Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техника взаимодействия
Наряду с внутренними предпосылками значительное влияние на взаимопонимание общающихся сторон оказывает соблюдение ими определенных «технических» правил и приемов оптимального общения. —114— «УЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО» Участники игры образуют пары. Один из участников должен «познакомиться» со вторым как абсолютно незнакомым ему человеком, встреченным на улице. Для этого он обязан приложить максимум усилий, использовать все свое обаяние, находчивость, так как второй будет стараться избежать «знакомства». Цель считается достигнутой, если в процессе взаимодействия первый студент узнает условные имя и номер телефона второго. Перед началом «знакомства» парам нужно обговорить место действия, роль, в которой выступает каждый студент, примерную цель, побудившую первого к завязыванию, а второго — к избеганию знакомства. После проигрывания парами сцен знакомства определяется наиболее успешно справившийся с поставленной задачей «инициатор знакомства», а также самый несговорчивый незнакомец, сумевший правдоподобно сыграть образ — сохранить свое инкогнито. «пристройки» В процессе общения нередко партнеры находятся как бы на разных ступеньках. Один из участников может чувствовать себя более уверенно, он как бы стоит (или ставит себя) выше собеседника. Второй же, неосознанно или целенаправленно, исходя из личных целей, может как бы «прогибаться» в диалоге, уступать первенство и инициативу. Такие особенности поведения в психологии общения получили название «пристройки сверху» и «пристройки снизу». Обычно пристраивается один из участников диалога, второй вынужден играть предложенную или скорее навязанную ему роль. Студенты работают в парах. Предлагается сначала одному, а затем второму участнику каждой пары о чем-то попросить своего собеседника. Причем каждый должен это сделать дважды: первый раз при помощи пристройки сверху, второй — пристройки снизу. Пары определяют, у кого лучше получилась та или иная пристройка. Можно предложить соревнование: лучшие «пристраивающиеся», предложенные внутри пар, вступают во взаимодействие, и так до тех пор, пока не будут выявлены победители в группе. Желательно также несколько видоизменить задание: заставить партнера сменить вид пристройки, с которой он вошел в общение, на противоположный, побудить его взять на себя или отдать инициативу в общении. «ПОДКЛЮЧИТЬ СОСЕДА» Участники игры рассаживаются в круг. Первый и второй игроки завязывают дискуссию. Затем любой из этой пары дискутирующих подключает к разговору третьего, следующего по кругу. Вступающий в разговор должен занять позицию первого, а первому предстоит выйти из разговора. По мере того как новый участник втягивается в общение, предыдущий выходит из дискуссии. Подключить следующего может и готовящийся к выходу из игры, призывая нового собеседника себе на помощь, и последний вступивший, «набрасываясь» на новое лицо. С подключением новых и выбыванием прежних участников разговора игра движется по кругу. После ее завершения участники обсуждают, какими способами их «вовлекали» в игру, хотелось ли им следовать логике того, кто привлекал их ко взаимодействию, оппонировать ему или в целом сопротивляться его воздействию. Можно также проанализировать, насколько вновь включившимся удалось сохранить позицию предыдущего собеседника, или же он подменял ее собственными взглядами. «ВНУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ» Студенты садятся рядом друг с другом. Их руки на бедрах, кисти свободно свисают вниз, пальцы правой руки легко, без усилий сжимают небольшой предмет (карандаш, скрепку). Глаза закрыты, никаких движений. Один выступает в роли «гипнотизера». «Гипнотизер» проводит сеанс расслабления, например, говорит: «Вы расслаблены полностью, ваша правая рука тяжелеет, пальцы разжимаются, тепло струится по вашей руке, наполняя ее тяжестью, истомой». Сеанс заканчивается, когда предмет падает на пол. Обычно это занимает 2—3 минуты. Затем партнеры меняются ролями. Другой вариант внушающего воздействия — руки свободно лежат на бедрах, и «гипнотизер» пытается заставить партнера приподнять правую руку. Формула воздействия: «Рука становится легкой, она сама собой поднимается вверх. Рука легче воздуха, она как бы всплывает», После выполнения упражнения анализируют причины успеха (полное вхождение участников в соответствующие роли, убедительность и проникновенность голоса «гипнотизера», доверие и стремление сотрудничать со стороны его партнера). «КОНТАКТ» Упражнение дополняет предыдущее. Студенты встают попарно, ! друг против друга. В каждой паре один из участников закрывает глаза ] и кладет другому руки на плечи. Его партнер пытается расслабить од- | ну из лежащих на его плече рук. Для этого он подбирает соответству- j ющие слова внушения, стараясь подействовать на своего напарника | таким образом, чтобы одна из его рук утяжелилась, а другая — теряла, в весе. Могут быть использованы те же формулы внушения, что ив. предыдущем примере. Тот, кто внушает, глаза не закрывает, он еле- | дит за результатами своего воздействия на партнера. Это дает ему воз- j можность гибко менять тактику своего воздействия, управлять релак-1 —116— сацией партнера, нащупывая наиболее действенные формулировки и интонирование. Ведь темп речи, ее интонация и звуковая окраска влияют на силу эмоционального воздействия не менее, чем содержание и смысл. Эффект внушения будет зависеть прежде всего от того, насколько полно внушающий пропускает через себя то, что он говорит. После выполнения этого упражнения можно провести обсуждение проблемы педагогического взаимодействия (убеждение, внушение в педагогическом процессе, убедительность речи педагога, влияние сомнений, колебаний на эффект его воздействия и др.). «ЭТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Работа ведется по парам. Один из студентов выполняет роль преподавателя, другой — его слушателя. Предлагается подобрать набор ситуаций, типичных для вузовской жизни, и проиграть взаимодействие сторон при их разрешении. Например, «студент» приходит к «преподавателю», чтобы отпроситься с предстоящего занятия, а на это время назначена ответственная контрольная. Или: «студент» пришел к декану с заявлением о переводе на другой факультет, а тот не дает согласия. Определяют: конгруэнтность поведения каждой из сторон в данной ситуации, уверенность в своей правоте, способ выражения просьбы или отказа, поощрения или порицания, способ пристройки, а также полученный результат. «РАЗГОВОР С НАЧАЛЬНИКОМ» Теперь проигрывают ситуацию разговора начальника с подчиненным (например, декана с преподавателем). Тема разговора острая (получение квартиры, повышение должности, увольнение, перевод в другую организацию, критика работы). Вначале разговор ведется в произвольной форме; общающиеся, выбрав определенную проблему, пытаются ее проиграть без каких-то особых ограничений. Затем предлагают ряд приемов оптимизации взаимодействия и достижения успеха: начать беседу с похвалы и выражения искреннего восхищения друг другом; показать человеку свое понимание волнующих его проблем, желание помочь; при необходимости критики лучше указать вначале на свои ошибки и недостатки, а потом исподволь перейти к недостаткам собеседника; вместо категоричного отказа на основании собственного мнения желательно выяснить мнение собеседника вопросами типа «не считаете ли вы, что так сделать лучше?»; дать человеку возможность сохранить свою репутацию и самоуважение; инструментовать высказывания, например, не говорить «вы не понимаете», а сказать «вы в этот раз склонны поступить опрометчи- —117— во»; одобрять успехи собеседника, его малейшие достижения во взаимопонимании: приписывать собеседнику положительные цели, моти вы, черты; стараться показать, что недостатки, о которых идет речь і дискуссии, могут быть устранены различными способами, помимо тех, которые предлагает собеседник. Теперь по парам вновь проигрывают первоначально избраннук тему разговора, выявляя и корректируя отклонения от приведенных выше правил. После завершения работы анализируют способность партнеров придерживаться правил оптимизации общения, ход дискуссии в первом и во втором случаях, изменения в атмосфере взаимодействия, полученный результат. Выясняют также, кто в процессе взаимодействия применял более гибкую тактику, преодолевал недостатки в об- щении не только «за себя», но и за своего партнера. «ПРИЕМ НА РАБОТУ» Один из студентов играет роль «поступающего на работу», осталь ные члены группы — «комиссия», от решения которой зависит его принятие. Комиссия задает вопросы, претендент отвечает на них. После 2-х—3-х минутного взаимодействия комиссия принимает решение, берет ли данного претендента на соответствующую должность или нет. Ситуация усложняется тем, что на одну и ту же должность есть несколько претендентов (несколько участников группы проходят через соответствующее испытание), и нужно сделать выбор в пользу одного. Комиссия должна также аргументировать свой выбор, объяснить, на основании чего было сделано предпочтение. Можно разыграть и ситуацию вузовской жизни: прохождение по конкурсу на должность доцента кафедры психологии, выбор декана, поступление в аспирантуру и др. ' Date: 2015-09-24; view: 830; Нарушение авторских прав |