Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений
Оптовая торговля выступает посредником между производителем и розничной торговой сетью, охватывая всю сферу товарных ресурсов. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения. Особенностью оптовой торговли является то, что товар закупается крупными партиями, формируется торговый ассортимент; далее товар направляется с определенной надбавкой к стоимости в розничную торговую сеть. Оптовая торговля складывается из отношений между организациями, причем хозяйственные связи по поставкам продукции формируются самостоятельно. Большое влияние она оказывает на систему экономических связей между регионами, промышленными отраслями, определяет пути перемещения товаров. К принципам оптовой торговли можно отнести: -определение ресурсной базы, т.е. достижение соответствия товаров и денежных средств, иначе говоря, спроса покупателей и их платежеспособности; - создание рынка, позволяющего осуществлять подбор партнеров и устанавливать коммерческие связи; - формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и установления уровня ответственности за нарушение правил и норм в рамках оптовой торговли. В советское время выделялись следующие основные формы оптовой торговли: - торговля через оптовые организации и транзитом осуществлялась территориальными органами Госснаба СССР; - реализация продукции через оптовые магазины; - реализация продукции в порядке мобилизации внутренних ресурсов. В плановой экономике роль оптовой торговли немаловажная, однако распределительная система изжила сама себя, так как не позволяла следить за спросом, а соответственно и в полной мере удовлетворять потребности населения. Качественно новый этап в развитии оптовой торговли в России связан с упразднением централизованного распределения продукции и принятием законов РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. С этого времени начали создаваться новые организационные формы института оптовой торговли — торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки. Отличительными признаками этих структур является рыночный характер их деятельности, а именно: альтернативный выбор партнеров, полная финансовая самостоятельность, независимость, моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности. Оптовая торговля отличается от розничной рядом признаков: - предприятие оптовой торговли располагается обычно на окраине города или в пригороде; главные требования — хорошие подъездные пути и большие складские площади; - объем оптовых сделок значительно крупнее розничных. В российской экономике оптовая торговля выделяется в особую структуру по обороту с товаром на рынке, появляется такое понятие, как «оптово-розничная торговля», т.е. оптовики начинают внедряться на рынок, минуя розничное звено, тем самым подрывая сами принципы оптовой торговли. Система оптовой торговли решает ряд насущных вопросов — формирование оптимального торгового ассортимента, обеспечение бесперебойной поставки товаров, занятость и трудоустройство населения. При этом спрос на рабочую силу на рынке труда (занятость населения, обеспечиваемая крупными предприятиями, использующими наемных работников) напрямую зависит от спроса на производимую продукцию. Также здесь значительная роль принадлежит продолжительности деловых взаимоотношений продавца — предприятия оптовой торговли, и покупателя; особое место отводится сложности выполняемых работ, немаловажна деятельность государства и профсоюзов, выполняющих социальные функции. В настоящее время перед российской оптовой торговлей стоит ряд задач: - создание банка данных о текущих исследованиях, прогнозах состояния рынка, спроса на продукцию производственно-технического сектора и товары народного потребления; - качественное и своевременное обслуживание потребителей и обеспечение их товарами в соответствии с полученными заказами, заключенными договорами и контрактами; - внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли, в частности использование высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств, мобильного транспорта, современных видов тары; - использование экономических методов управления и стимулирования системы взаимоотношений оптовой торговли между поставщиками и покупателями; - создание компьютеризованной системы учета всех операций, осуществляемых предприятием, что обеспечивает более точную отчетность и контроль за своей деятельностью; - максимально возможная совокупная экономия в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах оптовой торговли. Предприятие оптовой торговли, осуществляя коммерческую деятельность, стремится к максимизации прибыли и минимизации издержек, поэтому перед ним стоит проблема выбора оптимальной комбинации используемых ресурсов при каждом объеме выпуска продукции (или комбинации затрат при получении прибыли за счет реализации товаров). Для решения данной проблемы строятся графики изокосты и изокванты (рис. 6.1), представляющих собой линию равных издержек и линию бюджетного ограничения фирмы. Минимизация издержек обращения торгового предприятия достигается в точке касания изокосты и изокванты (т. М на рис. 6.1). Пусть бюджет торгового предприятия (деньги от продажи товаров) составляет 10 ООО руб.; аренда одного складского помещения стоит 5000 руб., а одна транспортная перевозка товаров — 2500 руб. Из графика на рис. 6.1 видно, что исходя из ограничений бюджета, предприятие сможет арендовать 2 помещения или 4 раза перевезти продукцию в пункт назначения.
Транспорт
Р и с. 6.1. Графики изокосты (1) и изокванты (2): Б - бюджет предприятия; Цл - цена аренды одного помещения; А - число арендованных складов; Цт - цена одной перевозки продукции; Т- число перевозок
В России в последние годы наблюдается рост объемов оптовой торговли, чему способствовали: о рост массового производства на крупных предприятиях, отдаленных от основных пользователей готовой продукции (перерабатывающие предприятия в основном располагаются в местах, удаленных от жилых массивов, например мебельная фабрика «Evanty» в поселке «Дубки» Саратовской области); - увеличение объемов производства и создание товарных запасов; - увеличение числа уровней производителей (например, транснациональные корпорации) и пользователей в связи с тем, что сейчас нет предприятий-производителей, которые могут обеспечить весь технологический процесс, сократились масштабы производства и производственные мощности. Начиная с 1970-х гг. наблюдается бурный рост транснациональных корпораций (ТНК) — крупных компаний, имеющих филиалы и дочерние компании (в том числе торговые предприятия) во многих странах мира. Роль ТНК исключительна для мировой экономики. В начале 2000 г. в мире насчитывалось более 63 тыс. ТНК, на внутрикорпорационные поставки ТНК приходится около трети всей мировой торговли; - необходимость подбирать материальные блага определенного количества и качества для целевых групп потребителей. По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления: - оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, которая включает в себя оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, а также осуществляет торговые связи с производством; - оптовая торговля готовой продукцией, которая включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями. Таким образом, оптовая торговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном и с производством, и с потреблением, является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства. С помощью средств массовой информации (газет, радио, телевидения) оптовая торговля воздействует на промышленность и потребителя, привлекает внимание общественности к поставщикам, выпускающим товары низкого качества, которые не пользуются спросом у покупателей, тем самым заставляя производителя заботиться о качестве выпускаемой им продукции и его ассортименте. Оптовая торговля активно воздействует на предприятия розничной торговли, способствуя расширению торгового ассортимента, повышению качества товаров, увеличению доли фасованных товаров, организации передовой технологии доставки и продажи товаров, улучшению обслуживания покупателей. Оптовые базы объединяют поставщиков и покупателей, которые могут контактировать между собой. Товароведы оптовых баз организуют и осуществляют оптовую продажу товаров повседневного спроса непосредственно для потребителей, совместно с розничной торговлей изучают спрос, проводят выставки-продажи, организуют рекламные и дегустационные мероприятия, проводят розыгрыши призов, а также лотереи. Оптовую торговлю классифицируют: - по широте ассортимента — торговля широкого ассортимента (до 1—100 тыс. наименований), ограниченного ассортимента (менее 1000 наименований), узкого ассортимента (менее 200 наименований), специализированного ассортимента; - по способу доставки — собственным транспортом, транспортом покупателя; - по степени кооперации — горизонтальная кооперация для оптового сбыта предприятий, вертикальная кооперация для розничного сбыта продукции конечным потребителям; - по отношению к системе сбыта — эксклюзивная система сбыта (организация-производитель предоставляет официальную лицензию на торговлю своим товаром по условиям франчайзинга); селективная система сбыта (распространительские соглашения между производителем и оптовыми организациями); интенсивная система сбыта (работа одновременно со всеми посредниками); - по сумме товарооборота — крупные, средние, мелкие системы сбыта. Выбор формы оптовой торговли зависит от вида товара, его расположения на рынке товаров, от сделки оптовой компании с продавцом товара. Выделяют две основные формы оптовой торговли — транзитную, складскую. При транзитной форме товары доставляют от организации-производителя до потребителей или до мелких оптовых компаний, обходя при этом склады-посредники. При этом возможно ускорение оборота, снижение логистических издержек, улучшение сохранности товара. Транзитная поставка применяется, когда не требуется промежуточная подготовка товара — расфасовка, переработка и т.д. В этом случае оптовик-посредник не имеет возможности формировать ассорти- мент, т.е. осуществляет торговлю производственным ассортиментом. Наиболее распространенными видами складской оптовой торговли являются: - личный отбор товара на складе; - по письменной заявке магазина (например, по факсу) или по устной его заявке по телефону; - через выездных торговых представителей — торговых агентов, менеджеров по сбыту; - торговля на оптовых выставках и ярмарках. Выбор вида торговли для оптовика определяется с учетом желания и масштабов розничного предприятия. Таким образом, роль и функции оптовой торговли в современной российской системе хозяйственных отношений претерпевают изменения под влиянием сложившейся в стране экономической ситуации, но тем не менее основной ее задачей так или иначе остается максимальное удовлетворение потребительского спроса и быстрого бесперебойного распределения товарной массы в розничной торговой сети с полным ассортиментом.
Date: 2015-10-22; view: 658; Нарушение авторских прав |