Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные аспекты формирующейся концепции обществоведческого образования
Концепция – это совокупность идей, постулатов, ориентиров, позиций, векторов, норм, парадигм, на основе которых строится та или иная деятельность, в данном случае – образовательная. Концепция обществознания – теоретическая конструкция открытого типа, включающая основные стратегические ориентиры развития обществознания, место обществознания в современной школе; определяющие теоретико-методологические позиции, на основе которых излагается материал и осуществляется психолого-педагогическое взаимодействие; ведущие идеи; ведущие ценностные ориентиры и приоритеты. Обобщая материал нормативных документов и исследовательской литературы, можно отметить, что для современной концепции обществоведческого образования характерно: - отказ от монополии партийно-государственной идеологии; - переход к открытой авторской модели преподавания (совмещает федеральный, региональный компонент и компонент учебного заведения), границы которого определены Конституцией и Международными актами; - необходимость обращения к системе ценностей и идеалов, выработанных человечеством, ценностям Отечества, и ценностям формирующегося глобального человеческого сообщества нового тысячелетия; - идеи непрерывного обществоведческого образования присутствующие в разных формах на всех этапах образовательного процесса; - светский характер образования, приоритет научного знания и познания (при этом изучается потенциал вненаучных когнитивных стратегий); - многофункциональность социально-гуманитарного образования; - знаниевая компонента обществоведческого образования должна сочетаться с воспитанием и развитием человека (сочетание 4-х уровней обществоведческих дисциплин: научных знаний, социальных норм, способов деятельности, ценностей); - гибкость методик и программ изложения, их адаптированность к конкретному учебному заведению и классу в условиях профилизации школы; - опора на идеи и принципы личностно-ориентированной педагогики, деятельностный подход; - целостность содержания (раскрытие интегративных аспектов психологии, антропологии, истории, юриспруденции, политологии, экономической теории, этики, эстетики, культурологи, экологии), осуществление межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей; - проблемный характер изучения (вместе с тем, идеи толерантности, диалога культур); - постоянное обновление содержания, с учетом последних достижений в области различных наук; - раскрытие основных теоретико-методологических подходов к изучению общества (формационного, цивилизационного, культурологического, структурно-функционального, теории модернизации и др.) в контексте системного подхода и принципа антропоцентризма; - учет многозначности большинства понятий, их сложности и предельной обобщенности; - тесная связь с проблемами мирового сообщества, России, региона; проблемами молодежи; - постоянная опора на существующую систему права (российского и международного); - изучение происходит на основе вариативных программ и учебных пособий. Обозначились общие стратегические установки школьного обществознания: деидеологизация (недопущение партийно-государственной идеологии в школе), плюрализм, проблемность, диалогизм, талейрантность, общеобязательность, приоритетность, многоступенчатость (допускает отдельные элементы обществознания, изучаются в начальной школе «Страна в которой я живу», «Моя страна»). Допускаются обществоведческие знания в виде системного курса 5 - 7 классов. «Граждановедение» становится обязательным в 8 - 9 классах, как системный курс «Введение в обществознание», становится частью общего полного образования и профильной подготовки выпускника. Его содержание входит в состав ЕГЭ. Ученик имеет право выбора между несколькими содержательными линиями, программами, как базовых курсов, так и на уровне элективных курсов (выборные курсы); в конечном итоге представлен в различных профильных классах. Нормативной основой является правовые документы, отражающие функционирование российской системы образования (Конституция РФ, Закон об образовании и др.), а также Государственный стандарт школьного образования (2004 г.). Вмести с тем они являются также предметом специального изучения фактически во всех разделах курса. Определяет цели, минимум содержания, требования к уровню знаний, умений. Таким образом, обществознание представляет собой одну из базовых учебных дисциплин, которая признана утверждать ценности гражданского общества и правового государства. Впервые его изучение непрерывно на протяжении всего школьного образования. Отдельные компоненты обществоведческих знаний излагаются уже в начальной школе. В 5-7 классах возможно изучение обществоведческих понятий не как обязательных (например, курс «Граждановедение»). В 8-9 классах инвариативным компонентом является дисциплина «Введение в обществознание» В 10-11 классах – «Обществознание» («Человек и общество»). При этом на старшем звене обучения обществоведения является одним из ведущих курсов в современной школе, основной функцией которого является помощь в социализации личности (социализазация как процесс обретения социального статуса на основе освоения знаний, умений, навыков, ценностей, выработанных в современной культуре). Государственный стандарт предполагает базовый и профильный уровень изучения предмета. Одновременно вводятся самостоятельные курсы «Экономика» и «Право». Суть профилизации – выбор будущей профессии учениками 9го класса. Обществоведческие дисциплины: - основы государства и права; - основы экономики; - основы социологии; - культурология; - психология. По итогам изучения в 9 классе (изучение элективных курсов. связанных с разными направлениями современного знания) предполагается сдача экзамена (или других адекватных форм аттестации), который позволяет обучаться в профильном классе (используется также система портфолио). В 10-11 предполагается не только изучение предмета, но и построение на его основе научно-исследовательской работы (НИР), результатом которой является научный доклад, проект или реферат. Содержание предмета расширяется за счет дополнительной научной базы. Обществознание является предметом, который входит в систему выпускных экзаменов, проводимых по желанию учащихся в форме ЕГЭ.
Лекция №3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Общая характеристика факторов учебно-воспитательного процесса. 2. Цели и целеполагание. 3. Содержание: структурно-функциональный анализ. 4. Познавательные возможности и психолого-педагогические особенности. 5. Общая организации процесса обучения (учебная работа учителя и учащихся). 6. Результаты обучения.
Date: 2015-10-21; view: 723; Нарушение авторских прав |