Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И платежеспособный спрос





 

Спрос— одно из фундаментальных понятий ры­ночной экономики, означающее подкрепление денежной воз­можностью желания, намерения покупателей, потребителей приобрести данный товар, услугу. Спрос характеризует его ве­личина, т.е. количество товара, которое можно приобрести по данной цене в данный период времени покупателем.

Спрос на потребительском рынке определяется потребно­стями населения.

Потребности — это объективная необходимость населения в чем-либо (в том числе в товарах и услугах). Потребности раз­деляются на биологические, которые обеспечивают биологиче­ские функции человека и его жизнедеятельность, и социальные, которые обусловлены общественной природой человека, отра-. жают его социальные и политические функции в обществе. Спрос удовлетворяет не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денеж­ных средств у населения для оплаты товаров и услуг.

Следовательно, потребительский спрос — это форма прояв­ления той части потребности населения в товарах и платных услугах, которая обеспечена денежными средствами покупате­лей. Покупателями на рынке являются население, предпри­ятия, организации, учреждения различных форм собственно­сти. Поэтому в составе потребительского спроса выделяют спрос населения и спрос коллективных покупателей.

Потребительский спрос характеризуется объемом и струк­турой.

Объем потребительского спроса — это сумма денежных средств, которую покупатели готовы обменять на товары и платные услуги. От объема потребительского спроса зависит емкость рынка, т.е. способность покупателей приобрести оп­ределенный объем товаров и услуг на предприятиях розничной торговли и общественного питания.

В России за годы реформ благодаря свободе цен в торговле потребительский спрос подвергся существенным изменениям: появилось много новых торговых площадей и точек, переосна­щены и модернизированы старые, рынок насыщен товарами в привлекающих взгляд упаковках. Именно это разнообразие и отсутствие изнурительных очередей, характерных для совет­ской экономики, создают впечатление благополучия общест­ва. Однако переход к рынку для основной части населения оз­начал резкое снижение покупательских возможностей. Наибо­лее существенные, пороговые изменения в потреблении произошли в первой половине 1992 г. и в 1998 г. В 1992 г. это было связано с либерализацией цен и шоковой терапией. Тогда доходы и сбережения населения снизились более чем в 2 раза. Финансовый кризис в августе 1998 г. вызвал резкий скачок цен на потребительские товары и новое падение потребительского спроса и уровня потребления (всего за 8 месяцев 1998 г. индекс роста потребительских цен составил 149,6 %, а в целом за год он был равен 184,4 %). Реальные доходы населения сократились за 4 месяца 1998 г. на 18,9 %, в целом за год — на 18,5 %'. В на­стоящее время можно говорить только о некоторой стабилиза­ции на потребительском рынке, которая, однако, не означает повышения уровня жизни населения (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Уровеньжизни'населения в 1980—2003 гг. (по России)

Показатель          
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб.          
Среднемесячная номинальная на­численная заработная плата, руб.          
Среднемесячный размер пенсий, руб.          

1 Любимцева С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке// ономист. 2002. № 5. С. 33-47.

Структура потребительского спроса — это соотношение между суммами денежных средств, предназначенных для при­обретения покупателями различных товаров и оплаты услуг при данном уровне розничных цен.

В структуре потребительских расходов выделяют такие статьи, как расходы на продукты питания, алкогольные напит­ки, непродовольственные товары, оплату услуг. Структура по­требительских расходов населения России на конец 2003 г. представлена на рис. 3.1.

 

 

Рис. 3.1. Структура потребительских расходов наконец 2003 г.:

1 — продукты питания (53%); 2- алкогольные напитки (3%); 3— непродовольственные товары (31%); 4- оплата услуг(13%)

 

В структуре потребительских расходов преобладают затра­ты, связанные с покупкой продуктов питания. На их долю при­ходится более половины всех расходов населения, в то время как на одежду, обувь, предметы длительного пользования рос­сияне расходовали менее трети своего бюджета. Надо отме- * тить, что рациональная структура потребительских расходов предусматривает постепенное снижение доли расходов насе­ления на продукты питания и соответственно повышение рас­ходов на другие статьи.


На потребительский спрос населения влияет множество факторов, которые можно классифицировать на социаль­но-экономические, демографические, природно-климатиче- ские (рис. 3.2).

Факторы, входящие в перечисленные классы, взаимосвяза­ны. Так, увеличение денежных доходов населения вызывает дополнительный спрос на платные услуги и требует, в частно­сти, соответствующего развития торговли и сферы услуг пред­приятий общественного питания. От размера семьи зависят уровень денежных доходов каждого ее члена и, следовательно,

покупательная способность. Развитие сети предприятий обще­ственного питания уменьшает спрос на некоторые продоволь­ственные товары в розничной торговле и вызывает изменения объема и состава товарного предложения в магазинах. Природ­но-климатические факторы диктуют необходимость создания специализированных магазинов и предприятий общественного питания в зависимости от их географического положения и т.д.

 

 

Рис. 3.2. Факторы, влияющие на потребительский спрос

 

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров различают:

- макроспрос — спрос на группу товаров, объединенных по потре­бительскому назначению, например товары культурно-быто­вого или хозяйственного назначения;

- микроспрос — спрос на конкретный вид товара, спрос отдель­ных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц. Он может быть сгруппирован в от­дельные группы по периодичности возникновения и степени удовлетворения.

По периодичности возникновения различают спрос:

- повседневный — ежедневный спрос на продукцию широкого по­требления (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.);

- периодический — проявляется населением через определенные периоды времени и связан, как правило, с покупкой непродо­вольственных товаров (обуви, одежды и т.д.);

- эпизодический — проявляется населением по мере накопления (получения) крупных денежных средств (например, на товары длительного пользования (мебель, ювелирные изделия, посе­щение дорогого ресторана и т.д.);

- импульсивный — проявляется населением в любое время без за­ранее определенной периодичности и под влиянием различ­ных факторов, в частности рекламы, другой дополнительной информации, покупок других людей. Товары импульсивного спроса выкладываются продавцами обычно рядом с кассовы­ми аппаратами.

По степени удовлетворения выделяют спрос:

- реализованный — часть представленного на рынке потенциаль­ного (действительного) спроса, которая фактически удовле­творена при покупке товара или оплате услуги;

- неудовлетворенный — часть действительного спроса, которая осталась нереализованной из-за отсутствия на рынке необхо­димых покупателям товаров или их несоответствия по ассорти­менту и качеству.

В свою очередь неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей:

- явный — когда покупатель имеет определенную сумму денег, но не может приобрести товар по различным причинам. Особен­ностью данного вида спроса является то, что он действительно представлен денежными средствами и при появлении на рын­ке нужных товаров и услуг будет удовлетворен;


- скрытый — проявляется при покупке товара или услуги, кото­рые не являются полноценными заменителями отсутствующе­го товара или услуги либо вообще не связаны с ним отноше­ниями взаимозаменяемости. Иногда этот вид спроса называют переключенным, поскольку при отсутствии одних товаров и услуг спрос переключается на другие товары, имеющиеся на рынке;

- отложенный — существующий, но как бы отложенный на вре­мя по различным причинам (например, в случае необходимо­сти накопления определенной суммы денег для приобретения конкретных товаров или услуги к конкретному событию и т.п.).

Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его ос­нове потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важ­нейшими факторами развития системы товарного обращения.

 

 







Date: 2015-10-22; view: 1125; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию