Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема возникновения и развития психики. Критерии психического
План ответа на вопрос: 1. Проблема критерия психического. Традиционные критерии психического в философии. (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, солипсихизм) 2. Критерий АН Леонтьева и его концепция о зарождении психики А) элементарная форма психического – чувствительность Б) чувствительность vs раздражимость. Эксперимент по формированию кожной светочувствительности В) необходимость психического отражения (ПЯ Гальперин, Иванников) Г)Роль психики в эволюции живых существ (Северцев) Д) другие функциональные критерии психического 3. Этапы развития психики (АН Леонтьев, Фабри) 1) Элементарная сенсорная – высший и низший уровни 2) Перцептивная – высший и низший уровни 3) Стадия интеллекта – дискуссия о её выделении 4) Стадия сознания
1)Проблемы возникновения психики. А.Н.Леонтьев выделяет четыре позиции: 1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; Р.Декарт). 2. Панпсихизм (всеобщая одушевленность, проблема возникновения снимается; Б.Спиноза). 3. Биопсихизм (психика есть у любого живого существа; Аристотель). 4. Нейропсихизм (объективный критерий: наличие нервной системы; Ч.Дарвин, Г.Спенсер).
Критика Леонтьвым: первая - очень узкая, вторая слишком широкая. Третья не позволяет установить качественного отличия живого организма, обладающего психикой. Нейропсихизм недостаточен, т.к. связь органа и функции подвижна, одну и ту же функцию могут выполнять разные органы. 1. А) А. Н. Леонтьев предположил, что исходной формой психического является чувствительность. 2 вида критериев чувствительности: 1) Субъективный (самоотчет) – не подходит для исследования животных 2) Объективные критерии (по Йерксу): 2а) Структурные, морфологические. Ненадежен, органы и функции составляют единство, но связаны не неподвижно и неоднозначно. 2б) функциональные (признаки в поведении). - подвижность - защитная подвижность - подвижность, связанная с предыдущим опытом Проблема: невозможно по двигательным функциям различить раздражимость, которая свойственна всей живой материи, от чувствительности. Б) АНЛ предложил следующее разделение: Раздражимос ть – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие (биотические стимулы). Чувствительность - способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия, потенциальные сигналы будущей биотической ценности. Таким образом, возникновение психики в эволюции тесно связано с: А) появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Необходимое, но недостаточное условие. Б) выделением этой связи самим субъектом, обнаружение в деятельности смысла абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора. Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально. В школе А. Н.Леонтьева дискуссия относительно точного определения критерия психического: ü А.Н.Леонтьев -реакция на любой видоспецифический абиотический раздражитель. ü П.Я.Гальперин — реакция только на абиотический стимул, смысл которого определяется в индивидуально-неповторимой деятельности субъекта . В) Гипотеза о возникновении у животных чувствительности в связи с переходом от жизни в гомогенной к жизни в гетерогенной среде на основе процесса усложнения и расширения, а с другой стороны, сужения функций органов, спецификации в качестве органов чувствительности. Есть ситуации, в которых успешность поведения нельзя объяснить иначе, как с учетом ориентировки на основе наличной ситуации (ПЯ Гальперин). По Иванникову: жизненные задачи, плохо решаемые без психики: 1. Установление биологического смысла объекта. 2. Создание образа ситуации. 3. Создание новых способов поведения. Психика - адаптационный механизм. Биологическая роль – ориентировка и регуляция деятельности в предметной среде и меняющихся условиях. Г) Роль психики в эволюции живых существ А. Н. Северцев и адаптивное значение психики Обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Два принципиально разных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды: 1) Изменение строения и функционирования органов. Растения+животные. 2) Изменение поведения без изменения организации. Только животные. 2 механизма развития поведения: а) медленное изменение инстинктов; б) приобретение индивидуального опыта как научения отвечать на быстрые изменения среды
Д) Другие функциональные критерии психики: - Бернштейн и Вилюнас – когда организм способен двигаться целенаправленно, ощущение возникает позже. - Толмен и Скиннер. – Способность научаться, начиная с привыкания, и использовать опыт. - СЛ Рубинштейн и Платонов - первичная субъективная форма психики - эмоция. Позже Леонтьев снял противоречие - на начальных ступенях эволюции психики ощущение и эмоция - неделимое целое. - Гальперин и Симонов. Симонов вводит понятие «эмоц. тон ощущения», попытка сблизить подходы Леонтьева и Платонова. 3. Этапы развития психики: 2 критерия психики: 1) характер отражения; 2) критерий деятельности. 1) Элементарная сенсорная. Деятельность: активность, отвечающая потребностям, поиск предметов предметно расчлененной среде Психика: отражаются отдельные абиотические свойства предметов, связанные с жизненно важными свойствами. К. Э. Фабридва уровня элементарной сенсорной: 1.1. На низшем деятельность примитивна. Избегание негативного стимула. 1.2. В ысший уровень (высших червей, иглокожих и др.) связан с возникновением и развитием НС, отражение элементарных ощущений. 2) Перцептивная Психика: отражает в образе мира целостный предмет, данный в определенных условиях. Деятельность: выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности 1) Низшая перцептивная. К. Э. Фабри (даже у высших беспозвоночных). *Доказательство - Восприятие геметр. форм насекомыми. общение особей друг с другом. Передача информации химически или визуально(пчелы) 2) Высшая перцептивая. У птиц и млекопитающих Усложняющаяся деятельность, развитие опорно-локомоторной функции конечностей, манипулятивных движений вплоть до практического анализа объекта. 3) Стадия интеллекта Её выделял Леонтьев, Фабри считал лишней. Психика: отражение ситуаций, отношений между предметами в ходе соответствующей деятельности (двухфазной, опосредствованной орудиями) Особенности деятельности: 1) «внезапное» нахождение операции после нескольких не успешных проб. 2) воспроизведение найденной операции как решения без новых проб и ошибок при повторении опыта 3) возможность переноса решения на широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия. 4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: Двухфазность решения задачи обезьяной. К. Э. Фабри поставил под сомнение необходимость выделения потому что: А) сама по себе двухфазность не является признаком интеллектуального поведения, подготовительная и завершающая фазы присущи любому поведенческому акту. Б) орудийность не обязательный компонент интеллектуального действия, наличие орудийности не свидетельствует об интеллекте. В) ряд высших позвоночных, обнаруживают сложные характеристики деятельности, отмеченные А.Н.Леонтьевым как свойства интеллектуального поведения Предпосылка и основа интеллекта животных - манипулирование. Происходит ознакомление с новыми свойствами объектов, обобщение опыта и появление обобщенного двигательно-сенсорного опыта. Интеллект животных биологически ограничен. Обезьяны пользуются орудиями, но их интеллект - применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия. 4) Стадия сознания. На этой стадии находится только человек, опосредствованный характер отражения действительности, зафиксированный в системах значений (словесных, предметных и орудийных), в динамических смысловых системах личности. Отражение реальности становится более объективным. Возникает как продукт усложнившейся деятельности индивида в мире, носящей социальный и орудийный характер.
Date: 2015-09-24; view: 2502; Нарушение авторских прав |