Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы размещения розничной торговой сети
Розничная торговая сеть — это совокупность розничных предприятий торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей. Розничная торговля осуществляет ряд функций1: - исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке; - определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров; - осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли; - проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента; - осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков; - проводит операции по приему, хранению, маркировке и реализации товаров, устанавливает на них цены; - оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги. Основными показателями качества розничной торговой сети выступают: - соотношение количества предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами; - удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий; - используемые формы продажи и методы обслуживания; - соотношение торговых и неторговых площадей магазина, используемых для реализации отдельных групп товаров; - продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы); - соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях; ф удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами; - средняя торговая площадь одного магазина; - плотность торговой сети — число торговых единиц, приходящихся на 10000 жителей; - обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей; - общее число предприятий торговли. Классификация предприятий розничной торговли является одним из важнейших направлений управления торговой сетью. Необходимость классификации магазинов вызывается широтой и разнообразием ассортимента товаров, постоянным его усложнением. Предприятия розничной торговли в соответствии с введенным с 2002г. ГОСТ Р 51773—2001 классифицируют по видам и типам. В зависимости от ассортимента реализуемых товаров выделяют магазины: - специализированные — предприятия розничной торговли, реализующие одну группу товаров, например хлебобулочные изделия, молочные продукты, обувь, одежду и т.п.; - неспециализированные — магазины с комбинированным ассортиментом товаров, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазины «Продукты», «Промтовары», «Все для дома», «Товары для женщин» и др.), а также магазины со смешанным ассортиментом — предприятия розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров; - универсальные — предприятия розничной торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т.д.). Каждый вид магазина (за исключением неспециализированных магазинов со смешанным ассортиментом товаров) классифицируют в зависимости от торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания: - гипермаркет — реализует продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 кв. м; - универмаг — реализует непродовольственные товары универсального ассортимента, используя различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь в городской торговле не менее 3500 кв. м, в сельской торговле — не менее 650 кв. м; - универмаг «Детский мир» — реализует непродовольственные товары универсального ассортимента для детей, используя различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь от 2500 кв. м; - магазин-склад — реализует продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента, используя форму самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.), населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению. Торговая площадь от 650 кв. м; - универсам (супермаркет) — реализует продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса, используя преимущественно форму самообслуживания. Торговая площадь от 400 кв. м; - гастроном — реализует продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок. Торговая площадь от 400 кв. м; - магазин товаров повседневного спроса - реализует продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, используя преимущественно форму самообслуживания. Торговая площадь от 100 кв. м; - магазин «Продукты» (минимаркет) — реализует продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлебобулочные изделия, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки; форма обслуживания — индивидуальное через прилавок. Торговая площадь от 18 кв. м; - дом торговли — реализует товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использует различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь от 1000 кв. м; - магазин «Промтовары» — реализует непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия. Торговая площадь от 18 кв. м; - комиссионный магазин - осуществляет продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах. Рациональное размещение магазинов на территории населенного пункта является важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети. При размещении магазинов в городах учитывают следующие факторы: - градостроительные — площадь города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование территории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и др.), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда; о транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения, развитие средств общественного и индивидуального - транспорта, размещение остановок наземного транспорта, станций метро; - социальные — необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов; - экономические — обеспечение эффективного использования инвестиций. Вопросы размещения каждого конкретного магазина нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания. Размещение магазинов розничной торговой сети бывает равномерное, групповое и ступенчатое. Равномерное размещение магазинов предполагает их расположение равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотипным магазинам, прежде всего к магазинам товаров повседневного и частого спроса, к которым относится значительная часть продовольственных товаров. Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей. Групповое размещение магазинов предполагает территориальное сближение магазинов различного товарного профиля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплексностью спроса, или взаимозаменяемых. При отсутствии универсального продовольственного магазина или универсама такое комплексное размещение небольших магазинов по продаже хлебобулочных изделий, молока, мяса, рыбы, овощей и т.п. позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров. Ступенчатое размещение магазинов предполагает концентрацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение магазинов товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупателей. Такие магазины имеют небольшой радиус обслуживания, тогда как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров, или только товарами периодического и редкого спроса, имеют радиус деятельности, включающий районы деятельности магазинов первой ступени.
Функциональная система размещения торговой сети сложилась на основе указанных выше методов, действующих одновременно. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов — местного и городского значения. Магазины местного значения, обеспечивающие население основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещаются так, чтобы обеспечить минимальные затраты времени потребителя на посещение и обслуживание. Такие магазины размещают относительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков; они обслуживают население в пределах пешеходной доступности («шаговой доступности»). Магазины городского значения предоставляют населению максимальный выбор товаров и услуг, удовлетворяющих запросы и отвечающих вкусам разных людей. К предприятиям городского значения относятся: универмаг, магазин типа «Гастроном» и специализированные магазины. Их размещают в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспортной доступности. В зависимости от специфики обслуживания потребителей розничная торговля подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную. Стационарная торговая сеть наиболее распространена и включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом выделяют магазины самообслуживания, где покупатель имеет свободный доступ к товарам. Разновидностью стационарной торговли являются магазины типа «магазин-склад», где товары не выкладываются на витрины, полки, что значительно снижает расходы по их погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа товаров здесь осуществляется по более низким ценам. Такие магазины работают, как правило, на окраинах крупных городов. В магазинах, торгующих товарами по каталогам, торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги либо раздают потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, либо рассылают им по почте. Покупатель, изучив каталоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин по почте, телефону, интернету. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может лично выбрать необходимый ему товар. Организация продажи товаров через торговые автоматы имеет немалые потенциальные возможности. Торговые автоматы могут работать круглосуточно, не требуют торгового персонала. Они устанавливаются внутри магазина или вне его — на улицах, вокзалах, в кафе, вестибюлях гостиниц и т.д. Предметом торговли обычно бывают определенный круг товаров повседневного спроса — напитки, бутерброды, жевательная резинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открытки и др. Передвижная торговая сеть предполагает приближение товара к покупателю и оперативное его обслуживание. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок или разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому, когда торговые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и предприятий торгов-,:Ли поставляют и реализуют продукцию непосредственно покупателю. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продукцию производственно-технического назначения — запасные части, инструменты, резинотехнические изделия, метизы, подшипники и др. Развитие материально-технической базы розничной торговли в России в настоящее время осуществляется преимущественно с помощью частных лиц. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно формируют розничную сеть, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов, часто весьма ограниченных. Поэтому в стране за последние годы увеличилось число объектов мелкорозничной сети — киосков, палаток и т.п. Этот процесс неоднозначно воздействует на торговое обслуживание. С одной стороны, увеличение числа Пунктов реализации товаров способствует сокращению времени покупателей на поиск и приобретение товаров, созданию конкурентной среды. С другой стороны, опережающие темпы роста числа объектов мелкорозничной сети отрицательно сказываются на развитии процессов формирования торговой сети в целом: - мелкорозничная сеть не способствует развитию производства, о чем свидетельствует однообразный ассортимент реализуемой импортной продукции; - многообразие и многочисленность объектов мелкорозничной сети нарушают архитектурный ансамбль городов; - отсутствие условий хранения продукции, несоблюдение санитарных норм отрицательно влияют на качество товаров, здоровье потребителей; - мелкорозничная сеть часто предлагает услуги низкого качества, что выражается в нарушении правил продажи товаров и прав потребителей; ввиду специфики организации контроль за их деятельностью затруднен, и значительная часть налогов от предприятий мелкорозничной торговли не поступает в городские (местные) бюджеты; - развертывание мелкорозничной торговой сети резко снижает темпы строительства магазинов как основного элемента инфраструктуры рынка. Чтобы мелкорозничная торговля приобрела цивилизованные формы, необходимо предпринимать определенные меры. Во-первых, объекты мелкорозничной сети должны размещаться в первую очередь в районах нового жилищного строительства, где ввод объектов торговой инфраструктуры отстает от ввода жилья. Во-вторых, не следует размещать объекты мелкорозничной сети вплотную к жилым домам, рядом с детскими, учебными, лечебными учреждениями, так как это создает неудобства для нормального и полноценного отдыха граждан, особенно пожилых людей и детей, сложности для движения пешеходов и пассажиров (рядом со станциями метрополитена, вокзалов и внутри них), предпосылки для аварийных ситуаций и возникновения опасности для жизни граждан, особенно детей (около транспортных развязок или остановок транспорта). Наиболее целесообразно функционирование самостоятельных объектов мелкорозничной сети в составе торгового комплекса — совокупности предприятий торговли, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Все вновь вводимые комплексы мелкорозничной сети следует сдавать в аренду только на конкурсной основе, и договор аренды должен включать условие благоустройства территории и поддержания соответствующего архитектурно-планировочного вида, проведение последующих реконструкции и модернизации объектов торговли. Правильное размещение торговой сети обеспечивает: - оптимальное соотношение различных видов розничной торговой сети, позволяющее использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров; - ациональное использование торговых площадей за счет внедрения оптимальной номенклатуры типов торговых объектов; ациональный товарный ассортимент за счет организации купных торговых объектов; - рационализацию торговых процессов за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организации дополнительных торговых услуг населению. Так, в центральной части города, которая представляет интерес для туристов, приоритетными должны быть направления Торговли сувенирами, товарами подарочного назначения, цветами, мороженым, прохладительными напитками. В настоящее время происходит становление и развитие Предприятий торговли, ориентированных на категории покупателей в соответствии с размерами их доходов. Предприятия, Обслуживающие покупателей с высокими доходами и, следовательно, с большими возможностями приобретения товаров, имеют ассортимент высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и предлагают высокий уровень торгового обслуживания. Часть розничных предприятий торговли ориентирована на торговое обслуживание населения со средними низкими доходами, а также социально незащищенных слоев населения. Как показывает опыт развитых стран и наметившиеся тенденции в организации отечественной торговли, типовое разнообразие предприятий торговли можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого населения на несколько групп: - магазины относительно невысоких цен типа «магазин-склад», «магазин-дискаунт», торговля на вещевых, продовольственных и смешанных рынках — для покупателей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; - универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины типов «Продукты», «Минимаркет», «Непродовольственные товары» — для покупателей, среднедушевой доход которых равен или немного превышает прожиточный минимум; - специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты и гипермаркеты, находящиеся главным образом в центральных торговых зонах, торгующие высококачественными дороги ми товарами, — для покупателей, среднедушевой доход которых значительно превосходит прожиточный минимум. В каждой группе торговых предприятий проводится раз личная ассортиментная и ценовая политика, предоставляется различный набор и уровень торговых услуг, разный уровень технического оснащения и оформления интерьера. Обострение конкуренции привело к появлению новых под- ходов к развитию розничных предприятий. Современные концепции развития торговли основаны на идеях формирования общего ассортимента и стандарта обслуживания населения. При этом предусматриваются создание единообразного внешнего облика и внутреннего оформления магазинов, использование схожего оборудования, применение единых принципов ассортиментной политики и методов продажи товаров. В такие концепции обычно включают следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов, определению зон самообслуживания и продажи определенных товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен, предоставления скидок на отдельные товары; требования к качеству товаров; эскизы современного оформления продуктов питания и фирменной одежды персонала; образцы ценников и др. «Торговые цепи» различного рода предоставляют наибольшие возможности для реализации концепций развития розничной торговой сети. В зарубежной практике в их составе преобладают: - продовольственные магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, рассчитанные на каждодневные покупки (супермаркеты); - крупные универсальные магазины, расположенные преимущественно в пригородах и на трассах, имеющие большие стоянки для автомобилей и рассчитанные в основном на закупки товаров на неделю или более длительный период (гипермаркеты); - магазины-дискаунты, торгующие товарами по ценам, более низким по сравнению с другими предприятиями торговли. Подобные тенденции в формировании торговой сети получили развитие и в России. Особенность современных торговых корпоративных организаций в том, что они стремятся вовлечь потребителей в Корпоративные интересы, сформировать постоянные группы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в торговых предприятиях данной корпорации. Так, для постоянных покупателей предусматриваются введение корпоративных пластиковых карт, служащих удобной формой расчетов, предоставление различного рода скидок и бонусов. Примером подобного подхода может служить осуществление в Москве эксперимента по созданию «народных магазинов»1, когда потенциальные покупатели вносят денежные вклады на создание подобных магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5%-ной скидкой. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что понимается под розничным товарооборотом? 2. Как можно охарактеризовать структуру розничного товарооборота? 3. В чем состоят особенности развития розничного товарооборота в России? 4. Какие виды розничного товарооборота вы знаете? 5. Назовите этапы процесса управления товарооборотом предприятия торговли. 6. Перечислите основные этапы планирования товарооборота предприятия. 7. Какие виды продаж включаются в состав розничного товарооборота? 8. Назовите методы размещения предприятий розничной торговой сети в городах.
Date: 2015-10-22; view: 2228; Нарушение авторских прав |