Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Язык анализа данных
Элементы логики анализа. Язык анализа как составная часть языка социологического исследования. Математическая формализация как составная часть логической. Классы математических методов. Логика использования математических методов. Язык типологического анализа. Язык причинного анализа. Язык факторного анализа. Основной и вспомогательные языки анализа. Понятие «метаметодика анализа данных». Эта глава книги посвящена четвертому и пятому из выделенных нами структурных элементов методологии анализа данных, а именно нисходящей стратегии анализа и языка анализа данных. Одна из целей этой главы ¾ завершить обозначение контуров видимой части айсберга под названием методология анализа в эмпирической социологии. В начале третьей главы мы останавливались на том, какой смысл вкладывается в понятия восходящая стратегия анализа ¾ нисходящая стратегия анализа. В любом социологическом исследовании логическая схема анализа, или логика анализа, выстраивается опираясь на одну из этих стратегий. Это только один штрих процесса формирования логики анализа данных или, другими словами, только один элемент логической формализации процесса получения знания, которое опирается на эмпирические данные. Другой элемент связан с выбором в исследовании как бы основного языка анализа эмпирии. Язык анализа данных является составной частью языка социологического исследования [1, с. 32—61]. В свою очередь составной частью любого языка анализа является математика, математический формализм. Поэтому остановимся на самых общих моментах применения математических методов в социологии. В начале третьей главы было особо отмечено, что математические методы, приемы, способы анализа данных (обработка, переработка, обобщение, систематизация информации) существуют сами по себе и могут быть использованы в любой науке, где есть эмпирия. С некоторыми самыми простыми математическими методами мы познакомились в третьей главе. В рамках восходящей стратегии анализа было проиллюстрировано, как может выстраиваться логика анализа и тем самым логика применения математических методов. Их необходимость естественным образом проистекала из движения от частного к общему, от поиска простых эмпирических закономерностей к поиску более сложных. Напомним, что восходящая стратегия анализа возникает при работе с биографиями людей, с текстами полуформализованных и свободных интервью, с данными изучения общественного мнения, т. е. в основном при работе с информацией второго и пятого типов. Что входит в математическую формализацию? Говоря просто, где, когда, как и зачем нужно использовать тот или иной математический метод? Но эта фраза относится и к «физикам», и к «лирикам». Она не носит оттенка конструктивности для социолога. Социологическая специфика начинается тогда, когда выстраиваются в исследовании ответы на вопросы: Что изучать? Зачем и для достижения каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? С помощью каких средств изучать? Как уже подчеркивалось в начале книги, эти вопросы могут быть отнесены как к исследованию в целом, так и к отдельно выделенным его этапам. Поэтому понятие «средства» включает в себя всю совокупность методов социологического исследования, к которым относятся в равной мере: подходы к изучению социального (метод опроса, качественный метод, количественный метод, биографический метод, анализ социальных систем, моделирование социальных процессов и т. д.); методы получения информации (анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов); техники, приемы сбора информации или методы измерения (метод семантического дифференциала, шкала Терстоуна, шкалограммный анализ Гуттмана и т. д.); методы математического анализа (корреляционный анализ, факторный анализ, латентно-структурный анализ, кластерный анализ и т. д.); метод как язык анализа (типологический анализ, факторный анализ, причинный анализ, детерминационный анализ, сравнительный анализ и т. д.). Остановимся на методах, обозначенных в предпоследнем блоке. Каждый метод имеет свою собственную логику применения в социологическом исследовании. Как вы уже убедились, без математических методов социологу, работающему с эмпирическими данными, не обойтись [12, 16, 18]. Точнее говоря, применение не метода, не методов, а класса методов. Класс методов ¾ это методы, применяющиеся для решения примерно одинаковых задач. Класс методов ¾ это методы, опирающиеся на примерно одинаковые математические модели. Мы с вами рассмотрели, по сути, всего два класса методов: методы дескриптивной статистики, или первичной обработки данных, и методы анализа таблиц сопряженности, или методы корреляционного анализа. Существует достаточно большое количество различных классов методов. Методы дисперсионного анализа, методы регрессионного анализа, методы многомерной классификации, методы факторного анализа, методы многомерного шкалирования, методы причинного анализа, методы детерминационного анализа и т. д. Есть еще целый пласт, в котором много классов методов. Это пласт так называемых методов математического моделирования. То, что мы перечислили, ¾ это тоже моделирование, но есть все же особые методы, за которыми закрепился термин математическое моделирование [8, 18]. Каждый класс математических методов может распадаться на отдельные группы по аналогии с методами анализа таблиц сопряженности. У нас была группа коэффициентов, основанных на проверке гипотезы о статистической зависимости, и другая группа коэффициентов, основанных на согласованности в ранжировании (коэффициенты ранговой корреляции). Не следует обращать особое внимание на название метода как на указку пути его использования. Это оберегает социолога от приверженности различным методам с красивыми названиями. К примеру, рассмотрим класс методов, которые называются методами причинного анализа. Использование одного из методов этого класса не означает нахождение истинной причинности (если таковая вообще существует) изучаемых социальных феноменов. Речь идет лишь о некоторой модели изучения предполагаемых причинно-следственных отношений между признаками. Сегодня модели такие, а завтра совсем другие. И в то же время, найдя посредством этих моделей тенденции, синдромы, количественные оценки, социолог получает возможность перехода к качественно новому знанию для познания причинности. Однако для изучения причинности социолог может использовать и другие классы методов, в названии которых термин «причина» отсутствует. Один и тот же класс методов может использоваться и в контексте измерения, и в контексте реализации определенной логики анализа. Для решения одной и той же содержательной задачи речь может идти о комплексном применении методов разного класса. Подобная комплексность носит либо параллельный характер, либо последовательный. Первое означает применение методов из разного класса для решения одной и той же задачи. Второе означает применение методов разного класса на различных этапах решения задачи, интересующей исследователя. Естественно, социолог должен владеть навыками математической формализации как составной части процесса получения знания, опирающегося на эмпирические данные. Однако социологу не столь важно овладеть математическими методами, сколько уметь связать, увязать воедино процедуры логической и математической формализации. Это и будет составлять в целом логику анализа данных в исследовании. Как же формируется эта логика? И, тем самым, как выбираются в исследовании математические методы? Напомню, что с первым составным элементом, позволяющим исследователю разработать логику анализа, вы уже познакомились ¾ это выбор одной из стратегий (восходящей или нисходящей) анализа данных. Соотнесение отдельно взятого социологического исследования с одной из этих двух стратегий анализа зависит от априорных представлений, от априорных знаний социолога об изучаемом фрагменте социальной реальности. По сути, речь идет о целях, задачах, гипотезах исследования. Как мы убедились, в рамках восходящей стратегии, анализа основная проблема для социолога ¾ выбор метода поиска эмпирических закономерностей и интерпретация этих закономерностей. Формально перед социологом вначале стоит вопрос о выборе класса методов, а только потом ¾ о выборе конкретного метода (модели) из этого класса. Если задана совокупность шагов по реализации модели, то это называется алгоритмом. Сначала мы с вами в нашем модельном исследовании, посвященном изучению времяпрепровождения студентов, искали простенькие эмпирические закономерности, регулярности. Для этого изучали «поведение» отдельно взятого признака (непосредственно наблюдаемого или производного от эмпирических индикаторов), т. е. изучали характер распределения признака. Описание распределения происходило на основе вычисления моды, медианы, среднего арифметического, среднего взвешенного, коэффициента количественной вариации, энтропии, коэффициента качественной вариации, дисперсии, квартального размаха. Затем у нас возникла необходимость поиска более сложных закономерностей, а именно анализа совместного «поведения» двух признаков. Тем самым мы вышли на разное понимание парных связей и, соответственно, на математическую формализацию отдельно взятого «понимания». Коэффициентов связи оказалось много. Было показано, что у той части «языка» анализа ¾ языка изучения связи ¾ есть свой собственный понятийный аппарат, без понимания которого невозможно выбрать необходимый социологу коэффициент (меру) связи. По сути, мы искали эмпирические закономерности в структуре связей. Чисто технически искали закономерности в таблице сопряженности. Они носили уже более сложный характер. Дальше мы могли перейти к многомерному случаю: как бы к анализу совместного «поведения» многих признаков. Здесь язык анализа эмпирических закономерностей претерпел бы дальнейшее усложнение, как, впрочем, и сами эмпирические закономерности. По сути, речь идет уже о многомерном анализе социальных явлений. Чисто технически ¾ это применение огромного числа различных сложных математических методов, каждый из которых опирается на вполне определенную математическую модель. При этом социолог, исходя из восходящей стратегии, последовательно ищет ответы на вопросы, такие, как: не объединяются ли эмпирические индикаторы в факторы, а объекты ¾ в классы. К примеру, похожие в определенном смысле объекты составляют класс, а похожие по «поведению» эмпирические индикаторы могут образовать «новый социальный» фактор. Главная задача в таких исследовательских сюжетах ¾ проблема интерпретации получаемых эмпирических закономерностей. Как было отмечено, социолог может строить исследовательский процесс и по нисходящей стратегии. В этом случае концептуальная схема исследования должна не только существовать, но предполагает достаточно жесткую структуру, и особенно в той ее части, которая относится к логике анализа. Это предполагает «продумывание» всей логики анализа априори (до сбора эмпирической информации), выбор как бы основного языка анализа в исследовании для поиска ответа на вопрос «Почему это?». От того, на каком языке анализа социолог будет исследовать интересующий его фрагмент социальной реальности, зависит и то, какого рода эмпирический материал ему нужен, и то, какие приемы «обработки» информации он будет использовать для изучения и объяснения того или иного социального феномена. Разумеется, выбранная в исследовании логика анализа включает в себя как составную часть (или опирается) на одну из обозначенных Стратегий (восходящая стратегия или нисходящая стратегия). Но это только одна составная часть логики анализа. Другая составная часть ¾ выбор в исследовании языка анализа. Например, в качестве таковых могут выступать язык типологического анализа, язык причинного анализа, язык факторного анализа. Рассмотрим в упрощенном виде их содержательный смысл в ситуации, когда социолог работает исходно как бы с готовой информацией (первый тип). Например, пусть изучаемым социальным явлением будет «феномен господина X на выборах». Когда мы встречаемся с подобным явлением? Либо тогда, когда какой-то неожиданный кандидат набрал значительное число голосов, либо, наоборот, известный кандидат потерпел неудачу. Вот тогда и возникает много заказчиков у социолога, которые хотят получить ответ на вопрос «Почему это?». Независимо от того, кто нам заказал социологический анализ данного феномена, мы должны предложить обоснованную логику анализа. Исходно у нас с вами только результаты выборов, например, число голосов (в процентах), полученных кандидатом в каждой области России. Значит, у нас один-единственный эмпирический индикатор, эмпирические объекты ¾ отдельные области России. Заметим, что наш эмпирический индикатор измерен по метрической шкале (шкала процентов). Значениями эмпирического индикатора является число голосов (в процентах), полученных господином X в каждой области. Как социолог мог бы выстраивать логику анализа «феномена господина X на выборах»! Такая логика зависит от того, какой язык анализа выбран в качестве основного из обозначенных выше языков анализа. Рассмотрим коротко, каковыми могут быть рассуждения социолога при решении этой задачи, если в качестве основного языка анализа выбраны. Date: 2015-09-24; view: 365; Нарушение авторских прав |