Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Школа Курта Левина
исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина. основанием человеческой активности намерение — потребность. квазипотребности. О бразуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями и проявляются в том, что определенные вещи или события приобретают побудительность, контакт с которыми влечет за собой тенденцию к определенным действиям. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности». Есть психологическое поле. Именно потребность обусловливает то, что один предмет приобретает побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой — не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность. Факт единства личности и среды выражен К. Левиным в понятии «жизненное пространство». Его структура и динамика выражаются в понятиях взаимозависимости, силового поля, равновесия, мощности. понятия временной перспективы включенность в понятие жизненного пространства ожиданий, представлений о будущем и прошлом, но в связи с настоящим. К. Левин создал ряд новых методов и методик. П рерванное действие (М. Овсянкина), З апоминание незавершенных действий (Б.В. Зейгарник), замещающее действие (К. Лисснер, В. Малер), выявление уровня притязаний (Ф. Хоппе) и др. В связи с квазипотребностями К. Левин исследовал проблему целеобразования и целенаправленного поведения. Ввел новые понятия, связанные с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и избегание неудачи и др. Примеры: Эксперимент М. Овсянкиной на прерванные действия. Эксперимент Зейгарник на запоминание незавершенных действий.
ВЫВОДЫ: Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму. Методики экспериментального исследования восприятия, мышления, личности, и полученная в результате богатая феноменология - важный итог деятельности гештальтпсихологов. Однако в теоретическом плане концепция зашла в тупик. С труктурный принцип не оправдал себя как универсальный. В этой универсальности обнаружилась недостаточная объяснительная сила структурного принципа.
13. Когнитивный подход в психологии: основные принципы, понятия, методы и области исследования.
История возникновения, предпосылки Взаимосвязь с бихевиоризмом и отличия. Особенности когнитивной психологии Базовые принципы Представление об отдельны функциях – памяти, мышлении, внимании Критика когнитивистского подхода
Возникла в середине 60-х гг. в США, как ответ на бихевиоральную парадигму исключения сознательного компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и развития, упрощенного подхода к обучению человека, отчасти для совершенствования учебного процесса. Основатели Джордж Миллер, Уильрик Найссер, Ведущие представители У.Найссер, Д.Бродбент, А.Пайвио и др. Подход взаимосвязан с теорией информации, компьютерными науками, искусственным интеллектом, нейронауками - междисциплинарный характер. Произошел из исследований необихевиористов, Толмен, субъективный бихевиоризм Миллера, Галантера и Прибама, указавших на необходимость включения когнитивных и мотивационных компонентов в структуру поведения. Толмен - понятие промежуточной переменной - когнитивных процессов, когнитивных карт (у человека, и животных), цель (у человека, и животных). Отличия когнитивной психологии от бихевиоризма: 1) когнитивная психология обращает внимание на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. Важна вся совокупность психических процессов, не только взаимосвязь стимулов и реакций; акцент на сознании, а не на поведении. Поведенческие акты скорее как возможность получения заключений о связанных с ними психических процессах. 2) когнитивную психологию интересуют способы и формы, в которых сознание человека организует имеющийся опыт. 3) индивид усваивает стимулы из окружающей среды в ходе некоторых активных и творческих процессов. Человек не пассивно воспринимает внешние и внутренние стимулы, а сознание – не есть чистый лист бумаги для запечатления данных чувственных восприятий.
Человеческий организм - система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации. Люди воздействуют на информацию: перекодируют, отбирают, исключают. У.Найссер. подчеркивалась р оль внутренних когнитивных схем и активности познающего организма в процессе познания. Эта психология возникла под определяющим влиянием информационного подхода. Зд. была сформулирована «компьютерная метафора»: познавательные процессы трактуются по аналогии с процессами переработки информации в сложном вычислительном устройстве. Введение в основы психологии компьютерной аналогии получило название «первой когнитивной революции». Основная область исследований – познавательные процессы (память, восприятие, когнитивное развитие, …), но так же эмоциональная и мотивационная сферы, социальная психология.
Особенности когнитивной психологии: 1. метафорическая наука. Метафора компьютер, разрыв между реальностью и метафорой. 2. Модель переработки информации - процесс познания может быть разделен на некоторое количество этапов, на каждом свой уникальный набор операций. Способность переработки информации ограничена на 2 уровнях: на сенсорном уровне (количество информации, которая может быть воспринята) и когнитивном уровне (количество информации, которая может быть переработана). Обработка - модификация энергии(из физической в нервную), абстрагирование(из мозаичной в более обобщенной и абстрактной), соотнесение с прошлым опытом. 3. Методы – эксперимент и моделирование Новые методы исключали необходимость интроспекции. Большинство основано на точной регистрации времени ответа на сигналы для определения уровневой организации психических процессов в задачах. Хронометрические методики восходят к методике измерения времени реакций обнаружения, различения и выбора. 4. Интерес к «неосознанному»(бессознательному) – выступает как более эмоциональное и рациональное. Неосознанное на разных этапах. Сознательной переработки нет: процесс запускается и происходит на бессознательном уровне. Процесс может идти бессознательно(быстрее и эффективнее) и сознательно. Все формы человеческого познания рассматриваются по аналогии с операциями ЭВМ, последовательные блоки сбора и переработки информации, фазы или аспекты процесса информационного взаимодействия со средой. Уровневая организация познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей ряд блоков. Множество структурных моделей памяти, перцептивных процессов, внимания, мышления(вербального и невербального) Выявлены свойства познавательной активности: 1. Избирательность: определяется опытом субъекта; 2. Определяемость средой (предметами физического мира и социальным опытом, культурой); 3. Неполнота познавательных схем; 4. Постоянная корректировка познавательных схем в процессе столкновения с действительностью.
Важнейшие принципы:
Память Крейк и Локхарт. Запоминание как побочный продукт обработки информации, существует несколько уровней обработки, чем глубже – тем прочнее след в памяти, повторение ведет к усилению следа памяти только если оно сложное-разрабатывающее.
Внимание Модели – селективная по принципу «вечеринка с коктейлем» – слушаем 1, отстраиваемся от других путем переключения внимания. Модель ранней селекции Бродбента. Модель аттенюатора (в словаре есть единицы с низким, средним и высоким порогом. Низкие – аффективно окрашенные, высокие – угрожающие). Модель поздней селекции Дойчей (фильтрация идет на стадии принятия решения). Модель Нормана. Позднее появились модели гибкой и множественной селекции. Модель Найссера – 1 стадия – предвнимание, 2 – фокальное внимание. Никаких центральных ограничений переработки информации не существует.
Мышление Определяли мышление как процесс выдвижения, проверки и коррекции гипотез.
Критика:
Позже появилась новая исследовательская программа. Ее основу составляет направленность на изучение использования активными субъектами в решении задач различных символических систем (центральное место отводится языку). Такой поворот в развитии исследований получил название «второй когнитивной революции».
Date: 2015-09-24; view: 2344; Нарушение авторских прав |