Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы проведения ТА





Мы приводили очень простые примеры. Они никак не связаны пока с математическими методами, которые можно использовать в процессе ТА. Еще раз подчеркнем, что наша основная цель ¾ пока­зать, что каждая исследовательская стратегия анализа имеет слож­ный, многоуровневый понятийный аппарат и свою собственную многовариантную стратегию реализации в социологических иссле­дованиях. Среди этих понятий всегда есть идеальные понятия (эк­зогенные), в целом не поддающиеся эмпирической интерпрета­ции. Они играют роль «путеводной звезды» социолога для структурирования логики анализа. Среди них есть и те, которые подлежат эмпирической интерпретации и порождают такие, которым в соответствие можно поставить математические конструкты (формулы, графики, уравнения и т. д.).

Мы подробно не рассматривали некоторые понятия, приве­денные на схеме 4.2.1. Для иллюстрации логики проведения ТА это было не столь важно. Более важными являются, на наш взгляд, этапы проведения типологического анализа. По аналогии с этапа­ми решения школьной задачки. Только в отличие от последней в одной социологической задачке некоторые этапы могут не понадо­биться, а в другой задачке ¾ добавятся новые этапы. Эта не схема, заданная на все случаи жизни. Итак, последовательно выполняе­мыми этапами проведения ТА в рамках нисходящей стратегии ана­лиза являются:

1. Построение (проведение) априорной типологии. Для этого вводятся необходимые типообразующие признаки и соответствую­щие им эмпирические индикаторы. При первой интерпретации про­цедуры ТА этот этап может отсутствовать. При последующих итера­циях могут понадобиться при их проведении и формировании необходимые для этой цели типообразующие признаки.

2. Определение объекта типологии и формирование второй части типообразующих признаков.

3. Формирование типообразующих признаков, играющих роль факторов для объяснения существования искомых типов.

4. Формирование классифицируемой совокупности объектов. Следует отметить, что в случае, когда источником информации является индивид, в качестве объектов классификации могут выс­тупить во-первых, семьи, бригады, студенческие группы и любые другие общности. Во-вторых, объекты идентичности, ценности, страхи, «структуры чего-то...», тексты, статьи, истории жизни и т. д. В общем случае объекты классификации ¾ это единицы анали­за во всех типах данных, выделенных в 2.1.3.

5. Введение одной из возможных дефиниций понятия «основа­ние типологии».

6. Формирование совокупности эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим признакам (всем трем функци­ональным группам признаков).

7. Анализ свойств эмпирических индикаторов, на основе ко­торых будут формироваться классификационные признаки. Сюда относятся и такие общие свойства, как тип шкалы, несовпадение физического и фактического типов шкал, интерпретация нулево­го значения эмпирического индикатора. Последнее важно в слу­чае, когда физический тип шкалы выше порядкового. В этом слу­чае нулевое значение может интерпретироваться либо как случайное, либо как специфичное для объектов классификации. Например, продолжительность некоторого занятия респондента. В каждом исследовании могут возникнуть специфические свой­ства, проистекающие из типов данных, вида эмпирических инди­каторов. Этот тип может быть применим и для двух других частей типообразующих признаков.

8. Анализ структуры взаимосвязей эмпирических индикаторов в основном с целью формирования классификационных призна­ков. Цели этого этапа: учет разнотипности шкал, переход к мень­шему числу обобщенных показателей, формирование специфичес­ких показателей структуры взаимосвязей. В частности, речь может идти об изучении существования факторной структуры совокупно­сти эмпирических индикаторов, если нет априорных представле­ний о формировании обобщенных показателей.

9. Формирование классификационных признаков, тех, которые как бы поддаются на вход алгоритма разбиения.

10. Выбор логики проведения разбиения. В частности, выбор совокупности алгоритмов классификации и последовательность их применения. Этот этап трудоемкий, если речь идет о многомерных методах разбиения.

11. Определение принципов и способов интерпретации классов.

12. Формирование однотипных групп объектов на основе либо объединения классов, либо классов разъединения.

13. При необходимости корректировка основных понятий типологического анализа и возврат к первому этапу.

Мы не рассматривали этап «анализ свойств...». Например, к свойствам относится разнотипность используемых шкал, и это свой­ство необходимо учесть в процессе ТА. Мы также не касались этапа «анализ структуры...». Он необходим в силу огромного количества эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим при­знакам. Поэтому стараются перейти к обобщенным, производным от них показателям. Для этого и нужен данный этап.

Основные этапы проведения ТА в рамках восходящей страте­гии анализа приведем только для случая работы с текстовой ин­формацией, полученной посредством проективного метода, метода неоконченных предложений [34]. В нашем исследовании, целью проведения ТА являлся поиск типологических синдромов в обра­зах «культурный человек», т. е. поиск среди респондентов групп, для которых образ культурного человека похож, близок. Прежде, чем коротко описать эти этапы, следует заметить следующее.

Как было отмечено, восходящая стратегия анализа данных используется при отсутствии априорных представлений о типах изу­чаемого феномена. Точнее при отсутствии объяснительной гипоте­зы о существовании типов в заданном исследователем смысле. Разумеется, это не исключает того, что существуют сложные, раз­мытые образы и представления о типах, например, свойственные сугубо качественным исследованиям и исследованиям типа изуче­ния общественного мнения.

Исследовательские ситуации, когда появляется необходимость в восходящей стратегии, встречаются в практике проведения соци­ологических исследований значительно чаще, чем в нисходящей стратегии анализа (НСА). В этих ситуациях, приведенный поня­тийный аппарат ТА значительно упрощается, но не перестает иг­рать важную роль. В основном меняется характер взаимосвязей между понятиями. Итак, этапами проведения ТА для одной из разновидностей текстовой информации являются:

Построение (проведение) априорной типологии. Этот этап аналогичен первому этапу в рамках нисходящей стратегии анализа (НСА). Так как посредством метода неоконченных предложений изу­чаются стереотипы, образы, то типообразующими признаками, описы­вающими априорную типологию, могут служить любые характеристи­ки индивидов, за исключением характеристик, вытекающих из «образа».

Выделение «элементарных обоснований» ¾ неделимые ча­сти текста окончания предложений.

Формирование из «элементарных обоснований» «элементов» ¾ факторных синдромов для описания образа, а из них «категорий» ¾ совокупность элементов, несущих одинаковые факторные синдромы. Строится своего рода «пирамида» обобщений. Этот этап множество раз повторяется с участием респондентов и экспертов, ибо это своего рода лингвистический анализ текстов окончания предложений. Ситуация усложняется, если речь идет об одновременном анализе нескольких предложений (нами был рассмотрен именно такой случай). В массовых опросах ситуация несколько упрощается, ибо анализируются «обра­зы», заключенные в окончаниях отдельно взятого предложения.

Формирование классифицируемой совокупности объек­тов. Этап аналогичен п.4 в НСА за исключением того, что возни­кает необходимость исключения данных по некоторой совокупно­сти респондентов из-за иррелевантного характера некоторых окончаний предложений по отношению к изучаемому образу.

Введение одновременно множества различных дефинаций понятия «основание типологии». Их сравнительный анализ.

Введение характеристик структуры образа (структурные показатели). Например, степень размытости «образа», «многообра­зия элементарных обоснований», иерархия элементов и т. д. По сути речь идет о логической формализации образа.

Формирование классификационных признаков.

Выбор алгоритма классификации. На первых итерациях ТА не представляются целесообразными эксперименты с выбором нескольких алгоитмов.

Проведение классификации по различным основаниям.

Сравнение результатов разбиения между собой и выделе­ние «ядер образа» и «периферии».

Экспликация оснований и анализ возможностей введения единственного основания.

Возврат к этапу формирования совокупности структурных показателей «образа», ибо эта совокупность может претерпеть измене­ние.

Date: 2015-09-24; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию