнение планируемого товарооборота на 1 кв. м торго­вой площади и на одного работника на данном предприятии торговли с ранее определенными аналогичными показателя­ми.

Этап 6. Разработка мероприятий по осуществлению плана реализации товаров. Предполагается проведение следующих мероприятий:

- организационных — мероприятий по изменению товарного профиля магазинов; перераспределению площади торгового зала между отделами по продаже отдельных групп товаров; ис­пользованию современных методов продаж; активизации рек­ламной деятельности;

- экономических — повышение эффективности ценовой поли­тики; уменьшение товарных запасов предприятия;

- финансовых — формирование финансовых ресурсов предпри­ятия торговли, совершенствование структуры активов, увели­чение оборачиваемости оборотных средств.

 







Date: 2015-10-22; view: 2783; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию