Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы размещения розничной торговой сети





Розничная торговая сеть — это совокупность розничных предприятий торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Розничная торговля осуществляет ряд функций1:

- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной тор­говли;

- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении тре­буемого ассортимента;

- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

- проводит операции по приему, хранению, маркировке и реа­лизации товаров, устанавливает на них цены;

- оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспеди­ционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Основными показателями качества розничной торговой сети выступают:

- соотношение количества предприятий по торговле продоволь­ственными и непродовольственными товарами;

- удельный вес специализированных магазинов в общем коли­честве торговых предприятий;

- используемые формы продажи и методы обслуживания;

- соотношение торговых и неторговых площадей магазина, ис­пользуемых для реализации отдельных групп товаров;

- продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);

- соотношение торговой площади предприятий, расположен­ных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

ф удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным обору­дованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортя­щимися товарами;

- средняя торговая площадь одного магазина;

- плотность торговой сети — число торговых единиц, приходя­щихся на 10000 жителей;

- обеспеченность населения розничной торговой сетью — торго­вая площадь, приходящаяся на 1000 жителей;

- общее число предприятий торговли.

Классификация предприятий розничной торговли являет­ся одним из важнейших направлений управления торговой сетью. Необходимость классификации магазинов вызывается широтой и разнообразием ассортимента товаров, постоянным его усложнением.

Предприятия розничной торговли в соответствии с введен­ным с 2002г. ГОСТ Р 51773—2001 классифицируют по видам и типам.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров выде­ляют магазины:

- специализированные — предприятия розничной торговли, реализующие одну группу товаров, например хлебобулочные изделия, молочные продукты, обувь, одежду и т.п.;

- неспециализированные — магазины с комбинированным ас­сортиментом товаров, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазины «Продукты», «Промтова­ры», «Все для дома», «Товары для женщин» и др.), а также мага­зины со смешанным ассортиментом — предприятия рознич­ной торговли, реализующее отдельные виды продовольствен­ных и непродовольственных товаров;

- универсальные — предприятия розничной торговли, реализу­ющие универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т.д.).

Каждый вид магазина (за исключением неспециализи­рованных магазинов со смешанным ассортиментом товаров) классифицируют в зависимости от торговой площади и приме­няемых форм торгового обслуживания:

- гипермаркет — реализует продовольственные и непродоволь­ственные товары универсального ассортимента преимущест­венно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 кв. м;

- универмаг — реализует непродовольственные товары универ­сального ассортимента, используя различные формы торгово­го обслуживания покупателей. Торговая площадь в городской торговле не менее 3500 кв. м, в сельской торговле — не менее 650 кв. м;

- универмаг «Детский мир» — реализует непродовольственные товары универсального ассортимента для детей, используя раз­личные формы торгового обслуживания покупателей. Торго­вая площадь от 2500 кв. м;

- магазин-склад — реализует продовольственные и (или) непродо­вольственные товары универсального ассортимента, используя форму самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.), населению, а также предпри­ятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказа­ния услуг населению. Торговая площадь от 650 кв. м;

- универсам (супермаркет) — реализует продовольственные това­ры универсального ассортимента и непродовольственные това­ры частого спроса, используя преимущественно форму самооб­служивания. Торговая площадь от 400 кв. м;

- гастроном — реализует продовольственные товары универсаль­ного ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с инди­видуальным обслуживанием покупателей через прилавок. Тор­говая площадь от 400 кв. м;

- магазин товаров повседневного спроса - реализует продоволь­ственные и непродовольственные товары частого спроса, ис­пользуя преимущественно форму самообслуживания. Торговая площадь от 100 кв. м;

- магазин «Продукты» (минимаркет) — реализует продовольствен­ные товары узкого ассортимента, основные из которых хлебобу­лочные изделия, кондитерские товары, гастрономия, винно-во­дочные изделия, пиво, безалкогольные напитки; форма обслу­живания — индивидуальное через прилавок. Торговая площадь от 18 кв. м;

- дом торговли — реализует товарные комплексы предметов туа­лета и гардероба для мужчин и женщин, использует различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая пло­щадь от 1000 кв. м;

- магазин «Промтовары» — реализует непродовольственные то­вары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия. Торго­вая площадь от 18 кв. м;

- комиссионный магазин - осуществляет продажу товаров, при­нятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.

Рациональное размещение магазинов на территории населен­ного пункта является важным условием эффективности функ­ционирования розничной торговой сети.

При размещении магазинов в городах учитывают следу­ющие факторы:

- градостроительные — площадь города, форма плана (компакт­ная, расчлененная и др.), функциональное зонирование терри­тории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и др.), плотность населения, размещение адми­нистративных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда; о транспортные — направление и интенсивность основных пото­ков движения, развитие средств общественного и индиви­дуального - транспорта, размещение остановок наземного транспорта, станций метро;

- социальные — необходимость снижения совокупных затрат вре­мени на посещение магазинов;

- экономические — обеспечение эффективного использования инвестиций.

Вопросы размещения каждого конкретного магазина нель­зя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они долж­ны рассматриваться комплексно, с учетом назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания.

Размещение магазинов розничной торговой сети бывает равномерное, групповое и ступенчатое.

Равномерное размещение магазинов предполагает их распо­ложение равномерно по всей территории города с учетом плот­ности населения. Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотипным магазинам, прежде всего к магази­нам товаров повседневного и частого спроса, к которым отно­сится значительная часть продовольственных товаров. Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение магазинов предполагает террито­риальное сближение магазинов различного товарного профи­ля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплекс­ностью спроса, или взаимозаменяемых. При отсутствии уни­версального продовольственного магазина или универсама такое комплексное размещение небольших магазинов по про­даже хлебобулочных изделий, молока, мяса, рыбы, овощей и т.п. позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Ступенчатое размещение магазинов предполагает концен­трацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение магазинов товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупате­лей. Такие магазины имеют небольшой радиус обслуживания, тогда как магазины, торгующие максимально широким ассор­тиментом товаров, или только товарами периодического и ред­кого спроса, имеют радиус деятельности, включающий рай­оны деятельности магазинов первой ступени.

 

Функциональная система размещения торговой сети сложи­лась на основе указанных выше методов, действующих одно­временно. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов — местного и городского значения.

Магазины местного значения, обеспечивающие население основными продовольственными и непродовольственными то­варами повседневного и частого спроса, размещаются так, что­бы обеспечить минимальные затраты времени потребителя на посещение и обслуживание. Такие магазины размещают отно­сительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жи­лых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных на­правлений пешеходных потоков; они обслуживают население в пределах пешеходной доступности («шаговой доступности»).

Магазины городского значения предоставляют населению максимальный выбор товаров и услуг, удовлетворяющих за­просы и отвечающих вкусам разных людей. К предприятиям городского значения относятся: универмаг, магазин типа «Гастроном» и специализированные магазины. Их размещают в об­щегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспорт­ной доступности.

В зависимости от специфики обслуживания потребителей розничная торговля подразделяется на стационарную, пере­движную, посылочную.

Стационарная торговая сеть наиболее распространена и включает в себя как крупные современные, технически обору­дованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом выделяют магазины самообслуживания, где покупатель имеет свободный доступ к товарам.

Разновидностью стационарной торговли являются магази­ны типа «магазин-склад», где товары не выкладываются на витрины, полки, что значительно снижает расходы по их по­грузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа товаров здесь осу­ществляется по более низким ценам. Такие магазины работа­ют, как правило, на окраинах крупных городов.

В магазинах, торгующих товарами по каталогам, торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги либо раздают потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, либо рассылают им по почте. Покупатель, изучив ка­талоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих рек­визитов в магазин по почте, телефону, интернету. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При нали­чии в магазине демонстрационного зала покупатель может лично выбрать необходимый ему товар.

Организация продажи товаров через торговые автоматы имеет немалые потенциальные возможности. Торговые авто­маты могут работать круглосуточно, не требуют торгового пер­сонала. Они устанавливаются внутри магазина или вне его — на улицах, вокзалах, в кафе, вестибюлях гостиниц и т.д. Предме­том торговли обычно бывают определенный круг товаров повседневного спроса — напитки, бутерброды, жевательная ре­зинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открытки и др.

Передвижная торговая сеть предполагает приближение то­вара к покупателю и оперативное его обслуживание. Эта тор­говля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок или разносной с применением лотков и других не­сложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому, когда торговые агенты изго­товителей, сбытовых, посреднических и предприятий торгов-,:Ли поставляют и реализуют продукцию непосредственно поку­пателю.

Посылочная торговля занимается обеспечением населе­ния, предприятий, организаций книжной продукцией, канц­товарами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппарату­рой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продук­цию производственно-технического назначения — запасные части, инструменты, резинотехнические изделия, метизы, подшипники и др.

Развитие материально-технической базы розничной торговли в России в настоящее время осуществляется преимущественно с помощью частных лиц. Субъекты предпринимательской дея­тельности самостоятельно формируют розничную сеть, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов, часто весьма ограниченных. Поэтому в стране за последние годы увеличилось число объектов мелкорозничной сети — киос­ков, палаток и т.п. Этот процесс неоднозначно воздействует на торговое обслуживание. С одной стороны, увеличение числа Пунктов реализации товаров способствует сокращению време­ни покупателей на поиск и приобретение товаров, созданию конкурентной среды.

С другой стороны, опережающие темпы роста числа объек­тов мелкорозничной сети отрицательно сказываются на разви­тии процессов формирования торговой сети в целом:

- мелкорозничная сеть не способствует развитию производства, о чем свидетельствует однообразный ассортимент реализу­емой импортной продукции;

- многообразие и многочисленность объектов мелкорозничной сети нарушают архитектурный ансамбль городов;

- отсутствие условий хранения продукции, несоблюдение сани­тарных норм отрицательно влияют на качество товаров, здо­ровье потребителей;

- мелкорозничная сеть часто предлагает услуги низкого качест­ва, что выражается в нарушении правил продажи товаров и прав потребителей;

ввиду специфики организации контроль за их деятельностью затруднен, и значительная часть налогов от предприятий мел­корозничной торговли не поступает в городские (местные) бюджеты;

- развертывание мелкорозничной торговой сети резко снижает темпы строительства магазинов как основного элемента ин­фраструктуры рынка.

Чтобы мелкорозничная торговля приобрела цивилизован­ные формы, необходимо предпринимать определенные меры.

Во-первых, объекты мелкорозничной сети должны раз­мещаться в первую очередь в районах нового жилищного строительства, где ввод объектов торговой инфраструктуры от­стает от ввода жилья.

Во-вторых, не следует размещать объекты мелкорознич­ной сети вплотную к жилым домам, рядом с детскими, учебны­ми, лечебными учреждениями, так как это создает неудобства для нормального и полноценного отдыха граждан, особенно пожилых людей и детей, сложности для движения пешеходов и пассажиров (рядом со станциями метрополитена, вокзалов и внутри них), предпосылки для аварийных ситуаций и возник­новения опасности для жизни граждан, особенно детей (около транспортных развязок или остановок транспорта).

Наиболее целесообразно функционирование самостоя­тельных объектов мелкорозничной сети в составе торгового комплекса — совокупности предприятий торговли, реализу­ющих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хо­зяйственного обслуживания торговой деятельности.

Все вновь вводимые комплексы мелкорозничной сети сле­дует сдавать в аренду только на конкурсной основе, и договор аренды должен включать условие благоустройства территории и поддержания соответствующего архитектурно-планировоч­ного вида, проведение последующих реконструкции и модер­низации объектов торговли.

Правильное размещение торговой сети обеспечивает:

- оптимальное соотношение различных видов розничной торговой сети, позволяющее использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров;

- ациональное использование торговых площадей за счет внедрения оптимальной номенклатуры типов торговых объектов; ациональный товарный ассортимент за счет организации купных торговых объектов; - рационализацию торговых процессов за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организации дополнительных торговых услуг населению.

Так, в центральной части города, которая представляет интерес для туристов, приоритетными должны быть направления Торговли сувенирами, товарами подарочного назначения, цветами, мороженым, прохладительными напитками.

В настоящее время происходит становление и развитие Предприятий торговли, ориентированных на категории поку­пателей в соответствии с размерами их доходов. Предприятия, Обслуживающие покупателей с высокими доходами и, следовательно, с большими возможностями приобретения товаров, имеют ассортимент высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и предлагают высокий уровень торгового обслуживания. Часть розничных предприятий торговли ориентирована на торговое обслуживание населения со средними низкими доходами, а также социально незащищенных слоев населения.

Как показывает опыт развитых стран и наметившиеся тенденции в организации отечественной торговли, типовое разнообразие предприятий торговли можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого населения на несколько групп:

- магазины относительно невысоких цен типа «магазин-склад», «магазин-дискаунт», торговля на вещевых, продовольствен­ных и смешанных рынках — для покупателей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума;

- универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магази­ны типов «Продукты», «Минимаркет», «Непродовольственные товары» — для покупателей, среднедушевой доход которых равен или немного превышает прожиточный минимум;

- специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты и гипермаркеты, находящиеся главным образом в центральных торговых зонах, торгующие высококачественными дороги ми товарами, — для покупателей, среднедушевой доход которых значительно превосходит прожиточный минимум.

В каждой группе торговых предприятий проводится раз личная ассортиментная и ценовая политика, предоставляется различный набор и уровень торговых услуг, разный уровень технического оснащения и оформления интерьера.

Обострение конкуренции привело к появлению новых под- ходов к развитию розничных предприятий. Современные кон­цепции развития торговли основаны на идеях формирования общего ассортимента и стандарта обслуживания населения. При этом предусматриваются создание единообразного внеш­него облика и внутреннего оформления магазинов, использо­вание схожего оборудования, применение единых принципов ассортиментной политики и методов продажи товаров. В такие концепции обычно включают следующие разделы: ассорти­ментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов, определе­нию зон самообслуживания и продажи определенных товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок фор­мирования цен, предоставления скидок на отдельные товары; требования к качеству товаров; эскизы современного оформ­ления продуктов питания и фирменной одежды персонала; об­разцы ценников и др.

«Торговые цепи» различного рода предоставляют наиболь­шие возможности для реализации концепций развития роз­ничной торговой сети. В зарубежной практике в их составе преобладают:

- продовольственные магазины самообслуживания с сопутст­вующими непродовольственными товарами, рассчитанные на каждодневные покупки (супермаркеты);

- крупные универсальные магазины, расположенные преиму­щественно в пригородах и на трассах, имеющие большие сто­янки для автомобилей и рассчитанные в основном на закупки товаров на неделю или более длительный период (гипермарке­ты);

- магазины-дискаунты, торгующие товарами по ценам, более низким по сравнению с другими предприятиями торговли.

Подобные тенденции в формировании торговой сети полу­чили развитие и в России.

Особенность современных торговых корпоративных ор­ганизаций в том, что они стремятся вовлечь потребителей в Корпоративные интересы, сформировать постоянные груп­пы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в торговых предприятиях данной корпорации. Так, для постоян­ных покупателей предусматриваются введение корпоративных пластиковых карт, служащих удобной формой расчетов, пре­доставление различного рода скидок и бонусов. Примером по­добного подхода может служить осуществление в Москве экс­перимента по созданию «народных магазинов»1, когда потен­циальные покупатели вносят денежные вклады на создание подобных магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5%-ной скидкой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под розничным товарооборотом?

2. Как можно охарактеризовать структуру розничного товарооборота?

3. В чем состоят особенности развития розничного товарооборота в Рос­сии?

4. Какие виды розничного товарооборота вы знаете?

5. Назовите этапы процесса управления товарооборотом предприятия торговли.

6. Перечислите основные этапы планирования товарооборота предпри­ятия.

7. Какие виды продаж включаются в состав розничного товарооборота?

8. Назовите методы размещения предприятий розничной торговой сети в городах.

 

Date: 2015-10-22; view: 2149; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию