Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций
План ответа 1. Социальный контекст возникновения теории ЛСВ англ. антропологическая школа (Тайлор, Фрезер) франц. социологич. школа (Дюркгейм, Леви-Брюль) Пьер-Жане 2. Этапы творечства ЛСВ и специфика его теории: допсихологический рефлексологический психологический 3. ВПФ и их экспериментальные исследования характер-ки ВПФ законы формирования эксперимент АНЛ по памяти и вниманию исследования Лурии I. Социальный контекст возникновения культурно-исторической теории Выготского. О культурно-исторической (или социальной, общественной) детерминации сознания говорили и до Выготского. 1. Английская антропологическая школа. Представители: Тайлор, Фрезер. Считали механизмы сознания принципиально одинаковыми у всех людей (интроспективная психология). Культуральные различия объяснялся недостатком опыта и знаний о закономерностях окружающего мира (недостатками содержаний сознания). 2. Французская социологическая школа. Представители: Дюркгейм, Леви-Брюль. Кроме недостатка содержаний сознания, важную роль играют и качественные отличия в психологических механизмах психики, иные умственные операции и т.п. - Дюркгейм вводит понятие «коллективные представления», которые закрепляются в языке; Социальные факты не зависят от индивида, жестко навязаны ему, присваиваются необходимо. - Леви-Брюль. Главная особенность примитивного сознания – господство коллективных представлений. Коллективные представления у первобытных – это некое триединство (в виде треугольника) - единство познавательных – на вершине, аффективных и волевых (моторных, т.к. воля прежде всего проявляется в движении) компонентов. Коллективные представления – идентичные у всего рода правила жизни и поведения. Сознание зародилось как психический механизм, обеспечивающий совместную деятельность. 3. Пьер Жанэ. Умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека, как результат интериоризации. Выделил 2 формы памяти: память-реминисценцию (память-привычка, натуральная) и память-рассказ. Память – результат общения между людьми, необходимый акт для жизни общества. Т.е. память появляется только тогда, когда появляется полный и складный рассказ. II. Этапы творчества Выготского и специфика его теории. Ø Историческая концепция Л.С. - невозможно понять наличные психические процессы и сознание, следует рассмотреть историю их развития и становления. Развитие - качественные изменения, появление новообразований. Л.С. пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов. В центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка. Ø Культурной концепция - сознание ребенка, специфика его ВПФ формируются в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ, ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка. 1) Допсихологический, период гуманитарных интересов (1913-1917). История, театроведение, литературоведение, интересуется философией, знакомится с марксизмом. 2) Рефлексологический период (1917-1924). 3) Собственно психологический период (1924-1934). Подпериоды: · Дефектология и методология (1924-1927). Дефектология: небиологизаторский подход к ребенку и аномальному развитию; выделение первичного дефекта и вторичного (третичного и т.д.). Методология(исторический смысл…). · Инструментальная психология (1927-1931). Вводит понятие о знак. Система: "стимул - стимул - реакция". В качестве посредника между внешним объектом и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул – знак, инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л.С. назвал их высшими психическими функциями. В этот же период занимается педологией. · Поздний Выготский (1931 – смерть в 1934). Проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов. Основная работа этого периода: «Мышление и речь» (1934). III. Высшие психические функции и их экспериментальные исследования. Характеристики любой ВПФ: 5) Социальны по происхождению. Развиваются только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения – интериоризация. 6) Опосредованы по строению: видно в способах функционирования, «свернутой речи» в ВПФ. 7) Произвольны по характеру регуляции (человек ставит задачи, цели), способу осуществления. 8) Системны по способу взаимодействия с другими ВПФ. Для младшего школьника – размышлять, значит вспоминать, для подростка – вспоминать, значит размышлять. Принцип системности реализовался в нейропсихологической концепции мозговой организации ВПФ А.Р. Лурия. 9) осознанность ВПФ; Развитие ВПФ Законы формирования: 1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования". 2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения). 3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания". Развил в следующий закон. 4. "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Можно назвать "законом осознания и овладения". Понятие интериоризции - п ревращение интерпсихических отношений в интрапсихические, переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному. 3 стадии интериоризации в онтогенезе: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать; ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого; ребенок начинает воздействовать словом на себя.
Экспериментальные исследования. 1. Исследование А.Н. Леонтьева памяти. Основная задача испытуемого – запомнить и воспроизвести 20 названий предметов. 2 ряда стимулов: 1) стимулы-объекты (слова), 2) стимулы-средства(карточки с картинками). 1 и 2 серия: испытуемый прослушивает и запоминает. 3 и 4 серия: испытуемый прослушивает слова и устанавливает ассоциативные связи для каждого слова с помощью картинок. Вывод: 1) обучение должно опираться на определенный уровень естественного развития 2) обучение направляет процесс естественного развития, создает ЗБР психических функций. Зона ближайшего развития - различие между тем, что ребенок может выполнить самостоятельно и тем, что может при участии взрослого или культурных средств. 3) у взрослых уже внутренние, умственные средства. 2. Исследование А.Н. Леонтьева по вниманию. Внимание как ВПФ. 2 стадии развития: натуральная и культурная. Разработал функциональную методику двойной стимуляции в применении к исследованию опосредствованных процессов внимания - игра в вопросы и ответы с доп. условиями на оттормаживание определенных вариантов. В 8-9 лет очень сложно, но со стимулами-средствами опосредует и выполняет гораздо успешнее, значит внешние стимулы используются для управления внутренними процессами. 3. Эксперимент Выготского с чашками и орехом: Этот эксперимент доказывает социальное происхождение внимания – жест экспериментатора обращает внимание на побочные, вторичные признаки, помогает обнаружить их в объекте(наклейки на чашках).
