Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений





Оптовая торговля выступает посредником меж­ду производителем и розничной торговой сетью, охватывая всю сферу товарных ресурсов. На товарном рынке оптовая тор­говля представляет собой активную часть сферы обращения.

Особенностью оптовой торговли является то, что товар за­купается крупными партиями, формируется торговый ассор­тимент; далее товар направляется с определенной надбавкой к стоимости в розничную торговую сеть.

Оптовая торговля складывается из отношений между орга­низациями, причем хозяйственные связи по поставкам про­дукции формируются самостоятельно. Большое влияние она оказывает на систему экономических связей между регионами, промышленными отраслями, определяет пути перемещения товаров.

К принципам оптовой торговли можно отнести:

-определение ресурсной базы, т.е. достижение соответствия то­варов и денежных средств, иначе говоря, спроса покупателей и их платежеспособности;

- создание рынка, позволяющего осуществлять подбор партне­ров и устанавливать коммерческие связи;

- формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы мате­риального стимулирования и установления уровня ответствен­ности за нарушение правил и норм в рамках оптовой торговли.

В советское время выделялись следующие основные фор­мы оптовой торговли:

- торговля через оптовые организации и транзитом осуществля­лась территориальными органами Госснаба СССР;

- реализация продукции через оптовые магазины;

- реализация продукции в порядке мобилизации внутренних ре­сурсов.

В плановой экономике роль оптовой торговли немаловаж­ная, однако распределительная система изжила сама себя, так как не позволяла следить за спросом, а соответственно и в пол­ной мере удовлетворять потребности населения.

Качественно новый этап в развитии оптовой торговли в России связан с упразднением централизованного распределе­ния продукции и принятием законов РСФСР «О собственно­сти в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. и «О предприятиях и пред­принимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. С этого времени начали создаваться новые организационные формы института оптовой торговли — торговые дома, товарные и фон­довые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и яр­марки.

Отличительными признаками этих структур является ры­ночный характер их деятельности, а именно: альтернативный выбор партнеров, полная финансовая самостоятельность, не­зависимость, моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности.

Оптовая торговля отличается от розничной рядом призна­ков:

- предприятие оптовой торговли располагается обычно на ок­раине города или в пригороде; главные требования — хорошие подъездные пути и большие складские площади;

- объем оптовых сделок значительно крупнее розничных.

В российской экономике оптовая торговля выделяется в особую структуру по обороту с товаром на рынке, появляется такое понятие, как «оптово-розничная торговля», т.е. оптови­ки начинают внедряться на рынок, минуя розничное звено, тем самым подрывая сами принципы оптовой торговли.

Система оптовой торговли решает ряд насущных вопро­сов — формирование оптимального торгового ассортимента, обеспечение бесперебойной поставки товаров, занятость и трудоустройство населения. При этом спрос на рабочую силу на рынке труда (занятость населения, обеспечиваемая крупными предприятиями, использующими наемных работников) на­прямую зависит от спроса на производимую продукцию. Так­же здесь значительная роль принадлежит продолжительности деловых взаимоотношений продавца — предприятия оптовой торговли, и покупателя; особое место отводится сложности выполняемых работ, немаловажна деятельность государства и профсоюзов, выполняющих социальные функции.

В настоящее время перед российской оптовой торговлей стоит ряд задач:

- создание банка данных о текущих исследованиях, прогнозах состояния рынка, спроса на продукцию производственно-тех­нического сектора и товары народного потребления;

- качественное и своевременное обслуживание потребителей и обеспечение их товарами в соответствии с полученными зака­зами, заключенными договорами и контрактами;

- внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли, в частности использование высокомеханизированных погру­зочно-разгрузочных средств, мобильного транспорта, совре­менных видов тары;

- использование экономических методов управления и стиму­лирования системы взаимоотношений оптовой торговли меж­ду поставщиками и покупателями;


- создание компьютеризованной системы учета всех операций, осуществляемых предприятием, что обеспечивает более точ­ную отчетность и контроль за своей деятельностью;

- максимально возможная совокупная экономия в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах оптовой торговли.

Предприятие оптовой торговли, осуществляя коммерче­скую деятельность, стремится к максимизации прибыли и ми­нимизации издержек, поэтому перед ним стоит проблема вы­бора оптимальной комбинации используемых ресурсов при каждом объеме выпуска продукции (или комбинации затрат при получении прибыли за счет реализации товаров). Для ре­шения данной проблемы строятся графики изокосты и изо­кванты (рис. 6.1), представляющих собой линию равных издер­жек и линию бюджетного ограничения фирмы.

Минимизация издержек обращения торгового предпри­ятия достигается в точке касания изокосты и изокванты (т. М на рис. 6.1).

Пусть бюджет торгового предприятия (деньги от продажи товаров) составляет 10 ООО руб.; аренда одного складского по­мещения стоит 5000 руб., а одна транспортная перевозка това­ров — 2500 руб. Из графика на рис. 6.1 видно, что исходя из ог­раничений бюджета, предприятие сможет арендовать 2 поме­щения или 4 раза перевезти продукцию в пункт назначения.

 

 

Транспорт

 

 

Р и с. 6.1. Графики изокосты (1) и изокванты (2):

Б - бюджет предприятия; Цл - цена аренды одного помещения;

А - число арендованных складов; Цт - цена одной перевозки продукции; Т- число перевозок

 

В России в последние годы наблюдается рост объемов опто­вой торговли, чему способствовали: о рост массового производства на крупных предприятиях, от­даленных от основных пользователей готовой продукции (перерабатывающие предприятия в основном располагают­ся в местах, удаленных от жилых массивов, например ме­бельная фабрика «Evanty» в поселке «Дубки» Саратовской области);

- увеличение объемов производства и создание товарных за­пасов;

- увеличение числа уровней производителей (например, транс­национальные корпорации) и пользователей в связи с тем, что сейчас нет предприятий-производителей, которые могут обеспечить весь технологический процесс, сократились масштабы производства и производственные мощности. Начиная с 1970-х гг. наблюдается бурный рост транснациональных кор­пораций (ТНК) — крупных компаний, имеющих филиалы и дочерние компании (в том числе торговые предприятия) во многих странах мира. Роль ТНК исключительна для мировой экономики. В начале 2000 г. в мире насчитывалось более 63 тыс. ТНК, на внутрикорпорационные поставки ТНК приходится около трети всей мировой торговли;

- необходимость подбирать материальные блага определенного количества и качества для целевых групп потребителей.

По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления:

- оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, которая вклю­чает в себя оптовую торговлю средствами производства, про­довольственными товарами без переработки, а также осущест­вляет торговые связи с производством;

- оптовая торговля готовой продукцией, которая включает в се­бя торговлю потребительскими товарами, в том числе продо­вольственными товарами без переработки, и торговлю средст­вами производства; осуществляет торговые связи с потребите­лями.


Таким образом, оптовая торговля находится в центре хо­зяйственных связей, осуществляемых оптово-посредниче­ским звеном и с производством, и с потреблением, является важнейшим опосредованным звеном между сферами произ­водства и потребления в процессе воспроизводства.

С помощью средств массовой информации (газет, радио, телевидения) оптовая торговля воздействует на промышлен­ность и потребителя, привлекает внимание общественности к поставщикам, выпускающим товары низкого качества, кото­рые не пользуются спросом у покупателей, тем самым застав­ляя производителя заботиться о качестве выпускаемой им про­дукции и его ассортименте. Оптовая торговля активно воздей­ствует на предприятия розничной торговли, способствуя расширению торгового ассортимента, повышению качества товаров, увеличению доли фасованных товаров, организации передовой технологии доставки и продажи товаров, улучше­нию обслуживания покупателей.

Оптовые базы объединяют поставщиков и покупателей, ко­торые могут контактировать между собой. Товароведы опто­вых баз организуют и осуществляют оптовую продажу товаров повседневного спроса непосредственно для потребителей, совместно с розничной торговлей изучают спрос, проводят выставки-продажи, организуют рекламные и дегустационные мероприятия, проводят розыгрыши призов, а также лотереи.

Оптовую торговлю классифицируют:

- по широте ассортимента — торговля широкого ассортимента (до 1—100 тыс. наименований), ограниченного ассортимента (менее 1000 наименований), узкого ассортимента (менее 200 наименований), специализированного ассортимента;

- по способу доставки — собственным транспортом, транспор­том покупателя;

- по степени кооперации — горизонтальная кооперация для оп­тового сбыта предприятий, вертикальная кооперация для роз­ничного сбыта продукции конечным потребителям;

- по отношению к системе сбыта — эксклюзивная система сбыта (организация-производитель предоставляет официальную ли­цензию на торговлю своим товаром по условиям франчайзин­га); селективная система сбыта (распространительские согла­шения между производителем и оптовыми организациями); интенсивная система сбыта (работа одновременно со всеми посредниками);

- по сумме товарооборота — крупные, средние, мелкие системы сбыта.

Выбор формы оптовой торговли зависит от вида товара, его расположения на рынке товаров, от сделки оптовой компании с продавцом товара. Выделяют две основные формы оптовой торговли — транзитную, складскую.

При транзитной форме товары доставляют от организации-производителя до потребителей или до мелких оптовых компаний, обходя при этом склады-посредники. При этом возможно ускорение оборота, снижение логистических издер­жек, улучшение сохранности товара. Транзитная поставка применяется, когда не требуется промежуточная подготовка товара — расфасовка, переработка и т.д. В этом случае опто­вик-посредник не имеет возможности формировать ассорти-


мент, т.е. осуществляет торговлю производственным ассорти­ментом.

Наиболее распространенными видами складской оптовой торговли являются:

- личный отбор товара на складе;

- по письменной заявке магазина (например, по факсу) или по устной его заявке по телефону;

- через выездных торговых представителей — торговых агентов, менеджеров по сбыту;

- торговля на оптовых выставках и ярмарках.

Выбор вида торговли для оптовика определяется с учетом желания и масштабов розничного предприятия.

Таким образом, роль и функции оптовой торговли в совре­менной российской системе хозяйственных отношений претер­певают изменения под влиянием сложившейся в стране эконо­мической ситуации, но тем не менее основной ее задачей так или иначе остается максимальное удовлетворение потребитель­ского спроса и быстрого бесперебойного распределения товар­ной массы в розничной торговой сети с полным ассортиментом.

 

 







Date: 2015-10-22; view: 658; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию