Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление МПО как научной дисциплины
А) Возникновение и эволюция обществоведческого (социально-гуманитарного) знания напрямую связана с основными этапами становления социальных наук и наук о человеке (человека как социального существа) как особого направления знания и познания, которое становится значимым фактором функционирования того или иного человеческого сообщества, важным компонентом мировоззрения индивида. Первоначально различные аспекты социально-гуманитарного знания входили в состав мифов, не выделялись в особое направление, передавались посредством традиций и мифов (миф позволял выжить и придавал смысл бытию человека). При возникновении первых государств возникает идеология, система права, хозяйства, социальных связей. Формируются первые социально – политические доктрины, философские и социальные теории (прежде всего исторические), которые передавались посредством системы образования, доступной для представителей политической элиты (примером могут служить страны Древнего Востока, Греция и Рим). В средние века социальные знания стали важным компонентом обучения в университете. Их основой служила теология (например, «О Граде Божьем»). В ΧΙΧ веке наука становится особой формой знания и познания, начинается процесс ее дифференциации. Крупнейшими социологами того времени были – Огюст Конт, Макс Вебер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс и др. Преподавание социальных дисциплин осуществляется в системе высшего образования многих ведущих социальных державах – Европы и Америки. В последующем обществознание переходит в систему среднего образования, занимает там значимые позиции, включает в себя историю, систему знаний о современном обществе в целом, его основных структур. На сегодняшний день сложились различные модели обществоведческого знание и педагогические технологии социально-гуманитарного образования на различных его ступенях. Примером могут служить США, Европейские страны, Япония. Именно обществоведческое образование является ведущим фактором политико-правовой культуры и гражданского сознания, которые позволяют занимать этим государствам ведущие позиции в современной цивилизации. Б) Мифологические представления об обществе и человеке сложились в преданиях древних славян. Они нашли отражение в мифах, былинах, сказках, пословицах, поговорках и т.п. С принятия христианства и формированием православия господствует религиозная система образования и воспитания, которая служила фактором единения различных народов нашей Родины, обеспечивала плодотворный диалог культур со странами Запада и Востока. Социальные (социально-политические, социально-этнические) представления отразились в идеологеме «Москва – Третий Рим», которая послужила теоретической основой объединения русских земель вокруг Москвы и оказала влияние на все направления духовной культуры. Социально-гуманитарное знание в светской форме стало частью образования и воспитания молодого поколения в XVIII в., которое напрямую было связано с процессами модернизации России. В XIX в. идейной основой социально-гуманитарного образования (и образования вообще) становится теория официальной народности. Вместе с тем формируются оппозиционные идеи, нашедшие отражение в трудах либералов, западников, славянофилов и др. В России первые соц. теории, преподаваемые в ВУЗах, связаны с именами Данилевского, Ключевского. Социология становится одним из направлений научного и научно-педагогического знания наравне с философией, историей, юриспруденцией и экономикой. В советское время социальные знания полностью идеологизируются, подменяются упрощенным марксизмом. Основой осмысления исторического пути становится формационный подход. В 60-е годы в СССР окончательно сформировалось советская модель социального образования: содержательной основой стала идеологизированная философская теория, базовыми разделами которой были диалектический материализм, исторический материализм, политическая экономия. Как идеологическая дисциплина она представлена была на всех ступенях образования – дошкольная (на уровне бесед, воспитательных мероприятий в семье и детских садах). В среднем звене посредством системы внеклассных мероприятий, воспитательных задач всех школьных предметов. Основными чертами советской МПО были: - предельная идеологизация; - монологизм в подаче материала; - единообразие содержания, средств, методов образования; - репродуктивных характер обучения; К позитивным аспектам можно отнести ярко выраженную воспитательную доминанту, которая подкреплялось СМИ; комплекс всех необходимых средств обучения; преемственность на всех этапах образования и др. Обществознание стало обязательным предметом выпускных экзаменов. Обществоведческие знания (История КПСС, Философия) являлись важнейшей составляющей подготовки специалистов во всех ВУЗах. С началом перестройки кардинально меняется социально-политическая и теоретико-методологическая ситуация: 1) в мире (углубление глобального кризиса); 2) в России (рухнул советский строй, формируется новая правовая основа, меняется общественное сознание, формируются новые социальные группы и т.п.); 3) в структуре и содержании социального знания (публикация ранее запрещенных работы, возникает многообразие в осмыслении проблем); 4) изменения в педагогике и образовании (изменение системы образования, концепции обучения и воспитания и т.д.); 4) изменение жизни в России. Курс на деидеологизацию содержания, попытка утверждения ценностей цивилизации Запада (либерального общества, рыночной экономики, личностных начал и т.п.). После принятия Конституции 1993 года общество стало нуждаться в новой концепции социально-гуманитарного образования. Date: 2015-10-21; view: 547; Нарушение авторских прав |