Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Углубленная работа с психологическими возможностями
Многие психологические методики дают возможность осуществить и более углубленный анализ, особенно, если речь идет о проблемах межличностного взаимодействия, общения. Тогда дополнительная работа с методиками помогает выявить, как проецируются определенные качества на отношения с другими людьми. Подобная углубленная интерпретация требует особого подхода. Ниже предлагается техника такой работы на примере двух методик. Пример 1. Используемая для иллюстрации методика называется «Понимаете ли вы друг друга?» и нацелена на выявление отношений в «диаде» близких людей. Это может быть супружеская пара, но может быть и пара так называемых «закадычных» друзей. Инструкция: из предложенных к каждому вопросу вариантов ответов выберите тот, который в большей степени совпадает с вашим мнением. 1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений: а) да; б) нет такой необходимости; в) такое выяснение бесполезно? 2. Когда вы хотите задать партнеру какой-нибудь деликатный вопрос, можете ли вы это сделать прямо, без обиняков: —92— а) да, всегда; б) да, но в благоприятной обстаноке; в) об этом не может быть и речи? 3. Считаете ли вы, что ваш партнер умалчивает многое из того, что его тяготит: а) да; б) не имею представления; в) я в курсе всех его проблем? 4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время: а) да; б) не всегда; в) в большинстве случаев нет? 5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными: а) да, я всегда обдумываю и взвешиваю свои слова; б) нет, мы говорим то, что думаем, прямо; в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь к другому? 6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас чувства, что вы тем самым обременяете его: а) да, часто; б) он просто не вникает в мои проблемы; в) он всегда принимает участие в моих проблемах? 7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим: а) случается и так; б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой? 8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с менее близкими друзьями, чем с партнером: а) иногда это случается; б) нет, свои проблемы я охотнее обсуждаю со своим партнером; в) друзья меня лучше понимают? 9. Бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом: а) бывает и так; б) нет, я всегда слушаю внимательно; в) если я чувствую рассеянность, то стараюсь сосредоточить свое внимание? 10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами: а) непременно; б) обычно даю партнеру возможность высказать все, что его волнует; в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами? -93 Воспользовавшись следующим «ключом», подсчитайте набранное вами количество баллов. «Ключ» для обработки результатов
В соответствии с набранным вами количеством баллов о вашей паре можно сказать следующее: От 0 до 10 баллов. В вашей паре существует взаимное доверие и открытость. Принято рассказывать о своих проблемах: каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. Поэтому у вас нет необходимости искать сочувствия и понимания у других, вы уверены в том, что ваш партнер понимает вас лучше всех. Важно то, что у вас мало «запретных» тем, вы свободно можете затрагивать разные аспекты жизни, не тратя усилия на то, чтобы облечь их в «благопристойную» форму (иносказаниями, намеками). Даже о самых глубинных, сокровенных проблемах вы можете говорить открыто, зная, что ваш партнер не будет скован ложными предубеждениями, сможет вас понять. От 11 до 20 баллов. Нельзя сказать, что в вашей паре совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд. вещей, о которых вы не говорите и не решаетесь обсуждать их. А это ведет к взаимному отчуждению, ведь если вас не понимает близкий человек, вы вынуждены будете искать понимание «на стороне». Эту методику интересно использовать для проведения «диадного» опроса, например, предложив ответить на те же вопросы партнеру и затем сопоставив его мнение о ваших отношениях. Вполне возможно, что у него сложилось иное мнение о ваших отношениях. Еще один возможный вариант — предложить партнеру по этому же опроснику, но уже с несколько видоизмененными вопросами, оценить вас. Например, изменив формулировку вопроса следующим образом: «Когда я разговариваю с ним, он часто думает о чем-то дру- —94— гом» (вопрос 9). Точно так же заполните этот опросник и вы, затем обменяйтесь ответами. Вполне возможно, вы узнаете, что многое из того в вашем поведении, что вам кажется достаточно благополучным, причиняет вашему партнеру страдания. Или же то, что бесконечно раздражает вас в его поведении, заставляет предполагать, что он это делает просто «нарочно». Данную методику можно использовать и для оценки степени напряженности, возникающей в межличностных отношениях с близким вам человеком. Для этого процедура исследования разбивается на два этапа. На первом этапе вы выявляете, насколько важны, значимы для вас те или иные аспекты доверительных отношений. Приведем ниже такой модифицированный опросник. 1. Считаете ли вы, что в отношениях с близким человеком может возникать необходимость серьезного выяснения отношений? а) да, случается, что такая необходимость становиться весьма актуальной; б) в отношениях с близким человеком такой необходимости возникать не должно; в) такое выяснение всегда бесполезно. 2. Допустимо ли прямо, без обиняков, задавать партнеру деликатный вопрос? а) да, всегда; б) смотря какой вопрос и в благоприятной обстановке; в) об этом не может быть и речи. 3. Может ли партнер умалчивать о том, что его тяготит? а) да, несомненно; б) я предпочитаю не знать того, что непосредственно не касается меня; в) нет, в отношениях с близким человеком нужно быть в курсе всех его проблем. 4. Могут ли партнеры разговаривать о серьезных вещах в любое время? а) да; б) не всегда; б) в большинстве случаев. 5. Должны ли близкие люди, общаясь друг с другом, подбирать точные формулировки своих высказываний? а) да, всегда нужно обдумывать и взвешивать свои слова; б) нет, нужно говорить то, что они думают, прямо; в) каждый имеет право высказать свое мнение, но должен прислушиваться и к другому. 6. Могут ли проблемы одного быть обременительными для близкого ему человека? —95— а) конечно, могут, и достаточно часто; б) думаю, что не следует требовать вникать во все проблемы друг Друга; в) нужно всегда принимать участие в проблемах другого. 7. Может ли один принимать важное решение, касающееся его самого, не советуясь с другим близким ему человеком? а) вполне возможно; б) в любом случае необходимо обсуждение, хотя каждый может остаться при своем мнении; в) нет, любое решение должно приниматься совместно. 8. Допустимо ли делиться своими проблемами с другими людьми, минуя партнера? а) конечно, это вполне допустимо по разным обстоятельствам; б) нет, свои проблемы следует обсуждать прежде всего с самым близким человеком; в) люди, с которыми устанавливаются менее тесные отношения, скорее будут объективными и смогут лучше понять. 9. Может ли партнер, когда ему о чем-то рассказывают, думать в это время о другом? а) конечно, это вполне может быть; б) нет, так как невнимание — признак неуважения партнера; в) нужно сделать над собой усилие и постараться сосредоточить внимание на нуждах партнера. 10. Вы считаете, что чаще всего общение с партнером должно строиться следующим образом? а) я непременно должен иметь право высказать все, что меня волнует; б) нужно давать партнеру возможность высказать все, что волнует его; в) считаю, что возможность высказаться должна быть равной у обеих сторон. Обработка результатов может быть проведена по предложенному выше «ключу». Интерпретация результатов. От 0 до 10 баллов. Вы не стремитесь полностью поработить партнера совместными проблемами, да и сами сохраняете за собой определенную независимость. Ваш девиз — «вместе хорошо, когда люди не мешают друг другу». И хотя пока еще трудно сказать, в равной ли степени вы позволяете эту независимость себе самому и конкретному близкому вам человеку, все-таки одно можно утверждать с уверенностью: ни навязывать свое общество каждую минуту, ни требовать к себе безусловного внимания вы не намерены. Важно также, что вы не идеализируете —96— этих отношений, а относитесь к ним достаточно трезво и объективно. Вы считаете, что отношения необходимо постоянно строить совместными усилиями, а не ориентироваться на какие-то внешние правила и нормы. Вы не боитесь ради этого и «черновой» работы по выяснению отношений, подразумевая под этим выявление реальных причин происходящего. От 11 до 20 баллов. Чем более высокие значения вы получили, тем в большей степени вы пытаетесь ограничить круг жизненных проявлений только совместными (или собственными, выдаваемыми за совместные) проблемами. Вы стремитесь сделать партнера своим продолжением, подчинить его жизнь только тем вопросам, которые связаны с вами. Взамен, вполне возможно, вы предлагаете и свою полную отрешенность от всего остального мира, считая это само собой разумеющимся. Однако следует помнить, что межличностные отношения такой степени интенсивности весьма утомительны. Чем меньше дистанция между общающимися, свобода самопроявления, тем более сильным может стать желание вырваться из этих «оков». Не удивительно, что или вам самому становится иногда тяжело выдерживать это напряжение, или ваш партнер изъявляет желание, а может, уже совершает реальные действия по их ослаблению. Выяснить же реальное состояние дел мешает ваша ориентация на идеализированные, «красивые» отношения, когда многие аспекты отвергаются как недопустимые, не подлежащие оглашению. На втором этапе работы рассчитывается субъективный показатель удовлетворенности отношениями в конкретной ситуации взаимодействия. Для этого необходимо воспользоваться результатами работы с предыдущей методикой. Итоговый показатель рассчитывается как частное от деления двух результатов, где в числителе стоит большее, а в знаменателе — меньшее число, независимо от того, по какой методике они получены. Отсутствие напряжения, удовлетворенность сложившимися отношениями отмечаются при показателе, равном 1. Чем больше отклонения от него, тем выше степень несовпадения идеальной субъективной модели отношений с реальной. Предположим, в предыдущей методике вы получили значение 18, которое свидетельствует о том, что ваши отношения с партнером строятся на самоизоляции и ограничении круга обсуждаемых проблем. Ваша же собственная установка выражается баллом 2, то есть вы стремитесь к открытости отношений. Частное от деления равно 9,.то есть разница существенная. Но вполне возможно, что вы получили в предшествующем обследовании 2 балла, то есть с объективной точки зрения вполне благополучный результат. Однако вторая методика выявила, что вы-то сами ориентированы на —97— более близкие, тесные отношения, поскольку ваш показатель равен 18. Фактически вы не знаете, что вам делать с вашей свободой и независимостью, она вас тяготит, хочется больших гарантий в отношениях с партнером. А потому вам не менее хочется видоизменить ваши отношения, чем в первом случае. То есть степень удовлетворенности реальными отношениями с партнером не может определяться критериями совпадения с какими-то внешними ценностями, она всегда определяется индивидуальными особенностями взаимодействующих сторон. И только тогда, когда вы выяснили реальное соотношение, наступает этап преодоления собственного субъективизма. Теперь вы должны исходить не только из того, что диктует вам ваша собственная психика, но и попытаться понять партнера, его нужды и потребности. На этом пути вас ждут новые трудности и открытия. Поэтому есть ряд правил, которым необходимо следовать, чтобы полученная психологическая информация не сработала «во вред». Рассмотрим их поочередно. 1. Вполне возможно, что мнение партнера существенно отличается от вашего собственного. Так, определив его идеальную модель отношений, вы можете недоумевать: ну как можно желать такие явные глупости? Подобная реакция особенно часто возникает тогда, когда чье-то мнение принципиально отличается от нашего собственного, а особенно, если его высказывает человек, о котором, казалось бы, нам известно все. Вполне возможно, что ваша точка зрения более разумна, рациональна, способствует укреплению отношений, а не их дестабилизации, в потенциале обеспечивает более гармоничную и счастливую жизнь. Однако прямой критикой вы делу не поможете. Ведь пока что ваш партнер может вполне реально страдать не от того, что его модель отношений «плохая», а от того, что она не воплощается в практике ваших конкретных отношений. Поэтому уйдите от искушения тут же, на месте, разъяснить ему, как он неправ, желая совсем не того, что «нужно». В конце концов, и ваша позиция может казаться ему не менее нелогичной, нерациональной и даже нелепой. Если ваши усилия уйдут на то, чтобы доказать друг другу, у кого модель отношений предпочтительнее, вместо положительных результатов у вас получится ссора. Правило первое. Что бы ни высказывал ваш партнер, какими бы «нерациональными» ни казались вам его взгляды, вы должны принять их безоценочно, просто как объективную реальность, с которой необходимо считаться. 2. Еше большее удивление может возникнуть у вас, когда вы познакомитесь с тем, каким считает партнер свое собственное поведете— ниє. Здесь нередко возникает искушение немедленно указать ему на неточность самовосприятия, напомнить о тех конкретных ситуациях, когда он поступал и действовал наоборот. Это занятие совершенно бесполезное, поскольку: а) он может ориентироваться на не реальные действия, а на свои намерения, что далеко не одно и то же; б) система психологических защит может не только полностью изменять самовосприятие, но и не дает возможности вашим словам пробиться к его сознанию; в) не следует исключать и вашу предвзятость, когда вы неадекватно трактуете его поступки на основании собственных гипотез и предположений. Поэтому бессмысленно обращаться к фактам из прошлой жизни, давать им оценку и интерпретацию, стремясь переубедить партнера или уличить его в неискренности. В данный момент каждый из вас пытается решить собственную проблему и отвечает перед собой за ее эффективное разрешение. То, что ваш партнер неискренен, в данный момент представляет его, а не вашу проблему, с которой вы не должны пытаться одновременно справиться. Если у него еще не сформировалось желание действительно разобраться в том, что происходит между вами, то насильно заставить его заниматься этим с полной отдачей вы не сможете. В любом случае главная ваша задача — получить дополнительную информацию и с пользой ее интерпретировать. Поэтому ориентируйтесь на то, что и как делаете именно вы. Правило второе. Не тратьте время на решение проблем другого человека, на попытки заставить его решать эти проблемы одновременно с вами. Вы отвечаете только за свою искренность и действия. В любой ситуации пользуйтесь теми данными, которые вы получаете, и не старайтесь получить их или изменить в более желательную для вас сторону путем нажима, давления или любого рода шантажа. 3. Возможно, что самым неожиданным откровением станет для вас оценка вашего поведения и его интерпретация вашим партнером. Иногда она достаточно болезненна для вашего самолюбия. Хочется тут же, на месте, либо оправдаться, либо обвинить партнера в его «слепоте», «непонимании» или попытке свалить всю вину на вашу голову. И это опять уведет вашу совместную работу в сторону, в область примитивного выяснения отношений и взаимных упреков. Примите даже ошибочное мнение как объективную (хотя и малоприятную) реальность. Пусть вас больше интересует, что реально зависит от вас, чтобы изменить состояние дел к лучшему. Правило третье. Не обвиняйте других в том, что они неправильно интерпретировали ваше поведение, а основное внимание обратите на то, почему у них сложилось соответствующее мнение и что лично зависит от вас, чтобы изменить отношения к лучшему. —99— 4. Наконец, возникнет вопрос, ради чего все это делается. Конечно, сама процедура психологического исследования достаточно интересна. Однако ее результатом должно стать не просто обсуждение выявленных результатов, а оптимизация отношений между общающимися сторонами. Поэтому важно наметить конкретные действия на будущее. Правило четвертое. Полученная информация не является самодостаточной, основное ее значение в том, что она дает возможность внестц конструктивные изменения в собственное поведение и отношения с другими людьми. Если в результате психологического тестирования отношения к себе или к другим в чем-то ухудшились, значит, вы на неверном пути и должны немедленно вернуться к стратегии оптимизации. Пример 2. Высокой информационной ценностью могут обладать не только окончательные результаты по тестам, но и каждый отдельный «шаг» в самооценке. Это особенно эффективно для разработки последующих направлений самосовершенствования. В качестве образца такой работы может быть использован тест Е. А. Климова на склонность к профессиям, связанным с общением. Данный тест предназначен для прогнозирования степени трудности выполнения педагогической деятельности, вызываемой спецификой этой деятельности: высоким удельным весом компонента общения и соответственно повышенными требованиями к коммуникативным качествам исполнителя. Инструкция: вам предлагается ряд качеств. «Примерьте» их на себя и оцените степень выраженности, исходя из следующей градации оценок: 5 — безусловно да, 4 — в основном да, 3 — трудно сказать, 2 — скорее всего нет, 1 — нет. 1. Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (в ответ на критику, замечания)? 2. У вас долго сохраняется в душе осадок от разного рода переживаний, возникающих в общении (досады, радости, печали)? 3. У вас часто бывают подъемы и спады настроения? 4. Вы тяжело и долго переживаете критику в свой адрес? 5. Вас сильно утомляет шумная, веселая компания? 6. Вы заметно испытываете затруднения, стесняетесь, когда приходится знакомиться с новыми людьми? 7. Вам легче и приятнее узнать о чем-то из книги, чем спросить об этом у других? 8. Вы часто испытываете желание отдохнуть в одиночку, побыть в тишине? —100 — 9. Вы долго отыскиваете новые слова, когда вам приходится разговаривать? 10. Вы предпочитаете узкий круг постоянных знакомых широкому кругу новых знакомств? В зависимости от набранного количества баллов можно предположить: 40—50 баллов. Вам не очень подойдут профессии с частыми и напряженными межличностными контактами. ЗО—40 баллов. Вы будете испытывать некоторый постоянный дискомфорт, который придется преодолевать усилием воли. 20—30 баллов. Работа будет причинять некоторые неудобства, но в целом будет удовлетворять вас. 10—20 баллов. Вам подходит тип работы, связанный с общением. При дополнительном анализе и интерпретации внимание обращается прежде всего на те вопросы, которые являются наиболее информативными (по которым выставлены крайние значения — единица или пятерка). Такие предельные значения нередко сопряжены с заострением определенных черт характера, принятием негибких форм поведения, ригидностью установок и в целом системы саморегуляции. Поэтому предлагается самостоятельно поработать над теми вопросами, которые получили крайние оценки. Для этого необходимо воспользоваться следующей таблицей. Важно помнить, что при описании каждого вопроса первая строка отражает причины неоптимального поведения, выраженного в полярных баллах, а вторая строка — пути и способы устранения этих причин, приемы преодоления затруднений (как внешних, так и внутренних), возникающих в ситуациях общения.
—101—
—102
105-
Следует помнить, что зачастую причины профессиональных затруднений порождаются не глубинными психологическими механизмами, которые с трудом поддаются коррекции, а вполне доступными каждому и формируемыми приемами и навыками рефлексии и коммуникации. Поэтому задача каждого человека — разграничить те трудности, которые порождаются базовыми психологическими предпосылками (например, типом темперамента, интровер-тированностыо, доминированием определенного типа мышления и пр.), и те, которые возникли как результат конкретных жизненных обстоятельств (отсутствие частых социальных контактов, закрепление неоптимальных психологических защит и др.). Овладение техникой общения дает возможность снять ряд затруднений, испытываемых при организации межличностного взаимодействия, установлении профессиональных и непрофессиональных отношений с другими людьми. — 106 — Date: 2015-09-24; view: 403; Нарушение авторских прав |