Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника взаимодействия





Наряду с внутренними предпосылками значительное влияние на взаимопонимание общающихся сторон оказывает соблюдение ими определенных «технических» правил и приемов оптимального обще­ния.

—114—


«УЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО»

Участники игры образуют пары. Один из участников должен «по­знакомиться» со вторым как абсолютно незнакомым ему человеком, встреченным на улице. Для этого он обязан приложить максимум усилий, использовать все свое обаяние, находчивость, так как второй будет стараться избежать «знакомства». Цель считается достигнутой, если в процессе взаимодействия первый студент узнает условные имя и номер телефона второго.

Перед началом «знакомства» парам нужно обговорить место дей­ствия, роль, в которой выступает каждый студент, примерную цель, побудившую первого к завязыванию, а второго — к избеганию зна­комства. После проигрывания парами сцен знакомства определяется наиболее успешно справившийся с поставленной задачей «инициа­тор знакомства», а также самый несговорчивый незнакомец, сумев­ший правдоподобно сыграть образ — сохранить свое инкогнито.

«пристройки»

В процессе общения нередко партнеры находятся как бы на раз­ных ступеньках. Один из участников может чувствовать себя более уверенно, он как бы стоит (или ставит себя) выше собеседника. Вто­рой же, неосознанно или целенаправленно, исходя из личных целей, может как бы «прогибаться» в диалоге, уступать первенство и ини­циативу. Такие особенности поведения в психологии общения полу­чили название «пристройки сверху» и «пристройки снизу». Обычно пристраивается один из участников диалога, второй вынужден играть предложенную или скорее навязанную ему роль.

Студенты работают в парах. Предлагается сначала одному, а за­тем второму участнику каждой пары о чем-то попросить своего собе­седника. Причем каждый должен это сделать дважды: первый раз при помощи пристройки сверху, второй — пристройки снизу. Пары опре­деляют, у кого лучше получилась та или иная пристройка.

Можно предложить соревнование: лучшие «пристраивающиеся», предложенные внутри пар, вступают во взаимодействие, и так до тех пор, пока не будут выявлены победители в группе.

Желательно также несколько видоизменить задание: заставить партнера сменить вид пристройки, с которой он вошел в общение, на противоположный, побудить его взять на себя или отдать инициати­ву в общении.

«ПОДКЛЮЧИТЬ СОСЕДА»

Участники игры рассаживаются в круг. Первый и второй игроки завязывают дискуссию. Затем любой из этой пары дискутирующих подключает к разговору третьего, следующего по кругу. Вступающий в разговор должен занять позицию первого, а первому предстоит


выйти из разговора. По мере того как новый участник втягивается в общение, предыдущий выходит из дискуссии. Подключить следую­щего может и готовящийся к выходу из игры, призывая нового собе­седника себе на помощь, и последний вступивший, «набрасываясь» на новое лицо. С подключением новых и выбыванием прежних уча­стников разговора игра движется по кругу.

После ее завершения участники обсуждают, какими способами их «вовлекали» в игру, хотелось ли им следовать логике того, кто при­влекал их ко взаимодействию, оппонировать ему или в целом сопро­тивляться его воздействию. Можно также проанализировать, на­сколько вновь включившимся удалось сохранить позицию предыду­щего собеседника, или же он подменял ее собственными взглядами.

«ВНУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ»

Студенты садятся рядом друг с другом. Их руки на бедрах, кисти свободно свисают вниз, пальцы правой руки легко, без усилий сжи­мают небольшой предмет (карандаш, скрепку). Глаза закрыты, ни­каких движений. Один выступает в роли «гипнотизера». «Гипноти­зер» проводит сеанс расслабления, например, говорит: «Вы расслаб­лены полностью, ваша правая рука тяжелеет, пальцы разжимаются, тепло струится по вашей руке, наполняя ее тяжестью, истомой». Се­анс заканчивается, когда предмет падает на пол. Обычно это зани­мает 2—3 минуты. Затем партнеры меняются ролями.

Другой вариант внушающего воздействия — руки свободно ле­жат на бедрах, и «гипнотизер» пытается заставить партнера при­поднять правую руку. Формула воздействия: «Рука становится лег­кой, она сама собой поднимается вверх. Рука легче воздуха, она

как бы всплывает»,

После выполнения упражнения анализируют причины успеха (полное вхождение участников в соответствующие роли, убедитель­ность и проникновенность голоса «гипнотизера», доверие и стремле­ние сотрудничать со стороны его партнера).


«КОНТАКТ»

Упражнение дополняет предыдущее. Студенты встают попарно, ! друг против друга. В каждой паре один из участников закрывает глаза ] и кладет другому руки на плечи. Его партнер пытается расслабить од- | ну из лежащих на его плече рук. Для этого он подбирает соответству- j ющие слова внушения, стараясь подействовать на своего напарника | таким образом, чтобы одна из его рук утяжелилась, а другая — теряла, в весе. Могут быть использованы те же формулы внушения, что ив. предыдущем примере. Тот, кто внушает, глаза не закрывает, он еле- | дит за результатами своего воздействия на партнера. Это дает ему воз- j можность гибко менять тактику своего воздействия, управлять релак-1

—116—


сацией партнера, нащупывая наиболее действенные формулировки и интонирование. Ведь темп речи, ее интонация и звуковая окраска влияют на силу эмоционального воздействия не менее, чем содержа­ние и смысл. Эффект внушения будет зависеть прежде всего от того, насколько полно внушающий пропускает через себя то, что он гово­рит.

После выполнения этого упражнения можно провести обсуждение проблемы педагогического взаимодействия (убеждение, внушение в педагогическом процессе, убедительность речи педагога, влияние со­мнений, колебаний на эффект его воздействия и др.).

«ЭТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Работа ведется по парам. Один из студентов выполняет роль пре­подавателя, другой — его слушателя. Предлагается подобрать набор ситуаций, типичных для вузовской жизни, и проиграть взаимодейст­вие сторон при их разрешении.

Например, «студент» приходит к «преподавателю», чтобы отпро­ситься с предстоящего занятия, а на это время назначена ответствен­ная контрольная. Или: «студент» пришел к декану с заявлением о переводе на другой факультет, а тот не дает согласия.

Определяют: конгруэнтность поведения каждой из сторон в дан­ной ситуации, уверенность в своей правоте, способ выражения прось­бы или отказа, поощрения или порицания, способ пристройки, а так­же полученный результат.

«РАЗГОВОР С НАЧАЛЬНИКОМ»

Теперь проигрывают ситуацию разговора начальника с подчинен­ным (например, декана с преподавателем). Тема разговора острая (получение квартиры, повышение должности, увольнение, перевод в другую организацию, критика работы).

Вначале разговор ведется в произвольной форме; общающиеся, выбрав определенную проблему, пытаются ее проиграть без каких-то особых ограничений.

Затем предлагают ряд приемов оптимизации взаимодействия и до­стижения успеха: начать беседу с похвалы и выражения искреннего восхищения друг другом; показать человеку свое понимание волную­щих его проблем, желание помочь; при необходимости критики луч­ше указать вначале на свои ошибки и недостатки, а потом исподволь перейти к недостаткам собеседника; вместо категоричного отказа на основании собственного мнения желательно выяснить мнение собе­седника вопросами типа «не считаете ли вы, что так сделать лучше?»;

дать человеку возможность сохранить свою репутацию и самоуваже­ние; инструментовать высказывания, например, не говорить «вы не понимаете», а сказать «вы в этот раз склонны поступить опрометчи-

—117—


во»; одобрять успехи собеседника, его малейшие достижения во взаи­мопонимании: приписывать собеседнику положительные цели, моти вы, черты; стараться показать, что недостатки, о которых идет речь і дискуссии, могут быть устранены различными способами, помимо тех, которые предлагает собеседник.


Теперь по парам вновь проигрывают первоначально избраннук тему разговора, выявляя и корректируя отклонения от приведенных выше правил.

После завершения работы анализируют способность партнеров придерживаться правил оптимизации общения, ход дискуссии в пер­вом и во втором случаях, изменения в атмосфере взаимодействия, полученный результат. Выясняют также, кто в процессе взаимодей­ствия применял более гибкую тактику, преодолевал недостатки в об- щении не только «за себя», но и за своего партнера.

«ПРИЕМ НА РАБОТУ»

Один из студентов играет роль «поступающего на работу», осталь ные члены группы — «комиссия», от решения которой зависит его принятие. Комиссия задает вопросы, претендент отвечает на них. После 2-х—3-х минутного взаимодействия комиссия принимает ре­шение, берет ли данного претендента на соответствующую долж­ность или нет. Ситуация усложняется тем, что на одну и ту же дол­жность есть несколько претендентов (несколько участников группы проходят через соответствующее испытание), и нужно сделать выбор в пользу одного. Комиссия должна также аргументировать свой вы­бор, объяснить, на основании чего было сделано предпочтение.

Можно разыграть и ситуацию вузовской жизни: прохождение по конкурсу на должность доцента кафедры психологии, выбор декана, поступление в аспирантуру и др. '







Date: 2015-09-24; view: 830; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию