Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И платежеспособный спрос
Спрос— одно из фундаментальных понятий рыночной экономики, означающее подкрепление денежной возможностью желания, намерения покупателей, потребителей приобрести данный товар, услугу. Спрос характеризует его величина, т.е. количество товара, которое можно приобрести по данной цене в данный период времени покупателем. Спрос на потребительском рынке определяется потребностями населения. Потребности — это объективная необходимость населения в чем-либо (в том числе в товарах и услугах). Потребности разделяются на биологические, которые обеспечивают биологические функции человека и его жизнедеятельность, и социальные, которые обусловлены общественной природой человека, отра-. жают его социальные и политические функции в обществе. Спрос удовлетворяет не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты товаров и услуг. Следовательно, потребительский спрос — это форма проявления той части потребности населения в товарах и платных услугах, которая обеспечена денежными средствами покупателей. Покупателями на рынке являются население, предприятия, организации, учреждения различных форм собственности. Поэтому в составе потребительского спроса выделяют спрос населения и спрос коллективных покупателей. Потребительский спрос характеризуется объемом и структурой. Объем потребительского спроса — это сумма денежных средств, которую покупатели готовы обменять на товары и платные услуги. От объема потребительского спроса зависит емкость рынка, т.е. способность покупателей приобрести определенный объем товаров и услуг на предприятиях розничной торговли и общественного питания. В России за годы реформ благодаря свободе цен в торговле потребительский спрос подвергся существенным изменениям: появилось много новых торговых площадей и точек, переоснащены и модернизированы старые, рынок насыщен товарами в привлекающих взгляд упаковках. Именно это разнообразие и отсутствие изнурительных очередей, характерных для советской экономики, создают впечатление благополучия общества. Однако переход к рынку для основной части населения означал резкое снижение покупательских возможностей. Наиболее существенные, пороговые изменения в потреблении произошли в первой половине 1992 г. и в 1998 г. В 1992 г. это было связано с либерализацией цен и шоковой терапией. Тогда доходы и сбережения населения снизились более чем в 2 раза. Финансовый кризис в августе 1998 г. вызвал резкий скачок цен на потребительские товары и новое падение потребительского спроса и уровня потребления (всего за 8 месяцев 1998 г. индекс роста потребительских цен составил 149,6 %, а в целом за год он был равен 184,4 %). Реальные доходы населения сократились за 4 месяца 1998 г. на 18,9 %, в целом за год — на 18,5 %'. В настоящее время можно говорить только о некоторой стабилизации на потребительском рынке, которая, однако, не означает повышения уровня жизни населения (табл. 3.1). Таблица 3.1. Уровеньжизни'населения в 1980—2003 гг. (по России)
1 Любимцева С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке// ономист. 2002. № 5. С. 33-47. Структура потребительского спроса — это соотношение между суммами денежных средств, предназначенных для приобретения покупателями различных товаров и оплаты услуг при данном уровне розничных цен. В структуре потребительских расходов выделяют такие статьи, как расходы на продукты питания, алкогольные напитки, непродовольственные товары, оплату услуг. Структура потребительских расходов населения России на конец 2003 г. представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Структура потребительских расходов наконец 2003 г.: 1 — продукты питания (53%); 2- алкогольные напитки (3%); 3— непродовольственные товары (31%); 4- оплата услуг(13%)
В структуре потребительских расходов преобладают затраты, связанные с покупкой продуктов питания. На их долю приходится более половины всех расходов населения, в то время как на одежду, обувь, предметы длительного пользования россияне расходовали менее трети своего бюджета. Надо отме- * тить, что рациональная структура потребительских расходов предусматривает постепенное снижение доли расходов населения на продукты питания и соответственно повышение расходов на другие статьи. На потребительский спрос населения влияет множество факторов, которые можно классифицировать на социально-экономические, демографические, природно-климатиче- ские (рис. 3.2). Факторы, входящие в перечисленные классы, взаимосвязаны. Так, увеличение денежных доходов населения вызывает дополнительный спрос на платные услуги и требует, в частности, соответствующего развития торговли и сферы услуг предприятий общественного питания. От размера семьи зависят уровень денежных доходов каждого ее члена и, следовательно, покупательная способность. Развитие сети предприятий общественного питания уменьшает спрос на некоторые продовольственные товары в розничной торговле и вызывает изменения объема и состава товарного предложения в магазинах. Природно-климатические факторы диктуют необходимость создания специализированных магазинов и предприятий общественного питания в зависимости от их географического положения и т.д.
Рис. 3.2. Факторы, влияющие на потребительский спрос
В зависимости от дифференциации ассортимента товаров различают: - макроспрос — спрос на группу товаров, объединенных по потребительскому назначению, например товары культурно-бытового или хозяйственного назначения; - микроспрос — спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по периодичности возникновения и степени удовлетворения. По периодичности возникновения различают спрос: - повседневный — ежедневный спрос на продукцию широкого потребления (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.); - периодический — проявляется населением через определенные периоды времени и связан, как правило, с покупкой непродовольственных товаров (обуви, одежды и т.д.); - эпизодический — проявляется населением по мере накопления (получения) крупных денежных средств (например, на товары длительного пользования (мебель, ювелирные изделия, посещение дорогого ресторана и т.д.); - импульсивный — проявляется населением в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности рекламы, другой дополнительной информации, покупок других людей. Товары импульсивного спроса выкладываются продавцами обычно рядом с кассовыми аппаратами. По степени удовлетворения выделяют спрос: - реализованный — часть представленного на рынке потенциального (действительного) спроса, которая фактически удовлетворена при покупке товара или оплате услуги; - неудовлетворенный — часть действительного спроса, которая осталась нереализованной из-за отсутствия на рынке необходимых покупателям товаров или их несоответствия по ассортименту и качеству. В свою очередь неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей: - явный — когда покупатель имеет определенную сумму денег, но не может приобрести товар по различным причинам. Особенностью данного вида спроса является то, что он действительно представлен денежными средствами и при появлении на рынке нужных товаров и услуг будет удовлетворен; - скрытый — проявляется при покупке товара или услуги, которые не являются полноценными заменителями отсутствующего товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями взаимозаменяемости. Иногда этот вид спроса называют переключенным, поскольку при отсутствии одних товаров и услуг спрос переключается на другие товары, имеющиеся на рынке; - отложенный — существующий, но как бы отложенный на время по различным причинам (например, в случае необходимости накопления определенной суммы денег для приобретения конкретных товаров или услуги к конкретному событию и т.п.). Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения.
Date: 2015-10-22; view: 1125; Нарушение авторских прав |