Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Язык типологического анализа данных
Типологический анализ применяется для поиска знания о реально существующих типах (формах, видах) изучаемого социального феномена [10, 14, 20]. Применительно к нашей задаче ¾ это поиск типов существования феномена господина X на выборах. Прежде всего определяем, какова будет в нашем исследовании общая стратегия анализа: восходящая или нисходящая. Но для этого необходимо сформулировать основную цель нашего исследования. В свою очередь ее нельзя обозначить без основной гипотезы исследования. Такая гипотеза может звучать следующим образом. Существуют группы областей, однотипных в смысле «феномена господина X на выборах», и такие, которые можно интерпретировать как объекты социального управления. Например, в том смысле, что механизм воздействия на электоральное поведение одинаков в областях, отнесенных к одной и той же группе, к одному и тому же типу. Тогда цель нашего исследования ¾ проверка гипотезы о существовании именно таких типов областей. Но таких типов может и не быть, т. е. гипотеза может и не подтвердиться. Из этого, как вы понимаете, не следует, что мы получили плохой результат. Для социолога одинаково важен любой результат. Обратите внимание, что в формулировку гипотезы заложен предполагаемый язык анализа ¾ язык типологического анализа. Что здесь первично - гипотеза или выбор языка анализа? Ответ на этот вопрос оставим пока открытым. Если у нас есть какие-то априорные представления о существовании именно такого рода типов областей, то логика анализа выстраивалась бы по нисходящей стратегии. Тогда мы выделили бы группы однотипных областей по априорно заданным признакам. Эти признаки играют роль типообразующих признаков. Затем изучали бы характер распределения нашего эмпирического индикатора на каждой группе областей, а также его взаимосвязи с другими признаками. Последние также заранее заданы социологом и тоже играют роль типообразующих. Пока не представляется возможным описать всю процедуру типологического анализа. Ясно одно: в данном случае мы движемся от общего к частному ¾ по нисходящей стратегии. Если же у нас нет никаких априорных представлений, то логика анализа выстраивается по восходящей стратегии. Тогда прежде всего изучаем характер распределения нашего эмпирического индикатора по всей совокупности областей. Для этого вычисляем размах, моду, медиану, среднее взвешенное, дисперсию, квартильный размах. Допустим, что мы получили следующие значения: R1 = 20 ¾ размах, т. е. разница между максимальным (пусть оно равно 25%) и минимальным (пусть оно равно 5%) значениями эмпирического индикатора; Мо1 = 10 ¾ первое модальное значение, т. е. наиболее часто встречаются области, где господин X получил примерно 10% голосов; Мо2 = 20 ¾ второе модальное значение; Me = 15 ¾ медиана, т. е. в половине областей господин X получил более 15% голосов, а в половине менее 15% голосов; R2 = 5,5 ¾ квартальный размах, т. е. разброс вокруг медианы, т.е. = 16,5 ¾ взвешенное среднее арифметическое значение, т. е. в среднем по России господин X получил 16,5% голосов; s = 7,7 ¾ среднеквадратическое отклонение, т. е. разброс вокруг среднего арифметического равен 7,7. Следует отметить, что мы работаем с метрической шкалой. Поэтому при необходимости построения эмпирической кривой распределения необходимо разбить на интервалы (равные или неравные) весь диапазон изменения значений (от 5 до 25) эмпирического индикатора. Исходя из значений размаха, квартального размаха, среднеквадратического отклонения, видим, что совокупность областей неоднородна с точки зрения электорального поведения. Совершенно очевидно, что, как минимум, наблюдается четыре типологических синдрома. Первый обусловлен группой областей, отдавших за господина X минимальное число голосов. Второй ¾ группой областей, отдавших максимальное число голосов. При этом такие группы могут состоять из одной единственной области. Третий и четвертый синдромы ¾ группы областей, отдавших примерно 10% голосов и 20% голосов. Это еще не типы, а только кандидаты в типы, поэтому мы и пользуемся понятием «типологический синдром». Нас ведь интересуют не просто группы областей, похожие по числу, отданных господину X голосов. Нам интересны только такие группы, которые можно интерпретировать как объекты социального управления ¾ в том смысле, что механизм воздействия на электоральное поведение областей, отнесенных к однотипной группе, одинаков. Поэтому возникает вопрос перехода от как бы формальной группировки, проведенной по числу голосов за господина X, к содержательной типологии. А для этого необходима дополнительная информация о наших эмпирических объектах ¾ областях. Ответ на вопрос: какая нужна информация ¾ проистекает из поиска социологом ответа на другой вопрос. Чем еще, кроме доли голосов, похожи, близки области, отнесенные к одной и той же группе? Может, в них одинаковый процент населения с высшим образованием, а может, в них одинаковая доля сельского населения и т. д. Вполне возможен вариант, когда области похожи по тому, как в них организовывалась предвыборная кампания. Возможно и сочетание нескольких факторов и причин. Для нас пока важно, что по восходящей стратегии ищутся типологические синдромы, а по нисходящей стратегии проверяются гипотезы о существовании типов. Языку типологического анализа посвящена следующая ¾ последняя часть книги. Date: 2015-09-24; view: 351; Нарушение авторских прав |