![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Язык факторного анализа
Смысл факторного анализа в поиске знания о существовании социальных факторов, объясняющих, описывающих социальное явление. Если обратиться к «феномену господина X на выборах», то логику анализа можно выстроить и опираясь на поиск факторов, детерминирующих то или иное электоральное поведение. Исходно мы опираемся опять же на характер распределения нашего эмпирического индикатора. Но объяснение такому распределению ищем на языке социальных факторов. Что такое социальный фактор? Как вы знаете, существует огромное количество определений, что есть социальный фактор. Но нам сейчас достаточно понимания только одного аспекта, а именно: на эмпирическом уровне социальному фактору соответствует как бы сочетание совокупности эмпирических индикаторов. Этап жизненного цикла человека, образованность, структура потребностей, характер предвыборной кампании ¾ вот небольшой перечень факторов, различных по сложности. Возникает вопрос, какое сочетание эмпирических индикаторов образует социальный фактор. Это сочетание может носить априорно заданный логический характер. Например, этап жизненного цикла образуется из таких эмпирических индикаторов, как возраст, семейное положение, число детей. Отдельному этапу соответствует сочетание значений этих трех эмпирических индикаторов. Тогда фактор ¾ производный показатель, имеющий в общем случае номинальный уровень измерения. На эмпирическом уровне фактор можно понимать и как группы взаимосвязанных между собой эмпирических индикаторов. Напомним, что с таким пониманием фактора вы сталкивались в книге при рассмотрении метода семантического дифференциала Ч. Осгуда. Если взаимосвязь наблюдается, то говорим о наличии факторных синдромов, о факторной структуре всей совокупности наблюдаемых признаков. Тогда взаимосвязанной группе эмпирических индикаторов можно поставить в соответствие некий индекс, производный показатель, количественно измеренный. Факторный анализ в рамках восходящей стратегии носит так же, как и в случаях типологического и причинного анализов, сугубо качественный характер. В рамках восходящей стратегии все языки анализа помогают лишь сформулировать новые гипотезы для проведения новых исследований. В рамках же нисходящей стратегии факторный анализ позволяет проверять гипотезы о существовании факторов в заданном социологом смысле. При этом под фактором может пониматься, как уже отмечалось, группа тесно взаимосвязанных между собой эмпирических индикаторов. Следует различать: факторный анализ как класс математических методов выделения взаимосвязанных групп эмпирических индикаторов [4, 13]; факторный анализ как язык анализа социальной реальности. Для «феномена господина Х на выборах» изучение факторов, влияющих на электоральное поведение, может привести нас, например, к следующему выводу: существуют группы областей, в которых электоральное поведение одинаково и детерминировано одними и теми же факторами. И в том случае, когда основной язык анализа ¾ факторный анализ, появляется необходимость в других языках анализа, в частности языка типологического анализа. Date: 2015-09-24; view: 348; Нарушение авторских прав |