Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)





 

Методика преподавания обществознания в средней общеобразовательной школе.

Обществоведческая подготовка в современной школе, состояние и перспективы. Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления содержания курса. Цели обществоведческой подготовки, их комплексный характер. Принципы формирования нового содержания. Психологические основания построения курса. Место обществознания в учебном плане полной средней школы. Государственный образовательный стандарт общего образования по обществоведению: основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся.

Цели учебного курса «Обществознание», его структура, особенности содержания. Концепция курса - принципиально новый подход к созданию нового обществоведческого предмета. Методологические основы содержания курса. Логика конструирования нового предмета. Структура, логика, содержание курса. Применение цивилизационного, культурологического, ценностно-ориентационного, личностно-деятельностного, структурно-функционального подходов к анализу общественных явлений - необходимое условие реализации целей курса. Интегративный характер курса, его роль в раскрытии основных ценностей цивилизаций прошлого и современности, понимании роли человека в историческом процессе. Деятельностный подход - основа усвоения содержания курса.

Общедидактические основы выбора методов, приемов, средств учебной работы, способов ее организации. Особенности методики преподавания курса «Обществознание». Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Интегративные и модульные (вариативные) курсы обществознания в выпускном классе средней школы. Анализ и сравнительная характеристика интегративных курсов «Человек и общество» и «Человек и общество. Современный мир». Роль курсов в решении целей обществоведческого образования. Содержание, структура, особенности модульных курсов по основам философии, экономики, социологии, политологии, культурологии, религиоведению. Учет возможностей школы, профиля класса, интересов учащихся при выборе модульного курса. Анализ модульных программ, учебной и методической литературы. Особенности методики преподавания интегративных и модульных курсов.

Анализ современной учебнометодической литературы по курсу «Обществознание». Анализ государственного образовательного стандарта. Анализ и сравнительная характеристика различных вариантов учебных программ для 11 класса. Новые учебные пособия и учебные книги, их характеристика. Хрестоматии, дидактические материалы, тесты, статьи. Методическая литература для учителя. Основания структурирования содержания учебно-методического комплекса по предмету. Передовой опыт, его отражение в журнальных статьях по методике преподавания обществознания.

Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изучении обществознания. Анализ содержания курсов и пути реализации цивилизационного подхода при изучении социальных дисциплин. Сущность цивилизационного и формационного подходов как методов анализа всемирно-исторического процесса. Отбор материала к уроку: формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, структура формации. Различные подходы к понятию «цивилизация». Основные теории, взгляды на развитие цивилизации. Типы цивилизаций, их своеобразие, основные черты, ценности, достижения, регионы. Структура цивилизаций. Основные линии сравнения цивилизационного и формационного подходов. Методические пути реализации цивилизационного подхода в содержании курса «Человек и общество». Алгоритм для характеристики цивилизаций. Отбор методических приемов и средств для формирования знаний учащихся о цивилизациях и формациях.

Методика формирования основных понятий, теоретических положений при изучении курса. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала. Структурные единицы знаний (онтологическая, оценочная, ориентировочная). Формирование центральных понятий курса «человек», «общество», «цивилизация», «культура» и др. Классификация понятий, логические пути, этапы формирования понятий. Методические приемы преподавания и учения, средства формирования понятий, идей, теорий. Роль системы заданий в развитии мышления учащихся. формирование умения оперировать полученными знаниями. Роль межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей в формировании теоретических знаний. Планирование работы учителя по формированию системы знаний учащихся.

Методика использования различных источников знаний по курсу «Обществознание». Источники знаний, их классификация. Учет исторического контекста источника. Функции документов. Возрастные возможности учащихся, их учет при отборе источников. Приемы работы с документами. Пути активизации познавательной деятельности учащихся при работе с источниками, роль системы заданий, вопросов для усвоения содержания источников. Формы самостоятельной работы с документами (групповая, фронтальная, индивидуально-дифференцированная). Учебные пособия по обществознанию как источники знаний и средство обучения, их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Основные структурные компоненты содержания учебных пособий, их взаимосвязь. Приемы работы с текстом. Внеучебная информация, ее роль. Методические особенности использования материалов средств массовой информации при изучении курса.

Межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи при изучении курса «Обществознание». Интегративный характер курса, его значение в раскрытии основных ценностей мировой цивилизации, понимании роли человека в цивилизации. Содержание и форма межпредметных связей, их классификация, роль в формировании знаний о цивилизациях прошлого и современности. Опора на исторические знания учащихся - важное средство реализации межпредметных связей. Связь курса с современностью. Методические приемы и средства осуществления межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей, их роль в ликвидации дублирования, перегрузки учащихся. Планирование работы учителя по реализации всех видов и форм связей.

Интегрированные уроки (история, литература, обществознание и др.) как форма реализации межпредметных связей.

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса «Обществознание». Принципы развивающего обучения. Деятельностный подход – один из основных в обучении обществознанию. Пути активизации познавательной самостоятельной деятельности, ее основные уровни. Сущность самостоятельной работы, ее основные виды при изучении курса. Влияние самостоятельной работы на формирование и развитие умений учащихся. Роль проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной самостоятельности школьников.

Требования к системе заданий. Формирование и развитие умений учащихся как предпосылка успешного решения целей курса. Взаимосвязь учебной работы и соответствующих им приемов умственной деятельности - необходимое условие развития мышления учащихся. Развитие познавательного интереса, определенных способностей личности к самостоятельному анализу и оценке явлений окружающей действительности, умение оперировать полученными знаниями. Роль учителя в руководстве самостоятельной деятельностью учащихся.

Планирование работы учителя по реализации развивающих целей урока, организации познавательной деятельности учащихся.

Основные типы и формы учебных занятий по курсу «Обществознание». Классификация уроков. Влияние содержания на выбор типов и форм уроков. Основные требования к уроку. Отбор методических приемов и средств учебной работы в деятельности учителя и учащихся адекватных выбранному типу, форме урока. Варианты планирования разнообразных форм учебных занятий, их возможности. Нетрадиционные формы уроков обществознания. Инновационные модели обучения, их технологии. Программы факультативных курсов. Методика проведения факультативных занятий. Внеурочная работа по предмету, ее особенности.

Методика проверки знаний и умений учащихся по курсу «Обществознание». Цели систематической проверки знаний и умений, их оценка. Основные функции проверки знаний и умений. Многообразие форм, видов и приемов проверки, результатов обучения. Методические условия проверки знаний и умений учащихся. Особенности комплексной проверки на итоговых, повторительно-обобщающих, зачетных уроках. Возможности нетрадиционных форм учебных занятий в выявлении результатов обучения. Самоконтроль и его роль в проверке знаний и умений. Тестовый контроль, его виды. Критерии оценки знаний и умений учащихся.

Оценка качества знаний по обществознанию выпускников средней школы. Основные измерители уровня обществоведческой под готовки, их варианты.

Подготовка учителя к преподаванию социальных дисциплин Тематическое планирование курса. Инвариативные и вариативные компоненты тематического планирования. Основные требования к составлению тематического планирования, его структурные компоненты. Определение целей темы. Этапы подготовки учителя к уроку. Анализ действующих программ, учебных пособий, учебно-методической литературы. Анализ научной литературы. Поурочное планирование уроков. Отбор содержания к уроку. Структурно-функциональный анализ учебного материала. Планирование результатов обучения, средств их достижения. «Учебный пакет» к уроку (цели, основное содержание урока, разнообразные задания, средства обучения, эталоны проверки знаний и умений учащихся, дидактические материалы для дополнительной углубленной работы). Рабочая таблица к уроку и ее основное содержание. Алгоритм конспекта урока.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Данный курс связан фактически со всеми, изучаемыми ранее учебными дисциплина, как различными аспектами содержания, так и методическими контекстами. Особенно глубока связь с Философией, Педагогикой, Методикой преподавания истории, Психологией, Экономикой, Философской антропологией, Социологией, Политологией, МХК, дисциплинами правового цикла и др.

  1. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины.

Теоретический блок: учебники, учебные пособия, конспекты лекций.

Практический блок: планы и структура семинарских занятий.

Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, полный комплект тестов текущей аттестации с образцом для базовой версии УМКД, полный комплект тестов промежуточной аттестации с образцом для базовой версии УМКД, банк тестовых заданий для самоконтроля.

Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Автор элементов УМК: Хомутцов С.В.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК спецкурса:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ;

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональным образовании» от 22 августа 1996 г. (с изменениями от 10 июля, 27 декабря 2000, 22 августа 2004 г.);

Письмо Минобразования РФ «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» от 19 мая 2000 № 14-52-57 ин/13,

Письмо Минобрнауки РФ от 23 марта 2006 г. № 03-344, письмо заместителя руководителя Рособрнадзора Е.Н. Геворкян от 17 апреля 2006 г. № 02=55 ин/ак;

- ГОС ВПО по специальности;

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;
    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

 


Date: 2015-10-21; view: 2067; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию