Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения в соблюдении постулатов нормального общения⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Ученые О. Г. Ревзина, И. И. Ревзин заинтересовались тем, что же делает процесс общения ненормальным, бессмысленным. На основании проведенного ими анализа был предложен ряд постулатов нормального общения — разделяемую партнерами по процессу коммуникации систему взглядов на внешний мир, на отражение его в сознании и в актах общения. Ознакомьтесь с постулатами и выполните предлагаемые после каждого описания задания по их распознаванию в жизненных ситуациях. 1. Постулат об информативности — сообщение должно представлять интерес для собеседников, а не быть общеизвестным. Примером нарушения данного постулата может служить характер высказываний известного чеховского героя — учителя географии и истории Ипполита Ипполитовича, который в целом был человеком неразговорчивым. Однако, вступая в процесс коммуникации, он все-таки произносил некоторые истины, хотя они были настолько тривиальными, что отпугивали любого собеседника: «зимою нужно печи топить, а летом и без печей тепло. Летом откроешь ночью окна и все-таки тепло, а зимою — двойные рамы и все-таки холодно... Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес и сено...». Задание: а) подобрать примеры глубокомысленного изречения общеизвестной информации, соответствующие ситуации в учебной жизни. Проанализировать объективные и субъективные причины, подводящие преподавателей к нарушению данного постулата; б) проанализировать собственное поведение в ситуациях общения, выявить ситуации нарушения, осложнения, изменения характера общения при нарушении данного постулата. 2. Постулат о неполноте описания — сообщение с полным описанием внешнего мира противоречит нормальному общению, так как из него невозможно выделить значимую информацию. Примером нарушения данного постулата может быть следующая ситуация. Преподаватель, встречая после работы своего коллегу, рассказывает ему: «Сегодня утром я встал в 8.30, быстро собрался и по- —128— шел на работу. Подходя к остановке, увидел, что одновременно подходят автобус и троллейбус. Сел в троллейбус. Было достаточно свободно, со мной рядом сидел высокий мужчина. На занятия приехал за десять минут до начала, встретил в коридоре завкафедрой, поздоровались. Со звонком вошел в аудиторию...» и т. д., стенографически описывая содержание прожитого дня. Вряд ли его слушатель будет удовлетворен процессом общения, скорее всего он после нескольких фраз поторопится уйти. Задание: а) привести примеры из опыта межличностного взаимодействия, когда избыток информации блокирует процесс общения; б) проанализировать свои собственные высказывания, определить, не нарушается ли данный постулат. 3. Постулат о тождественности — партнеры должны исходить из одной и той же, тождественной хотя бы в течение разговора, действительности. Пример, иллюстрирующий данный постулат, достаточно курьезен, однако он хорошо показывает возможные недоразумения, возникающие в процессе общения в результате его нарушения. Муж и жена работают на одной кафедре. Зная, что супруг в данный момент находится на работе, жена набирает номер телефона кафедры. Однако, машинально делая набор, сбивается и попадает на квартиру к их общей коллеге. Слыша знакомый голос, она ни на минуту не сомневается, что та находится на кафедре. Идет диалог: — Оксана Петровна, передайте, пожалуйста, трубочку моему мужу. — Анна Семеновна, а почему вы считаете, что он здесь? — Ну, Оксана Петровна, а где же ему быть? Я точно знаю, что он сейчас должен находиться где-то рядом с вами. Посмотрите. — Анна Семеновна, его здесь нет и быть не может! — Не надо так шутить, Оксана Петровна. Я же не прошу вас о чем-то особом, неужели вам так трудно подозвать моего мужа? — Это вы шутите, Анна Семеновна, и притом явно неудачно. Вы что, хотите меня обидеть? Или оскорбить? Никогда ваш муж не переступал порога этого дома! — Да вы просто издеваетесь надо мной, Оксана Петровна! ' Диалог в подобном духе может продолжаться бесконечно долго или быть прерванным, а обе собеседницы останутся в полном недоумении, так и поняв, что каждая из них говорила, исходя из своей и только своей действительности, непересекающейся с действительностью своего оппонента. Задание: а) вспомнить, не приходилось ли и вам в течение жизни быть участником или наблюдать сцены, сопровождающиеся нарушением постулата о тождественности; — 129 — б) подумать, в каких ситуациях педагогической деятельности могут проявляться нарушения данного постулата? 4. Постулат о детерминизме — понимание детерминированности одних явлений (следствий) другими (причинами). Нарушения его могут проявляться в разных формах: общающимся для наступления каких-то событий причины или вовсе не нужны, или же они могут быть произвольными, и тем самым все потенциально возможные события — равновероятными; может проявляться стандартная детерминированность, когда для объяснения совершенно разных событий привлекается одна универсальная («на все случаи жизни») причина. Примеры: студенты, неудовлетворительно сдавшие экзамен по причине собственной неготовности, могут приводить самые разные аргументы: «болела голова», «волновался, не смог мобилизоваться», «преподаватель был необъективен», «утром черная кошка дорогу перебежала», «провалился потому, что первый шаг в аудиторию сделал левой ногой, а это у меня верная примета неудачи», «во сне видела сырое мясо, а это всегда к неприятностям», и т. д. Такое изобилие равновероятных детерминант в ситуации, когда они придут пересдавать экзамен, может привести к обмену прогнозами относительно предстоящего результата, которые вызовут у других участников ситуации иронию или смех и в конечном счете взаимное непонимание. Примером жесткой детерминации единственной причины может' быть педагогическая установка на Студента, когда любой его поступок (даже самый невинный) трактуется по принципу: «Ну, что еще от него можно ожидать? Я и так знаю, что это человек неважный». Задание: а) студенты работают в парах. Каждой паре предлагается независимо друг от друга ответить на ряд вопросов, начинающихся с «Почему?» (то есть определить детерминанты, вызывающие те или иные явления). Например: Почему студенты пропускают занятия? Почему все вокруг так раздражены? Почему многие люди хотят уехать за границу? Почему сегодня так трудно живется? Почему среди молодежи, подростков так много преступлений? Почему экономика в развале? Затем сравнивают ответы, которые каждый член диады выдвинул в качестве причин (детерминант) соответствующих явлений; б) при несовпадении выдвигаемых детерминант желательно, не впадая в дискуссию, определить характер потенциально возможного непонимания собеседников в процессе общения между ними по соответствующему вопросу. 5. Постулат о способности прогнозировать будущее — каждый че- —130 — ловек должен уметь делать хотя бы несложные предсказания или прогнозы. Классическим примером нарушения данного постулата является Стрекоза из известной басни Крылова, которая совершенно не могла понять, о чем говорит ей мудрый Муравей. Спроецировав данный постулат на студенческую жизнь, можем представить себе диалог двух студентов: у первого способность прогнозировать завтрашние, а тем более далеко отсроченные события явно запаздывает, тогда как второй чрезвычайно ответственно относится к предстоящим событиям, тревожится о том, что произойдет. Следовательно, в процессе непосредственного взаимодействия они рискуют говорить, не понимая друг друга. Первый: Пойдем сегодня на дискотеку! В т о р о и: Не могу, на завтра много задано. Первый: Ну и что, подумаешь, не выучишь чего-то! Может, тебя и не вызовут. Второй: При чем тут «вызовут — не вызовут!» Я ведь учусь не для кого-то, а для себя. П е р в ы и: А, брось, это все только слова. Лучше повеселимся как следует. Второй: Ну, сегодня я, предположим, повеселюсь, а что я буду делать на экзамене? П е р в ы и: Да когда он еще, тот экзамен! Два дня перед ним — и все выучишь... Задание: а) подготовить небольшие (на 1—2 мин) сообщения на тему «Прогнозирование в моей жизни и порождаемые им барьеры непонимания с окружающими». Проанализировать следующие аспекты, определяющие специфику прогнозирования:, разносторонность или одномерность прогнозов; жесткость или гибкость воздействия прогнозов на текущую деятельность; оптимистичность или пессимистичность прогнозов; реальность или нереальность прогнозов; б) в парах проиграть ситуации, когда в общение вступают участники с диаметрально противоположными характеристиками прогнозирования. 6. Постулат об истинности — необходимо хоть какое-то соответствие между словами и внешним миром. Например, в подростковом возрасте проявляется следующая противоположная тенденция: подросток стремится к взаимодействию со значимым взрослым, однако при сближении психологической дистанции между ними не в состоянии выдержать возрастающее напряжение и стремится отдалиться. Такая стратегия может быть передана следующим образом: «Ты мне нужен, оставь меня в покое». Взрослый человек, не знающий психологической стороны —131— такого противоречивого поведения, нередко не может понять, чего же требует от него подросток, какое из его требований является истинным. На психологическом уровне постулат об истинности нередко принимает модификацию искренности в общении. Могут быть скрытые и явные формы неискренности. Например, человек не разделяет вкуса своего друга, но, не желая его обидеть, разделяет его восторги по поводу очередной обновки. Скрытая же форма нарушения постулата может быть непонятна даже для человека, нарушающего его. К подобному поведению нередко прибегают люди, манипулирующие по типу: «Да..., но...». Вот возможный диалог подобного рода, в котором участвуют зав.кафедрой и преподаватель. 3 а в.: По просьбе ряда факультетов нам нужно ввести спецкурс по психологии общения, Я считаю, что наиболее компетентен по данной проблеме И. И.: Да, конечно, это моя проблема, но у меня и так слишком большая учебная нагрузка, и, кроме того, я занят методическими разработками. 3 а в.: Несомненно, вы перегружены, но, может быть, вы передадите две ваши группы ассистенту, он вполне справится. И.: Да, конечно, но студенты уже привыкли к моим требованиям, и передача их другому человеку скажется на качестве их знаний. Зав.: Ну что ж, тогда этот спецкурс мы поручим нашему молодому коллеге. И.: Да, но, скорее всего, он не сможет его разработать и провести на должном уровне, маловато опыта. 3 а в.: А если вы его проконсультируете? И.: Да, но боюсь, это мало поможет, так как опыт ведения тренинга нельзя освоить сразу. 3 а в.: Ну, тогда мы откажемся от этого спецкурса. И.: Да, но это важное и нужное направление работы. 3 а в.: Ну, так что же вы предлагаете? Возьметесь все-таки сами за его разработку? И.: Да, но у меня слишком большая нагрузка. Таким образом, заведующий кафедрой воспринимает каждый новый аргумент собеседника как истинный, тогда как тот прикрывает им свое собственное противоречивое отношение к проблеме: не хочет взять на себя дополнительную нагрузку, но не желает утратить авторитет «ведущего специалиста кафедры по.