Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ранговые коэффициенты связи
Ранговыми коэффициентами связи называются меры связи, позволяющие вычислять степень согласованности в ранжировании одних и тех же объектов по двум различным основаниям или по двум различным признакам. Мы неоднократно ссылались на необходимость для социолога такого рода коэффициентов. Например, при построении шкалы суммарных оценок появлялась необходимость в проверке согласованности результатов, полученных по итоговой шкале, с данными по исходным шкалам (суждениям). Коэффициентов ранговой корреляции много. Для того чтобы понять их схожесть и различие, необходимо вначале несколько отойти от таблиц сопряженности и нашей задачи. А вам придется вернуться к разделу книги, посвященному процедуре ранжирования. Как было отмечено, такая процедура возникает у социолога как на этапе измерения, так и на этапе анализа данных. В любом случае возникает задача определения степени согласованности двух ранжированных рядов. Представим себе, что для одной и той же совокупности объектов получили два ранжированных ряда. Например, по тем же будущим профессиям студента. Значит, объектов у нас всего шесть по числу профессий. Пусть первый ряд получен по степени уменьшения индекса удовлетворенности учебой. Второй ряд ¾ по степени уменьшения индекса уверенности в трудоустройстве по профессии после окончания вуза. Далее будем коротко называть эти признаки — «удовлетворенность» и «уверенность». В данном контексте мы не будем обсуждать вопрос, каким образом измерены эти признаки как характеристики группы. Заметим лишь, что они могли быть получены с помощью шкалы суммарных оценок или как групповые индексы, примеры которых были приведены в «Лекциях». В случае полной (максимальной) согласованности ранжирования по этим двум признакам естественно предположить наличие тесной (сильной) связи между признаками «удовлетворенность» и «уверенность». Такая связь может быть и прямой (чем больше удовлетворенность, тем больше уверенность), и обратной (чем больше удовлетворенность, тем меньше уверенность). Из этого проистекает, что логично изменяться значениям коэффициента ранговой корреляции от -1 до +1. Этим свойством обладают все приведенные ниже коэффициенты. Приведем примеры нескольких коэффициентов, а затем поясним их содержательный смысл. Мера g (гамма) Л. Гудмена и Е. Краскала (L. Goodman, E.Kraskal) Первая из этих мер в работе [8, с. 135], обозначена как «g Гудмана». Эти меры удачно описаны в работе [1, с. 37—40]. Вы, конечно, обратили внимание, что у всех приведенных мер один и тот же числитель, а знаменатели различны. Прежде всего рассмотрим числитель, ибо он несет в себе основное содержание коэффициентов, В таблице 3.5.4 представлены два ранжированных ряда. Объекты ранжирования ¾ будущие профессии. Они приведены в таблице для удобства в том порядке, в котором их ранги во втором ряду возрастают, т. е. в порядке убывания степени уверенности. Число рангов равно числу объектов, связанных рангов (одинаковых) в наших рядах не наблюдается.
Таблица 3.5.4 Примеры двух ранжированных рядов
Из этой таблицы видим, что политологи в первом ряду имеют ранг 2, а во втором ¾ ранг 3, а историки в первом ряду ¾ ранг 1, во втором ¾ ранг 5. Для того чтобы оценить степень согласованности наших, грубо говоря, «ранжировок», можно применить тот же прием, который был применен при вычислении меры качественной вариации. Образуем из наших шести объектов различные пары. Таких пар будет 6x5/2=15. Возьмем отдельную пару объектов. Ранги, соответствующие первому объекту, обозначим (i1, j1), а второму ¾ (i2, j2). Эти ранги могут находиться в различных отношениях. Возможна одна из двух ситуаций, каждая из которых включает два возможных соотношения между рангами (1а, 16, 2а, 26). В первой ситуации ранги как бы согласованы, а во втором не согласованы. Подсчитаем, для скольких пар из 15-ти наблюдается согласованность, и обозначим число таких пар через S. Затем подсчитаем, для скольких пар наблюдается несогласованность, и обозначим число таких пар через D. В числителе всех приведенных выше мер стоит как раз разница между числом согласованных и несогласованных пар объектов. Для примера наших ранжированных рядов величина (S-D) равна: S-D = (3-2) + (2-2) + (2-1) + (0-2) + (1-0) = 1. Здесь первая скобка ¾ результат анализа согласованности / несогласованности рангов в парах, образованных первым объектом с остальными пятью, т. е. в парах (1 и 2), (1 и З), (1 и 4), (1 и 5), (1 и 6). Среди них согласованность (случай 1а) — в трех парах, а несогласованность (случай 26) — в двух парах. Вторая скобка ¾ результат анализа пар, образованных вторым объектом, т. е. пар (2 и 3), (2 и 4), (2 и 5), (2 и 6). Среди них в двух парах согласованность, а в двух ¾ несогласованность. Последняя скобка ¾ результат анализа пары (5 и 6). Мы рассматривали случай отсутствия связанных рангов, поэтому для определения степени согласованности можно использовать первый из трех коэффициентов, приведенных выше. Знаменатель для его вычисления равен: S+D = (3+2) + (2+2) + (2+1) + (0+2) + (1+0) = 15 или просто числу различных возможных пар, т. е. 6x5/2=15 Тогда g» 0,07. В самом деле степень согласованности в наших ранжированных рядах очень мала. Второй из трех коэффициентов учитывает наличие связанных рангов. Кроме соотношений (1а; 1б;
Число пар, соответствующих третьей ситуации (есть связанные ранги во втором ряду), обозначим через Ту. Число пар, соответствующих четвертой ситуации (есть связанные ранга в первом ряду), обозначим через Тх. Второй коэффициент учитывает число связанных рангов в том и другом ранжированных рядах. И наконец, обратите внимание на коэффициент dy/x. Мер Сомерса всего три по аналогии с мерами «лямбда» Гуттмана и «гамма» Гудмена и Краскала, т. е. ранговые коэффициенты связи бывают и направленные. Мы привели только одну из трех мер Сомерса. В случае ее использования вопрос о степени согласованности в ранжированных рядах звучит несколько иначе, а именно: влияет ли «уверенность» на «удовлетворенность» и, наоборот, влияет ли ранжирование по «удовлетворенности» на ранжирование по «уверенности». Разумеется, только в смысле того, что ранжирование объектов по степени убывания «удовлетворенности» (признак У) зависит от ранжирования по степени убывания «уверенности» (признак X). Поэтому в знаменателе учитываются связанные ранги только для признака У. А теперь представим себе, что речь идет об анализе связи по таблице сопряженности (корреляционная таблица) двух признаков, имеющих порядковый уровень измерения. Допустим, что у каждого нашего студента-гуманитария есть оценка не только удовлетворенности учебой, но и удовлетворенности собой. Оба признака имеют порядковый уровень измерения. Для изучения связи между ними используются те же ранговые меры связи. Их значения рассчитываются по тем же формулам, ибо можно всех наших студентов (объекты ранжирования) упорядочить и получить два ранжированных ряда. Первый ¾ по степени убывания (возрастания) удовлетворенности учебой, а второй ¾ по убыванию (возрастанию) удовлетворенности собой. Естественно, у нас будут сплошь связанные ранги. Напомним, что число рангов равно числу объектов, т. е. 1000. Реально никто такое ранжирование не проводит, а просто вычисляются по таблице сопряженности число согласованных пар, число несогласованных и число связанных рангов. Существуют коэффициенты ранговой корреляции для быстрого счета (коэффициент Спирмена), но в век компьютеров они уже утратили свою актуальность. Мы рассмотрели все коэффициенты, необходимые для первоначального понимания того, что они из себя представляют, и почему их так много. В завершение этого раздела книги несколько слов о том, что все эти коэффициенты являются статистиками, т.е. для них можно построить доверительный интервал. Тот интервал, в котором находится истинное значение коэффициента, т. е. для изучаемой генеральной совокупности. Доверительные интервалы есть для «лямбда» [1, с. 34], «may» [1, с. 36], для коэффициентов ранговой корреляции [9, с. 185—187]. В рамках книги не ставилась цель привести все меры или дать их классификацию, ибо для этого необходимы серьезные знания в области науки под названием теория вероятности и математическая статистика. Более того, мы намеренно не рассматривали меры для изучения связи между признаками, измеренными по «метрическим» шкалам (по всем, по которым уровень измерения выше порядкового). Такая позиция обусловлена сочетанием двух факторов процесса обучения студентов. Во-первых, в эмпирической социологии такого рода шкалы встречаются реже других. Во-вторых, в читаемом студентам курсе «Теория вероятности и математическая статистика» понятие «связь» вводится именно с такого рода мер связи. Date: 2015-09-24; view: 385; Нарушение авторских прав |