4. Исследование А.Р. Лурия в Узбекистане. Задача: анализ социально-исторического формирования познавательных процессов. Испытуемые: малограмотные узбеки-крестьяне. Вывод: овладение языком как средством абстрактного обобщения коренным образом перестраивает всю психику.
9) Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Физиология активности Н.А.Бернштейна.
Даулизм(Декарт) Параллелизм(Т. Гоббс, Лейбниц) Монизм(Спиноза) Материализм (И.М. Сеченов) Диалектическое решение Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна Теория уровней построения движений Системно-динамическая локализация ВПФ(А.Р. Лурия)
В широком смысле – это вопрос о месте психического в природе; в узком – проблема соотношения психических и физиологических процессов - психофизиологическая проблема. Взаимодействие души и тела Декарт 2 субстанции: телесную и духовную. Критерий материального - субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину, вся природа. Критерий духовного - Мышление. Субстанция, сущность которой - мышление - душа. Полностью независима от тела. Дуализм 2 субстанции независимы. Душа и тело соединяются только в человеке. Продукт взаимодействия – страсти(голод, восприятия света и все остальное). Душа соединена со всем телом, но наиболее с мозгом: Душа помещается в эпифизе; улавливает малейшие движения живых духов, вызывает движение тела. Глубокие противоречия – не протяжена и локализована, не материальна, но движет. Средство познания души - внутреннее сознание, яснее и достовернее, познания тела. Параллелизм независимость психики от физиологии и наоборот. Психика может считаться эпифеноменом. Т. Гоббс - Психика — тень материальных процессов, эпифеномен. Вся психика - образы. Начало всех представлений— ощущение. Представление воображения — ослабленные ощущения. Память — тоже представление, обозначаем, что оно отошло в прошлое. Понимание — образ, возникающий под влиянием слова. Мышление - течение образов, ассоциации.
Лейбниц: параллелизм. Душа и тело как активное и пассивное начало одной монады. Гипотеза «предустановленной гармонии»: душа и тело подчинены собственным законам. Объединение благодаря "предустановленной гармонии", все субстанции - выражения одного универсума.
СПИНОЗА. Монизм – 1 субстанция с многими атрибутами, познаваемы протяженность и мышление. В протяжении вещь выступает как тело, в мышлении – как душа предмета. Материализм И.М.Сеченов. Э ффект „центрального торможения“ считал основой произвольного поведения человека, объяснил им волю. Рефлекторная теория психического. Психические процессы – рефлексы разной степени сложности, берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной деятельностью, заканчиваются ответной деятельностью. Не означает сведения психического к физиологическому. С ходство по структуре и происхождению. 5. Диалектическое решение 1) неклассическая физиология. Теория Н.А. Бернштейна: проблема активности и уровни построения движений. Первый вывод Бернштейна - только очень простое движение может произойти в результате прямого проведения моторных команд. Окончательная цель движения только на основании принципа сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Формирование навыков происходит путем повторения «без повторений»: т.е. повторенное движение не полностью повторяет предыдущее. Рефлекторное кольцо. Моторный центр (М), из которого поступают эффекторные команды в мышцу. От мышцы сигналы обратной связи в сенсорный центр (S). В ЦНС переработка поступившей информации в моторные сигналы коррекции к мышце. Образ движения обеспечивается сигналами проприоцептивной и зрительной модальностей. Теория уровней построения движений. В зависимости от информацию сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях. Уровни - морфологические «слои» в ЦНС. Уровни спинного и продолговатого мозга, подкорковых центров, уровни коры. Любое движение – сложная многоуровневая система, где каждый уровень или определенные анатомические структуры характеризуются «ведущей афферентацией» и собственным набором регулируемых движений. 5 уровней регуляции объединяют произвольные и непроизвольные движения в единую систему, в каждый последующий включены предыдущие: 1. A: Руброспинальный Тонус мышц, позы, плавность, гибкость. Подкорка. спинной мозг, красное ядро, черная субстанция, и др подкорковые. 2. В: таламо-палидарный Ммышечно-суставных увязок. Уровень синергий и штампов. Слаженные движения. Подкорка. Полунепроизвольные движения, привычные(мимика, жесты, шаги). Уровень стереотипов, рефлексов При нарушении симптомы диссинергии, выпадение ансамблевых движений. 3. С: пирамидно-стриальный; пространственные поля. Вся информация о внешнем пространстве от органов чувств. Пространственный уровень -целенаправленность -перемещение -внешние пространственные движения. 1. целевые переместительные. Date: 2015-09-24; view: 970; Нарушение авторских прав |