Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика типологического анализа





Цель проведения типологического анализа (ТА). О понятии «тип». Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и классификацией. Класс. Объекты клас­сификации. Алгоритм классификации. Классификационный при­знак. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Основные понятия ТА. Типообразующий признак. Априорная типология. Объект типологии. Этапы проведения типологического анализа.

 

Последняя часть книги посвящена одному из обозначенных выше языков анализа метаметодики анализа ¾ типологическому анализу (ТА). Проблема типологизации, проблема применения типологического метода познания в социологии ¾ сложная про­блема, носит многоаспектный характер и может рассматриваться в различных контекстах [2, 7, 9, 10, 14, 21]. Например, с одной стороны, предлагается деление на теоретическую и эмпиричес­кую типологизацию [10, 21]. С другой стороны, предлагается отказаться от понятия «эмпирическая типологизация» и пользоваться в рамках эмпирической социологии понятием «типологический анализ» [14, с. 7—10]. Мы же остановимся только на контексте проверки гипотезы о существовании в социальной реальности ти­пов явления, изучаемого социологом, на контексте логики поиска знания о типах. Исходим из того, что ТА проводится в рамках нисходящей стратегии анализа, т. е. в исследовании задается цель, ради достижения которой необходим ТА и формулируется гипо­теза о существовании типов, понимаемых в заданном социологом смысле. Будем рассматривать только логику проведения ТА. Основное внимание уделим структуре понятийного аппарата ТА, тому, каким образом появляется необходимость в столь сложном поня­тийной аппарате.

Для применения ТА в социологическом исследовании необхо­димы математические методы разного класса. Этот сюжет мы не будем рассматривать, оставляя его для следующего этапа изучения вами методологии анализа в эмпирической социологии.

Цель ТА и понятие «тип»

Необходимость различных понятий эндогенного и экзогенного характера, составляющих понятийный аппарат ТА, проиллюстриру­ем на примере двух задач. Первая задача уже была приведена и связана с изучением «феномена господина Х на выборах» (задача 1). В предыдущей части книги было показано, что такую задачу можно решить и с помощью ТА. Под типом мы понимали некоторое элек­торальное поведение с одинаковым механизмом воздействия на него. Такую формулировку мы не употребляли, но смысл был именно таков. Тип понимался как некий объект социального управления. Это и было целью проведения ТА. Вполне возможно, что такая цель недостижима и гипотеза наша не подтвердится. Вместе с тем обозна­чение цели обязательно. Цель ТА как «путеводная звезда» помогает структурировать процесс поиска знания о типах, позволяет выстро­ить логику проведения ТА. Социолог часто прибегает к приему обозначения недостижимых целей. Это необходимый социологу науч­ный прием, идеализация, мысленная конструкция.

Представим себе, что наша гипотеза не подтвердилась. Это же замечательный результат. Например, он будет говорить о том, что господин X имеет устойчивую группу своих сторонников, на электо­ральное поведение которых нельзя воздействовать доступными в со­временных условиях методами. Факторы, причины, по которым мы наблюдаем сей феномен, лежат глубоко и пока неподвластны социо­логическому анализу. Ведь так?

Приведем еще одну задачу из исследования, фрагменты которо­го мы использовали в предыдущих частях книги. Речь идет об иссле­довании времяпрепровождения студентов. Задача состоит в поиске знания о типах времяпрепровождения в рамках нисходящей стратегии анализа (задача 2). Значит, цель ТА обозначена и проверяется гипотеза о существовании типов времяпрепровождения в заданном социологом смысле. Цель ТА такая же, как и к первой задаче, т. е. в возможности интерпретации типов времяпрепровождения как объектов социального управления. В том смысле, что «механизм управления» поведением одинаков для студентов, отнесенных к одному и тому же типу. Ясно, что такая цель ¾ утопия. Однако социологический анализ существования таких типов очень важен. На его основе можно рекомендовать принятие каких-то управленческих решений. А это уже не утопия, а научная обоснованность. Как и в случае задачи 1, такая цель играет ту же роль ¾ помогает социологу выстро­ить логическую схему анализа типов.

Таким образом, в рамках нисходящей стратегии анализа основ­ной целью ТА является проверка гипотезы о существовании типов, интерпретируемых как объекты социального управления. Таковыми можно считать типы электорального поведения, типы времяп­репровождения, типы потребительского поведения, типы обще­ственного мнения и т. д. Напомним, что в рамках же восходящей стратегии анализа основной целью ТА является поиск типологи­ческих синдромов.

В контексте книги неоднократно использовались термины «типологический анализ, типологический синдром», и при этом, без всякого их определения, Вам было понятно, о чем идет речь. А теперь попытаемся прояснить их научный смысл. Прежде всего, что же означает понятие «тип»1 В повседневной жизни дело обсто­ит очень просто. Мы говорим «типовой проект», «типовой дом», «типичное поведение», «ну и типчик этот молодой человек», «ти­пичный образ ученого», «типы наркоманов», «типы государств», «типы времяпрепровождения», «типы семей», «типы студентов», «такое поведение типично для господина X», «типы электорального поведе­ния», «типы потребительского поведения», «тип жизненной страте­гии» и т. д. Что мы улавливаем из этого случайного и странного на первый взгляд перечня? Во-первых, что тип ¾ это вид, форма суще­ствования чего-то и всегда что-то социально значимое. А таковым может быть и что-то специфическое, и часто встречающееся, и что-то объединяющее, и что-то разъединяющее. Во-вторых, понятие тип употребляется как бы в трех смыслах или может иметь как бы три значения:

• типический, т. е. специфический, характерный, антимодаль­ный, редко встречающийся;

• типологический, т. е. особенный, общий, объединяющий, связывающий;

• типовой, т. е. стандартный, модальный, часто встречающийся, распространенный.

В каком из трех значений может использоваться понятие «тип» в задаче 1? По-видимому, во всех трех. Одинаково социально значи­мыми, с точки зрения нашей цели, ТА могут являться и специфи­ческие области «одиночки», и группы областей, у которых много общего. Напомню, что речь идет о специфичности и общности с точки зрения управления электоральным поведением. Само электо­ральное поведение, а точнее, его единственная характеристика (чис­ло голосов, полученных господином X) представляет собой только один из типообразующих признаков. В исследовании всегда суще­ствует целая совокупность типообразующих признаков, природа ко­торых различна. А какое из трех значений понятия «тип» интересует нас в случае изучения времяпрепровождения студентов (задача 2)? Скорее всего, типовое, распространенное, модальное.

От того, какого рода типы нас интересуют, зависит то, как мы будем работать с эмпирическим материалом. Ведь логическая схе­ма работы с одним и тем же материалом может быть различной. Понятие «тип» является некой мысленной конструкцией, не подда­ющейся эмпирической интерпретации в целом. Поэтому-то оно и входит в понятийный аппарат ТА как экзогенное понятие.

Date: 2015-09-24; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию