Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 6, 7





Учебники и учебно-методические комплексы

Продолжительность 4 часа

Учебные и воспитательные цели:

· Формировать понимание роли и значения учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий для современной школьной практики.

· Развивать умения осуществлять научно-методический анализ учебника, выявляя положительные и отрицательные стороны с целью учёта их в практической деятельности.

План:

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

· Учебно-методический комплекс, его значение и роль в обучении истории. Структура учебно-методического комплекса.

· Современный школьный учебник как методическая основа интеграции средств обучения истории.

· Анализ учебника истории.

· Современные подходы к совершенствованию учебников по истории.

· Приёмы работы с учебником на уроках истории.

· Календарно-тематическое и поурочное планирование, его структура.

2. Практические задачи, задания, упражнения:

· Под учебно-методическими комплексами обычно понимают всю учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения какому-либо школьному курсу истории. Определите роль, место и значение в календарно-тематическом планировании следующих компонентов УМК:

А. Учебные пособия (учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради);

Б. Научная, научно-популярная и художественная литература;

В. Методическая литература (методические пособия, книги, статьи, методические рекомендации, книги для учителя, сборники заданий);

Г. Наглядные средства обучения (печатные, объёмные, экранные и экранно-звуковые).

· Сегодня достаточно часто используется понятие «учебники «нового поколения» по истории». Почему оно возникло? Если вы принимаете понятие «учебники «нового поколения», то какими особенностями они характеризуются?

· Какие учебники по истории для основной (5 – 9 классы) и для полной средней (10 – 11 классы) школы вы бы отнесли к «новому поколению»? Каковы пути совершенствования этих учебников?

· Проанализируйте приведённые ниже критерии «хорошего» учебника по истории, предложенные учителями. Какие из них вы поддерживаете? Почему? Сформулируйте и запишите свой перечень критериев оценки качества учебников истории.

А. «Хороший учебник – такой учебник, который раскупается тысячами экземпляров. Плохой учебник – тот, который едва распродаётся».

Б. «В хорошем учебнике излагается как можно большее количество точек зрения на ту или иную проблему».

В. «Хороший учебник не должен следовать концепции многосторонности изложения исторических событий, так как в этом случае неизбежно появляется проблема «релятивизма», когда все трактовки одного и того же события признаются одинаково верными».

Г. «Национальная история в так называемом хорошем учебнике не должна быть представлена только в нужном свете».

· Как вы считаете, «идеальный» учебник истории может ограничивать педагогическое творчество учителя?

· Способен ли, на ваш взгляд, «хороший учебник» по истории стать фактором независимости ученика от точки зрения учителя?

3. Образцы раздаточного материала, используемого на занятии:

· Познакомьтесь с приведёнными ниже позициями в отношении вариативности учебников истории. Какую точку зрения вы разделяете? Почему?

А. В школьном историческом образовании предпочтение должно быть отдано одному и единственному учебнику, поскольку в умах учащихся наступит неминуемый хаос, если они станут одновременно использовать несколько разноречивых учебников.

Б. История – это не реальность прошлого, а конструирование её с точки зрения настоящего. Естественно, что многоликое и динамичное настоящее воссоздаёт образ былого каждый раз по-новому. В соответствии с этим тезисом не может быть единственного учебника по истории, который бы идеально и правильно представлял это прошлое.

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Целью занятия является определение сущности понятия «учебно-методический комплекс», выявление его основных компонентов, определение их функций и роли в процессе формирования исторических знаний школьников; формирование понимания роли и значения учебников и учебных пособий по истории как основных средств обучения истории в школе; развитие умений научно-методического анализа учебника, выявления его достоинств и недостатков для корректировки собственной практической деятельности.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.,, 2003.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником по подготовке к уроку истории. – М., 1987.


Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. /Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М,, 2000. С. 20-23.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

5. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:

Проанализируйте школьный учебник по истории по следующему плану:

· Название учебника.

· Тип образовательного учреждения.

· Класс.

· Авторы учебника.

· Структура обучения (линейная, концентрическая).

· Выходные данные учебника.

· Критерии оценки учебника (по П.А. Баранову)

Критерии Расшифровка критериев Баллы по каждому критерию  
1. Соответствие стратегии модернизации содержания образования   · Ориентация на современные цели общего образования · Выделение содержания обязательного для усвоения школьниками, в том числе - для запоминания · Отражение в содержании учебника исторического процесса как компонента культуры · Изложение содержания характеризуется диалогичностью · Наличие разных точек зрения в содержании   0; 1;2;3; 4; 5  
2. Соответствие современному уровню базовой науки   · Использование материала, отражающего достижения базовой науки · Отсутствие утверждений, которые противоречат современным представлениям базовой науки · Отсутствие фактических ошибок и неточностей   0; 1;2;3  
3. Соответствие возрастным особенностям учащихся, их познавательным интересам и возможностям · Использование жизненного опыта учащихся · Соответствие иллюстративного материала возрастным особенностям учеников · Соответствие заданий познавательным возможностям школьников   0; 1; 2; 3  
4. Соответствие основным требованиям, предъявляемым к современным учебным изданиям   · Основной текст отличается логичностью, ясностью, выразительностью языка · Наличие баланса между фактическим и теоретическим материалом · Дополнительный текст (документы, биографические справки, отрывки из художественной литературы и др.) органично связан с основным · Использование пояснительного текста (определение терминов, подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках и др.) · Использование всех необходимых элементов аппарата организации усвоения (система вопросов и заданий) · Использование различных видов иллюстративных материалов (изобразительные, условно-графические) · Использование всех необходимых элементов аппарата ориентировки (всевозможные указатели: указатель дат, словарь понятий, имен, рубрикация, тематические символы, использование курсива, жирного шрифта, петита, рекомендуемая литература)   0; 1;2;3; 4; 5; 6; 7  
5. Соответствие обязательному минимуму содержания исторического образования · Соответствие темам, разделам обязательного минимума содержания исторического, образования · Соответствие внутрипредметному отбору учебного материала 0; 1;2  
6. Обеспечение преемственности содержания и способов организации познавательной деятельности учащихся · Наличие опоры на содержание учебного материала, изученного в предыдущем классе (имеются прямые отсылки к этому материалу) · Усложнение вопросов и заданий для учащихся по сравнению с предыдущим классом · Обеспечение подготовки школьников к усвоению учебного материала, изучаемого в следующем классе 0; 1; 2; 3  
7. Раскрытие межпредметных связей · Ссылки на учебники по другим предметам (понятия, сведения) · Анализ междисциплинарных проблем · Использование междисциплинарных способов деятельности (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; доказательство и опровержение; системный анализ и др.) 0;1;2;3  
8. Обеспечение связи с другими учебными изданиями, используемыми учащимися данного класса · Прямые указания на связи данного учебника с другими в рамках класса · Возможность использования учебника в комплекте с другими пособиями для данного предмета и класса 0; 1;2  
9. Оптимизация объема учебника · Соотношение объема содержания разделов учебника и планируемого количества уроков · Возможность выделить резерв учебного времени · Соотношение объема учебного материала, обязательного для усвоения школьниками и времени, которое может быть выделено на домашнюю работу учащихся · Физический вес учебника, его посильность для учеников определенного возраста 0; 1;2;3;4  
10. Степень новизны учебника · Более высокий уровень доступности содержания для учащихся · Возможности для развития у учеников интереса к истории как учебному предмету · Возможности для индивидуализации обучения · Структура учебника отражает современные подходы к построению учебной книги 0;1;2;3;4
11. Возможность использования учебника в реализации различных образовательных программ Использование учебника в реализации: · одной образовательной программы (например, базовой, гимназической, лицейской, углубленного изучения ряда предметов и др.); · двух и более образовательных программ (например, гимназической и углубленного изучения истории, лицейской и углубленного изучения физики, базовой и углубленного изучения математики и др.) 0; 1
12. Готовность учителя к использованию учебника · В учебнике использован известный учителям материал и рекомендуются привычные способы работы · Учебник содержит новый для учителя материал и рекомендует новые способы работы · Эффективное использование учебника возможно при наличии методического сопровождения · Учебник содержит новый для учителей материал и рекомендует новые способы работы, но для его использования не требуется специальное методическое сопровождение учителей 0; 1; 2; 3
Итого (сумма баллов):

 


Можно ли считать, что данный учебник входит в новое поколение учебных книг по истории?

Какую информацию об особенностях учебника должны иметь:

а) учителя............................................

б) родители...........................................

в) учащиеся...........................................

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8







Date: 2015-10-21; view: 520; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию