Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные умения





Естественность и открытость в общении зачастую в большей сте пени зависят не от самой ситуации, а от владения общающимися сто ронами приемами взаимодействия, эффективной коммуникации, целом техникой общения.

«ПРИВЕТСТВИЕ»

Ритуал приветствия — это не просто обмен элементарными сведе ниями о себе, выражение своего отношения к партнеру, это еще и об мен человеческим теплом, адресуемым конкретному человеку.

Участники делятся на две группы и становятся друг напротив дру­га на расстоянии нескольких шагов в две шеренги. По сигналу веду­щего партнеры приближаются и обмениваются разнообразными при-

—118—


ветствиями (рукопожатия, объятия, реверансы, похлопывания, вос­торженные восклицания, тихие реплики, многозначительные взгля­ды). Когда обмен приветствиями завершился, предлагают описать ситуацию, в которой данное приветствие было бы уместным (логика приветствия, исходя из отношений между партнерами). Свой вари­ант излагает каждый из партнеров. Дается оценка того, насколько данное приветствие было предпочитаемым для обоих, или же для од­ного из участников пары оно было неожиданным, дискомфортным.

Затем студенты в шеренгах меняются местами так, чтобы теперь находиться лицом к лицу с другими партнерами. Ритуал приветствия повторяется. Анализируют, кто из студентов сохранил прежний ри­туал, а кто отказался, посчитав его неуместным в новой ситуации взаимодействия. Ведется обсуждение, что нового партнера не всегда уместно приветствовать так же, как и прежних, что нужно подбирать новый, специфичный для общения с этим человеком ритуал.

«ЗНАКОМСТВО»

Каждый из студентов, работающих в парах, должен представить­ся, сказав несколько слов о себе. После этого его партнер дает оценку того, насколько презентация пробудила в нем желание продолжить взаимодействие с этим человеком, какое впечатление в целом парт­нер произвел на него. ',

«ИНТЕРВЬЮ»

Искусство интервью требует напряжения сил с обеих сторон. Спрашивающий должен уметь быстро познакомиться с человеком, расположить его к себе, узнать как можно полнее. Важно уметь сфор­мулировать вопросы, задать их, сохранить дружеский контакт на всем протяжении взаимодействия, не задеть болевых точек. Но и от­вечать на вопросы тоже не так уж просто. Нужно быть откровенным, но нежелательно раскрывать и нечто сокровенное, сказать лишнее. Хочется, чтобы ответы были интересны, не банальны, чтобы у интер­вьюирующего создалось хорошее впечатление.

Группа делится на пары. Каждая пара поочередно разыгрывает пе­ред другими участниками ситуацию интервьюирования. Можно спроецировать ее на вузовскую жизнь, например, преподаватель, ку­ратор группы знакомится с новым студентом.

Группа прослушивает все интервью и по 5-балльной системе вы­ставляет оценку каждому участнику.

«коммутатор»

Члены группы рассаживаются вокруг стола. По команде они долж­ны одновременно попытаться сделать сообщение любому из своих то­варищей. Сообщение должно быть коротким, не более 1—2 фраз. Ни­каких предварительных договоренностей относительно того, кто с кем

—119—


будет взаимодействовать (кому передавать и от кого принимать сооб­щение), не должно быть, все определяется в ходе игры, продолжаю­щейся 1—2 минуты. Наиболее удачным результатом считается разви­тие диалога между конкретной парой студентов (именно диалога, то есть продолжения взаимодействия, а не уточнения того, что было ска­зано).

«ПРОСЬБА»

Студентам предлагают обратиться друг к другу с просьбой, пред­ставляющей определенное затруднение для того, кого просят (напри­мер, поделиться конспектом перед экзаменом, дать нужную на за­втра книгу). Оценивают тактичность, дипломатичность, оригиналь­ность, находчивость.

Затем студентам сообщают, что при выполнении некоторых пра­вил эффективность обращения можно повысить: косвенно выразить свою признательность, благодарность, начать просьбу с комплимента в адрес партнера, упоминания его заслуг, авторитета и значимости, найти «обходной маневр» таким образом, чтобы тот сам предложил свою помощь, и пр. Предлагают вновь обратиться с просьбой, сопро­вождая обращение соответствующими приемами.

«ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА»

Зачастую бывает трудно не столько обратиться к другому человеку, сколько прервать общение с ним, выйти из контакта. Особенно, когда мы торопимся, спешим, а наш собеседник явно рассчитывает на дли­тельную беседу. Бывает, что оба собеседника явно тяготятся контак­том, но никак не могут найти повод для прекращения общения.

Проигрывается ситуация, в которой один из партнеров хочет пре­рвать общение. Анализируют, кто из участников игры нашел наибо­лее удачную форму выхода из контакта, которая была уместной в данной ситуации, не обидела собеседника.

«ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ» Это упражнение несколько напоминает ситуацию собеседования при приеме на работу, однако имеет иное содержание. Студентам предлагают «войти» в определенный образ (представить себе челове­ка, которого будут изображать, например, известного группе препо­давателя, но так, чтобы они об этом предварительно не знали). Ко­манда «актеров» выходит из аудитории, «зрители» остаются на мес­те. В аудиторию будет входить «незнакомый человек», представляе­мый командой «артистов». А «зрителям» нужно распознать, что это за личность. Каждый может задать по одному вопросу для выяснения характера, профессии, возраста, образования и т. д., однако не пря­мо, а косвенным образом. Затем все вместе описывают личность, ко­торая перед ними в данном случае представлена. «Актер», осуществ-

—120—


лявший ее презентацию, дает оценку этой характеристике, а затем сообщает, о ком шла речь. Желательно, чтобы «артисты» не стреми­лись прямо копировать внешние поведенческие атрибуты, а пыта­лись передать определенное целостное представление о личности данного человека.

«ЛЕСЕНКА»

Группе предлагают начать конфликтный диалог: первый студент бросает фразу своему сопернику, второй отвечает ему фразой из не­скольких слов. Затем второй ту же самую фразу, которая только что задавалась ему, перебрасывает следующему студенту, но, поднимая ее на тон выше, делает эмоционально более сильной, превосходящей предыдущую.

Третий студент также отвечает ему той же фразой, что и в первом случае, но тоже повышает ее эмоциональный уровень. Главное усло­вие — не переходить на крик, увеличивать не уровень громкости, а эмоциональную силу. Студент, который не сможет взять следующей «ступеньки», эмоционально превзойти собеседника, уступает очеред­ность следующему.

Аналогично организуют взаимодействие в парах, только теперь диалог может развернуться далее (фразы не повторяют, вместо них приводят новые аргументы).

После завершения упражнения можно обсудить уровень конфлик­тное™, который задает преподаватель не умеющим регулировать си­лу эмоционального воздействия (провоцирует собеседника на усиле­ние конфликта).

Выявление индивидуальных особенностей, значимых для общения

Date: 2015-09-24; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию