Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение типологизации и классификации
В процессе типологического анализа используются в основном две группы понятий. Первая с корнем «тип», а вторая с корнем «класс». Первая группа понятий ¾ теоретические понятия, отражающие социологическое содержание. Типы ¾это то, что может существовать или не существовать в реальности. Имеются в виду типы только в заданном социологом смысле. Вторая же группа понятий относится к технике, приемам, методам непосредственной работы с данными. Классы ¾результат разбиения, группировки эмпирических объектов на отдельные группы, похожих между собой объектов по заданному социологом критерию. Существуют специальные математические методы, которые называются методами многомерной классификации или методами таксономии, или методами кластерного анализа. Однако классы могут быть получены посредством и любых других математических методов. Важно, чтобы метод разбиения, метод классификации отражал содержание основания типологии. Классификацией называется как сама процедура разбиения на группы, так и результат разбиения. Из контекста всегда ясно, о чем идет речь. Для обозначения процедуры разбиения иногда используют термины «классифицирование», «группирование». Следует отметить, что в рамках методологии науки существует так называемая классификационная проблема [11], проблема систематизации знания. В этом случае понятие «классификация» шире, чем содержательные типологии, существующие в рамках отдельных наук. В процедуре ТА всегда возникает необходимость перехода от классификации к содержательной типологии. Вернемся к нашей задаче изучения феномена господина X на выборах, в которой мы проверяем гипотезу о существовании групп областей, интерпретируемых как объекты социального управления ¾ в том смысле, что механизмы воздействия на электоральное поведение одинаковы в областях, отнесенных к одному и тому же типу. Что такое в данном случае тип и класс? Тип ¾ группа областей в обозначенном выше смысле. Но как найти эти группы? Для этого нужно придумать некий способ разбиения областей на классы. Разумеется, невозможно сразу же выбрать один-единственный универсальный способ. Приходится выбирать некоторый алгоритм разбиения (алгоритм классификации). При этом возникают, как минимум, еще три вопроса. Первый ¾ с учетом каких признаков (классификационные признаки) провести такое разбиение? Второй ¾ все ли области одновременно будут участвовать в процессе разбиения, т. е. какую совокупность областей называть объектами классификации. Третий ¾ как задать вид эмпирической закономерности на классах. Последнее следует пояснить подробнее, ибо это важнейший фрагмент эмпирического уровня проведения ТА. Вернемся к основанию 1.3. Предположим, что у нас есть данные об уровне качества жизни в областях России. Классификационные признаки ¾ «число голосов» (доля голосов, отданных за господина X), «качество жизни» (уровень качества жизни). Объекты классификации ¾ все области. Они изображены в виде точек на рис.4.2.1 в двумерном пространстве (на плоскости), образованном признаками «число голосов» и «качество жизни». «качество жизни» «ЧИСЛО ГОЛОСОВ»
Рис. 4.2.1 Распределение областей (точек) в двумерном пространстве
Наши классификационные признаки имеют метрический уровень измерения. Каждая область России (точка) имеет конкретные значения признаков: «число голосов» и «качество жизни». Это ¾ координаты точек соответственно по горизонтальной и вертикальной оси. На рис. 4.2.1 видим, что вся совокупность областей как бы делится на три группы, с четкими границами между ними. К первой группе относятся области, в которых низкое качество жизни и небольшая доля голосов, отданных господину X. Во второй группе ¾ высокий уровень качества жизни, но большой разброс по голосам. И наконец, в третьей группе ¾ примерно одинаковая доля голосов отдана господину X, но наблюдается большой разброс по качеству жизни. Нас эта картинка интересует только с точки зрения того, как выбрать алгоритм разбиения и какого вида эмпирические закономерности искать. Если принять основание 1.3, то мы не получим эти естественные образования групп. Нужны ли они нам, это уже другой вопрос. Если принять это основание и соответственно ему выбрать алгоритмы классификации, то вторая группа породит несколько классов, и третья группа тоже. Отметим, что если нас будет интересовать получение именно этих трех групп, изображенных на рис. 4.2.1, то надо будет последовательно и параллельно использовать различные методы разбиения. Потому, что ни один отдельно взятый алгоритм классификации не даст желаемого результата. Ибо он всегда ищет классы, на которых выполняются только закономерности некоторого жестко заданного вида. Отсюда делаем вывод о том, что получаемые классы будут носить всегда формальный характер. Только их интерпретация с использованием других характеристик областей, не учитываемых в процессе классификации, но существенных для «управления» электоральным поведением, может привести к искомым типам. Классификацию делает математический метод, компьютер, а типологизацию всегда социолог. Понятие «типология» используется в социологии в двух смыслах. В широком смысле под этим понятием понимается способ поиска знания о типах, а в узком смысле (на эмпирическом уровне) ¾ это совокупность типов. Если речь идет о сугубо теоретической типологизации, то правомерно говорить о построении типологии. Теоретическая типологизация возникает либо на основе уже накопленного в науке знания, либо как феномен озарения. В последнем случае она требует эмпирической проверки. В случаях поиска знания о типах малоизученных социальных феноменов лучше не пользоваться термином типология, ограничиваясь терминами тип, типологический синдром, типологический анализ. Дефиниция ТА и основные понятия Введем одну из возможных дефиниций типологического анализа /14, с. 14/. Типологический анализ ¾ совокупность методов изучения социальных феноменов, позволяющих выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемых как носители различных типов изучаемого социального феномена. На схеме 4.2.1 приведены понятия ТА. Эта схема построена в соответствии с логикой проведения ТА. Понятия «тип», «типология», «цель ТА», «дефиниция ТА» и «группа однотипных объектов» являются понятиями экзогенными по отношению к самой эмпирической процедуре ТА. Все остальные понятия, обозначенные на схеме, носят эндогенный характер. Среди понятий эндогенного характера особое место занимают так называемые основные понятия ТА. Они как бы связывают теорию с эмпирией; понятия, неподдающиеся однозначной эмпирической интерпретации (социальная значимость, качественное различие, внутренняя однородность) с понятиями, поддающимися математической формализации (классификационный признак, объекты классификации, эмпирическая закономерность, мера близости, класс, алгоритм классификации). К основным понятиям ТА относятся такие понятия, как «типообразующий признак», «основание типологии», «априорная типология» и «объект типологии». Схема 4.2.1 Понятийный аппарат типологического анализа
Типообразующие признаки имеют различную природу. В задаче 1 это характеристики электорального поведения, показатели экономического развития областей, показатели качества жизни, показатели социальной напряженности в областях, характеристики предвыборной ситуации и т. д. В задаче 2 ¾это характеристики времяпрепровождения студентов, социальное происхождение, политическая активность, ценностные ориентации и т. д. Следует особо подчеркнуть, что в исследованиях, проводимых по нисходящей стратегии анализа, такая совокупность должна состоять из трех частей. Каждая часть играет специфическую функциональную роль в процессе ТА. Это означает, что один и тот же типообразующий признак в одном исследовании играет одну роль, а в другом ¾ другую. Первая часть ¾это непосредственные характеристики изучаемого феномена. Возникают из основания типологии и из понимания объекта типологии. Последнее понятие помогает социологу обозначить основную совокупность свойств социального объекта, на основе которых объекты выступают как носители отдельных типов изучаемого явления. В задаче 1 объект типологии ¾ электоральное поведение, а в задаче 2 ¾времяпрепровождение. На основе этой части типообразующих признаков формируются классификационные признаки, т. е. те, по которым осуществляем разбиение объектов на классы. Они как бы подаются на вход алгоритма классификации. В задаче 1 для основания 1.1 такой типообразующий признак ¾ один, потому что мы имеем только одну характеристику электорального поведения. Он же и является классификационным признаком. Относительно основания 1.3. их может быть много. Потому что, кроме числа голосов, используются и показатели качества жизни. Классификационных признаков у нас было всего два, потому что мы использовали только один аналитический индекс ¾ «уровень качества жизни». В задаче 2 таковыми типообразующими признаками являются виды деятельности. На их основе формируются классификационные признаки. Это могут быть и прямые затраты времени, доли этих затрат в общем объеме свободного времени и т. д. Если принимается основание 2.1, то классификационные признаки ¾ доли затрат в общем объеме времени (а это объект типологии). А если принимается основание 2.2, то классификационные признаки ¾ затраты времени на осуществление видов деятельности. Вторая часть совокупности типообразующих признаков играет другую функциональную роль и состоит из признаков, на основе которых проводится априорная типология объектов. Априорная типология ¾предварительное разбиение объектов на качественно различные группы. Цели априорной типологии зависят от задачи. В задаче 1 возможна следующая ситуация. Например, среди областей России есть две области-одиночки. В одной очень много голосов отдано за господина X, а в другой очень мало. Эти области необходимо исключить из объектов классификации, если алгоритм разбиения не позволяет учесть такие выбросы. Эти области сами по себе кандидаты в типы. Тогда априорная типология позволяет выделить три различные группы объектов. Здесь в качестве типообразующего используется тот же признак. Третья часть типообразующих признаков состоит из тех, которые служат цели интерпретации классификации (термин классификация используется одновременно для обозначения как процедуры разбиения, так и результатов разбиения объектов на классы) для перехода к однотипной группе объектов. По сути это факты посредством которых происходит объяснение существования типов изучаемого феномена в тех или иных условиях их существования. Представляется важным обратить внимание на следующее. В процессе интерпретации результатов разбиения объектов на классы посредством ЭИ, проистекающих из типообразующих признаков, происходит и формирование как бы и самих этих фактов. К примеру, автором было показано, что основным фактором, обуславливающим существование различных типов времяпрепровождения среди работающих, является «этап жизненного цикла». Из этого последовал вывод, что для проведения ТА с целью интерпретации типов времяпрепровождения как объектов социального управления, «этап жизненного цикла» необходимо включать в число типообразующих признаков, описывающих априорную типологию. Несколько усложним ситуации. Представим себе, что у нас есть предположение, что типы электорального поведения (а это не просто проценты) различны в областях с разным уровнем социальной напряженности. Тогда предварительно проводим разбиение объектов на крупные группы, в которых разный уровень социальной напряженности. Каждая такая группа ¾ отдельная совокупность для классификации. Может быть и так, что в процессе интерпретации результатов разбиений убедимся в обратном. Окажется, что типы электорального поведения одинаковы во всех этих группах. Тогда такая априорная типология не нужна и всю совокупность объектов надо классифицировать вместе. Как видите, процедура ТА носит всегда итеративный характер. В задаче 2 ¾изучения типов времяпрепровождения студентов ¾ возникает аналогичная ситуация. Студенчество России ¾ неоднородная совокупность. Это очевидно. В процессе ТА нас интересует только одна сторона этой неоднородности. Если объектами классификации считать всех опрошенных студентов, мы можем столкнуться с таким фактом. Допустим, классификационные признаки ¾ затраты времени на осуществление различных видов деятельности. Тогда для некоторых видов деятельности одно и то же количество нельзя интерпретировать как одно и то же качество. Что это значит? Например, возьмем студента-математика и студента-социолога и рассмотрим затраты времени на работу в библиотеке в качестве классификационного признака. Известно, что студент-математик может спокойно решать свои задачки дома, а студенту-социологу, чтобы написать очередной реферат, приходится сидеть в библиотеке. Допустим, по остальным видам деятельности они очень похожи. Тогда вполне вероятно, что эти одинаковые по типу студенты в процессе разбиения попадут в разные классы (если продолжительность посещения библиотек является отдельным классификационным признаком). Содержательно это плохо. Поэтому необходимо предварительно отделить математиков от социологов, т. е. построить априорную типологию для того, чтобы одинаковое количество интерпретировать как одинаковое качество. Date: 2015-09-24; view: 829; Нарушение авторских прав |