Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое занятие № 6, 7
Учебники и учебно-методические комплексы Продолжительность 4 часа Учебные и воспитательные цели: · Формировать понимание роли и значения учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий для современной школьной практики. · Развивать умения осуществлять научно-методический анализ учебника, выявляя положительные и отрицательные стороны с целью учёта их в практической деятельности. План: 1. Вопросы, выносимые на обсуждение: · Учебно-методический комплекс, его значение и роль в обучении истории. Структура учебно-методического комплекса. · Современный школьный учебник как методическая основа интеграции средств обучения истории. · Анализ учебника истории. · Современные подходы к совершенствованию учебников по истории. · Приёмы работы с учебником на уроках истории. · Календарно-тематическое и поурочное планирование, его структура. 2. Практические задачи, задания, упражнения: · Под учебно-методическими комплексами обычно понимают всю учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения какому-либо школьному курсу истории. Определите роль, место и значение в календарно-тематическом планировании следующих компонентов УМК: А. Учебные пособия (учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради); Б. Научная, научно-популярная и художественная литература; В. Методическая литература (методические пособия, книги, статьи, методические рекомендации, книги для учителя, сборники заданий); Г. Наглядные средства обучения (печатные, объёмные, экранные и экранно-звуковые). · Сегодня достаточно часто используется понятие «учебники «нового поколения» по истории». Почему оно возникло? Если вы принимаете понятие «учебники «нового поколения», то какими особенностями они характеризуются? · Какие учебники по истории для основной (5 – 9 классы) и для полной средней (10 – 11 классы) школы вы бы отнесли к «новому поколению»? Каковы пути совершенствования этих учебников? · Проанализируйте приведённые ниже критерии «хорошего» учебника по истории, предложенные учителями. Какие из них вы поддерживаете? Почему? Сформулируйте и запишите свой перечень критериев оценки качества учебников истории. А. «Хороший учебник – такой учебник, который раскупается тысячами экземпляров. Плохой учебник – тот, который едва распродаётся». Б. «В хорошем учебнике излагается как можно большее количество точек зрения на ту или иную проблему». В. «Хороший учебник не должен следовать концепции многосторонности изложения исторических событий, так как в этом случае неизбежно появляется проблема «релятивизма», когда все трактовки одного и того же события признаются одинаково верными». Г. «Национальная история в так называемом хорошем учебнике не должна быть представлена только в нужном свете». · Как вы считаете, «идеальный» учебник истории может ограничивать педагогическое творчество учителя? · Способен ли, на ваш взгляд, «хороший учебник» по истории стать фактором независимости ученика от точки зрения учителя? 3. Образцы раздаточного материала, используемого на занятии: · Познакомьтесь с приведёнными ниже позициями в отношении вариативности учебников истории. Какую точку зрения вы разделяете? Почему? А. В школьном историческом образовании предпочтение должно быть отдано одному и единственному учебнику, поскольку в умах учащихся наступит неминуемый хаос, если они станут одновременно использовать несколько разноречивых учебников. Б. История – это не реальность прошлого, а конструирование её с точки зрения настоящего. Естественно, что многоликое и динамичное настоящее воссоздаёт образ былого каждый раз по-новому. В соответствии с этим тезисом не может быть единственного учебника по истории, который бы идеально и правильно представлял это прошлое. 4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. Целью занятия является определение сущности понятия «учебно-методический комплекс», выявление его основных компонентов, определение их функций и роли в процессе формирования исторических знаний школьников; формирование понимания роли и значения учебников и учебных пособий по истории как основных средств обучения истории в школе; развитие умений научно-методического анализа учебника, выявления его достоинств и недостатков для корректировки собственной практической деятельности. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.,, 2003. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником по подготовке к уроку истории. – М., 1987. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. /Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М., 1997. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М,, 2000. С. 20-23. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. 5. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы: Проанализируйте школьный учебник по истории по следующему плану: · Название учебника. · Тип образовательного учреждения. · Класс. · Авторы учебника. · Структура обучения (линейная, концентрическая). · Выходные данные учебника. · Критерии оценки учебника (по П.А. Баранову)
Можно ли считать, что данный учебник входит в новое поколение учебных книг по истории? Какую информацию об особенностях учебника должны иметь: а) учителя............................................ б) родители........................................... в) учащиеся...........................................
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Date: 2015-10-21; view: 520; Нарушение авторских прав |