Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций





План ответа

1. Социальный контекст возникновения теории ЛСВ

англ. антропологическая школа (Тайлор, Фрезер)

франц. социологич. школа (Дюркгейм, Леви-Брюль)

Пьер-Жане

2. Этапы творечства ЛСВ и специфика его теории:

допсихологический

рефлексологический

психологический

3. ВПФ и их экспериментальные исследования

характер-ки ВПФ

законы формирования

эксперимент АНЛ по памяти и вниманию

исследования Лурии

I. Социальный контекст возникновения культурно-исторической теории Выготского. О культурно-исторической (или социальной, общественной) детерминации сознания говорили и до Выготского.

1. Английская антропологическая школа. Представители: Тайлор, Фрезер. Считали механизмы сознания принципиально одинаковыми у всех людей (интроспективная психология). Культуральные различия объяснялся недостатком опыта и знаний о закономерностях окружающего мира (недостатками содержаний сознания).

2. Французская социологическая школа. Представители: Дюркгейм, Леви-Брюль. Кроме недостатка содержаний сознания, важную роль играют и качественные отличия в психологических механизмах психики, иные умственные операции и т.п.

- Дюркгейм вводит понятие «коллективные представления», которые закрепляются в языке; Социальные факты не зависят от индивида, жестко навязаны ему, присваиваются необходимо.

- Леви-Брюль. Главная особенность примитивного сознания – господство коллективных представлений. Коллективные представления у первобытных – это некое триединство (в виде треугольника) - единство познавательных – на вершине, аффективных и волевых (моторных, т.к. воля прежде всего проявляется в движении) компонентов. Коллективные представления – идентичные у всего рода правила жизни и поведения. Сознание зародилось как психический механизм, обеспечивающий совместную деятельность.

3. Пьер Жанэ. Умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека, как результат интериоризации. Выделил 2 формы памяти: память-реминисценцию (память-привычка, натуральная) и память-рассказ. Память – результат общения между людьми, необходимый акт для жизни общества. Т.е. память появляется только тогда, когда появляется полный и складный рассказ.

II. Этапы творчества Выготского и специфика его теории.

Ø Историческая концепция Л.С. - невозможно понять наличные психические процессы и сознание, следует рассмотреть историю их развития и становления. Развитие - качественные изменения, появление новообразований. Л.С. пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов. В центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка.

Ø Культурной концепция - сознание ребенка, специфика его ВПФ формируются в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ, ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

1) Допсихологический, период гуманитарных интересов (1913-1917). История, театроведение, литературоведение, интересуется философией, знакомится с марксизмом.

2) Рефлексологический период (1917-1924).

3) Собственно психологический период (1924-1934). Подпериоды:

· Дефектология и методология (1924-1927). Дефектология: небиологизаторский подход к ребенку и аномальному развитию; выделение первичного дефекта и вторичного (третичного и т.д.). Методология(исторический смысл…).

· Инструментальная психология (1927-1931). Вводит понятие о знак. Система: "стимул - стимул - реакция". В качестве посредника между внешним объектом и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул – знак, инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л.С. назвал их высшими психическими функциями. В этот же период занимается педологией.

· Поздний Выготский (1931 – смерть в 1934). Проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов. Основная работа этого периода: «Мышление и речь» (1934).

III. Высшие психические функции и их экспериментальные исследования.

Характеристики любой ВПФ:

5) Социальны по происхождению. Развиваются только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения – интериоризация.

6) Опосредованы по строению: видно в способах функционирования, «свернутой речи» в ВПФ.

7) Произвольны по характеру регуляции (человек ставит задачи, цели), способу осуществления.

8) Системны по способу взаимодействия с другими ВПФ. Для младшего школьника – размышлять, значит вспоминать, для подростка – вспоминать, значит размышлять. Принцип системности реализовался в нейропсихологической концепции мозговой организации ВПФ А.Р. Лурия.

9) осознанность ВПФ;

Развитие ВПФ Законы формирования:

1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования".

2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения).

3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания". Развил в следующий закон.

4. "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Можно назвать "законом осознания и овладения".

Понятие интериоризции - п ревращение интерпсихических отношений в интрапсихические, переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному.

3 стадии интериоризации в онтогенезе: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать; ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого; ребенок начинает воздействовать словом на себя.

 

Экспериментальные исследования.

1. Исследование А.Н. Леонтьева памяти. Основная задача испытуемого – запомнить и воспроизвести 20 названий предметов. 2 ряда стимулов: 1) стимулы-объекты (слова), 2) стимулы-средства(карточки с картинками).

1 и 2 серия: испытуемый прослушивает и запоминает. 3 и 4 серия: испытуемый прослушивает слова и устанавливает ассоциативные связи для каждого слова с помощью картинок.

Вывод:

1) обучение должно опираться на определенный уровень естественного развития

2) обучение направляет процесс естественного развития, создает ЗБР психических функций. Зона ближайшего развития - различие между тем, что ребенок может выполнить самостоятельно и тем, что может при участии взрослого или культурных средств. 3) у взрослых уже внутренние, умственные средства.

2. Исследование А.Н. Леонтьева по вниманию. Внимание как ВПФ. 2 стадии развития: натуральная и культурная. Разрабо­тал функциональную методику двойной стиму­ляции в применении к исследованию опосредство­ванных процессов внимания - игра в вопросы и ответы с доп. условиями на оттормаживание определенных вариантов. В 8-9 лет очень сложно, но со стимулами-средствами опосредует и выполняет гораздо успешнее, значит внешние стимулы используются для управления внутренними процессами.

3. Эксперимент Выготского с чашками и орехом: Этот эксперимент доказывает социальное происхождение внимания – жест экспериментатора обращает внимание на побочные, вторичные признаки, помогает обнаружить их в объекте(наклейки на чашках).

 

4. Исследование А.Р. Лурия в Узбекистане. Задача: анализ социально-исторического формирования познавательных процессов. Испытуемые: малограмотные узбеки-крестьяне. Вывод: овладение языком как средством абстрактного обобщения коренным образом перестраивает всю психику.

 

 

9) Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Физиология активности Н.А.Бернштейна.

 

Даулизм(Декарт)

Параллелизм(Т. Гоббс, Лейбниц)

Монизм(Спиноза)

Материализм (И.М. Сеченов)

Диалектическое решение

Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна

Теория уровней построения движений

Системно-динамическая локализация ВПФ(А.Р. Лурия)

 

В широком смысле – это вопрос о месте психического в природе; в узком – проблема соотношения психических и физиологических процессов - психофизиологическая проблема.

Взаимодействие души и тела

Декарт 2 субстанции: телесную и духовную.

Критерий материального - субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину, вся природа.

Критерий духовного - Мышление. Субстанция, сущность которой - мышление - душа. Полностью независима от тела.

Дуализм 2 субстанции независимы.

Душа и тело соединяются только в человеке. Продукт взаимодействия – страсти(голод, восприятия света и все остальное).

Душа соединена со всем телом, но наиболее с мозгом: Душа помещается в эпифизе; улавливает малейшие движения живых духов, вызывает движение тела. Глубокие противоречия – не протяжена и локализована, не материальна, но движет.

Средство познания души - внутреннее сознание, яснее и достовернее, познания тела.

Параллелизм независимость психики от физиологии и наоборот. Психика может считаться эпифеноменом. Т. Гоббс - Психика — тень материальных процессов, эпифеномен. Вся психика - образы. Начало всех представлений— ощущение. Представление воображения — ослабленные ощущения. Память — тоже представление, обозначаем, что оно отошло в прошлое. Понимание — образ, возникающий под влиянием слова. Мышление - течение образов, ассоциации.

 

Лейбниц: параллелизм. Душа и тело как активное и пассивное начало одной монады.

Гипотеза «предустановленной гармонии»: душа и тело подчинены собственным законам. Объединение благодаря "предустановленной гармонии", все субстанции - выражения одного универсума.

 

СПИНОЗА. Монизм – 1 субстанция с многими атрибутами, познаваемы протяженность и мышление. В протяжении вещь выступает как тело, в мышлении – как душа предмета.

Материализм

И.М.Сеченов. Э ффект „центрального торможения“ считал основой произвольного поведения человека, объяснил им волю. Рефлекторная теория психического. Психические процессы – рефлексы разной степени сложности, берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной деятельностью, заканчиваются ответной деятельностью. Не означает сведения психического к физиологическому. С ходство по структуре и происхождению.

5. Диалектическое решение

1) неклассическая физиология. Теория Н.А. Бернштейна: проблема активности и уровни построения движений.

Первый вывод Бернштейна - только очень простое движение может произойти в результате прямого проведения моторных команд.

Окончательная цель движения только на основании принципа сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.

Формирование навыков происходит путем повторения «без повторений»: т.е. повторенное движение не полностью повторяет предыдущее.

Рефлекторное кольцо.

Моторный центр (М), из которого поступают эффекторные команды в мышцу. От мышцы сигналы обратной связи в сенсорный центр (S). В ЦНС переработка поступившей информации в моторные сигналы коррекции к мышце.

Об­раз движения обеспечивается сиг­на­ла­ми про­прио­цеп­тив­ной и зри­тель­ной мо­даль­но­стей.

Тео­рия уров­ней по­строе­ния дви­же­ний.

В за­ви­си­мо­сти от ин­фор­ма­цию сиг­на­лы об­рат­ной свя­зи, аф­фе­рент­ные сиг­на­лы при­хо­дят в раз­ные чув­ст­ви­тель­ные цен­тры го­лов­но­го моз­га и пе­ре­клю­ча­ют­ся на мо­тор­ные пу­ти на раз­ных уров­нях.

Уровни - мор­фо­ло­ги­че­ские «слои» в ЦНС. Уров­ни спин­но­го и про­дол­го­ва­то­го моз­га, под­кор­ко­вых цен­тров, уров­ни ко­ры.

Любое движение – сложная многоуровневая система, где каждый уровень или определенные анатомические структуры характеризуются «ведущей афферентацией» и собственным набором регулируемых движений. 5 уровней регуляции объединяют произвольные и непроизвольные движения в единую систему, в каждый последующий включены предыдущие:

1. A: Руброспинальный

Тонус мышц, позы, плавность, гибкость. Подкорка. спинной мозг, красное ядро, черная субстанция, и др подкорковые.

2. В: таламо-палидарный

Ммышечно-суставных увязок. Уровень синергий и штампов. Слаженные движения. Подкорка.

Полунепроизвольные движения, привычные(мимика, жесты, шаги). Уровень стереотипов, рефлексов

При нарушении симптомы диссинергии, выпадение ансамблевых движений.

3. С: пирамидно-стриальный; пространственные поля.

Вся ин­фор­ма­ция о внеш­нем про­стран­ст­ве от органов чувств. Пространственный уровень

-целенаправленность

-перемещение

-внешние пространственные движения.

1. целевые переместительные.

Date: 2015-09-24; view: 933; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию