Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы проведения ТА
Мы приводили очень простые примеры. Они никак не связаны пока с математическими методами, которые можно использовать в процессе ТА. Еще раз подчеркнем, что наша основная цель ¾ показать, что каждая исследовательская стратегия анализа имеет сложный, многоуровневый понятийный аппарат и свою собственную многовариантную стратегию реализации в социологических исследованиях. Среди этих понятий всегда есть идеальные понятия (экзогенные), в целом не поддающиеся эмпирической интерпретации. Они играют роль «путеводной звезды» социолога для структурирования логики анализа. Среди них есть и те, которые подлежат эмпирической интерпретации и порождают такие, которым в соответствие можно поставить математические конструкты (формулы, графики, уравнения и т. д.). Мы подробно не рассматривали некоторые понятия, приведенные на схеме 4.2.1. Для иллюстрации логики проведения ТА это было не столь важно. Более важными являются, на наш взгляд, этапы проведения типологического анализа. По аналогии с этапами решения школьной задачки. Только в отличие от последней в одной социологической задачке некоторые этапы могут не понадобиться, а в другой задачке ¾ добавятся новые этапы. Эта не схема, заданная на все случаи жизни. Итак, последовательно выполняемыми этапами проведения ТА в рамках нисходящей стратегии анализа являются: 1. Построение (проведение) априорной типологии. Для этого вводятся необходимые типообразующие признаки и соответствующие им эмпирические индикаторы. При первой интерпретации процедуры ТА этот этап может отсутствовать. При последующих итерациях могут понадобиться при их проведении и формировании необходимые для этой цели типообразующие признаки. 2. Определение объекта типологии и формирование второй части типообразующих признаков. 3. Формирование типообразующих признаков, играющих роль факторов для объяснения существования искомых типов. 4. Формирование классифицируемой совокупности объектов. Следует отметить, что в случае, когда источником информации является индивид, в качестве объектов классификации могут выступить во-первых, семьи, бригады, студенческие группы и любые другие общности. Во-вторых, объекты идентичности, ценности, страхи, «структуры чего-то...», тексты, статьи, истории жизни и т. д. В общем случае объекты классификации ¾ это единицы анализа во всех типах данных, выделенных в 2.1.3. 5. Введение одной из возможных дефиниций понятия «основание типологии». 6. Формирование совокупности эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим признакам (всем трем функциональным группам признаков). 7. Анализ свойств эмпирических индикаторов, на основе которых будут формироваться классификационные признаки. Сюда относятся и такие общие свойства, как тип шкалы, несовпадение физического и фактического типов шкал, интерпретация нулевого значения эмпирического индикатора. Последнее важно в случае, когда физический тип шкалы выше порядкового. В этом случае нулевое значение может интерпретироваться либо как случайное, либо как специфичное для объектов классификации. Например, продолжительность некоторого занятия респондента. В каждом исследовании могут возникнуть специфические свойства, проистекающие из типов данных, вида эмпирических индикаторов. Этот тип может быть применим и для двух других частей типообразующих признаков. 8. Анализ структуры взаимосвязей эмпирических индикаторов в основном с целью формирования классификационных признаков. Цели этого этапа: учет разнотипности шкал, переход к меньшему числу обобщенных показателей, формирование специфических показателей структуры взаимосвязей. В частности, речь может идти об изучении существования факторной структуры совокупности эмпирических индикаторов, если нет априорных представлений о формировании обобщенных показателей. 9. Формирование классификационных признаков, тех, которые как бы поддаются на вход алгоритма разбиения. 10. Выбор логики проведения разбиения. В частности, выбор совокупности алгоритмов классификации и последовательность их применения. Этот этап трудоемкий, если речь идет о многомерных методах разбиения. 11. Определение принципов и способов интерпретации классов. 12. Формирование однотипных групп объектов на основе либо объединения классов, либо классов разъединения. 13. При необходимости корректировка основных понятий типологического анализа и возврат к первому этапу. Мы не рассматривали этап «анализ свойств...». Например, к свойствам относится разнотипность используемых шкал, и это свойство необходимо учесть в процессе ТА. Мы также не касались этапа «анализ структуры...». Он необходим в силу огромного количества эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим признакам. Поэтому стараются перейти к обобщенным, производным от них показателям. Для этого и нужен данный этап. Основные этапы проведения ТА в рамках восходящей стратегии анализа приведем только для случая работы с текстовой информацией, полученной посредством проективного метода, метода неоконченных предложений [34]. В нашем исследовании, целью проведения ТА являлся поиск типологических синдромов в образах «культурный человек», т. е. поиск среди респондентов групп, для которых образ культурного человека похож, близок. Прежде, чем коротко описать эти этапы, следует заметить следующее. Как было отмечено, восходящая стратегия анализа данных используется при отсутствии априорных представлений о типах изучаемого феномена. Точнее при отсутствии объяснительной гипотезы о существовании типов в заданном исследователем смысле. Разумеется, это не исключает того, что существуют сложные, размытые образы и представления о типах, например, свойственные сугубо качественным исследованиям и исследованиям типа изучения общественного мнения. Исследовательские ситуации, когда появляется необходимость в восходящей стратегии, встречаются в практике проведения социологических исследований значительно чаще, чем в нисходящей стратегии анализа (НСА). В этих ситуациях, приведенный понятийный аппарат ТА значительно упрощается, но не перестает играть важную роль. В основном меняется характер взаимосвязей между понятиями. Итак, этапами проведения ТА для одной из разновидностей текстовой информации являются: Построение (проведение) априорной типологии. Этот этап аналогичен первому этапу в рамках нисходящей стратегии анализа (НСА). Так как посредством метода неоконченных предложений изучаются стереотипы, образы, то типообразующими признаками, описывающими априорную типологию, могут служить любые характеристики индивидов, за исключением характеристик, вытекающих из «образа». Выделение «элементарных обоснований» ¾ неделимые части текста окончания предложений. Формирование из «элементарных обоснований» «элементов» ¾ факторных синдромов для описания образа, а из них «категорий» ¾ совокупность элементов, несущих одинаковые факторные синдромы. Строится своего рода «пирамида» обобщений. Этот этап множество раз повторяется с участием респондентов и экспертов, ибо это своего рода лингвистический анализ текстов окончания предложений. Ситуация усложняется, если речь идет об одновременном анализе нескольких предложений (нами был рассмотрен именно такой случай). В массовых опросах ситуация несколько упрощается, ибо анализируются «образы», заключенные в окончаниях отдельно взятого предложения. Формирование классифицируемой совокупности объектов. Этап аналогичен п.4 в НСА за исключением того, что возникает необходимость исключения данных по некоторой совокупности респондентов из-за иррелевантного характера некоторых окончаний предложений по отношению к изучаемому образу. Введение одновременно множества различных дефинаций понятия «основание типологии». Их сравнительный анализ. Введение характеристик структуры образа (структурные показатели). Например, степень размытости «образа», «многообразия элементарных обоснований», иерархия элементов и т. д. По сути речь идет о логической формализации образа. Формирование классификационных признаков. Выбор алгоритма классификации. На первых итерациях ТА не представляются целесообразными эксперименты с выбором нескольких алгоитмов. Проведение классификации по различным основаниям. Сравнение результатов разбиения между собой и выделение «ядер образа» и «периферии». Экспликация оснований и анализ возможностей введения единственного основания. Возврат к этапу формирования совокупности структурных показателей «образа», ибо эта совокупность может претерпеть изменение. Date: 2015-09-24; view: 335; Нарушение авторских прав |