проблеме общения». Задание: Подобрать примеры нарушения постулата об истинности в ситуа- —132— циях повседневной жизни, учебного общения, профессиональной деятельности. 7. Постулат об общей памяти — говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом (пересекающиеся системы знаний и элементов жизненного опыта). Примером, иллюстрирующим нарушение данного постулата, может быть известная притча о том, как три слепца пытались выяснить, на что же похож слон. Один потрогал слона за ухо, второй за ногу, третий за хвост. И сделали соответствующие выводы: • Слон похож на большой мягкий лист. • Слон похож на колонну. • Слон похож на веревку. А как мог бы сложиться разговор о зиме и летнем зное между эскимосом и папуасом, если они не смотрели телевизор и неграмотны? Скорее всего, они бы вообще не поняли друг друга. Задание: а) сравнить свои воспоминания о школьной, вузовской жизни (позитивный и негативный опыт). Наметить «общие зоны» и «зоны расхождения жизненного опыта». Например, у одних студентов сохранилось впечатление о школе, вузе как отчем доме, у других — как подавляющей, угнетающей, бездушной машине, у третьих — как о бесконечной зубрежке, у четвертых — как о веселом, беззаботном времени; б) объединить студентов с наиболее существенными расхождениями в структуре жизненного опыта в отдельные группы. Проиграть ситуацию: один из участников взаимодействия произносит фразу: «Годы студенческие!» Какие смыслы «вычерпают» из этой фразы окружающие? 8. Постулат о семантической и контекстной связанности — осмысленность не только каждого отдельного слова, но и фразы, всего сообщения в целом. Нарушение этого постулата может проявляться в явной и скрытой форме. Пример явного нарушения данного постулата прекрасно представлен в рассказе В. Шефнера «Человек с пятью «не», или Исповедь простодушного»: «Он (Виктор, брат главного героя рассказа.— В. С.) тоже запоминал все быстро. Так, чтобы скорее приблизиться к карьере ученого, он брал в городской библиотеке научные книги и запоминал оттуда серьезные слова. Этими словами он нередко объяснялся в домашнем быту, что облегчало его жизнь и радовало родителей. Например, когда мать говорила нам: «Ребята, наколите-ка дро-вец!» — Виктор отвечал так: «Полигамный антропоморфизм и эпидермический геоцентризм на уровне сегодняшнего дня порождают во —133 — мне термодинамический демонизм и электростатический дуализм, что создает невозможность колки дров. Отец и мать горделиво переглядывались, радуясь научной подкованности Виктора, и посылали колоть дрова одного меня». И хотя герою произведения нарушения соответствующего постулата приносили явные позитивные результаты, процесс общения, построенный на семантической бессвязности, долго продолжаться не может. Но может быть иная (скрытая) форма его нарушения, когда общающиеся говорят каждый о своих проблемах, явно не слушая друг друга. Задание: Привести примеры семантически несвязанных высказываний, типичных для студентов при пересказывании недостаточно проработанной учебной информации (например, на экзамене по психологии). Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией (по Дж. Г. Скотту) Основной способ применения данной модели к управлению конфликтом заключается в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию, возникающую в процессе взаимодействия, как реальную или потенциальную угрозу, требующую разрешения. Последовательно перебирая потенциально возможный арсенал стратегических средств контроля конфликтных ситуаций, вы выбираете подходящий метод (прием) решения вашей конкретной проблемы. Выбираемая вами стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится конфликт (потенциальный, развивающийся, открытый): от степени важности для вас конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей, от характера эмоций, проявляемых в конфликте. Выбрав подходящий метод, вы определяете наилучший способ применения его в деле. Этот выбор зависит от вашей способности рационально оценить ситуацию и возможные альтернативы, от вашей интуиции при выборе оптимального варианта, от вашей способности к его практическому воплощению в действие. Автор данной модели (Джини Грехем Скотт) предлагает воспользоваться следующей схемой работы над конфликтной ситуацией. В ней приведены вопросы, которые следует в ходе этого анализа задать, и соответствующая стратегия. Овладев этой схемой, вы будете более уверенно ориентироваться в любой напряженной ситуации. — 134 —
—135—
На основании этой схемы студентам предлагают провести анализ конкретного конфликта из их жизни. в) анатомия конфликта (по С. В. Ковалеву) Предлагается вначале определить характер возникшего конфликта по следующей теоретической схеме: 1. Стороны конфликта. С точки зрения социально-психологического анализа возможны конфликты типа: аспект личности (черта или совокупность черт) — аспект личности, личность — личность, личность — группа и группа — группа. В первом случае мы обычно имеем дело с конфликтными столкновениями отдельных особенностей личности и поведения людей, во втором — с их широкой конфронтацией по поводу своих потребностей, мотивов, целей, ценностей и установок; в третьем и четвертом — подобное второму случаю столкновение личности с группой или группы с группой. Практически все из этих вариантов конфликтного взаимодействия могут встречаться в педагогической деятельности как со стороны педагога, так и со стороны обучаемых. В последнем случае педагог должен помогать воспитанникам преодолевать возникающие конфликты конструктивным способом. 2. Условия протекания конфликта. Характер и осуществление любого разногласия существенно определяется той внешней средой, в которой протекает конфликт. Пока что характеристики среды достаточно полно не классифицированы. Можно выделить важнейшие характеристики условий протекания конфликтов чисто эмпирически, в том числе: • пространственно-временные: место осуществления противоречия; время, в течение которого оно должно быть разрешено, и пр.; • социально-психологические: климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта; • социальные: вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп (семейных, клановых, половых, профессиональных, этнических, национальных). —138— 3. Образы конфликтных ситуаций. Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с другой, выступают образы конфликтных ситуаций — своеобразные идеальные модели, которые включают следующие элементы: • представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.); • представления каждого из них о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.); • представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт. Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется следующими обстоятельствами: 1) именно образы, а не реальные обстоятельства сами по себе непосредственно определяют конфликтное поведение; 2) один из путей разрешения конфликта предполагает изменение этих образов, которое осуществляется посредством взаимного воздействия на участников конфликта. 4. Возможные действия участников конфликта. Этот важнейший элемент структуры противоречий также пока еше недостаточно разработан в социально-психологической теории, однако для практических целей считается достаточным анализ конфликтных действий по трем основаниям: • характер действий (наступательные, оборонительные, нейтральные); • степень активности в их осуществлении (активно-пассивные, инициативно-ответные); • направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя). 5. Исходы конфликтных ситуаций. Любое конфликтное действие (и конфликт в целом) может иметь четыре основных исхода: • полное или частичное подчинение другого; • компромисс; • прерывание конфликтных действий; • интеграция. В динамике конфликта (то есть в его протекании как процесса) выделяют четыре основных стадии «жизни» противоречия: 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Естественно, что любой конфликт порождается объективным противоречием, которое традиционно в условном виде представляется следующим образом. «Стороны А и Б оказываются участниками объективной конфликтной ситуации, если стремление А к достижению —139— некоторого делаемого им состояния В объективно препятствует достижению Б делаемого им состояния Г, и наоборот (В и Г могут совпадать, а А и Б могут быть сторонами одной и той же личности — в этом случае речь будет идти о внутриличностном конфликте, когда душа человека разрывается на части противоположными впечатлениями или желаниями). Объективная конфликтная ситуация далеко не всегда сразу же опознается людьми, и эту стадию противоречия называют «стадией потенциального конфликта». 2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Именно с осознания противоречия конфликт становится реальностью, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (и потому противоречие может быть не только объективным, реально существующим, но и субъективным, мнимым, только лишь воспринимаемым таковым). Варианты соответствия между объективным и субъективным в конфликтной ситуации: адекватно понятый конфликт, неадекватно понятый, непонятый, ложный. 3. Переход к конфликтному поведению. Осознание объективной конфликтной ситуации, как правило, сопровождается переходом к конфликтному поведению — к действиям, направленным на блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений, целей и намерений. Здесь важно то, что действия, предпринимаемые конфликтующими, также должны ими осознаваться как именно конфликтные — иначе их поведение нельзя обозначить как конфликтное. Характерно, что действия по поводу противоречия обязательно выступают следствием осознания объективной конфликтной ситуации — может быть, и тех, что действия А по отношению к Б становятся для А средством снять внутреннее напряжение. И в этом случае внутренний конфликт (внутриличностное противоречие) переходит во внешний, межличностный. Стадия конфликтного поведения неизбежно связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют в то же время и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя далеко не всегда более точному пониманию ситуации. 4. Разрешение конфликта. Исходя из вышеизложенного можно считать, что конфликт разрешим возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, которые есть у конфликтующих сторон. Разрешение это может быть частичным (когда включаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) или полным (здесь конфликт устраняется и на уровне внеш- —140— него поведения, и на уровне внутренних побуждений). Возможные варианты разрешения: • Полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации, например пространственное или социальное разведение сторон или предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых и привело к противоречиям; • Полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации; • Частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения изменения образов конфликтной ситуации. Оптимизация поведения человека в конфликтной ситуации может быть достигнута посредством социально-психологического тренинга, включающего следующие упражнения и задания. Управление конфликтом. В качестве основы для этого упражнения возьмем художественный или публицистический конфликт, который может быть разыгран двумя участниками. Разногласия между ними разыгрываются по следующей схеме управления конфликтом: 1. Определение необходимости обострения конфликта, которое достигается за счет честного и беспристрастного ответа на следующие вопросы (без обсуждения!): а) возможно и желательно ли устранение противоречия (как явления прогрессивного в своей основе); б) если да, то нет ли более мирных, экономных и «чистых» путей его разрешения; в) если нет, то хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть конфликт; г) если нет, то как долго он может длиться (это нужно для того, чтобы выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил); 2. Полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее. 3. Анализ подлинных причин конфликта, которые конфликтующие могут скрывать за причинами мнимыми. 4. Локализация конфликта, то есть установление его четких рамок и максимальное стремление к сужению образа противоречия. 5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении «противной» стороны. 6. Переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит опровергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены — лучше попытаться «перевести» их на понятный им язык, выделяя опорные смысловые моменты. 141— 7. Достаточная активность, поскольку, даже «отступая по всему фронту», можно сохранить инициативу, задавая: а) эмоциональный тон отношений («Поговорим спокойно»); б) тему разговора («Мы немного отклонились, вернемся к тому, с чего начали»); в) языковой стиль (без грубости); г) ритм и степень строгости соблюдения правил «игры» («играть» в конфликт, то есть разрешать противоречие в соответствии с оговоренными ролями и амплуа с противником). Выполнение упражнения обязательно оценивается и обсуждается по всем семи составляющим алгоритма управления конфликтом. Третий нелишний. Это упражнение также можно осуществлять на художественном или публицистическом материале. Однако главным действующим лицом выступает здесь не кто-то из «конфликтующих», а «третейский судья» — человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого «косвенного разрешения конфликта» (предложены А. Б. Доброви-чем): 1. Принцип выхода чувств (то есть предоставление возможности беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции по поводу кого-то или чего-то им сделанного, что обычно умиротворяет конф-ликтогена). 2. Принцип эмоционального возмещения (действенного сочувствия неправому — а неправы обычно оба, — которое чаще всего порождает у него ростки раскаяния). 3. Принцип авторитарного третьего (остающегося тайной для конфликтующих) — использование обоюдоизвестного и обоюдоуважае-мого ими лица в качестве «посланца доброй воли». 4. Принцип принудительного слушания (когда третий предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику или смысл тирады, что, как правило, наглядно демонстрирует спорящим: они попросту не слышат друг друга — и соответственно снижает накал страстей). 5. Принцип обмена позиций (тот же авторитарный третий предлагает враждующим поменяться местами и от имени друг друга продолжать ссору, что позволяет им, возможно, впервые увидеть себя со стороны, глазами другого). 6. Принцип расширения духовного горизонта спорящих (благодаря записи ссоры на магнитофон и предъявления ее конфликтующим, которые обычно оказываются не просто удивлены, но даже шокированы тем, что услышали; если нет магнитофона, то два студента группы могут вести стенограмму дискуссии, дословно записывая все высказывания оппонентов). —142— г) тренинг общения (по А. А. Леонтьеву) «Беседа незнакомых» Студентам предлагают понаблюдать за беседой незнакомых людей (например, на улице, в магазине), отвечая при этом на следующие вопросы: Каков характер связывающих этих людей отношений (деловые, простое знакомство, приятельские отношения, близкая дружба, любовь, родственные отношения)? Какое общение происходит: ролевое или личностное? Если общение ролевое, то какие роли проигрывает каждый из собеседников (шеф, настоящий мужчина, деловой человек, кокетка и т. п.)? Кто является лидером контакта и кто находится в более высокой социальной позиции? Есть ли у беседы второй план или подтекст? Если есть, то какой?. Естественно ли поведение собеседников? Ести нет, то почему? (За счет личностных особенностей кого-либо из партнеров, темы разговора, эмоционального состояния и т. п.)? Каким будет конец беседы (конфликт или синтонность)? Как конкретно будет завершаться беседа (техника выхода из контакта)? «Внимание: я пришел!» Студентам предлагают, чтобы кто-либо из них, входя на перемене в свою аудиторию и заранее заготовив какую-то информацию (но не слишком эмоционально сильную), постарался сосредоточить на себе внимание сразу всей группы. После этого пусть попробует проделать то же самое в параллельной группе. «Да здравствует контакт!» Студентам предлагают заставить себя вступать в максимальное количество контактов в повседневной жизни, стремясь как можно дольше поддерживать возникшую беседу. Дают дополнительное задание: фиксировать, как именно и почему они обращаются к разным людям. «Незнакомая компания» Студентам предлагают в случаях, когда они попадают в компанию, где много незнакомых людей, попытаться: а) первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимой информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер); б) определив лидера, формирующего мнения других членов данной компании, понаблюдать за приемами, которыми он пользуется для достижения и удержания лидерства; —143 — в) перехватить у лидера инициативу и удерживать ее несколько минут. «Неприятный собеседник» Студентам предлагают, выбрав одного из тех, с кем они находятся в натянутых отношениях, и заготовив заранее естественную тему для разговора, при встрече с этим человеком заговорить с ним первым, поддержать возникшую беседу как можно дольше и, по возможности, подавив свою антипатию, настроиться на взаимную симпатию друг к Другу. «Настроение» Студентам предлагают в тех случаях, когда они находятся в превосходном настроении, вести себя так, чтобы собеседник заметил и оценил их... подавленность. Как только это начнет получаться, перейти ко второй части упражнения: в плохом настроении вести себя так, чтобы этого никто не заметил. «Эмоции» Предлагают выбрать какую-то сложную эмоцию (скрываемое горе, неосознаваемую радость, внутреннюю тревогу) и попытаться вести беседу с хорошо знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. После окончания диалога пусть проверят, спросив у собеседника, что и как им удалось, что — нет и почему. д) групповой поведенческий тренинг (по Н. П. Аникеевой) «Мнения» Это упражнение применяют на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все члены группы поочередно называют одно-два из присущих ему положительных качеств, что сразу создает доброжелательную атмосферу. Однако упражнение может быть продолжено и в этом варианте стать методом коррекции поведения присутствующих. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва участникам по очереди предлагают назвать по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для снятия напряжения рекомендуют неприятные качества оформлять метафорически: «волк-одиночка», «ежик в тумане». «Интервью» У одного из членов группы все желающие по очереди берут интервью. Тема произвольная, но не слишком интимно-личная. Количество задаваемых вопросов не должно превышать 5—7. Необходимо, чтобы по возможности через это упражнение прошли все члены группы. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у интервьюируемого, на первых этапах занятия рекомендуется предложить ему отвечать с частичной откровенностью или «в маске» — не за себя, а за ко- —144— го-то другого. Весьма эффективным «для раскачки» аудитории является здесь интервьюирование «в ролях», когда и спрашивающие, и отвечающие говорят не от своего лица, а от имени какой-то персонифицированной категории или персонажа (учителя, инопланетянина, Чебурашки и т. п.). Подобное интервью может быть прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями. «Видение других» Выполняется в два этапа: а) один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача — подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих; б) называют одного из участвующих в занятии студентов. Вся группа вместе должна восстановить его поведение, настроение, самочувствие и высказывания с определенного момента занятия или с самого его начала. «Мимика и жесты» В этом упражнении каждый из участвующих в занятиях студентов должен с помощью мимики и жестов: а) продемонстрировать два противоположных состояния (горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть); б) передать другому неизвестное тому задание (вымыть посуду, • убрать помещение и т. п.). Для этого участники образуют пары, и тому из ее членов, который должен передать задание, вручается письменный текст. Содержание записки другому студенту неизвестно. Во всех случаях оценивают и обсуждают то, что предполагалось одним, и то, что было понято другим. Варианты выполнения задания: только с помощью жестов; только с помощью мимики; с помощью и мимики, и жестов. «Двойной диалог» Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить то, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен, по возможности, дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога 5—7 минут. Присутствующие фиксируют количество искажений, допущенных участниками. «Инсценировка» Образуют пары с заданием подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с действующими лицами (например, инсценировать басню «Ворона и лисица»). Один из членов пары — «режиссер» — должен объяснить другому («актеру») трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращая первоочередное внимание на логику и особенности воздействия «режиссера». — 145 — «Театр» Выбирают хорошо известное всем участвующим и несложное до сюжету литературное произведение (например, сказку «Репка»). Выделяют группу, по численности равную количеству действующих лиц. Им предлагают сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что происходило после инсценировки этого произведения (например, действующие лица, собравшись за столом, вспоминают тот замечательный день, когда все они «тащили удивительную репку»). После окончания спектакля ведется обсуждение: кому было неинтересно или дискомфортно участвовать в игре, почему; кто оказался «центром» сюжета, фасилитатором, облегчающим действия другим участникам, а кто — ингибитором, затрудняя партнерам участвие в игре. «Живая картина» Представляется репродукция жанровой картины (например, Федотова «Сватовство майора»). Задача — «оживить» картину, инсценировав и развив далее изображенную на ней ситуацию. «Оживший портрет» По репродукции «оживить» картину; не только принять позу и выражение лица изображенного на ней человека, но еще и произнести сначала несколько реплик, а по мере тренировки — и монолог за изображенного на портрете. «Чувство другого» Выбирают двух участников. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться — всего три раза подряд. «Телепатия» Один из партнеров становится спиной ко второму на расстоянии 2—3 метра. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого — почувствовать второго всем своим существом. Для того чтобы присутствующие знали, в какой момент посылается приказ, второй партнер может дать определенный сигнал (например, пошевелить пальцем). «Пересказ» Задание — подготовить трехминутное выступление на произвольную тему. Затем задействованные в упражнении члены группы образуют пары. Один из членов пары произносит заготовленную речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно выслушать с тем, чтобы после окончания выступления за 30 сек. пересказать все то основное, что в ней было. «Жюри» из оставшихся членов группы и выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. 146- е) методика контактного взаимодействия (по Л. Б. Филонову) Эта методика особенно эффективна при взаимодействии с так называемыми трудными партнерами по общению. Она дает возможность преодолеть враждебность оппонента, снять выстраиваемые защиты, постепенно подвести собеседника к резонансу в общении. Реализуя ее, можно добиться эффективного взаимодействия даже вопреки изначальному сопротивлению партнера, его негативному настрою на ситуацию общения. Принципы, на которых базируется данная методика: 1. Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание не только инициативной, но и другой стороны. 2. Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка на каком-то одном этапе или попытка проскочить любой из них может разрушить возникающий контакт, прекратить взаимодействие. 3. Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход на новый этап (так называемую стадию) осуществляется только при наличии отчетливых признаков, свидетельствующих о том, что предыдущая стадия пройдена (завершена, исчерпана) полностью. Рассмотрим технологию взаимодействия по данной методике на примере беседы с подростком. Стадии контактного взаимодействия: 1. Накопление согласий Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что данная тема может быть не совсем приятна вашему собеседнику. Возможно, он побаивается вашего осуждения, может, просто боится вашей иронии, может, не знает, чего ему ждать после разговора, а может, просто считает, что нечего лезть к нему в душу, все равно никто его не хочет или не способен понять. Поэтому задача первого этапа взаимодействия — нейтрализация настороженности, тревожности партнера, разведывательный поиск общих тем для разговора. Раздраженный, грубый, взвинченный собеседник может провоцировать вас на такой же стиль общения, но ваша задача — подвести его к согласию, пусть даже по какому-то незначительному вопросу. Нужно задавать вопросы, на которые собеседнику придется давать только утвердительные ответы («да»). На этой стадии добиваются первичного созвучия, совпадения в выводах и суждениях (хотя их число может быть весьма невелико и не касаться наиболее важных проблем). О достижении такого созвучия можно судить по сокращению пауз, появлению собственных высказываний (по собственной инициативе) партнера, его некоторому рас- —147— слаблению, снижению напряженности позы и самоконтроля в целом. Теперь и только теперь можно переходить к следующей стадии. 2. Поиск совпадающих интересов На этой стадии важно накопить все, что указывает на сходство позиций. Инициатор общения как бы становится на один уровень со своим оппонентом и старается показать и доказать ему, что они могут быть поняты друг другом. Важно продемонстрировать готовность к уступкам: оппонент должен убедиться, что вы готовы (можете и хотите) пойти ему навстречу, если тот аргументирует свою правоту. Содержание взаимодействия на этой стадии заключается в том, что вы проявляете искренний интерес к увлечениям собеседника, показываете свою компетентность в значимых для него проблемах или желание глубже познакомиться с соответствующими вопросами. Свидетельством успешного прохождения этой стадии является создание у оппонента положительного эмоционального настроя на взаимодействие, рассказ о своих увлечениях. 3. Взаимное принятие К этому этапу общение уже приобретает положительную эмоциональную окраску. Теперь можно начинать выстраивать более прочную и широкую основу для углубления отношений. Здесь для вас наиболее важно вести себя таким образом, чтобы ваш партнер по общению понял: независимо от фактического состояния дел (прошлых неудач или сегодняшних прегрешений) вы хотите опираться на положительные качества в собеседнике, уверены в их наличии, не подвергаете сомнению личностную состоятельность данного человека в целом. На этом этапе ни в коем случае нельзя вступать в спор, если ваш собеседник начинает приписывать себе наличие несуществующих положительных качеств (например, трус утверждает, что он герой; известный своей неисполнительностью человек убеждает вас, что он просто образец точности и исполнительности). Как бы вам ни хотелось прервать это «хвастовство», уличить собеседника во лжи, спокойно преодолейте этот этап. Ведь для вас самое главное сейчас — не упрекнуть партнера по общению в явном несоответствии его мнения о себе и его реального поведения. Более важно для эффективного общения доказать свою готовность внимательно, некритично, безоценочно с ним взаимодействовать. Таким образом вы постепенно подведете его к главному результату данной стадии — заключению, что у вас есть не только общие интересы, но и единые взгляды на ряд жизненных проблем, определенное сходство характеров. 4. Выявление качеств, опасных для взаимодействия Здесь настороженность вашего оппонента снижается настолько, что он сам, по собственной инициативе начинает делиться своими тревогами, интересуется вашим мнением о нем. Причем теперь вы можете начать говорить ему не только о положительных качествах, —148— но и о тех чертах характера, поведения, которые вызывают у вас (или окружающих в целом) негативное отношение. Обычно на этом этапе вашего собеседника словно «прорывает», он бросается в резкую самокритику, словно спеша поделиться с понимающим и принимающим его человеком всеми тревожащими его проблемами. Правда, он все-таки не всегда решается высказаться в прямой форме, изобретая различные приемы подачи информации («А вот у меня есть один знакомый, который...»). Это — сигнал о том, что ваша реакция для него интересна, важна, он ожидает от вас помощи, но тем не менее не хочет рисковать — а вдруг, узнав об этой проблеме, вы измените о нем мнение? Здесь очень важно проявить такт и понимание, не ужасаться при неожиданных откровениях, а выразить сочувствие и веру в то, что «этот знакомый» сможет справиться с данной проблемой, достойно выйти из нее. 5. Переход к реализации исходной цели Теперь и вы, и ваш собеседник вполне готовы подойти к той изначальной цели, ради которой вы вступили в общение. Обе стороны достаточно доверяют друг другу, нет необходимости в психологических защитах, сокращена психологическая дистанция, вы стали на момент общения значимым другим, от которого ждут помощи и поддержки, а не очередного подвоха. Кроме того, намечен круг взаимных интересов, достигнуто взаимопонимание. Поэтому вы можете изложить вашему собеседнику, чего же вы ожидаете от общения с ним, какой позиции придерживаетесь, каких встречных уступок и шагов навстречу ожидаете. Оптимум данной стадии достигается тогда, когда ваш собеседник не игнорирует вашей тревоги, не защищается от поставленной перед ним проблемы, а включается в ее обсуждение, излагает свою точку зрения на нее. 6. Согласованное взаимодействия А на этой стадии (но не ранее!) вы можете уже развернуть с вашим собеседником дискуссию по изначальной проблеме, принципиальный разговор, выражать свое несогласие с ним, критиковать его аргументы (но, конечно же, по-прежнему в корректной форме). Теперь у вас есть реальная возможность разговаривать без опасения быть непонятым, без необходимости скрываться за психологическими защитами, непредвзято прислушиваться к доводам и доказательствам. После того как студенты ознакомятся с данной технологией взаимодействия, им предлагают, работая в парах или группами, разработать «сценарий» взаимодействия с трудным собеседником, продумать содержание взаимодействия на каждой стадии. Для этого группа выбирает соответствующую ситуацию, задает цели общения и ожидаемый результат, а затем проигрывает предлагаемую ею инструментовку. 149- ЛИТЕРАТУРА Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983. БодалевА. А. Личность и общение. М., 1983. Войскунский А. Я говорю, мы говорим... М., 1990. Доброеич А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. Доброеич А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1980. ЖутиковаН. В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов, 1986. Леви В. Искусство быть другим. М., 1980. Леви В. Искусство быть собой. М., 1991. ЛеонтьевА. А. Педагогическое общение. М., 1979. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1980. Немов Р. Г. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского. М., 1981. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989, Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. Практикум по общей психологии / Под ред. В. В. Богословского. М., 1979. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М., 1990. Предчувствие портрета: Сборник тестов / Сост. Е. Владимирова. Екатеринбург, 1992. Психология педагогического общения / И. В. Страхов. Саратов, 1980. Скотт Длс. Г. Конфликты: пути их преодоления. К., 1991. Скотт Дж. Г. Сила ума. К., 1991. Тесты, тесты, тесты / Сост. О. Кулакова. М., 1990. Филонов Л. Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1976. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. ОГЛАВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Функция общения в жизни человека..................... 3 Структура и виды общения........................... 8 Общение как психологический фактор развития человека....... 13 Взаимоотношения между людьми в процессах общения........ 21 Социальная перцепция..................;........... 22 Качества, значимые для общения ........................ 26 Техника общения ...............;................. 29 Межличностные конфликты .......................... 34 Особенности психологического общения .................. 36 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ і Методические указания............................. 40 Обсуждения основных теоретических положений по теме....... 41 Робота с методиками по изучению особенностей общения....... 42 Методики на выявление общительности как потребности в общении...................................... 65 Методики на выявление умения адаптироваться в изменяющихся ситуациях общения................................ 73 Методики на выявление качеств, значимых для общения........ 83 Методики на выявление межличностных отношений........... 86 Выполнение упражнений на выявление и уяснение специфики общения....................................... 10') Выявление индивидуальных особенностей, значимых для общения.. 121 Ознакомление с техниками оптимизации общения............ 12Ї Литература.....................................15С Date: 2015-09-24; view: 1055; Нарушение авторских прав |