![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Продолжительность 2 часа
Учебные и воспитательные цели: · Проследить этапы становления и развития методики преподавания с XVII до XX века. · Вырабатывать умения сравнительного анализа основных подходов к обучению истории в соответствии со структурными и программными требованиями, предъявляемыми обществом на каждом из этапов исторического развития России.
План: 1. Вопросы, выносимые на обсуждение: · Предмет, цели, задачи и содержание методики преподавания истории в школе. · Развитие методики обучения истории в России XVII- XVIII вв. (содержание источников исторического знания, учебники истории, основные методы, способы, средства обучения). · Развитие методики обучения истории в России XIX вв. · Развитие школьного исторического образования и методики обучения в России начала XX в. · Цели школьного образования в Советской России · Особенности изучения истории 20-30-х гг. XX в. · Принципы и структуры школьного исторического образования в 50 -80 гг. XX в. 2. Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.,, 2003. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником по подготовке к уроку истории. – М., 1987. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. /Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М,, 2000. С. 20-23. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. 3 Перечень раздаточного материала, используемого на занятии: у чебники истории. 4.Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий. На данном практическом занятии не предусмотрена демонстрация видеоматериалов. 5.Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. Занятие носит обобщающий характер. Студентам на основе изучения литературы по методике преподавания истории, педагогике и истории педагогики необходимо выявить предмет, объект, цели, задачи учебной дисциплины, проследить этапы становления и развития методической мысли в России с нового времени до конца 80-х гг. XX века. При изучении литературы необходимо обратить внимание на взаимосвязь структуры школьного исторического образования и методов, приемов и средств обучении. 6.Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы. Составить педагогический словарь терминов, объясняющих следующие понятия: «бригадный метод», «репродуктивный метод», «метод проблемного обучения», «практический метод» и др.; Подготовить таблицу на соответствие периодов исторического развития России, особенностей преподавания истории в данный период и методов обучения, доминирующих на уроках.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Школьное историческое образование в России на современном этапе: нормативные основы и содержание. Продолжительность 2 часа Учебные и воспитательные цели: · Дать характеристику воспитательного потенциала школьного исторического образования в контексте формирования политико-правовой, этической, эстетической, экологической, экономической культуры учащихся. · Вырабатывать умения определять воспитательные цели урока и организовывать их достижения посредством современных средств и методов обучения истории. План: 1. Вопросы, выносимые на обсуждение: · Причины модернизационных процессов в российском образовании. · Место истории в современной системе школьного образования. Актуальные проблемы методики преподавания истории. · Стандарт школьного исторического образования: основные аспекты и структурные компоненты. · История в федеральном базисном учебном плане. · Программы по основным и модульным курсам. 2. Т еоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия: Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2004. Настольная книга учителя истории. М., 2003. 3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии: Ксерокопии статей из материалов периодической печати и сборников статей о проблемах и перспективах школьного обществоведческого образования, программы по истории. 4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий. Предполагается демонстрация видеофрагментов (материалов новостей и публицистических программ), отражающих проблемы исторического образования. 5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. Занятие носит теоретический характер, поэтому студентам важно изучить имеющиеся в литературе точки зрения на современный этап модернизации школьного образования, опираясь на нормативные документы и статьи последних лет издания (См. например, материалы периодической печати, прежде всего журнала «История и обществознание в школе»). 6. Рекомендации по использованию информационных технологий. С помощью образовательного портала Российское образование (http://www.edu.ru), используя поиск в предметной области, представить адреса образовательных сайтов, отражающие те или иные аспекты современного школьного исторического образования. 7. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы. · Дать характеристику одной из школьных программ по истории. · Дать характеристику воспитательного потенциала школьного исторического образования в контексте формирования политико-правовой, этической, эстетической, экологической, экономической культуры учащихся. · Вырабатывать умения определять воспитательные цели урока и организовывать их достижение посредством современных средств и методов обучения истории. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Содержание школьного исторического образования. Продолжительность 2 часа Учебные и воспитательные цели: · Ознакомить с важнейшими проблемами отбора содержания школьного исторического образования; уровнем и содержанием федерального и национально-регионального компонентов государственного базисного учебного плана. · На основе изучения структурных компонентов и основного содержания программ по истории определить их значение для практической деятельности учителя. · Формировать понимание содержания целей современного школьного исторического образования.
План: 1. Вопросы, выносимые на обсуждение: · Концептуальные модели, функции и цели обучения истории в современной российской школе. · Структурно-функциональный анализ исторического материала. · Структурно-функциональный анализ учебного материала. · Эмпирический и теоретический уровни учебного познания исторического материала. · Факты в обучении истории. Различные подходы к их классификации. · Исторические представления. Их виды и способы создания. · Исторические понятия. Методические условия их формирования. · Причинно-следственные связи в процессе формирования исторических знаний. 2. Теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. /Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М,, 2000. С. 20-23. 3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии: Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2004. Настольная книга учителя истории. М., 2003. 4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. Целью занятия является ознакомление с основными подходами к отбору содержания учебного исторического материала к уроку, в частности со структурно-функциональным анализом учебного материала; усвоение сущности его основных структурных компонентов. В процессе выполнения практической работы необходимо научиться выделять структурные компоненты и прогнозировать образовательно-воспитательные и развивающие возможности изучения нового материала. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.,, 2003. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником по подготовке к уроку истории. – М., 1987. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. /Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М,, 2000. С. 20-23. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. 5. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы. · Исторический факт многими учеными-методистами определяется как часть действительности, принадлежность истории, как достояние науки. Что означает исторический факт для учителя истории? · Каковы основные признаки главных фактов и критерии их отбора для урока? · Определите связь понятий «исторический факт» и «историческое представление». Какими критериями необходимо пользоваться учителю истории при выборе фактов для создания образов исторической действительности? · Чем отличается факт-событие от факта-явления и факта-процесса? · Приведите примеры теоретических компонентов исторического материала, развивающих логическое мышление школьников и формирующих их ценностные ориентации. · Практическая работа по структурно-функциональному анализу содержания урока. Студентам предлагается начертить и заполнить таблицу по одной из тем школьного курса истории на выбор. ·
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Печатные средства обучения истории. Приёмы работы с ними Продолжительность 2 часа Учебные и воспитательные цели: · Подвести студентов к пониманию значимости изучения исторических источников на уроке. · Сформировать у студентов знания о различных типах и видах исторических документов. · Раскрыть основные приемы использования художественной литературы при изучении исторического материала. · Развивать умение анализировать исторические источники и навыки организации работы с документами учащихся различных по возрасту классов. План: 1. Вопросы, выносимые на обсуждение: · Источники исторических знаний в школьном обучении истории. · Общая характеристика средств обучения истории. · Типы и виды исторических документов. · Приемы работы с документальным материалом. · Виды художественной литературы, приемы ее использования на уроках истории. 2.Теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия: Государственный стандарт общего образования по истории Ваганов В.Ю. Памятки для учащихся на уроках истории// Преподавание истории в школе. – 1989. - № 4. Драхлер А.Б. Документальный материал на лекционных, семинарских и игровых занятиях // История. - 1996. - №21. 3.Перечень раздаточного материала, используемого на занятии: Учебники истории, хрестоматии по истории России и всеобщей истории, рабочие тетради. 4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий. На данном практическом занятии могут быть показан фрагмент урока, на котором показана работа с документальными источниками в 5 классе «Законы Хаммурапи». 1. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. При подготовке к занятию необходимо изучить не только методическую и педагогическую литературу, но и познакомиться с подборкой документов в хрестоматии по истории или рабочей тетради, обратить внимание на вопросы и задания, которые предлагаются к документам. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1968. - С. 365-419. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. - М., 1978. - Ч. 1. - С. 132-142. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М., 2002, Ч.2. – Параграфы 35, 37, 38. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: – М., 2000. – С. 131-151. 5. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы. При изучении материалов о работе с историческими источниками студентам необходимо проанализировать подборку документов к одной из глав школьного учебника и дать ответы на следующие вопросы: В какой мере документы учебника соответствуют образовательно-воспитательным задачам и содержанию темы? Каковы принципы отбора документов? Каковы методические приемы использования на уроках?
Date: 2015-10-21; view: 569; Нарушение авторских прав |