Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конгруэнтность поведения
Членам группы предлагают поработать над довольно типичной для учебного процесса ситуацией: студент пришел на занятие неготовым, а преподаватель вызывает его отвечать. Студент должен объявить о своей неготовности. Каждый участник проигрывает свою инструментовку «объяснения с преподавателем» (роль преподавателя также играет другой член группы). Ведущий занятия обращает особое внимание на следующие аспекты: а) адекватность или неадекватность содержания, смысла общения и общего рисунка поведения (позы, мимики, пантомимики, интонации), например, вызов, бравирование, игра в независимость и пр.; б) отсутствие самоуничижения, избыточной робости, инфантилизма, выражение позиции человека, отвечающего за свои поступки; в) роли, которые в ситуации общения играют ее участники (родителя, ребенка, взрослого). Предлагается подобрать такую инструментовку, когда внешний вид, интонация, слова оказываются взаимодополняющими и выражающими целостную, личностно окрашенную позицию ответственного человека. Подчеркивается, как важно, чтобы на всех уровнях инструментовки «студент» просигналил собеседнику: а) о том, что он ценит его, собеседника (то есть выполняющего роль преподавателя), заботу о нем, уровень его знаний, разделяет его тревогу по поводу неготовности участвовать в обсуждении сложной, профессионально значимой проблемы; б) что он понимает неловкость своего положения, однако не склонен выходить из положения путем утраты собственного достоинства; в) что он полностью принимает на себя ответственность за разрешение конфликта и готов исправить положение. Группа оценивает действия отдельных участников, корректирует неудачные пробы. «Значимые другие в моей жизни» Работая в данном направлении самопознания, можно воспользоваться результатами примен-ения методики «Референтометрия», представленной в предыдущей теме. На основании этой методики выявляют круг значимых лиц, составляющих для данного индивида референтную группу. В работе с полученными результатами в ракурсе темы «Общение» желательно сменить содержание анализа, нацелить его на выяснение вопроса, почему именно эти люди являются значимыми? Определяется ли характер их значимости личностными качествами, общественным престижем и популярностью, социальным —124— статусом, ролью? А может быть, стремлением «быть похожим» на них, испытать такую же славу, успех? Важно, чтобы каждый студент поставил перед собой вопрос: «Не слишком ли много внимания я уделяю значимым другим в моей жизни, не развивая в себе способность самому отвечать за свои поступки, определять свою жизнь, принимать ответственные решения? Не слишком ли легко я прислушиваюсь к мнению авторитетов, стремясь переложить на них ответственность за совершаемый выбор, за качество моей жизни?» Желательно проанализировать характер влияния значимых других: добровольное, осознанное следование их мнению как мнению авторитетных, компетентных людей; попытка «спрятаться» за их авторитет, компетентность как защита от сложности жизни, от необходимости отвечать самому за все; отголоски прежних отношений, когда эти люди действительно были более зрелыми и компетентными, чем данный индивид, и до сих пор удерживают его под своим влиянием, не дают почувствовать себя самостоятельным и ответственным; влияние окружающих, которые одобряют следование мнению этих авторитетов; эмоциональная привязанность, дань уважения, боязнь причинить боль увеличением психологической дистанции между индивидом и данным человеком, неспособность «перерезать пуповину» отношений между «учеником» и «наставником», чтобы не травмировать последнего, и пр. Общий анализ можно дополнить упражнением «значимый другой»: Сядьте удобно. Закройте глаза. Вызовите в себе образ человека, чье мнение и отношение к вам для вас очень важны (значимость другого). Это может быть любой человек, значимый для вас в данную минуту (живой или уже умерший, конкретный или абстрактный, типа исторической личности или литературного персонажа). Кого вы сейчас вспомнили первым? Хотите ли вы «поговорить» с этим человеком? Если нет, то попробуйте разобраться почему. Мысленно посадите выбранного вами значимого другого перед собой. Представьте его позу, одежду, движения, выражение лица, настроение. Мысленно поговорите с этим человеком. Расскажите ему, как высоко вы его цените. Не стремитесь ограничиться одной-двумя фразами, постарайтесь объяснить значимому другому наиболее полно и ясно, почему он играет существенную роль в вашей жизни. Расскажите ему, за что вы ему благодарны и признательны. Теперь расскажите ему, за что вы на него обижены. И здесь тоже не ограничивайтесь несколькими фразами, назовите ему все ваши обиды, особенно те, которые вы в свое время от него скрывали. Скажите ему, чего вы сейчас ждете, чего хотите от него. —125— Теперь представьте, что прошло пять лет. Расскажите ему, какими вы представляете свои отношения с ним: как вы будете относиться друг к другу, какая в целом ситуация будет наиболее вероятной в вашем общении, какими бы вы хотели видеть ваши отношения, как может измениться степень и характер его влияния на вашу жизнь. Date: 2015-09-24; view: 279; Нарушение авторских прав |