Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурирование личностью своего психологического пространства
' Известно, что у каждого человека есть свой, наиболее предпочтительный способ организации психологического пространства, главным образом по параметру предпочитаемых и реальных психологических дистанций между ним и окружающими его людьми. Выявить этот аспект индивидуального поведения, имеющего весьма значимое влияние на процесс общения, можно с помощью внешне несложного эксперимента. Однако необходимо предупредить, что выполнение соответствующего задания вызывает у студентов сильное психическое напряжение. Поэтому преподаватель должен особенно внимательно осуществлять предварительный инструктаж и интерпретацию окончательных результатов. —121— Само задание заключается в следующем. Преподаватель проводит три условных линии — на расстоянии 80 см, 1,5 м, 2,5 м от некоей условной точки и объявляет, что они соответствуют тем психологическим дистанциям, на которые мы обычно помещаем окружающих нас людей. Первая линия (80 см) отсекает пространство наиболее близкого, интимного (в психологическом смысле), доверительного отношения. Тут располагаются люди, по отношению к которым личность не выстраивает психологических защит, может позволить себе быть самой собой, сохранять свою аутентичность вне зависимости от обстоятельств. Вторая линия (1,5 м) определяет радиус пространства, в которое мы склонны помещать симпатичных, приятных для нас людей, с которыми мы бы хотели устанавливать и поддерживать дружеские отношения, но тем не менее сохранить свою собственную автономию. И, наконец, третья линия очерчивает то пространство, за пределы которого мы выносим все остальное человечество, точнее, тех его представителей, отношение к которым у нас достаточно нейтральное. Это дистанция формальных взаимоотношений.: Процедура выполнения задания: конкретный студент становится в условную точку, а остальные члены учебной группы размещаются в соответствии с предложенным критерием на том психологическом пространстве, которое отвечает их представлениям. Критерии размещения:; 1. Стать так, как, по мнению участников, у них сложились реальные отношения с данным студентом. 2. Стать так, как, по их мнению, хотел бы данный студент. 3. Стать так, как хотелось бы каждому по отношению к данному студенту. По желанию преподавателя могут быть предложены и другие критерии размещения, однако приведенных выше вполне достаточно для работы. Как уже сказано, у студентов могут возникать затруднения в ходе выполнения задания: боязнь обидеть другого, оказаться в числе отторгаемых, показаться слишком назойливым и пр. Это можно преодолеть, сделав во время инструктажа упор на том, что отношения между людьми складываются зачастую стихийно, независимо от личных качеств. При этом каждый человек имеет право помещать людей на ту дистанцию, на которой он не испытывает дискомфорта от взаимодействия с ними. Незнание этих особенностей, предпочтений, а также реальных дистанций грозит осложнением отношений, конфликтами, нарастанием напряжения в общении. Поэтому так важно выявить объективную картину субъективных^ предпочтений. —122 — Ход выполнения задания: 1. Один студент спиной к аудитории становится на исходную позицию. Другие студенты размещаются вокруг него на той дистанции, которая, по их мнению, реально сложилась. Можно выделить одного протоколиста, который зафиксирует позицию каждого участника. Затем все расходятся. 2. Студенту, дистанцию с которым определяют, предлагают повернуться лицом к аудитории и расставить членов группы на то расстояние, на котором, по его мнению, они размещались. Результат тоже фиксируется. 3. Теперь членам группы предлагают вновь занять ту же позицию, на которой они стояли в первый раз, только теперь студент наблюдает за их размещением. Сравнивают количество совпадений, а также отклонений в первом и втором случаях. 4. Теперь вновь первый студент отворачивается от аудитории, а члены группы размещаются вокруг него по критерию: «А как бы вы хотели стоять по отношению к данному человеку?» 5. Затем первый студент осуществляет новое размещение — так, как, по его мнению, могли бы расположиться члены группы на основании данного критерия. 6. Наконец, первому студенту предлагают расставить членов группы по критерию «А как бы мне хотелось, чтобы они стояли?» (Предварительно можно также проделать аналогичное размещение, только члены группы сами определяют, как бы, по их мнению, мог их разместить данный человек. Лейтмотивом обсуждения полученных результатов должен стать спокойный, неотягощенный дополнительными переживаниями анализ, почему возникают соответствующие расхождения. Преподавателю следует обратить особое внимание студентов на индивидуальные особенности в структурировании психологического пространства. Например, есть люди, которые просто не в состоянии впускать кого-то в свое интимное пространство, стремятся взаимодействовать «на расстоянии». Поэтому во время организации реальных отношений они будут отторгать попытки других людей снизить дистанцию независимо от личностных качеств последних. Другие же люди, напротив, стремятся максимально наполнить свое интимное пространство, испытывают острую потребность в сверхблизких, раскрытых отношениях, симбиотичны. Для них ситуация отчуждения, отстранения может стать источником болезненных переживаний, а сам факт отдаленной дистанции с другим человеком будет вызывать стремление ее сократить. Желательно подвести студентов к выводу о необходимости уважать индивидуальные особенности отдельных людей, не стремиться навязывать им собственные интересы, потребности и предпочтения. —123— Date: 2015-09-24; view: 342; Нарушение авторских прав |