Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продолжительность 2 часа





Учебные и воспитательные цели:

· Проследить этапы становления и развития методики преподавания с XVII до XX века.

· Вырабатывать умения сравнительного анализа основных подходов к обучению истории в соответствии со структурными и программными требованиями, предъявляемыми обществом на каждом из этапов исторического развития России.

 

План:

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

· Предмет, цели, задачи и содержание методики преподавания истории в школе.

· Развитие методики обучения истории в России XVII- XVIII вв. (содержание источников исторического знания, учебники истории, основные методы, способы, средства обучения).

· Развитие методики обучения истории в России XIX вв.

· Развитие школьного исторического образования и методики обучения в России начала XX в.

· Цели школьного образования в Советской России

· Особенности изучения истории 20-30-х гг. XX в.

· Принципы и структуры школьного исторического образования в 50 -80 гг. XX в.

2. Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия:

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.,, 2003.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником по подготовке к уроку истории. – М., 1987.

Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. /Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М,, 2000. С. 20-23.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

3 Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

у чебники истории.

4.Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

На данном практическом занятии не предусмотрена демонстрация видеоматериалов.

5.Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Занятие носит обобщающий характер. Студентам на основе изучения литературы по методике преподавания истории, педагогике и истории педагогики необходимо выявить предмет, объект, цели, задачи учебной дисциплины, проследить этапы становления и развития методической мысли в России с нового времени до конца 80-х гг. XX века. При изучении литературы необходимо обратить внимание на взаимосвязь структуры школьного исторического образования и методов, приемов и средств обучении.

6.Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Составить педагогический словарь терминов, объясняющих следующие понятия: «бригадный метод», «репродуктивный метод», «метод проблемного обучения», «практический метод» и др.;

Подготовить таблицу на соответствие периодов исторического развития России, особенностей преподавания истории в данный период и методов обучения, доминирующих на уроках.

Временные рамки Особенности преподавания истории Ведущий метод

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Школьное историческое образование в России на современном этапе: нормативные основы и содержание.

Продолжительность 2 часа

Учебные и воспитательные цели:

· Дать характеристику воспитательного потенциала школьного исторического образования в контексте формирования политико-правовой, этической, эстетической, экологической, экономической культуры учащихся.

· Вырабатывать умения определять воспитательные цели урока и организовывать их достижения посредством современных средств и методов обучения истории.

План:

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

· Причины модернизационных процессов в российском образовании.

· Место истории в современной системе школьного образования. Актуальные проблемы методики преподавания истории.

· Стандарт школьного исторического образования: основные аспекты и структурные компоненты.

· История в федеральном базисном учебном плане.

· Программы по основным и модульным курсам.

2. Т еоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия:

Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2004.

Настольная книга учителя истории. М., 2003.

3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

Ксерокопии статей из материалов периодической печати и сборников статей о проблемах и перспективах школьного обществоведческого образования, программы по истории.

4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Предполагается демонстрация видеофрагментов (материалов новостей и публицистических программ), отражающих проблемы исторического образования.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Занятие носит теоретический характер, поэтому студентам важно изучить имеющиеся в литературе точки зрения на современный этап модернизации школьного образования, опираясь на нормативные документы и статьи последних лет издания (См. например, материалы периодической печати, прежде всего журнала «История и обществознание в школе»).

6. Рекомендации по использованию информационных технологий.

С помощью образовательного портала Российское образование (http://www.edu.ru), используя поиск в предметной области, представить адреса образовательных сайтов, отражающие те или иные аспекты современного школьного исторического образования.

7. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

· Дать характеристику одной из школьных программ по истории.

· Дать характеристику воспитательного потенциала школьного исторического образования в контексте формирования политико-правовой, этической, эстетической, экологической, экономической культуры учащихся.

· Вырабатывать умения определять воспитательные цели урока и организовывать их достижение посредством современных средств и методов обучения истории.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Содержание школьного исторического образования.

Продолжительность 2 часа

Учебные и воспитательные цели:

· Ознакомить с важнейшими проблемами отбора содержания школьного исторического образования; уровнем и содержанием федерального и национально-регионального компонентов государственного базисного учебного плана.

· На основе изучения структурных компонентов и основного содержания программ по истории определить их значение для практической деятельности учителя.

· Формировать понимание содержания целей современного школьного исторического образования.

 

План:

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

· Концептуальные модели, функции и цели обучения истории в современной российской школе.

· Структурно-функциональный анализ исторического материала.

· Структурно-функциональный анализ учебного материала.

· Эмпирический и теоретический уровни учебного познания исторического материала.

· Факты в обучении истории. Различные подходы к их классификации.

· Исторические представления. Их виды и способы создания.

· Исторические понятия. Методические условия их формирования.

· Причинно-следственные связи в процессе формирования исторических знаний.

2. Теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия

Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. /Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М,, 2000. С. 20-23.

3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2004.

Настольная книга учителя истории. М., 2003.

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Целью занятия является ознакомление с основными подходами к отбору содержания учебного исторического материала к уроку, в частности со структурно-функциональным анализом учебного материала; усвоение сущности его основных структурных компонентов. В процессе выполнения практической работы необходимо научиться выделять структурные компоненты и прогнозировать образовательно-воспитательные и развивающие возможности изучения нового материала.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.,, 2003.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником по подготовке к уроку истории. – М., 1987.

Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. /Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М,, 2000. С. 20-23.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

5. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

· Исторический факт многими учеными-методистами определяется как часть действительности, принадлежность истории, как достояние науки. Что означает исторический факт для учителя истории?

· Каковы основные признаки главных фактов и критерии их отбора для урока?

· Определите связь понятий «исторический факт» и «историческое представление». Какими критериями необходимо пользоваться учителю истории при выборе фактов для создания образов исторической действительности?

· Чем отличается факт-событие от факта-явления и факта-процесса?

· Приведите примеры теоретических компонентов исторического материала, развивающих логическое мышление школьников и формирующих их ценностные ориентации.

· Практическая работа по структурно-функциональному анализу содержания урока. Студентам предлагается начертить и заполнить таблицу по одной из тем школьного курса истории на выбор.

·

План изучения нового материала Главные факты Неглавные факты Теоретический материал Прогнозируемые результаты
         

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Печатные средства обучения истории. Приёмы работы с ними

Продолжительность 2 часа

Учебные и воспитательные цели:

· Подвести студентов к пониманию значимости изучения исторических источников на уроке.

· Сформировать у студентов знания о различных типах и видах исторических документов.

· Раскрыть основные приемы использования художественной литературы при изучении исторического материала.

· Развивать умение анализировать исторические источники и навыки организации работы с документами учащихся различных по возрасту классов.

План:

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

· Источники исторических знаний в школьном обучении истории.

· Общая характеристика средств обучения истории.

· Типы и виды исторических документов.

· Приемы работы с документальным материалом.

· Виды художественной литературы, приемы ее использования на уроках истории.

2.Теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия:

Государственный стандарт общего образования по истории

Ваганов В.Ю. Памятки для учащихся на уроках истории// Преподавание истории в школе. – 1989. - № 4.

Драхлер А.Б. Документальный материал на лекционных, семинарских и игровых занятиях // История. - 1996. - №21.

3.Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

Учебники истории, хрестоматии по истории России и всеобщей истории, рабочие тетради.

4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

На данном практическом занятии могут быть показан фрагмент урока, на котором показана работа с документальными источниками в 5 классе «Законы Хаммурапи».

1. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

При подготовке к занятию необходимо изучить не только методическую и педагогическую литературу, но и познакомиться с подборкой документов в хрестоматии по истории или рабочей тетради, обратить внимание на вопросы и задания, которые предлагаются к документам.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1968. - С. 365-419.

Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. - М., 1978. - Ч. 1. - С. 132-142.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999.

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М., 2002, Ч.2. – Параграфы 35, 37, 38.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: – М., 2000. – С. 131-151.

5. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

При изучении материалов о работе с историческими источниками студентам необходимо проанализировать подборку документов к одной из глав школьного учебника и дать ответы на следующие вопросы:

В какой мере документы учебника соответствуют образовательно-воспитательным задачам и содержанию темы?

Каковы принципы отбора документов?

Каковы методические приемы использования на уроках?

 

Date: 2015-10-21; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию