Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К выполнению курсовой работы





 

Специальность

050401.65 «История»

 

 


Курсовая работа по методике преподавания истории является самостоятельным, завершенным научным исследованием, которое совершается под непосредственным контролем научного руководителя. Она представляет собой содержательную основу дипломного проекта, который создается на пятом курсе после прохождения педагогической практики. Она показывает готовность выпускника решать конкретные теоретические и практические задачи в предметно-педагогической деятельности.

Можно обозначить следующие основные цели написания курсовой работы данного профиля:

— систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных практических задач для творческого решения конкретной предметно-педагогической проблемы;

— совершенствование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области проблем современного образования;

— овладение методикой исследования, обобщения, систематизации, логического изложения материала разных сфер научного знания;

— создание прочной основы совершенствования педагогической культуры, педагогического мастерства, личности учителя.

Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:

— целевая направленность;

— четкостью построения и логическая последовательность изложения материала;

— новизна и актуальностью обозначенной проблемы, глубина исследования и полнота освещения вопросов, объективность и правильность отражения фактического состояния изученной проблемой, корректность в анализе исследований авторов, правильная интерпретация их концептуальных построений;

— проблемное изложение теоретического материала;

— убедительность аргументов, краткость и точность формулировок;

— конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов, обоснованность рекомендаций, их практическая направленность, точность и объективность результатов тестов, опросов, результатов обработки эксперимента;

— грамотное оформление;

— соответствие нормативным документам и государственным требованиям.

Рекомендуется следующая композиционная структура:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение.

1. Титульный лист.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и выполняется по образцу.

2. Содержание (оглавление).

Содержание (оглавление) помещается в начале работы. В нем указываются главы и параграфы работы с указанием страниц. Все заголовки и подзаголовки в содержании должны быть написаны в той же последовательности и словесной формулировке, в какой они приводятся в работе.

3. Введение.

Раздел "Введение" один из самых важных разделов дипломной работы, поэтому его окончательный вариант обычно составляется уже после завершения всего исследования (введение пишется в первую очередь, а оформляется в последнюю). Введение не только ориентирует читателя на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики.

Во введении необходимы следующие разделы:

· Актуальность темы. Автор должен раскрыть значимость решаемой проблемы как для совершенствования процесса преподавания социогуманитарных дисциплин, так и для современного состояния науки. Значимость и актуальность доказываются как собственной аргументацией, так и ссылками на признанные авторитеты в данной области научного знания. Освещение актуальности не должно быть многословным. Главное — раскрыть суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы (граница между знанием и незнанием о предмете исследования;

· Центральная проблема исследования. Необходимо четко сформулировать суть проблемы — противоречие, приводящее к постановке проблемы. Противоречие должно быть сущностным, внутренне присущим единому предмету. Если в противоречии фиксируется отсутствие какого-то знания, методики, теории (либо они недостаточно разработаны), то их разработка и является (в вопросной форме) проблемой исследования. Решение проблемы связано с выдвигаемой гипотезой, и обычно составляет цель исследования. Определение подобным образом проблемы цели ведет к формулировке обще задаче исследования (разработать методику, определить состав, структуру алгоритмических и эвристических методов обучения, выявить и обосновать педагогические условия и т.д.);

· Выдвигаемая гипотеза (или гипотезы). Ряд исследователей полагают, что в педагогическом исследовании (в том числе по методике преподавания) можно обойтись без формулировки гипотезы. Необходимо лишь отметить, что разработка предлагаемой методики основывается на реализации определенных условий, не относя их к гипотезе;

· Объект (процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию в науке) и предмет (выделяемые аспекты обозначенного объекта) исследования. При этом объект и предмет должны соответствовать теме.;

· Цель работы. Цель должна быть направлена на решение научной проблемы (т.е. вопроса или комплекса вопросов, стоящих перед наукой, для решения которых недостаточно имеющихся данных) которой будет соответствовать все содержание основной части (обычно сущность цели отражена в заголовке);

· Задачи исследования. Формулируя совокупность задач, необходимо исходить из того, что их последовательное выполнение должно привести к достижению цели. Иногда решение поставленных задач составляет содержание глав работы (в данном случае количество задач соответствуют параграфам основной части);

· Изученность темы. Автор дает оценку современного состояния и общую разработанность проблемы (или ее основных аспектов) в научной литературе. Автор диплома должен показать не только знание предшествующих работ, но и умение выделять основные направления в рамках изучаемой темы, характеризовать точки зрения исследователей, оценивать выводы, сделанные до него. Серьезным недочетом считается простое перечисление и краткий пересказ использованных изданий. Анализ степени изученности темы заканчивается чаще всего выводом о том, что, несмотря на имеющиеся работы, научные знания в рассматриваемой предметной области недостаточны (либо они устарели, либо отсутствуют);

· Признаки научной новизны. Новизна признается одним из важнейших критериев оценки проведенного исследования (хотя возможно, что работа углубляет уже имеющиеся исследования);

· Практическая (или теоретическая) значимость. Данный пункт вытекает из новизны исследования. В нем конкретизируется область использования предполагаемых результатов исследования, указывается их влияние на совершенствование предметно-педагогической деятельности (различных ее сторон и уровней);

· Общая методология и методы. Методология, представляя собой систему принципов, форм и методов научного познания, структуру его логической организации, является основой исследования (хотя в условиях "методологической революции" теоретико-методологические основы исследования сегодня называются далеко не всегда). Указывая методологию необходимо осветить сущность предлагаемого общенаучного подхода, не смешивая его с теоретическими основами исследования;

· Структура работы. В конце введения указываются составные части работы, принцип предлагаемой рубрикации.

4. Основная часть.

В главах основной части рассматриваются все аспекты обозначенной проблемы. Содержание глав должно полностью соответствовать теме исследования. Те материалы, которые не являются существенно важными, выносятся в приложение. Обычно работа делится на две или три главы (которые делятся в свою очередь на параграфы), содержание которых полностью раскрывает тему исследования. При этом следует отметить, что название каждого раздела работы должно соответствовать его содержанию. Таким образом, содержание основной части определяется темой, целями и задачами, сформулированными во введении.

Следует отметить, что для научного исследования характерен особый стиль изложения материала. Он должен отвечать требованиям, предъявляемым к научным работам: вестись от третьего лица во множественном числе, фразы между собой должны логически состыковываться и в целом вести к пониманию читателем проблемы, о которой идет речь в работе. Не допускается использование сокращений (кроме общепринятых — г., гг., вв., н.э., т.д. и др.).

Работа по методике преподавания, как правило, состоит из двух основных информационных блоков — теоретического и практического. При написании основных глав необходимо обратить особое внимание на сохранение логической связи между разделами и последовательность перехода от одного информационного блока к другому.

В теоретической части (теоретическая глава) работы автор осуществляет научно-методический анализ проблемы исследования. Он раскрывает историю вопроса, показывает умение систематизировать литературу, критически ее рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями. Анализ литературы производится не только в хронологическом порядке их публикации. Материалы этого обзора систематизируются в определенной логической связи и последовательности, согласно рассматриваемым аспектам проблемы. Из всего прочитанного студенту следует выделять публикации, имеющие непосредственное отношение к теме работы, служащие основой теоретических положений, на которые опирается исследование. Необходимо быть особенно внимательным при написании фамилий и инициалов исследователей. Недопустимо использование в работе чужого материала без ссылок на автора и источник.

В данной части исследования на основе изучения работ зарубежных и отечественных авторов, изучения уже имеющегося опыта излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их собственная оценка. Важно корректное и уважительное отношение в работе, проделанной вашими предшественниками, грамотный анализ уже существующих школьных программ, учебников и учебных пособий. Кроме того, излагается собственная позиция студента, его видение проблемы. Анализ проблемы осуществляется самостоятельно с использованием различных методов научно-педагогического исследования. Целесообразно использовать результаты собственного опыта предметно-педагогической деятельности, который накапливается в ходе практики в школе. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет определенные тенденции, вскрывает недостатки, обозначает пути их устранения (иногда этому посвящается специальная глава).

В практической части работы (экспериментальная глава) студент разрабатывает предложения по решению проблемы. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер. Они доводятся обычно до стадии разработок, обеспечивающих их практическое применение, или до законченной теоретико-концептуальной целостности, которая может стать основой непосредственной предметно-педагогической деятельности.

В данном разделе работы возможен анализ проведенного в ходе прохождения педагогической практики эксперимента с указанием его целей, содержания, методов, организационных форм, этапов, способов обработки результатов и т.д.

В конце каждой главы содержится вывод, который раскрывает одну из поставленных во введении задач. Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательной раскрытие сформулированной цели на протяжении всей работы.

5. Заключение.

В заключении, которое подводит итог проведенного исследования, излагаются основные теоретические и практические выводы. В заключении не даются новые фактические данные и новые теоретические положения, о которых не было речи в основной части работы. Оно должно быть согласовано с выводами, сделанными в конце глав и давать ответы на все вопросы, сформулированные в виде задач во введении.

Выводы должны соответствовать поставленным задачам, быть четкими и краткими. Часто они оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев (обычно не более количества поставленных задач).

С точки зрения обоснованности выводы можно поделить на бесспорно доказанные, предварительные (требующие последующей дополнительной проверки), перспективные (связанные с продолжением исследования). Иногда целесообразно отдельно выделить перспективы дальнейшей работы над раскрытием проблемы. Эти перспективы должны исходить из круга работ, проведенных автором и проверенных на практике.

6. Список литературы.

Список литературы (Библиографический список) содержит те издания, которые послужили непосредственным источником для написания работы и в той или иной форме упоминаются в тексте исследования.

Список источников и литературы дается по алфавиту. В список включаются только те публикации, которые реально использованы автором. Если работы помещены в список, но не встречаются в сносках, они не могут считаться использованными.

Библиографические записи даются в алфавитном порядке фамилий авторов, заглавий книг и статей (если автор не указан, затем (через тире) помещается город, где издана работа (название крупных и известных городов принято употреблять сокращенно. Например, Москва - М; Санкт-Петербург - СПб.), издательство (если таковое указано) помещается через двоеточие, год издания (через запятую). Желательно указать количество страниц. Приведем несколько примеров из списка литературы.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с. (Пример монографии).

Педагогический поиск / Сост. И.Н Баженова. М.: Педагогика, 1987. — 544 с. (Пример сборника).

Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Интор, 1994. – 128 с. (Пример сборника с авторской редакцией).

Ножина Р.Я. Гуманитаризация образования и речевая культура учителя // Философия образования. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. — С. 134-142. (Пример статьи из сборника).

Чошанов М. А. Что такое предметная технология? // Школьные технологии. 1996. № 3. — С. 8-12. (Пример статьи из журнала или газеты).

В заключение списка помещается литература на иностранном языке. Она пишется на языке оригинала без русского перевода.

Enkelmann N., Mackenbach C. Finde Deinen Stil. Aussburg, 1987. — 224 s.

(Пример литературы на немецком языке).

7. Приложение.

Приложение не является обязательным компонентом курсовой работы. Оно оформляется как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах. Делается заголовок "Приложение". За этой страницей потом (иногда внизу заголовка) помещаются приложения по номерам. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием страницы слово "Приложение ", порядковый номер (без знака "№"), заголовок приложения, источник заимствования (или по каким данным составлено).

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

В приложении помещается вспомогательный материал, который перегружает основное содержание работы, однако имеет непосредственное значение для более яркой иллюстрации положений исследования. В приложении могут быть конкретные методические разработки, фрагменты значимых нормативных документов и т.д.

Примерный объем курсовой работы составляет 30-45 страниц авторского текста. Рекомендуется следующее соотношение между частями исследования: введение 2-3 страниц, заключение 1-2 страницы, а остальные страницы занимает основная часть.

Следует также отметить, что курсовая работа должна быть грамотно написана и оформлена. Рекомендуется печатать ее на одной стороне листа формата А 4. Желательно, чтобы работа была набрана на компьютере (шрифт Times New Roman, размер 14, полтора интервала, поля по 2 см). Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

При ссылке на работы различных авторов (после упоминание о них в тексте дипломной работы) ставятся квадратные скобки ("[]"), в которых ставится номер, под которым они значится в списке литературы. В случаях прямого цитирования, которое производится в кавычках, указываются и страницы, из которого взята цитата (например: [5, с.4-5]).

 

Date: 2015-10-21; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию