Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной язык анализа
Даже исходя из такого упрощенного понимания языков анализа видно, что они пересекаются, используются одновременно в отдельно взятом социологическом исследовании. Вместе с тем один из них играет как бы заглавную роль, роль основного языка анализа, а остальные вспомогательную роль ¾ по аналогии с понятиями «основная гипотеза» и «вспомогательная гипотеза» исследования. Эти виды анализа, которые мы условно для наглядности назвали языками анализа, являются исследовательскими стратегиями анализа данных особого вида. Для того чтобы не было путаницы с общей стратегией (восходящей или нисходящей), следует пользоваться термином «методика анализа данных». Огромную роль метаметодики играют в основном в рамках нисходящей стратегии анализа. Поэтому эта глава и имеет соответствующее название. Типологический анализ, причинный анализ, факторный анализ можно интерпретировать и как классы содержательных задач в социологии, решение которых проходит по одной и той же логической схеме. Самым важным в понимании этих метаметодик анализа является то, что каждая из них имеет свой собственный понятийный аппарат, т. е. совокупность понятий, без которых невозможно применить ту или иную стратегию. При этом в такой аппарат входят понятия как экзогенного, так и эндогенного характера. Первые их них являются идеальными конструктами, идеальными, образами и не подлежат эмпирической интерпретации. Они играют роль как бы путеводной звезды в исследовании для его структурирования. Вторые, наоборот, подлежат эмпирической интерпретации, операционализации. Среди них, в свою очередь, есть понятия, подлежащие и математической формализации. Социологу такие знания, т. е. знания понятийного аппарата различных языков анализа, необходимы для грамотной постановки задач. Применение математических методов вне контекста логики анализа в исследовании приводит к печальным последствиям. К примеру, социолог начинает ненавидеть математику, ибо она не дала ему ожидаемого нового знания. Это во-первых. Во-вторых, такие знания приводят социолога к альтернативным пониманию, интерпретации, объяснению социальной реальности. В последней части книги в качестве примера будет рассмотрен понятийный аппарат и логика проведения типологического анализа. Вы помните, мы рассматривали простенькие модели изучения свойств социальных объектов для перехода с теоретического уровня на эмпирический. При этом не затрагивались вопросы обратного перехода, для которого крайне важно понятие основного языка анализа в исследовании. Более того, обозначение основного языка анализа и дает возможность обоснованного перехода от эмпирического уровня обратно к теоретическому. Итак, обозначенные выше языки анализа являются исследовательскими стратегиями анализа особого вида. Все они являются элементами логики анализа. Их можно обозначить и как метаметодики анализа, позволяющие создавать методики анализа для отдельных исследовательских ситуаций, для решения отдельных содержательных задач. Выбор социологом в процессе планирования исследования конкретной метаметодики дает возможность в дальнейшем правильно выбрать методы сбора и методы математического анализа эмпирических данных. Date: 2015-09-24; view: 313; Нарушение авторских прав |