Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурирование личностью своего психологического пространства





' Известно, что у каждого человека есть свой, наиболее предпочти­тельный способ организации психологического пространства, глав­ным образом по параметру предпочитаемых и реальных психологи­ческих дистанций между ним и окружающими его людьми. Выявить этот аспект индивидуального поведения, имеющего весьма значимое влияние на процесс общения, можно с помощью внешне несложного эксперимента. Однако необходимо предупредить, что выполнение со­ответствующего задания вызывает у студентов сильное психическое напряжение. Поэтому преподаватель должен особенно внимательно осуществлять предварительный инструктаж и интерпретацию окон­чательных результатов.

—121—


Само задание заключается в следующем. Преподаватель прово­дит три условных линии — на расстоянии 80 см, 1,5 м, 2,5 м от некоей условной точки и объявляет, что они соответствуют тем психологическим дистанциям, на которые мы обычно помещаем ок­ружающих нас людей. Первая линия (80 см) отсекает пространство наиболее близкого, интимного (в психологическом смысле), дове­рительного отношения. Тут располагаются люди, по отношению к которым личность не выстраивает психологических защит, может позволить себе быть самой собой, сохранять свою аутентичность вне зависимости от обстоятельств.

Вторая линия (1,5 м) определяет радиус пространства, в которое мы склонны помещать симпатичных, приятных для нас людей, с которыми мы бы хотели устанавливать и поддерживать дружеские отношения, но тем не менее сохранить свою собственную автоно­мию.

И, наконец, третья линия очерчивает то пространство, за пределы которого мы выносим все остальное человечество, точнее, тех его представителей, отношение к которым у нас достаточно нейтральное. Это дистанция формальных взаимоотношений.:

Процедура выполнения задания: конкретный студент становится в условную точку, а остальные члены учебной группы размещаются в соответствии с предложенным критерием на том психологическом пространстве, которое отвечает их представлениям.

Критерии размещения:;

1. Стать так, как, по мнению участников, у них сложились реаль­ные отношения с данным студентом.

2. Стать так, как, по их мнению, хотел бы данный студент.

3. Стать так, как хотелось бы каждому по отношению к данному студенту.

По желанию преподавателя могут быть предложены и другие кри­терии размещения, однако приведенных выше вполне достаточно для работы.

Как уже сказано, у студентов могут возникать затруднения в ходе выполнения задания: боязнь обидеть другого, оказаться в чис­ле отторгаемых, показаться слишком назойливым и пр. Это можно преодолеть, сделав во время инструктажа упор на том, что отно­шения между людьми складываются зачастую стихийно, независи­мо от личных качеств. При этом каждый человек имеет право по­мещать людей на ту дистанцию, на которой он не испытывает ди­скомфорта от взаимодействия с ними. Незнание этих особенностей, предпочтений, а также реальных дистанций грозит осложнением отношений, конфликтами, нарастанием напряжения в общении. Поэтому так важно выявить объективную картину субъективных^ предпочтений.

—122 —


Ход выполнения задания:

1. Один студент спиной к аудитории становится на исходную по­зицию. Другие студенты размещаются вокруг него на той дистанции, которая, по их мнению, реально сложилась. Можно выделить одного протоколиста, который зафиксирует позицию каждого участника. Затем все расходятся.

2. Студенту, дистанцию с которым определяют, предлагают повер­нуться лицом к аудитории и расставить членов группы на то рассто­яние, на котором, по его мнению, они размещались. Результат тоже фиксируется.

3. Теперь членам группы предлагают вновь занять ту же позицию, на которой они стояли в первый раз, только теперь студент наблю­дает за их размещением. Сравнивают количество совпадений, а так­же отклонений в первом и втором случаях.

4. Теперь вновь первый студент отворачивается от аудитории, а члены группы размещаются вокруг него по критерию: «А как бы вы хотели стоять по отношению к данному человеку?»

5. Затем первый студент осуществляет новое размещение — так, как, по его мнению, могли бы расположиться члены группы на осно­вании данного критерия.

6. Наконец, первому студенту предлагают расставить членов груп­пы по критерию «А как бы мне хотелось, чтобы они стояли?» (Пред­варительно можно также проделать аналогичное размещение, только члены группы сами определяют, как бы, по их мнению, мог их раз­местить данный человек.

Лейтмотивом обсуждения полученных результатов должен стать спокойный, неотягощенный дополнительными переживаниями ана­лиз, почему возникают соответствующие расхождения. Преподава­телю следует обратить особое внимание студентов на индивидуаль­ные особенности в структурировании психологического пространст­ва. Например, есть люди, которые просто не в состоянии впускать кого-то в свое интимное пространство, стремятся взаимодействовать «на расстоянии». Поэтому во время организации реальных отноше­ний они будут отторгать попытки других людей снизить дистанцию независимо от личностных качеств последних. Другие же люди, на­против, стремятся максимально наполнить свое интимное простран­ство, испытывают острую потребность в сверхблизких, раскрытых отношениях, симбиотичны. Для них ситуация отчуждения, отстране­ния может стать источником болезненных переживаний, а сам факт отдаленной дистанции с другим человеком будет вызывать стремле­ние ее сократить.

Желательно подвести студентов к выводу о необходимости ува­жать индивидуальные особенности отдельных людей, не стремиться навязывать им собственные интересы, потребности и предпочтения.

—123—








Date: 2015-09-24; view: 342; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию